Рынок несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………..3
1. Несовершенная конкуренция, её сущность и значение
1.1 Понятие несовершенной конкуренции, и её роль в экономике……..........................................5
1.2 Виды рыночных структур в условиях несовершенной конкуренции..……………………......6
2. Монополия на рынке
Характерные черты монополии и условия ее возникновения…………………...…………...9
2.2 Определение цены и объема производства в условиях монополии……………………...…..14
2.3 Монополизм в Украине и его особенности……...……….........................................................15
3. Олигополия, и её характерные особенности
3.1 Олигополия как современная рыночная структура…………..…..……....................................18
3.2 Теория олигополистического ценообразования………..…………..…......................................21
4. Монополистическая конкуренция
4.1 Общие черты и предпосылки появления монопольной конкуренции………………………..24
4.2 Цена и объем производства в условиях монополистической конкуренции…………………25
5. Принципы антимонопольной политики…………..…….……….…………………………..…27
Заключение …………………………………………………………………….………………………31
Использованная литература ………………………………………………..……………………….33

Работа содержит 1 файл

Курсовая Рынок несовершенной конкуренции.3doc.doc

— 393.00 Кб (Скачать)

резинотехнической, текстильной и других областей.

    Вторая  область  активной  диверсификации  —  информационный  комплекс. Быстрое расширение рынков и их потреблении, динамичность  научно-технической базы создают возможности  для  организационного  объединения  технологически связанных производств с целью усиления конкурентных позиций.  Большие  фирмы и здесь находятся на передовых позициях диверсификации. Ведущая  компания  в электронике  —  “IBM”  —  выпускает   разнообразнейший   типы   электронного оснащения  —  микропроцессоры,  системы   автоматизации   проектирование   и производства,  лидирует  в  производстве  ЭВМ.  Ее  специальные   подразделы разрабатывают   программы   для   компьютеров,   предоставляют   услуги   по переработке информации, разработки и эксплуатаци компьютерных систем.

    Третий тип монополий исследованный  и описанный американским экономистом Едвардом Чемберленом и потому  получил  название  монополий  Чемберлина.  Он думал, что дифференциация продуктов, наличие  в  них  специфических  свойств порождает монопольное положение продавца. Он пишет: “Продукты выступают  как дифференцированные тогда, если существует  любая  важная  основа  для  того, чтобы отличить товар (или услуги) одного продавца  от  товаров  (или  услуг) другого продавца”. Это может быть специфическое качество  товара,  упаковка, особенность обслуживания, местоположение учреждения и  т.п. На  базе  этого формируется преимущество, какое покупателе предоставляют  этому  товару  или услуге, покупая именно их.

    Такая дифференциация способная  обеспечить  определенную  обособленность рынка для отдельного предприятия  и  тем  самым  определенный  контроль  над ценами. При создании таких конкурентных преимуществ следует  учитывать,  что большая роль належит организации сбыта  и  рекламе.  Они  должны  создать  у потенциальных  клиентов  желания  приобрести  именно   данный   товар.   Эта монополия существенным  образом  отличается  от  предшествующих,  во-первых, тем, что она не связанная с размерами предприятия и малые предприятия  также могут получить  ее.  Во-вторых,  она имеет меньший экономический эффект (допускает сравнительно небольшой рост  цен)  через  существование  товаров- заменителей.

      Доказано,   что   монополия   предопределяет   застой   и    загнивание хозяйственного  механизма,  парализует  конкуренцию,  угрожает   нормальному рынку.  Недаром  лауреат   Нобелевской   премии,   выдающийся   американский экономист Поль Самуельсон, взвешивая положительные и отрицательные  черты  и следствия  монополии,  делает  однозначный  вывод:  “это   экономическое   и социальное зло”.

2.2 Определение цены  и объема производства  в условиях монополии 

Для монополии  характерны ограничение объема производства и повышение цен. Она производит меньше продукции и назначает  более высокие цены, чем совершенно конкурентная фирма. (рис. 2)

                      P

    

    

                   P2 

                   P1 

    

    

             

    Рис. 2 Сравнение монополии и совершенно конкурентной фирмы.

    Как показывает рис. 1, при совершенной  конкуренции отрасль производит Q1 продукции по цене P1. Монополист производит Q2 продукции по цене Р2. Таким образом, монополия ограничивает объем производства и повышает цены по сравнению с совершенно конкурентной фирмой.

    Экономисты  доказывают, что монополии замедляют  внедрение нововведений и, следовательно, экономический рост. Монопольные  цены ослабляют экономические стимулы  к внедрению новых технологий. В то же время монополия располагает значительными ресурсами для осуществления капиталовложений и способна устойчиво получать прибыли от нововведений.

    Чистая  монополия не получила широкого распространения  в западных странах. Не допуская господства монополий, ограничивая их функционирование разумными пределами, государство способно использовать их во благо общества. В некоторых сферах существуют экономические основания для организации монополистической структуры рынка. Речь идет о так называемой естественной монополии. Крупное производство дает большую экономию, следовательно, более низкие издержки и цены по сравнению с конкурирующими фирмами. Естественная монополия характерна для предприятий общественного пользования (электроэнергия, водоснабжение, газ, телефонная связь). Монополистическая структура предполагает государственное вмешательство в ее функционирование. Естественные монополии развиваются либо на базе публичной (государственной) собственности, либо на базе частной собственности, но в этом случае их деятельность обязательно регулируется государством. 

                     P

    

    

                   P

                   P1

                   P2 

    

    

                     O                           X            X          X2                Q 

    Рис. 3 Правительственный контроль над ценами в монополистической структуре рынка.

    Обратимся к графику (рис. 3), на котором показан результат вмешательства государства в рыночный процесс. Предположим, что после установления монополией цен на уровне РО и объема производства OX правительство вводит контроль над ценами. Новая цена (OP1) ниже монопольной. Объем производства возрастает до OX1. Новая цена еще позволяет фоирме получать нормальную прибыль в точке G. Если же еще более понизить цену, до OP2 , то фирма превратится в убыточную, так как средние издержки превысят цену – отрезок NL. Расширение производства при новом уровне цен будет невыгодно. Возникнет дефицит  X1 – X2 , а вместе с ним «черный» ранок, очереди, возможно государственное рационирование потребления. В долгосрочном плане монополист расширит производство, если потолок цен будет повышен немного за пределы средних издержек.[2]

    Ценовой контроль более эффективен в олигополистической и монополистической структурах рынка, чем в чисто конкурентной. Ценовой контроль может побудить производителей увеличивать производство при условии, что они имеют огромные неиспользованные производственные мощности и получают сверхприбыли. В монополистических структурах государству легче контролировать немногочисленных крупных производителей. В то же время неизбежные ошибки сто стороны «контролеров» цен могут вести к образованию дефицита и диспропорциям в краткосрочном плане и неэффективности в долгосрочном. Если контроль уменьшает прибыльность, монополисты будут саботировать требования государства. 

2.3. Монополизм в Украине и его особенности

    Специфика экономики Украины состоит  в  том,  что  еще  в период ее вхождения  в  народнохозяйственную  систему  СССР  она  отличалась одним из высочайших уровней концентрации и  централизации  производства,  его монополизации.  Сегодня   чрезмерный   уровень   монополизации   не   только сохранился, но в некоторой мере даже увеличился,  поскольку государство на протяжении последних лет, ослабив контроль над производителем, своевременно не  внедрила  механизм  его   ограничения   путем   создания   и   поддержки конкуренции.

    С 7 июня по 7 июля 2006 года проводились  исследования  "Инвестиционная привлекательность  Украины".   В ходе исследования были опрошены более 20 аналитиков и экспертов консалтинговых, инвестиционных, рейтинговых компаний и международных экономических организаций, а также коммерческих банков из стран Европейского Союза, России и Украины.  Результаты приводятся в процентах, однако из-за небольшого размера выборки эти различия стоит воспринимать лишь как тенденции, а не как статистически значимые данные.

    Список  организаций, аналитики которых  были опрошены в ходе подготовки исследования (в порядке опроса): МДМ Банк, Церих  Капитал, Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР), Про-консалтинг, Тройка Диалог, Ernst&Young, Международная финансовая корпорация (IFC), Brunswick UBS, Raiffeisen Bank, Moody's, Алор, Паллада Эссет Менеджмент, Финмаркет, Lesprom Industry Consulting, Регионгазфинанс, Брокерский дом Открытие, Юниаструм Банк, AG Capital,ИнтерфинКапитал,Нордбрук.

    Среди вопросов, которые затронули исследования, был вопрос об «Оценка монополизации  в Украине».

    Аналитики в целом оценивают  уровень монополизации  экономики Украины  как высокий. В своих комментариях некоторые аналитики отметили "практически полное отсутствие конкуренции в энергетике". По их мнению, условия использования некоторых ресурсов (электроэнергия, газ) определяются административно, и некоторые компании, опираясь на свой административный ресурс, создают себе необоснованные конкурентные преимущества, что сдерживает нормальное развитие экономики. 

    В некоторых оценках прозвучала озабоченность  тенденцией создания "региональных монополий" (например, в сельскохозяйственном секторе, строительстве). Эксперты также отметили "крайне низкую эффективность антимонопольных органов Украины".

    С другой стороны часть аналитиков считает, что укрупнение компаний, работающих на экспорт (главным образом - в металлургии  и химии) пошло бы на пользу Украине, так как позволило бы им снизить издержки и усилить влияние на формирование цены на мировом рынке[10].

С 1 февраля по 15 марта 2007 года проводились повторные исследования в форме очных и телефонных интервью, а также в форме анкетирования по единому списку вопросов. Новые исследование является в известной мере продолжением той работы, которая проводилась авторами летом 2006 года при исследовании «Инвестиционного потенциала Украины». Часть вопросов, касающихся общих проблем развития украинской экономики повторяется и в новой работе, что позволило оценить не только текущее состояние в экономике, но и проследить динамику восприятия этих проблем экспертным сообществом. 

    
    Состояние экономики Украины
    Года     2006     2007
    Подъем     25%     44,70%
    Стагнация     55%     50%
    Кризис     20%     5,30%
 

      
 
 

Табл.2 -  Состояние экономики  Украины 2006-2007 гг. 

    Нынешнюю  экономическую ситуацию эксперты оценивают  в целом умеренно-позитивно. В  качестве факторов, свидетельствующих  о позитивных тенденциях, называются «рост ВВП», «рост потребления», «возросший спрос на электроэнергию со стороны промышленных предприятий». Стоит отметить, что даже среди тех экспертов, которые отмечают тенденции к улучшению, наблюдается определённая осторожность в оценке перспектив роста. Так, в интервью значительная часть экспертов охарактеризовала ситуацию как «рост с элементами неопределённости». Вместе с тем, доля тех, кто оценивал ситуацию в экономике Украины как «кризис» сократилась почти в четыре раза, что свидетельствует о серьёзном росте позитивных настроений в сравнении с летом прошлого года. (табл. 2 ) 

    
    Уровень монополизации экономики
          2006     2007
    Высокий     45%     41,7%
    Средний     45%     47,2%
    Низкий     10%     11,1%
 
 
 
 
 
 
 

    Табл.3-  Уровень монополизации  экономики в Украине 2006-2007 гг.

    Оценка  украинской экономики как высокомонополизированной осталась неизменной. Некоторые аналитики, которые охарактеризовали уровень монополизации как «средний», использовали термин «олигополия». В комментариях некоторые эксперты указали на то, что «крупные финансово-промышленные группы Украины доминируют в отдельных секторах экономики, что приводит к конкуренции не компаний, а самих секторов». При этом в оценках экспертов самой монополизированной отраслью называется энергетика, которая находится «под сильным имущественным и операционным контролем государства». Как и в прошлом году отмечалась низкая эффективность работы антимонопольных органов Украины. (Табл.3 )

Информация о работе Рынок несовершенной конкуренции