Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:22, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.
Введение …………………………………………………………………………………………………..3
1. Несовершенная конкуренция, её сущность и значение
1.1 Понятие несовершенной конкуренции, и её роль в экономике……..........................................5
1.2 Виды рыночных структур в условиях несовершенной конкуренции..……………………......6
2. Монополия на рынке
Характерные черты монополии и условия ее возникновения…………………...…………...9
2.2 Определение цены и объема производства в условиях монополии……………………...…..14
2.3 Монополизм в Украине и его особенности……...……….........................................................15
3. Олигополия, и её характерные особенности
3.1 Олигополия как современная рыночная структура…………..…..……....................................18
3.2 Теория олигополистического ценообразования………..…………..…......................................21
4. Монополистическая конкуренция
4.1 Общие черты и предпосылки появления монопольной конкуренции………………………..24
4.2 Цена и объем производства в условиях монополистической конкуренции…………………25
5. Принципы антимонопольной политики…………..…….……….…………………………..…27
Заключение …………………………………………………………………….………………………31
Использованная литература ………………………………………………..……………………….33
актами. Другие два — вертикальный (объединение двух фирм, связанных производственной или технологической зависимостью) и диверсификация (объединение производитель - фирм-производителей разноплановых продуктов или услуг) контролируются меньшее и отношение к ним более либеральное, так как они не создают возможности монополизации отдельных рынков.
Рядом с мероприятиями, направленными на недопущение образования монополий на рынках, существуют также такие, которые призваны бороться с уже существующими фирмами, которые могут считаться монополистами. Против них применяется высокое налогообложение монопольных прибылей, контроль по ценам на продукты производства монопольных образований, переведение монополий в государственную собственность, административное наказание за нарушение антимонопольного законодательства, осуществление демонополизации, разукрупнение монополий. Последнее мероприятие, кстати, встречается исключительно редко и есть крайним случаем наказания нарушителей. Для того, чтобы государство обратилось к роспуску предприятий, тем нужно уже слишком открыто и нахабно действовать вопреки антимонопольной политике. Тем не менее и такие факты знает история. В начале нашего столетия было распущено “монстра” среди американских монополий, нефтяной трест “Стандарт Ойл”, также пострадавшая компания “Американ Тобакко”. При современных условиях был розукрупнено “AT&T”, “Алкоа”, “Дюпон”.
Следует отметить, что западное антимонопольное законодательство постоянно усовершенствовалось и на сегодня есть действенным инструментом. Оно дало возможность в значительной мере сдержать монопольные тенденции, стимулировать здоровые рыночно-конкурентные отношения. Угроза преследования законом принудила фирмы избегать явных монопольных ситуаций и не злоупотреблять ними. Благодаря этому удалось не только сохранить, а и усилить конкурентное соревнование.
Антимонопольное законодательство в Украине.
Формирование
и становление антимонопольного
законодательства на Украине приходится
на начало 90-х годов, когда были приняты
Законы Украины "Об ограничении монополизма
и недопущении недобросовестной
конкуренции в предпринимательской деятельности",
"Об Антимонопольном комитете Украины".
Эти нормативно-правовые акты создали
первые серьезные предпосылки для становления
на Украине конкурентного законодательства,
которые впоследствии были сформулированы
в статье 42 Конституции Украины, закрепившей
государственные гарантии защиты конкуренции
в предпринимательской деятельности.[7]
Вместе
с тем, длительное время конкурентное
(точнее, антимонопольное) законодательство
не отличалось высокой эффективностью,
хотя в целом именно на его основе были
осуществлены важные мероприятия по демонополизации
экономики и формированию конкурентных
отношений. Это объясняется тем, что вплоть
до недавнего времени антимонопольное
законодательство ставило перед собой
задачи, концептуально отличающиеся от
задач современного конкурентно-правового
регулирования национальной экономики.
Закон Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" был принят и применялся как нормативный акт, призванный регулировать конкурентные отношения не в условиях существования здоровой рыночной конкуренции, а в период поэтапной демонополизации и разгосударствления экономики. Учитывая рост предпринимательской активности на Украине, наметившийся с середины 90-х годов, нормы постсоветского законодательства уже не могли эффективно применяться и адекватно восприниматься ни хозяйствующими субъектами, ни представителями органов государственной власти, в том числе Антимонопольного комитета Украины. Тем не менее, системное и полномасштабное обновление конкурентного законодательства было начато только в последние годы. На фоне многочисленных изменений к законам "Об Антимонопольном комитете Украины", "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности", "О защите от недобросовестной конкуренции" и другим подзаконным актам украинский законодатель, наконец, предпринял гораздо более значимые шаги: в 2000 году был принят Закон Украины "О естественных монополиях", а со 2 марта 2002 года вступил в силу Закон Украины "О защите экономической конкуренции".[12].
Таким образом, можно констатировать, что сегодня уже создана определенная законодательная база, отвечающая современным социально-экономическим условиям и минимально необходимая для развития конкурентных отношений на Украине. И все же проблем по-прежнему остается немало.
Заключение
На протяжении
эволюции экономической мысли
Степень несовершенства рынка
зависит от разновидности
Близкие
к совершенной конкуренции
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики.
Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения. Так же особую проблему представляют собой естественные монополии. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии. Полезно время от времени проводить различия между характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.
Монополия
сопряжена с целым букетом
резко отрицательных
С
помощью государственного регулирования
экономики и различных антимонопольных
мероприятий официального и неофициального
характера можно достигнуть того, чего
не могут обеспечить автоматически действующие
в условиях свободной конкуренции факторы,
противодействующие влиянию монополий
или уравновешивающие его.
Использованная литература
1. Ассоц. Европ. Исслед., ин-т Европы РАН //Конкурентная политика ЕЭС в едином рынке 2006, с. 150
2. Барановський О. Что такое монополия и как с ней бороться? // Финансовая Украина. — 26 грудня 1999, с.28
3. Барышева А.В. - М. :Наука, //Монополизм и антимонопольная политика 2002, с. 180
4. Варламова А. Конкуренция и монополия. //РИСК. -1997. -№5. -с. 56 -60.
5. Грузинов В.П., Грибов В.Д. // Экономика предприятия. Уч.пос. М.:МИК. 1999 - 128 с.
6. Институт экономики РАН, М. //Демонополизация и развитие конкуренции в украинской экономике 2006 - 172 с
7. Красавина Р.А. //Система монополизма и концептуальные основы антимонопольной политики в Украины. К, 1995. - 22с.
8. Нурєєв Р.М. Основы экономической теории. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия // Вопросы экономики. — 1996. — №6, с.142-143
9. Редкол. Борко Ю.А. (отв. Ред.) и др. - М.: Право, 1995.- 87с.
10. http://www.investmarket.ru
11. http://www.stratagema.org
12. http://www.yurpractika.com