Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:56, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть особенности сегментации рынка гостиничных услуг. Для того чтобы дать полное и всестороннее представление о деятельности по сегментации, мы сформулировали следующие задачи нашего исследования:
дать определение сегментации рынка гостиничных услуг;
описать критерии сегментации;
рассмотреть подходы к формированию целевого рынка.
Введение 3
Глава 1. Сегментация рынка гостиничных услуг, критерии и признаки сегментации 5
1.1. Сегментация как средство выбора наиболее перспективного целевого рынка 5
1.2. Признаки сегментации 7
Глава 2. Целевой рынок гостиничных услуг 16
2.1. Выбор целевого рынка 16
2.2. Стратегии маркетинга 21
Глава 3. Исследование рынка гостиничных услуг в Нижневартовске 25
3.1. Формулирование целей маркетингового исследования 25
3.2. Тенденции развития гостиничного хозяйства 29
Заключение 31
Приложение 1 33
Приложение 2 34
Библиография 36
При
выборе целевого сегмента рынка гостиничный
менеджмент использует три подхода, которые
помогают укрепить положительный имидж
и репутацию гостиничного предприятия.
В процессе исследования ставилась задача получить ответы на следующие вопросы:
1. Кто является потребителем гостиничных услуг в Нижневартовске? Где живут потребители? Сколько могут заплатить?
2. Соответствует ли цена услуг тому уровню потребительской значимости, которую хотели бы иметь покупатели?
3. Какие услуги предлагают сегодня гостиницы и гостевые дома Нижневартовска?
4. Чем хуже или лучше услуги конкурентов?
5. Чего не хватает на сегодняшний день на рынке гостиничных услуг?
Сбор данных
Сбор фактических данных является одним из основных этапов маркетингового исследования. Для сбора данных обычно используются четыре метода: наблюдение, эксперимент, имитация, опрос.
Наблюдение обычно используется в маркетинговых исследованиях поискового характера и представляет собой метод сбора маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. При этом наблюдение рассматривается как процесс, который:
Экспериментом называется манипулирование независимыми переменными с целью определения их влияния на зависимые переменные при сохранении контроля за влиянием других, не изучаемых параметров. Независимые переменные (цены, затраты на рекламу) могут меняться по усмотрению экспериментатора. В то же время зависимые переменные (объем продаж, изменение доли рынка) практически не находятся в сфере его непосредственного управления.
Использование метода имитационного моделирования предопределяет построение и анализ модели, описывающей конкретную ситуацию, с использованием средств вычислительной техники.
В последнее время одним из наиболее распространенных способов сбора информации о рынке становятся опросы. Опрос является основным методом получения маркетинговой информации о потребителях, их поведении на рынке, предпочтении при выборе определенных услуг средств размещения, оценке различных форм обслуживания. Опрос – это устное или письменное обращение к опрашиваемым с вопросами, содержание которых составляет проблему исследования29.
Итак, при изучении рынка гостиничных услуг Нижневартовска использовалась существующая статистическая информация, а также проводился опрос потребителей и работников гостиничной индустрии.
При
опросе применялись две основные
формы: анкетирование и
Опрос продавцов гостиничных услуг проводился в форме интервьюирования в гостинице «Венеция». При интервьюировании задавались следующие вопросы:
1. Сколько стоит номер в вашей гостинице в сутки?
2. Есть ли возможность получения скидки при проживании в гостинице более чем 5, 7, 10 и более суток?
3. Какие дополнительные услуги вы предлагаете?
4. Какой процент заполняемости в вашей гостинице зимой? Летом?
5. Какой процент от всех клиентов вашей гостиницы составляют
постоянные клиенты?
6. Жители каких стран в основном являются вашими клиентами?
7. Почему клиент должен выбрать именно вашу гостиницу, а не гостиницу конкурента?
Анализ собранной информации
В опросе потребителей рынка гостиничной индустрии участвовало 29 человек. В результате было установлено следующее:
¨ основными потребителями гостиничных услуг являются мужчины (72%);
¨ большинство опрошенных (84%) заняты в частном секторе;
¨ из иностранных гостей большинством являются граждане Китая, Швеции, России, Америки;
¨ больше половины опрошенных иностранных гостей приезжают в Нижневартовск с деловыми целями;
¨ в большинстве случаев выбор гостиницы зависит от цены и от месторасположения, которое играет особенно большую роль у иностранных гостей;
¨ наиболее важными гостиничными услугами большинство опрошенных считает наличие удобств в номере, бесплатный завтрак, наличие ресторана в гостинице, ежедневную уборку и смену белья, а также возможность стирки одежды. Важными также считаются наличие телевизора и телефона в номере и спортзала в гостинице.
¨ основными недостатками гостиничного обслуживания опрошенные указали
высокие цены и не всегда вежливое обслуживание персонала.
В процессе интервьюирования был опрошен персонал гостиницы «Венеция» города Нижневартовска. В результате было установлено следующее:
¨ в среднем заполняемость гостиницы летом составляет не более 70%, зимой – около 40-45%;
¨ в среднем номер в гостинице стоит от 60$ в сутки и выше.
¨ есть возможность получения скидки, если гость останавливается дольше, чем на 10 дней. Также скидка предоставляется, если бронируются сразу несколько номеров;
¨ в данной гостинице процент постоянных клиентов составляет большую часть от всех приезжающих (около 70%);
¨ в общем уровень обслуживания в гостинице «Венеция» соответствует цене и
классу.
Анализ использования исследования
Что же представляет собой гостиничный рынок Нижневартовска? В процессе исследования был изучен как спрос, так и предложение на рынке гостиничных услуг.
Анализ спроса на услуги мест размещения на территории Нижневартовска показывает, что Нижневартовск обладает достаточным количеством мест в гостиницах выского класса 4-х и 5-ти звезд, однако продолжает недоставать недорогих гостиниц хорошего качества. Т.е. основной проблемой, с которой сталкиваются потребители, являются отсутствие крупных дешевых гостиниц и гостевых домов класса от «одной звездочки» до «трех звездочек» с невысокими ценами и качественными услугами. Эта ниша на рынке гостиничных услуг свободна.
Одной из причин или фактором, влияющим на низкую заполняемость, может быть простая вещь – привлекательность гостиничного продукта. Гостиничный бизнес и реализация гостиничного продукта требуют высокого профессионального мастерства, искусства стратегического и оперативного менеджмента, высокой духовной культуры, лучших человеческих качеств и высокой выучки персонала30.
Итак,
гостиничный рынок
В качестве основных тенденций развития сектора гостиничного хозяйства Нижневартовска можно назвать следующие тенденции:
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что основной проблемой рынка гостиничных услуг является сосуществование малых и средних фирм с крупными концернами-объединениями гостиниц.
Один
из путей выхода из кризиса –
это оптимизация
В последние годы в качестве альтернативы кооперации активно используется франчайзинг. Франчайзинг – это вертикальная интеграция предприятий. Она основана на том, что известная фирма (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (как правило, малому или среднему предприятию, на основе договора право использовать комплекс исключительных прав, в том числе на фирменное название (торговую марку), деловую репутацию и коммерческий опыт правообладателя31.
Обе
формы – как кооперация, так
и франчайзинг – делают доступными
малым и средним фирмам те преимущества,
которые составляют силу крупных гостиничных
цепочек-объединений.
Поставленная нами цель и задачи курсовой работы были успешно реализованы в шести разделах данного исследования. Основные выводы по работе сформулируем следующим образом:
Дифференцированная реакция
Выделяемые сегменты должны существенно различаться между собой, а различие внутри одного сегмента необходимо свести к минимуму.
Достаточная величина
Сегменты должны быть крупными, то есть представлять потенциал, чтобы обеспечить доходность предприятию и оправдать разработку специальной маркетинговой стратегии. В этом случае необходимо учитывать не только размер сегмента по количеству и частоте покупок, но также продолжительность существования.