Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ и разработка предложения по улучшению маркетинговой стратегии предприятия.
Для раскрытия темы были поставлены и решены следующие задачи:
-раскрыть сущность стратегии маркетинга;
-рассмотреть принципы и инструменты формирования маркетинговых стратегий;
-проанализировать стратегию маркетинга предприятия;
Введение
Современным инструментом управления развития организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления. Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Для успеха компании на рынке необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Формирование целей, достижение их и решение задач предприятия включает в себя понятие стратегического маркетинга. Сегодня его роль в экономике очень велика. Поскольку каждая организация стремится быть успешной на рынке товаров и услуг, то, соответственно, предприятию необходимо выбрать правильную стратегию для успешного функционирования. Выбор стратегий маркетинга определяется положением, потенциалом и традициями деятельности фирмы на рынке, спецификой продукции, конъюнктурой рынка. Многое зависит от структуры и методов управления учреждением, от приоритетов фирмы и специфики товара. Единой стратегии для всех предприятий не существует. Каждое предприятие в своей отрасли уникально, поэтому и выбор его стратегии тоже уникален. В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно отвечать на три вопроса: какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать, каковы потребности в капиталовложении и ресурсов и, наконец, какова возможная отдача по выбранным направлениям. Всё вышесказанное определило актуальность моей темы и позволило выделить теоретическую и практическую проблему в исследовании формирования стратегии развития предприятия.
Целью курсовой работы является анализ и разработка предложения по улучшению маркетинговой стратегии предприятия.
Для раскрытия темы были поставлены и решены следующие задачи:
-раскрыть сущность стратегии маркетинга;
-рассмотреть принципы
и инструменты формирования
-проанализировать стратегию маркетинга предприятия;
-проанализировать
-разработать мероприятия,
направленные на улучшение
- описать теоретическую модель стратегического маркетинга.
Объектом исследования курсовой работы является ООО «Финанс-проект».
Предметом исследования являются теоретические аспекты выбора маркетинговой стратегии ООО «Финанс-проект» и исследования в этой сфере.
Теоретической основой написания данной курсовой работы является база информации, полученная из учебной и научной литературы отечественных и зарубежных авторов, а также из других источников: сети Internet, периодических изданий и средств массовой информации.
Методической основой научной работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных приемов и методов: анализа и синтеза, группировки и сравнения.
Структура курсовой работы представлена в виде введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования стратегии предприятия
Сегодня новым модным понятием, которое начинает активно использоваться в своем лексиконе бизнесменами всего мира является понятие миссии. Данное понятие имеет много трактовок в зависимости от сферы их применения. Мы же будем использовать определение данного понятия зарубежного учёного Артура А. Томпсона младшего. Итак, под миссией организации мы понимаем систему взглядов на положение и роль компании на рынке и на перспективы ее развития1. Миссия, по его мнению, является открытым обращением к акционерам, клиентам и персоналу фирмы. В миссию, как правило, включаются следующие разделы:
- клиенты компании;
- предоставляемые продукты и услуги;
- области деятельности и рынки;
- заботы о технологии;
- заботы о выживании и росте;
- философия бизнеса;
- концепция управления;
- забота об общественном имидже;
- забота о своих работниках.
Следует отметить, что хотя многие (если не большинство) предпринимателей считают своей «основной миссией» получение прибыли, на самом деле это является внутренним критерием компании. Связано это с тем, что любая фирма является своего рода «открытой системой» и может существовать, лишь удовлетворяя потребности, находящиеся вне ее самой.
Сложным моментом по определению миссии для малого бизнеса является то, что предприниматели выбирают слишком сложную и глобальную задачу.
В результате проведения анализа рынка и собственных возможностей компания определяет цели и стратегии развития и дальнейшую программу действий по их реализации. Цели организации могут быть сформулированы относительно следующего:
- цели по уровню продаж компании, выраженные в виде объема оборота либо продаж в физическом выражении товара, либо доли рынка компании;
- цели по прибыли компании, выраженные в различных финансовых показателях – валовой прибыли, чистой прибыли, возврата во вложенный капитал и др.;
- цели в отношении потребителей, сформулированных в виде уровня известности товара компании, величины повторных закупок товара клиентами фирмы, имиджа компании в целом и др.
Данные цели организации можно отнести к маркетинговым целям организации.
Следует отметить,
что понятие «маркетинг»
Исходя из вышесказанного следует отметить, что при планировании маркетинговых целей (если их несколько) организации необходимо обеспечить их взаимное согласование. Данная работа проводится в следующем порядке:
- задать необходимый уровень чистой прибыли;
- определить величину объема оборота, необходимого для достижения этого уровня;
- установить, зная цены товара, объем его продаж в физическом выражении;
- рассчитать долю компании на рынке на основе величины ожидаемого спроса товара;
- определить цели в отношении сбыта и продвижения товара.
Также при определении целей маркетинговой деятельности необходимо, чтобы они соответствовали предъявляемым к ним следующим требованиям:
- конкретность цели (качественное и количественное выражение цели);
- измеримость цели (определение, каким образом можно будет оценивать результаты);
- определение цели во времени (указание конкретной даты);
- достижимость цели (нереальные и недостижимые цели не стимулируют персонал к работе и не способствуют эффективной работе).
Рассмотрев понятие миссии и целей организации, необходимо перейти к понятию стратегии организации. Следует отметить, что именно миссия и цель предприятия формирует её стратегию.
Термин «стратегия» произошёл от греч. statis – войско + ago - веду и strategos - искусство генерала и обозначает планирование и проведение в жизни политики страны с использованием всех доступных средств3.
В общем смысле это понятие применяется для обозначения широких, долгосрочных мер и подходов, применительно к предприятию.
Понятие стратегии вошло в лексикон делового управления: появились термины «стратегическое планирование», «стратегическое управление», «стратегический менеджмент».
Много зарубежных и отечественных авторов дают своё определение данному термину. Так, например, авторы И. Ансофф и А. Волкова под «стратегией» понимают набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Старовойтов М.К. даёт иную трактовку данному термину. В его понимании стратегия - идеология развития компании, формирование действий для достижения целей компании. Таким образом, на основании вышеизложенного авторы предлагают следующую формулировку: стратегия организации представляет собой совокупность действий, необходимых для достижения поставленных целей путём рационального использования ресурсов экономической системы. Цель стратегии организации – добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат предприятию высокую рентабельность и жизнедеятельность на рынке товаров и услуг.
1.2. Обзор методов обоснования стратегических изменений в области маркетинговой деятельности компании
В области маркетинга, как мы выяснили выше, существуют стратегии, применяемые организациями для успешного функционирования на рынке. Необходимо отметить, что выделяют три уровня стратегии. Первый уровень - базовая стратегия. Под базовой стратегией мы понимаем стратегию, которая описывает общее направление роста предприятия, его производственно-сбытовой деятельности. Данная стратегия показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг.
Ко второму уровню относится деловая стратегия. Данный вид стратегии нацелен на достижение конкурентных преимуществ компании. Если фирма занята только одним видом бизнеса, то данная стратегия является основной в этой компании.
Третий уровень стратегии - функциональные стратегии, которые разрабатываются специально для каждого функционального пространства организации. Д. Маркова и С.А. Кузнецова понимают под этим видом стратегии, которые разрабатываются организациями на основе деловой и базовой стратегии. Они считают, что целью функциональной стратегии является распределение ресурсов отделов компании для успешного применения деятельности4.
Многие организации
разрабатывают стратегию
Помимо этого необходимо отметить, что все стратегии основываются на регулярном учёте условий, в которых работает определённое промышленное предприятие, на осознании задач, которые стоят перед ними, что, в свою очередь, способствует, возникновению самых различных проектов предприятия. Исходя из этого, компания может выбрать вариант, который обеспечит ей выживаемость в условиях конкуренции и будет способствовать повышению экономических показателей компании.
Не стоит
забывать, что именно от проблем
предприятия и его целей
Здесь следует выделить основные составляющие стратегии, которые способствуют стратегическим изменениям компании:
- анализ макро- и микросреды компании и конъюнктуры рынка;
- философия, миссия, цели компании;
- стратегия в области деятельности предприятия.
Существуют также этапы и методы стратегических изменений в области маркетинговой деятельности компании. Итак, рассмотрим более подробно этапы и методы5.
Первый этап - предварительный. На этом этапе происходит анализ личного потенциала руководства, его заинтересованности в разработке стратегии. Происходит диагностика предприятия по всем направлениям. Выбор согласований позиций производства и приглашённых экспертов. На данном этапе используются такие методы стратегических изменений как: анкета директора, анкетный опрос, бизнес диагностика.
Второй этап – выработка альтернативных стратегий. На данном этапе происходит формирование рабочих групп для разработки различных вариантов стратегии. Методами здесь служат: мозговой штурм, проблемно-деловая игра, коллективная работа с экспертами.
Третий этап – ранжирование альтернативных стратегий и принятие решения. Происходит ранжирование стратегических проблем, выбор критерия, разработка целевых программ. Методами служат: экспертные методы, сетевые методы, интуиция руководителя.
Помимо вышеперечисленного существуют и такие методы как: метод экспертного оценивания, статистических оценок, SWOT-анализ, PEST-анализ, метод моделирования, метод синтеза, частичный метод.
Таким образом, мы видим, что все вышеперечисленные методы стратегических изменений имеют место в системе ценностей компании и являются вариантами для продвижения успешного функционирования на рынке товаров и услуг. В зависимости от того, какие цели и задачи компания преследует, будет использоваться определённая стратегия и методы по её применению.
Информация о работе Схема включения маркетинга в стратегическое управление фирмой