Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 17:51, контрольная работа
Ключевой задачей маркетинга вообще, и в банковской сфере в особенности, является исследование рынка. В рамках этой проблемы осуществляется, в частности, сбор информации, необходимой для исследования рынка; изучение товара и определение его цены; организация сбыта услуг.
Содержание
1.Изучение рынка банковских услуг…………………………...3
2.Сегментация банковского рынка региона…………………..14
3.Сегментирование клиентуры коммерческого банка……….16
Список используемой литературы………………………………
Федеральное
государственное
Кафедра
финансов и кредита
Контрольная работа по дисциплине
«Банковский маркетинг»
Тема
№4: «Сегментирование
рынка банковских услуг».
Работа
сдана на проверку
«__»
________ 2011г.
К
защите
«__»
________ 2011г.
Калининград
2011г.
Содержание
1.Изучение
рынка банковских услуг……………………
2.Сегментация
банковского рынка региона……………
3.Сегментирование
клиентуры коммерческого банка…
Список
используемой литературы………………………………19
1.Изучение рынка банковских услуг
Ключевой задачей маркетинга вообще, и в банковской сфере в особенности, является исследование рынка. В рамках этой проблемы осуществляется, в частности, сбор информации, необходимой для исследования рынка; изучение товара и определение его цены; организация сбыта услуг.
Сбор информации необходим для выявления реального и потенциального рынков коммерческого банка, изучения потребностей и перспектив этого рынка. Для оценки рынка конкретизируется доля, принадлежащая банку, в том числе доля рынка займов и депозитов, а также доля рынка отдельных видов услуг; делается сравнение рынка данного коммерческого банка с рынком других конкурирующих банков.
Особую
роль для детального анализа рынка
имеет его сегментация, заключающаяся
в том, что для определения
своих преимуществ по сравнению
с возможностями конкурентов
банк ищет и находит наиболее подходящий
ему сегмент рынка, выявляет конкретные
группы потребителей, служащих предметом
повышенного интереса банка, в отношении
которых будут проводиться
В качестве объектов географической сегментации выступают территориальные образования, экономические районы, административные единицы страны, города и микрорайоны городов. Банк, естественно, обычно концентрирует свое внимание, в первую очередь, на ближайшие рынки.
Демографическая сегментация основывается на социально-профессиональном делении населения, по возрасту, по доходам и т.д. Банк выявляет интересующие его группы населения и работает с ними для максимального привлечения вкладов, оптимального размещения кредитов. Такого рода сегментация приобретает в России немалое значение в связи с развитием рынка ценных бумаг, поскольку при этом основным вкладчиком коммерческого банка выступает население.
В последнее время существенно возросла роль психокультурной сегментации, учитывающей отношение физических лиц к предлагаемой банком услуге. Характер отношения зависит как от социального положения, так и от специфических особенностей человека. При такой сегментации на основе стабильных признаков происходит объединение населения в различные социальные группы.
Поведенческая сегментация проводится на основе изучения досье, имеющегося в банке на каждого клиента. При этом определяется состояние счета и характер операций, осуществляемых банком. По своему поведению население может классифицироваться следующим образом: люди, живущие сегодняшним днем; авантюристы - риск-тейкеры; реалисты, недостаточно активные, однако относящиеся с уважением к материальным ценностям; лица, стремящиеся быть в центре событий.
Определение целевых рынков и сегментация для банка совершенно необходимы. Выгоды от определенного вида услуг, как правило, целесообразны лишь для определенных групп клиентов. Для других групп такие услуги могут быть или слишком дорогими или в данный момент бесполезными. Группа клиентов, подходящая для данной услуги, образует целевой рынок. Клиент банка может выступать как часть нескольких целевых рынков, предназначенных для различных видов услуг. Задача маркетинговых служб - правильно оценить целевые рынки для услуг, оказываемых банком.
Существуют
два типа маркетинговой стратегии,
связанной с исследованием
Для продвижения продукта на рынок и его реализации следует дифференцировать клиентов и определить тех, которые могут выступать в качестве потребителя данного продукта. Клиенты имеют разные вкусы и потребности. Их нужно изучать, воздействовать на них, для чего требуется применение разной маркетинговой стратегии. Остановимся на этом подробнее.
Метод сегментации рынка, представляющий разделение неоднородного рынка на ряд более мелких однородных сегментов, позволяет в свою очередь выделить те группы клиентов, у которых близки или даже идентичны интересы и потребности.
Сегментация открывает возможность:
более точно оценить целевой рынок с точки зрения потребностей клиентов;
выявить преимущества или недостатки деятельности банка в освоении конкретного рынка;
более
рельефно и отчетливо поставить
цели и прогнозировать реальность успешного
осуществления маркетинговой
Для проведения сегментации требуется соблюдение следующих условий:
сегмент должен быть достаточно весомым, чтобы были оправданы расходы, связанные с проведением кампании по продвижению новых услуг на рынок;
ответная реакция на действия банка группы людей или компаний, выбранных в качестве целевого рынка, должна выгодно отличаться от реакции других сегментов.
В клиентурном рынке обычно выделяют пять сегментов:
1.Юридические и физические лица, являющиеся собственниками или ведущие операции с недвижимостью.
2.Корпорации, финансово-промышленные группы.
3.Институциональный рынок (банки-корреспонденты).
4.Правительственный
рынок (органы федерального и
регионального правительства,
5.Юридические и физические лица по линии доверительных услуг.
В
организации и осуществлении
сегментации возможны различные
варианты. Так, иногда делят весь рынок
на отдельные участки (регионы, города,
районы и т.д.) в зависимости от
их расположения, сегментируя по географическому
признаку. Возрастное деление клиентуры
связано с понятием "жизненного
цикла" людей, по которому личность
в течение жизни проходит ряд
последовательных стадий, каждая из которых
характерна возникновением определенных
потребностей. При таком подходе
реально в рамках сегментации
объединять клиентов, находящихся на
одинаковых этапах жизненного цикла. Это
может послужить серьезной
Возрастная дифференциация, например, позволяет банку определить целевые рынки в общей массе клиентуры. На практике достаточно просто осуществить сегментацию клиентов по возрасту, поскольку при открытии банковского счета заполняется карта, содержащая подробные сведения о возрасте клиента, уровне образования и т.д. На основе статистического распределения клиентуры по выбранному признаку, можно затем определить и виды банковских продуктов для предложения клиентам, ранжированным по возрастным категориям.
На этой основе банк определяет, какие виды продуктов он будет предлагать при выборе той или иной категории клиентов в качестве целевого рынка. На такой рынок будет нацелена и маркетинговая кампания по реализации тех или иных видов продуктов и услуг. Вместе с тем, сегментация по возрасту носит общий характер. В каждой возрастной группе потребности, вкусы и возможности в отношении банковского обслуживания порой существенно различаются в зависимости от ряда других факторов, таких как уровень дохода, образование, семейное положение и т.д.
Понятно,
что чем выше доход семьи, тем
выше ее потребность в самых
Переход
от одной стадии жизненного цикла
к другой, равно как и другие
важные события в жизни клиента
банка, открывают возможность для
предложения ему новых видов
банковских услуг. Такого рода ' события
именуются "переломными точками".
Назовем некоторые из них: окончание
школы, колледжа, института; женитьба;
покупка дома, квартиры; рождение ребенка;
достижения в карьерном росте; приобретение
капитала; уход на пенсию; смерть супруга
и т.д. В любом таком случае
появляются потребности, связанные
с конкретными финансовыми
Особое значение для банка играет рост клиентуры, привлечение банком новых клиентов, что обычно в силу естественных причин сосредотачивается, как правило, в молодых возрастных группах. В частности, банки работают с выпускниками привилегированных школ и колледжей, имеющими хорошие перспективы на получение высокооплачиваемой работы. Некоторые банки ориентируются на сбережения подростков в возрасте 15 - 16 лет. На определенном этапе такие счета не приносят прибыли.
Однако банк учитывает, что их владельцы через несколько лет могут превратиться в целевой рынок для продажи им многообразных банковских услуг. Следовательно, сегментация позволяет банку найти новые ниши в деятельности на рынке финансовых услуг и нацелить ресурсы на наиболее рентабельные операции.
Маркетинг
финансовых услуг среди компаний,
фирм имеет свои отличия. Здесь каждый
клиент нуждается в индивидуальном
подходе, тем не менее, сегментация
потенциальных клиентов как предварительный
этап планирования маркетинговых мероприятий
не только весьма полезна, а нередко
просто необходима. Предприятия дифференцируются
по их экономической мощи с использованием
для этого критерия объема продаж
или числа работников фирмы. Кроме
того, немаловажную роль для банка
играют особенности производственной
деятельности конкретной фирмы. Так, банк
может быть заинтересован в предоставлении
услуг, связанных с выплатой заработной
платы компании в сфере услуг,
располагающей небольшим