Рынок несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………..3
1. Несовершенная конкуренция, её сущность и значение
1.1 Понятие несовершенной конкуренции, и её роль в экономике……..........................................5
1.2 Виды рыночных структур в условиях несовершенной конкуренции..……………………......6
2. Монополия на рынке
Характерные черты монополии и условия ее возникновения…………………...…………...9
2.2 Определение цены и объема производства в условиях монополии……………………...…..14
2.3 Монополизм в Украине и его особенности……...……….........................................................15
3. Олигополия, и её характерные особенности
3.1 Олигополия как современная рыночная структура…………..…..……....................................18
3.2 Теория олигополистического ценообразования………..…………..…......................................21
4. Монополистическая конкуренция
4.1 Общие черты и предпосылки появления монопольной конкуренции………………………..24
4.2 Цена и объем производства в условиях монополистической конкуренции…………………25
5. Принципы антимонопольной политики…………..…….……….…………………………..…27
Заключение …………………………………………………………………….………………………31
Использованная литература ………………………………………………..……………………….33

Работа содержит 1 файл

Курсовая Рынок несовершенной конкуренции.3doc.doc

— 393.00 Кб (Скачать)

    Групповая дискриминация — цены систематически снижаются только на рынке, который обслуживается конкурентом («убей конкурента»), цена включает одинаковые транспортные издержки независимо от местоположения покупателя.

    Продуктовая дискриминация — различия в цене превышают несоответствия в издержках под предлогом неодинакового качества товара (книги в твердой и мягкой обложке). Фирмы распространяют физически однородные продукты под различными торговыми марками, назначая более высокие цены за хорошо известные торговые марки. 
 
 

4. Монополистическая конкуренция

    4.1. Общие черты и предпосылки появления

    Существуют  два крайних типа рынков: совершенная конкуренция и чистая монополия. Однако реальные рынки не укладываются в эти типы, они очень разнообразны. Монополистическая конкуренция — распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночная власть) здесь незначительна. 

    

      

    

    Усиление  рыночной власти 

    Отметим основные черты, характеризующие монополистическую  конкуренцию:

    • на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм;

    • эти фирмы производят разнообразную  продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы  в чем-то специфичен, потребитель  легко может найти товары заменители и переключить свой спрос на них;

    • вступление новых фирм в отрасль не является сложным.

    Чтобы открыть новую овощную лавку, ателье, ремонтную мастерскую, не требуется  значительных первоначальных капиталов. Эффект масштаба также не требует  развития крупного, производства. Спрос  на продукцию фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока. Например, к монополистической конкуренции можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за кроссовки других фирм, цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарств и тд.

      Подавляющее большинство реальных рынков — это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно. В частности, часто нарушается принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы. Коль скоро какие-то блага избыточны, а каких-то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах. Предпосылками несовершенной конкуренции являются: 

    1. значительная  доля рынка у отдельных производителей;

    2. наличие барьеров проникновения в отрасль;

    3.  неоднородность продуктов;

    4.  несовершенство (неадекватность) рыночной  информации.

    Как мы убедимся в дальнейшем, каждый из этих факторов в отдельности и  все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства  спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов — тем просто больше негде взять этот продукт.

    Конкурентность  таких рынков также очень высокая, что во многом, объясняется легкостью  доступа на рынок новых фирм. Сравним  для примера рынок стальных труб и рынок стиральных порошков. Первый является примером олигополии, второй — монополистической конкуренции.

    Выход на рынок стальных труб затруднителен  из-за большого эффекта масштаба и  крупных первоначальных капиталовложений, в то время как для производства новых сортов стиральных порошков не требуется создавать крупное  предприятие. Поэтому если фирмы, производящие порошки, будут получать большие экономические прибыли, это приведет к притоку новых фирм в отрасль. Новые фирмы будут предлагать потребителям стиральные порошки новых марок, иногда мало чем отличающиеся от уже производившихся (в новой упаковке, другого цвета или предназначенные для стирки разных видов тканей). 
 

4.2. Цена и объем производства в условиях монополистической            конкуренции

    Как определяется цена и объем производства фирмы в условиях монополистической  конкуренции? В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного нам принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.

    На  рис. 5 изображены кривые цены (спроса), предельного дохода, предельных и средних переменных и валовых издержек двух фирм, одна из которых максимизирует прибыль (рис. 5 ,а), а другая — минимизирует убытки (рис. 5 ,6).

      
 
 
 
 
 
 

Рис. 5. Цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции, максимизирующие прибыль (а) и минимизирующие убытки (б):

    D — спрос; МR — предельный доход; MС -—предельные издержки;

    АVС — средние переменные издержки; АТС — средние валовые издержки

          

     Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене P0 и объеме производства Q0, а минимальные убытки — при цене P1 и выпуске Q1.

    Однако  на рынках монополистической конкуренции  экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические  прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево).

    Сокращение  спроса снизит экономическую прибыль  фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Ситуация долгосрочного равновесия показана на рис. 6.

      
 
 
 

    Рис. 6, Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции:

D — спрос; МR -  предельный доход; МС — предельные издержки; АТС — средние валовые издержки.

    Отсутствие  экономической прибыли лишает новые  фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые — для выхода из нее. Однако в условиях монополистической  конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа в отрасль хоть и не высоки, но все же существуют. Например, чтобы открыть парикмахерскую или заняться частной медицинской практикой, надо иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом.

  1. Принципы  антимонопольной  политики

    История развития монополий есть вместе с  тем и историей борьбы с  ними. Отрицательные результаты монополизации оказались сразу, и это в  особенности ощутили  широкие  слои  населения.  Старание  больших  объединений   целиком захватить рынки вызвало недовольство мелких  и  средних  предпринимателей  и широкой   общественности.   Вокруг   монополий   формируется   отрицательная общественная мысль, которая требует государственной защиты  потребителей  от своеволия   монополистов,   ограничение   деятельности   последних.    Такие

расположения  духа населения  приобрели  особого  размаха  в  США,  Канаде  и Австралии, где  процессы  монополизации  проходили  наиболее  быстро,  а  их отрицательные следствия были разительные. Именно поэтому в этих, а  потом  и в других странах  были  принятые  законодательные  акты,  которые  поставило определенные препятствия монополистическому увлечению рынков.

    В Соединенных Штатах первым законодательным  актом, направленным  против монополизации экономики, был “Антитрестовский акт  Шермана”  (1890  г.).  За ним объявлялось незаконным создавать монополии или вступать  в  заговор  для ограничения конкуренции. Этот закон с  дополнениями  1914,  1936,  1950  гг. действует и до  сих  пор.  Именно  он,  считается,  заложил  основы  мировой антимонопольной кампании. Этим самым законом запрещались тресты  и  картели. Чтобы  обойти  его,  монополии  создавали  холдинга-компании,   осуществляли полное слияние корпораций, за которого  ликвидировалась  производственная  и правовая  самостоятельность  компаний,  которые  поглощались,  а  картельные соглашения заменялись  негласными  “джентльменскими”  соглашениями  или  так называемым лидерством в ценах. Нарушение “Акта  Шермана”  наказывались,  как криминальные преступления. Индивидуальные  нарушители  наказывались  штрафом до 250 тыс. долл. и тюремным заключением  до  3  лет  за  каждое  нарушение. Корпорации могли быть оштрафованы на 1 млн. долл. за каждое нарушение.

    Более поздний был принятый “Закон Клейтона”  (1914),  который  запретил соглашения об ограничении кола контрагентов, куплю  или  “поглощение”  фирм, которые  могут  привести  к  монопольному  положению.  Потом  был  “Акт  про Федеральную торговую комиссию” (1914), что был принятый,  чтобы  привести  в действие  предшествующие  антитрестовские  законы  и  присматривать  за   их выполнением. На протяжении 20-х  лет  антитрестовская  деятельность  кое-что ослабилась, тем не менее с началом депрессии  30-х  лет  общество  перестало волновать вопроса повышения цен. От предпринимателей, в особенности  мелких, начали поступать в законодательные  органы  требования  сдерживать  цены  от падения, а не повышение.  Тем  не  менее  позднее  процесс  государственного регулирования монополий  продолжился  и  принятый  “Закон  Селлера-Кефовера” (1950) дополнил предшествующие положением о недопущении слияния фирм  путем приобретения активов.

    В  европейских  странах,  а  также  в  Япони   антимонопольный   процесс происходил более поздний, чем в Соединенных Штатах. Это поясняется тем,  что на протяжении многих лет в этих государствах  не  существовало  определенной мысли о законности монополистических объединений. Так, первые законы  против монополий в Европе были принятые лишь в 30-х годах ХХ ст. (Бельгия — в  1935 г., Дания — в 1937, Великобритания — в 1948, ФРГ  —  в  1957,  Франция  —  в 1963). А в странах Восточной Европы  такие законодательные акты  вообще

появляются  лишь в конце 80-х лет. [3]

    Конкуренция  и  антимонопольная   практика  регулируются  сегодня   и  на межгосударственном уровне. Так статьи 85 и  86  Римского  договора,  который считается началом ЕЭС, тоже содержат запрета монополистических соглашений  и создания  монополий.  Они  являются  также   объектом   межправительственных договоров, регулируются документами Комиссии ООН по вопросам  промышленности и торговли и др.

      Антимонопольная политика не имеет целью ликвидацию или  запрет  крупных монопольных образований, так как в обществе давно сложилось понимание  того, что монополия, как один из основных факторов роста  прибыли  не  может  быть “укрощена”. Поэтому основной задачей есть поставить ее  под  государственный контроль, устранить возможность злоупотреблений монопольным положением.

      Можно назвать  такие  две  основных  формы  борьбы  с  монополиями:

    1) предупреждение  создания   монополий;  

    2)   препятствование   использования монопольной власти.

Законодательство  стран Запада  действует  в  основном  с помощью  первой  формы.  Это  происходит  потому,  что,  по  мнению   ведущих специалистов в этой области значительно более легким  есть  не  допустить возникновения монополии, чем  потом  бороться  с  уже  существующей.  Такими упреждающими мерами есть запрет объединений, а также сговори, которые  ведут к ограничению  производства  и  торговли;  то  есть, речь  идет  о запрете создания монополий  любого  известного  вида.  Также  существует  запрет  на приобретение акций и других  активов  конкурирующих  предприятий,  если  это  ведет к монополизации области и ослабляет конкурентную борьбу.  Например,  в Японии из таких соображений были запрещенные холдинговые компании.

    В мировой экономической практике различают три  основных  типа  слияния предприятий:  горизонтальное,  вертикальное  и  диверсификацию.  Первый  тип имеет место, если объединяются фирмы-представители  одной  области,  которые выпускают тождественную продукцию или предоставляют  альтернативные  услуги. Итак, в результате их объединения существует угроза  монополизации  области, которая  само  по  себе  ведет  к  отрицательным  экономическим  следствиям. Поэтому именно этот тип  слияния  наибольшее  преследуется  законодательными

Информация о работе Рынок несовершенной конкуренции