Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:41, курсовая работа
Осуществление успешной коммерческой деятельности в рыночных условиях предполагает учет индивидуальных предпочтений различных категорий покупателей. Именно это составляет основу сегментации рынка. С помощью сегментации из общего числа потенциальных потребителей выбираются определенные типы (рыночные сегменты), предъявляющие более или менее однородные требования к товару. Именно эти сегменты рынка должны в первую очередь ориентировать производство и реализацию товаров.
2)
микросегментация –
3)
сегментация вглубь – процесс
сегментирования начинается с
широкой группы потребителей, а
затем ее поэтапно углубляют
(суживают) в зависимости от
4)
сегментация вширь – процесс
сегментирования начинается с
узкой группы потребителей и
постепенно расширяется в
5)
предварительная сегментация –
изучение максимально
6) окончательная сегментация – завершающая стадия рыночных исследований; здесь определяются самые оптимальные для фирмы сегменты для рынка, на которых в дальнейшем она будет разрабатывать свою рыночную стратегию.
2.
В зависимости от типа
1)
процесс сегментирования
2)
сегментация потребителей
3) сегментация потребителей двух типов товаров.
Однако
на практике не используют каждый вид
сегментации рынка по-
Можно
выделить некоторые "базовые" методы
сегментирования. Важнейшим из них
является кластерный анализ потребителей
(таксономия). Кластеры потребителей формируются
объединением в группу тех, кто дает
сходные ответы на заданные вопросы.
Покупатели могут быть объединены в
кластер, если они имеют сходный
возраст, доход, привычки и т.п. Сходство
между покупателями основывается на
разных измерителях, но часто в качестве
меры сходства используется взвешенная
сумела квадрата различий между ответами
покупателей на вопрос. Выходом алгоритмов
кластеризации могут быть иерархические
деревья или объединение
Например, в США широко распространен кластерный анализ систем, называемый PRIZM, который начинает кластеризацию, сокращая набор из 1000 возможных социально-демографических показателей. Данная система формирует социально-демографические сегменты для всей территории CШA. Так, выделен кластер 28 - семьи, которые попали в этот кластер, включают лиц с наиболее успешной профессиональной или управленческой карьерой. Этот кластер также отражает высокий доход, образование, собственность, приблизительно средний возраст. Хотя данный кластер представляет только 7% населения США, он является критическим для предпринимателей, продающих дорогие товары.
Существуют другие примеры сегментации
потребителей на основе кластерного
анализа. Например, среди "психологических"
секторов весьма важное место занимает
"отношение потребителя к
Рис.
1 сегментация рынка
Как видно из приведенных данных, наибольшее число потребителей относится к числу обычных покупателей.
Сегментация потребителей на основе кластерного анализа является "классическим" методом. В то же время существуют приемы сегментирования рынка на основе так называемой "продуктовой сегментации" или сегментации рынка по параметрам продукции. Она имеет особенно важное значение при выпуске и сбыте новых изделий. Особое значение приобретает сегментация по продукту, базирующаяся на изучении долгосрочных тенденций на рынке. Процесс разработки и производства нового изделия, завершения крупных инвестиционных программ требуют достаточно продолжительного периода, и правильность результатов анализа рынка, оценки его емкости здесь особенно важна. В условиях работы на традиционный рынок стандартной продукции расчет его емкости может быть осуществлен путем использования метода суммирования рынков. В современных условиях для повышения своей конкурентоспособности и правильного определения емкости рынка предприятию уже недостаточно проводить сегментацию рынка только в одном направлении - определение групп потребителей по каким-то признакам. В рамках интегрированного маркетинга необходима еще и сегментация самого изделия по наиболее важным для его продвижения на рынке параметрам. С этой целью используется метод составления функциональных карт - проведение своего рода двойной сегментации, по изделию и потребителю.
Функциональные карты могут быть однофакторными (сегментация проводится по какому-то одному фактору и для однородной группы изделий) и многогофакторными (анализ того, для каких групп потребителей предназначена конкретная модель изделий и какие ее параметры наиболее важны для продвижения продукции на рынке) С помощью составления функциональных карт можно определить на какой сегмент рынка рассчитано данное изделие, какие его функциональные параметры соответствуют тем или иным запросам потребителей.
При
разработке новой продукции данная
методика предполагает, что должны
учитываться все факторы, отражающие
систему потребительских
Такой подход позволяет уже на стадии разработки увидеть, какие параметры изделия нуждаются в конструкторской доработке, или определить, есть ли достаточно емкий рынок для данной модели.
Вообще,
в мировой практике
используются 2 принципиальных подхода
к маркетинговому сегментированию (рис.
2).
Рис.2 Методы сегментирования.
В рамках первого метода. именуемого "а рriory" предварительно известны признаки сегментирования, численность сегментов, их количество, характеристики, карта интересов. То есть подразумевается, что сегментные группы в данном методе уже сформированы. Метод "а рriory" используют в тех случаях, когда сегментирование не является частью текущего исследования, а служит вспомогательным базисом при решении других маркетинговых задач. Иногда этот метод применяют при очень четкой определенности сегментов рынка, когда вариантность сегментов рынка не высока. "A priory" допустим и при формировании новой продукта, ориентированного на известный сегмент рынка.
В рамках второго метода, именуемого «post hoc» ( cluster based) подразумевается неопределенность признаков сегментирования и сущности самих сегментов. Исследователь предварительно выбирает ряд интерактивных по отношению к респонденту (метод подразумевает проведение опроса) переменных и далее в зависимости от высказанного отношения к определенной группе переменных, респонденты относятся к соответствующему сегменту. При этом карта интересов, выявленная в процессе последующего анализа, рассматривается как вторичная. Этот метод применяют при сегментировании потребительских рынков, сегментная структура которых не определена в отношении продаваемого продукта.
Сегментирование по методу "a priory". При выборе количества сегментов, на которое должен быть разбит рынок, обычно руководствуются целевой функцией - определение наиболее перспективного сегмента. Очевидно, излишним при формировании выборки является включение в нее сегментов, чей покупательский потенциал достаточно мал по отношению к исследуемому изделию. Количество сегментов, как показывают исследования, не должно превышать 10, превышение обычно связано с излишней детализацией признаков сегментирования и ведет к ненужному "размыванию" признаков.
Например, при сегментации по уровню дохода рекомендуется разбивка всех потенциальных покупателей на равные по объему сегменты, с учетом того, чтобы объем каждого из сегментов был, по крайней мере, не меньше предполагаемого объема реализации услуг, основанного на знании производственных мощностей предприятия. Наиболее удачным примером, поясняющим вышесказанное и демонстрирующим возможность разбивки потенциальных потребителей на устойчивые сегментные группы, может послужить сегментация населения по признаку дохода, когда все население разбивается на пять 20% групп. Представленное распределение объема доходов по пяти 20% группам населения приводится регулярно в статистических сборниках и сводках. Сегментирование потребителей промышленных рынков по методу "a priory" производится в соответствии с двумя возможными ситуациями в отношении типа потребителей:
а)
все возможные потребители
б) потребителей достаточно большое число, их состав часто меняется и составить их определенный список невозможно.
В случае а), при наличии крупных потребителей, производится их списочное описание, то есть рассматривается полный список всех потребителей. Такой метод в oтношении потребителей промышленного рынка называется "полной переписью верхней прослойки потребителей" . Применение этого метода дает возможность определить емкость потребительского рынка, которая рассматривается как сумма потребностей предприятий из сформированной переписи.
Во
втором подходе к описанию потребителей
промышленного рынка, когда численность
предприятий-потребителей, составляющих
сегмент, достаточно высока и отсутствует
возможность формирования "полной
переписи", применяют сегментирование
по обусловленным признакам, связанным
с деятельностью промышленного
предприятия или его
Таблица 1. 1
Сегментация предприятий по величине торгового оборота и сферам деятельности.
Сегмент | Характеристики сегмента |
Мелкие фирмы | Семейные
предприятия с ограниченными
финансовыми возможностями. Отсутствие
административного аппарата, минимум
планирования. Сфера деятельности территориально
ограничена. Коммерческий успех связан
политикой 1-2 ключевых лиц. Финансовая
экспертиза ограничена советами банка
или дипломированных |
Средние фирмы | |
Сфера услуг | Большое число работников. Потребность в долгосрочных источниках финансирования для расширения операций |
Розничная торговля | Большое
число работников. Большой объем
бухгалтерской и счетной |
Обрабатывающая промышленность | Проблемы финансирования. Потребность в помещениях |
Крупные фирмы | |
Сфера услуг и | Ориентация на экспансию и захват рынков. |
Сегмент | Характеристики сегмента |
розничная торговля | Наличие широкой сети филиалов с обширным персоналом по реализации и административного контроля |
Обрабатывающая промышленность | Большая
потребность в |
Сельское хозяйство | Высокий
уровень специализации |
Метод "К-сегментирования" ("post hoc" метод). Метод "К-сегментирования" ("post hoc" метод) направлен на поиск признаков сегментирования с последующим отбором сегментов. Метод подразумевает, что существует потребительский рынок, структура которого не известна и не может быть определена "a priory" по задаваемым признакам.