Сегментация рынка гостиничных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть особенности сегментации рынка гостиничных услуг. Для того чтобы дать полное и всестороннее представление о деятельности по сегментации, мы сформулировали следующие задачи нашего исследования:
дать определение сегментации рынка гостиничных услуг;
описать критерии сегментации;
рассмотреть подходы к формированию целевого рынка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сегментация рынка гостиничных услуг, критерии и признаки сегментации 5
1.1. Сегментация как средство выбора наиболее перспективного целевого рынка 5
1.2. Признаки сегментации 7
Глава 2. Целевой рынок гостиничных услуг 16
2.1. Выбор целевого рынка 16
2.2. Стратегии маркетинга 21
Глава 3. Исследование рынка гостиничных услуг в Нижневартовске 25
3.1. Формулирование целей маркетингового исследования 25
3.2. Тенденции развития гостиничного хозяйства 29
Заключение 31
Приложение 1 33
Приложение 2 34
Библиография 36

Работа содержит 1 файл

Сегментация рынка гостиничных услуг.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

      При выборе целевого сегмента рынка гостиничный менеджмент использует три подхода, которые помогают укрепить положительный имидж и репутацию гостиничного предприятия. 
 
 
 
 
 

Глава 3. Исследование рынка гостиничных услуг в Нижневартовске

3.1. Формулирование целей маркетингового исследования

      В процессе исследования ставилась задача получить ответы на следующие вопросы:

1. Кто является потребителем гостиничных услуг в Нижневартовске? Где живут потребители? Сколько могут заплатить?

2. Соответствует ли цена услуг тому уровню потребительской значимости, которую хотели бы иметь покупатели?

3. Какие услуги предлагают сегодня гостиницы и гостевые дома Нижневартовска?

4. Чем хуже или лучше услуги конкурентов?

5. Чего не хватает на сегодняшний день на рынке гостиничных услуг?

Сбор  данных

      Сбор  фактических данных является одним  из основных этапов  маркетингового исследования. Для сбора данных обычно используются четыре метода: наблюдение, эксперимент, имитация, опрос.

      Наблюдение обычно используется в маркетинговых исследованиях поискового характера и представляет собой метод сбора маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. При этом наблюдение рассматривается как процесс, который:

  • преследует определенную исследовательскую цель;
  • проходит планомерно и систематически;
  • служит не только для сбора интересных фактов, но и для выработки обобщающих суждений;
  • подвержен постоянному контролю с точки зрения надежности  и прочности28.

      Экспериментом называется манипулирование независимыми переменными с целью определения их влияния на зависимые переменные при сохранении контроля за влиянием других, не изучаемых параметров. Независимые переменные (цены, затраты на рекламу) могут меняться по усмотрению экспериментатора. В то же время зависимые переменные (объем продаж, изменение доли рынка) практически не находятся в сфере его непосредственного управления.

      Использование метода имитационного моделирования предопределяет построение и анализ модели, описывающей конкретную ситуацию, с использованием средств вычислительной техники.

В последнее время одним из наиболее распространенных способов сбора информации о рынке становятся опросы. Опрос является основным методом получения маркетинговой информации о потребителях, их поведении на рынке, предпочтении при выборе определенных услуг средств размещения, оценке различных форм обслуживания. Опрос – это устное или письменное обращение к опрашиваемым с вопросами, содержание которых составляет проблему исследования29.

      Итак, при изучении рынка гостиничных  услуг Нижневартовска использовалась существующая статистическая информация, а также проводился опрос потребителей и работников гостиничной индустрии.

      При опросе применялись две основные формы: анкетирование и интервьюирование. Опрос потребителей гостиничных услуг проводился в форме анкетирования по анкете, которая приведена в приложении 2.

      Опрос продавцов гостиничных услуг  проводился в форме интервьюирования в гостинице «Венеция». При интервьюировании задавались следующие вопросы:

1. Сколько стоит номер в вашей гостинице в сутки?

2. Есть ли возможность получения скидки при проживании в гостинице более чем 5, 7, 10 и более суток?

3.  Какие дополнительные услуги вы предлагаете?

4.  Какой процент заполняемости в вашей гостинице зимой? Летом?

5.  Какой процент от всех клиентов вашей гостиницы составляют

постоянные  клиенты?

6.  Жители каких стран в основном являются вашими клиентами?

7.  Почему клиент должен выбрать именно вашу гостиницу, а не гостиницу конкурента?

Анализ  собранной информации

      В опросе потребителей рынка гостиничной  индустрии участвовало 29 человек. В результате было установлено следующее:

¨  основными потребителями гостиничных услуг являются мужчины (72%);

¨  большинство опрошенных (84%) заняты в частном секторе;

¨ из иностранных гостей большинством являются граждане Китая, Швеции, России, Америки;

¨ больше половины опрошенных иностранных гостей приезжают в Нижневартовск с деловыми целями;

¨ в большинстве случаев выбор гостиницы зависит от цены и от месторасположения, которое играет особенно большую роль у иностранных гостей;

¨ наиболее важными гостиничными услугами большинство опрошенных считает наличие удобств в номере, бесплатный завтрак, наличие ресторана в гостинице, ежедневную уборку и смену белья, а также возможность стирки одежды. Важными также считаются наличие телевизора и телефона в номере и спортзала в гостинице.

¨  основными недостатками гостиничного обслуживания опрошенные указали

высокие цены и не всегда вежливое обслуживание персонала.

      В процессе интервьюирования был опрошен персонал гостиницы «Венеция» города Нижневартовска. В результате было установлено следующее:

¨  в среднем заполняемость гостиницы летом составляет не более 70%, зимой – около 40-45%;

¨  в среднем номер в гостинице стоит от 60$ в сутки и выше.

¨  есть возможность получения скидки, если гость останавливается дольше, чем на 10 дней. Также скидка предоставляется, если бронируются сразу несколько номеров;

¨   в данной гостинице процент постоянных клиентов составляет большую часть от всех приезжающих (около 70%);

¨   в общем уровень обслуживания в гостинице «Венеция» соответствует цене и

классу.

Анализ  использования исследования

      Что же представляет собой гостиничный  рынок Нижневартовска? В процессе исследования был изучен как спрос, так и предложение на рынке гостиничных услуг.

      Анализ  спроса на услуги мест размещения на территории Нижневартовска показывает, что Нижневартовск обладает достаточным количеством мест в гостиницах выского класса 4-х и 5-ти звезд, однако продолжает недоставать недорогих гостиниц хорошего качества. Т.е. основной проблемой, с которой сталкиваются потребители, являются отсутствие крупных дешевых гостиниц и гостевых домов класса от «одной звездочки» до «трех звездочек» с невысокими ценами и качественными услугами. Эта ниша на рынке гостиничных услуг свободна.

      Одной из причин или фактором, влияющим на низкую заполняемость, может быть простая вещь – привлекательность гостиничного продукта. Гостиничный бизнес и реализация гостиничного продукта требуют высокого профессионального мастерства, искусства стратегического и оперативного менеджмента, высокой духовной культуры, лучших человеческих качеств и высокой выучки персонала30.

      Итак, гостиничный рынок Нижневартовска на сегодняшний день по качеству обслуживания достиг уровня общепринятого европейского стандарта, однако по составу предложения продолжает оставаться «однобоким». По этому критерию он значительно уступает западным рынкам, где процент дешевых и среднего класса гостиниц является далеко не низким.

3.2. Тенденции развития гостиничного хозяйства

      В качестве основных тенденций развития сектора гостиничного хозяйства Нижневартовска можно назвать следующие тенденции:

  1. ожесточение конкурентной борьбы в условиях рынка покупателей, вплоть до полного вытеснения конкурентов с рынка;
  2. новая политика «торговой марки» гостиничных объединений (простота и функциональность обстановки гостиничных номеров, территориальная экспансия);
  3. вытеснение с рынка неконкурентоспособных предприятий гостиничного хозяйства.

    Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод, что основной проблемой рынка  гостиничных услуг является сосуществование малых и средних фирм с крупными концернами-объединениями гостиниц.

    Один  из путей выхода из кризиса –  это оптимизация производственного  процесса путем кооперации – горизонтального  интегрирования предприятий, например, в форме делегирования независимыми предприятиями части своих хозяйственных функций учрежденному ими центральному органу – объединению, союзу, ТОО и т.п. Предприятия-учредители сохраняют свою самостоятельность и свободу предпринимательской деятельности. Среди возможных форм кооперации в гостиничном хозяйстве называют следующие:

    1. обмен опытом;
    2. исследования рынка;
    3. реклама;
    4. инвестиционная деятельность;
    5. подготовка и переподготовка;
    6. централизованное снабжение и сбыт;
    7. создание единых автоматизированных систем бронирования мест.

    В последние годы в качестве альтернативы кооперации активно используется франчайзинг. Франчайзинг – это вертикальная интеграция предприятий. Она основана на том, что известная фирма (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (как правило, малому или среднему предприятию, на основе договора право использовать комплекс исключительных прав, в том числе на фирменное название (торговую марку), деловую репутацию и коммерческий опыт правообладателя31.

    Обе формы – как кооперация, так  и франчайзинг – делают доступными малым и средним фирмам те преимущества, которые составляют силу крупных гостиничных цепочек-объединений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Поставленная  нами цель и задачи курсовой работы были успешно реализованы в шести разделах данного исследования. Основные выводы по работе сформулируем следующим образом:

  1. Одним из первых стратегических решений, принимаемых туристическим предприятием, должно стать определение рынка, на котором оно хочет вести конкурентную борьбу. Этот выбор своего базового рынка подразумевает разбивку рынка на части, состоящие из потребителей со схожими потребностями и поведенческими или мотивационными характеристиками и создающие для предприятия благоприятные маркетинговые возможности.
  2. Определение целевых групп потребителей и представляет собой процесс сегментации. Сегментация – это концепция, описывающая разнообразие спроса, это деление рынка на части, однородные в отношении требований и покупательских привычек. Способность сегментировать рынок – одно из самых главных умений, которым должно обладать туристическое предприятие.
  3. Чтобы быть эффективной сегментация должна проводиться по определённым признакам. В туризме основными признаками являются: географические, демографические, социально-экономические, психографические, поведенческие. Перечисленные признаки создают основу только для первичной сегментации. Задача маркетинга состоит в том, чтобы подобрать для конкретного предприятия их комбинацию, позволяющую максимально точно установить, какой сегмент рынка в наибольшей степени отвечает целям и возможностям фирмы. И при этом целесообразно использовать сочетание различных признаков, образуя комбинированные параметры сегментов туристического рынка.
  4. Любое сегментирование, чтобы быть эффективным должно удовлетворять следующим условиям:

      Дифференцированная реакция

      Выделяемые  сегменты должны существенно различаться  между собой, а различие внутри одного сегмента необходимо свести к минимуму.

      Достаточная величина

      Сегменты  должны быть крупными, то есть представлять потенциал, чтобы обеспечить доходность предприятию и оправдать разработку специальной маркетинговой стратегии. В этом случае необходимо учитывать не только размер сегмента по количеству и частоте покупок, но также продолжительность существования.

Информация о работе Сегментация рынка гостиничных услуг