Рынок несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………..3
1. Несовершенная конкуренция, её сущность и значение
1.1 Понятие несовершенной конкуренции, и её роль в экономике……..........................................5
1.2 Виды рыночных структур в условиях несовершенной конкуренции..……………………......6
2. Монополия на рынке
Характерные черты монополии и условия ее возникновения…………………...…………...9
2.2 Определение цены и объема производства в условиях монополии……………………...…..14
2.3 Монополизм в Украине и его особенности……...……….........................................................15
3. Олигополия, и её характерные особенности
3.1 Олигополия как современная рыночная структура…………..…..……....................................18
3.2 Теория олигополистического ценообразования………..…………..…......................................21
4. Монополистическая конкуренция
4.1 Общие черты и предпосылки появления монопольной конкуренции………………………..24
4.2 Цена и объем производства в условиях монополистической конкуренции…………………25
5. Принципы антимонопольной политики…………..…….……….…………………………..…27
Заключение …………………………………………………………………….………………………31
Использованная литература ………………………………………………..……………………….33

Работа содержит 1 файл

Курсовая Рынок несовершенной конкуренции.3doc.doc

— 393.00 Кб (Скачать)

актами.  Другие  два  —  вертикальный  (объединение  двух  фирм,   связанных производственной  или   технологической   зависимостью)   и   диверсификация (объединение производитель  -  фирм-производителей  разноплановых  продуктов или услуг) контролируются меньшее и отношение к ним более  либеральное,  так как они не создают возможности монополизации отдельных рынков.

    Рядом  с  мероприятиями,  направленными  на   недопущение   образования монополий на рынках, существуют также такие,  которые  призваны  бороться  с уже существующими фирмами, которые  могут  считаться  монополистами.  Против них применяется высокое налогообложение монопольных  прибылей,  контроль  по ценам  на  продукты  производства   монопольных   образований,   переведение монополий в государственную  собственность,  административное  наказание  за нарушение антимонопольного законодательства, осуществление  демонополизации, разукрупнение монополий. Последнее мероприятие, кстати, встречается исключительно редко  и  есть крайним  случаем  наказания  нарушителей.  Для   того,   чтобы   государство обратилось к роспуску предприятий, тем нужно уже слишком открыто  и  нахабно действовать вопреки антимонопольной политике. Тем не  менее и такие факты знает история. В начале  нашего  столетия  было  распущено  “монстра”  среди американских монополий, нефтяной трест “Стандарт  Ойл”,  также  пострадавшая компания “Американ  Тобакко”.  При  современных  условиях  был  розукрупнено “AT&T”, “Алкоа”, “Дюпон”.

    Следует  отметить,  что   западное   антимонопольное   законодательство постоянно усовершенствовалось и на сегодня  есть  действенным  инструментом. Оно дало возможность в значительной  мере  сдержать  монопольные  тенденции, стимулировать здоровые рыночно-конкурентные отношения. Угроза  преследования законом  принудила  фирмы  избегать  явных   монопольных   ситуаций   и   не злоупотреблять ними. Благодаря  этому  удалось  не  только  сохранить,  а  и усилить конкурентное соревнование.

Антимонопольное законодательство в Украине.

    Формирование  и становление антимонопольного законодательства на Украине приходится на начало 90-х годов, когда были приняты  Законы Украины "Об ограничении монополизма  и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности", "Об Антимонопольном комитете Украины". Эти нормативно-правовые акты создали первые серьезные предпосылки для становления на Украине конкурентного законодательства, которые впоследствии были сформулированы в статье 42 Конституции Украины, закрепившей государственные гарантии защиты конкуренции в предпринимательской деятельности.[7]                                                                      

    Вместе  с тем, длительное время конкурентное (точнее, антимонопольное) законодательство не отличалось высокой эффективностью, хотя в целом именно на его основе были осуществлены важные мероприятия по демонополизации экономики и формированию конкурентных отношений. Это объясняется тем, что вплоть до недавнего времени антимонопольное законодательство ставило перед собой задачи, концептуально отличающиеся от задач современного конкурентно-правового регулирования национальной экономики.                                                                     

    Закон Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" был принят и применялся как нормативный акт, призванный регулировать конкурентные отношения не в условиях существования здоровой рыночной конкуренции, а в период поэтапной демонополизации и разгосударствления экономики. Учитывая рост предпринимательской активности на Украине, наметившийся с середины 90-х годов, нормы постсоветского законодательства уже не могли эффективно применяться и адекватно восприниматься ни хозяйствующими субъектами, ни представителями органов государственной власти, в том числе Антимонопольного комитета Украины. Тем не менее, системное и полномасштабное обновление конкурентного законодательства было начато только в последние годы. На фоне многочисленных изменений к законам "Об Антимонопольном комитете Украины", "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности", "О защите от недобросовестной конкуренции" и другим подзаконным актам украинский законодатель, наконец, предпринял гораздо более значимые шаги: в 2000 году был принят Закон Украины "О естественных монополиях", а со 2 марта 2002 года вступил в силу Закон Украины "О защите экономической конкуренции".[12].

    Таким образом, можно констатировать, что сегодня уже создана определенная законодательная база, отвечающая современным социально-экономическим условиям и минимально необходимая для развития конкурентных отношений на Украине. И все же проблем по-прежнему остается немало.

Заключение

На протяжении эволюции экономической мысли относительно моделей несовершенной конкуренции  с каждым разом учитывалось все  больше обуславливающих её факторов.  Однако ни одна из приведенных моделей  несовершенной конкуренции не позволяет ответить на все вопросы, связанные с поведением фирм на подобных рынках. Однако они могут быть использованы для анализа отдельных аспектов деятельности в условиях олигополии.

       Степень несовершенства рынка  зависит от разновидности несовершенной  конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика  и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.

    Близкие к совершенной конкуренции условия  существуют во многих секторах экономики, где преобладает новый частный  бизнес. Совершенно иная картина наблюдается  в отраслях, где преобладают приватизированные предприятия. Эти отрасли экономики, как правило, в высокой степени монополизированы. В монополизированной отрасли эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии существуют лишь там, где размеры создают крупные преимущества в издержках.

    Высокий уровень монополизации и его  резко отрицательное влияние  на экономику делает необходимым  проведение в нашей стране антимонопольной  политики.

Главной проблемой  и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения. Так же особую проблему представляют собой естественные монополии. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии. Полезно время от времени проводить различия между характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.

Монополия сопряжена с целым букетом  резко отрицательных последствий  для экономики страны: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство. Клиент фирмы-монополиста вынужден мириться с высокими ценами, соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегулирования рынка.

    С помощью государственного регулирования  экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие его. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Использованная  литература

    1. Ассоц. Европ. Исслед., ин-т Европы РАН //Конкурентная политика ЕЭС в едином рынке 2006, с. 150

    2. Барановський О. Что такое монополия и как с ней бороться? //  Финансовая Украина. — 26 грудня 1999, с.28

    3. Барышева  А.В. - М. :Наука, //Монополизм и антимонопольная политика 2002, с. 180

    4. Варламова А. Конкуренция и монополия. //РИСК. -1997. -№5. -с. 56 -60.

    5. Грузинов В.П., Грибов В.Д. // Экономика предприятия.  Уч.пос.  М.:МИК. 1999 - 128 с.

    6. Институт экономики РАН, М. //Демонополизация и развитие конкуренции в украинской экономике 2006 - 172 с

    7. Красавина Р.А. //Система   монополизма   и   концептуальные   основы антимонопольной политики в Украины. К, 1995. - 22с.

    8. Нурєєв  Р.М.  Основы  экономической  теории.  Типы   рыночных   структур: конкуренция и монополия // Вопросы экономики. — 1996. — №6, с.142-143

    9. Редкол. Борко Ю.А. (отв. Ред.) и др. - М.: Право, 1995.- 87с.

    10. http://www.investmarket.ru

    11. http://www.stratagema.org

    12. http://www.yurpractika.com 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Рынок несовершенной конкуренции