Рынок несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………..3
1. Несовершенная конкуренция, её сущность и значение
1.1 Понятие несовершенной конкуренции, и её роль в экономике……..........................................5
1.2 Виды рыночных структур в условиях несовершенной конкуренции..……………………......6
2. Монополия на рынке
Характерные черты монополии и условия ее возникновения…………………...…………...9
2.2 Определение цены и объема производства в условиях монополии……………………...…..14
2.3 Монополизм в Украине и его особенности……...……….........................................................15
3. Олигополия, и её характерные особенности
3.1 Олигополия как современная рыночная структура…………..…..……....................................18
3.2 Теория олигополистического ценообразования………..…………..…......................................21
4. Монополистическая конкуренция
4.1 Общие черты и предпосылки появления монопольной конкуренции………………………..24
4.2 Цена и объем производства в условиях монополистической конкуренции…………………25
5. Принципы антимонопольной политики…………..…….……….…………………………..…27
Заключение …………………………………………………………………….………………………31
Использованная литература ………………………………………………..……………………….33

Работа содержит 1 файл

Курсовая Рынок несовершенной конкуренции.3doc.doc

— 393.00 Кб (Скачать)

    Предпосылками несовершенной конкуренции являются:

  1. значительная доля рынка у отдельных производителей;
  2. наличие барьеров проникновения в отрасль;
  3. неоднородность продуктов;
  4. несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

    Каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов — тем просто больше негде взять этот продукт.

    Как и в случае совершенной конкуренции, на несовершенных рынках можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или иной рынок к этой категории. Критерием несовершенной конкуренции  является понижение кривой спроса и  цен с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.

    Таким образом, если в условиях совершенной  конкуренции объем выпуска продукции  фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует (наглядно это можно проследить на рис. 1).

     Экономический смысл этой закономерности состоит  в том, что большие объемы продукции  при несовершенной конкуренции  фирма может реализовывать, только снижая цены. Или по-другому: поведение фирмы значимо в масштабах отрасли.

      Зависимость между объемом выпуска  и уровнем цен наблюдается  всегда, если это действительно  рынок несовершенной конкуренции.[8] 
 
 
 
 
 
 

2. Монополия  на рынке

2.1. Характерные черты монополии и условия возникновения 

Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Термин «монополия» происходит от двух греческих слов: «mono» - один и «poleo» – продаю, т.е. монополия характеризуется наличием одного продавца какого-либо товара или услуги на рынке.

    Современная    экономичная    теория    различает    несколько    видов монополистических  состояний:  простая  или   полная   (чистая)   монополия, олигополия, монопсония, олигопсония. Полная или чистая  монополия  означает ситуацию, если существует  единый  производитель  или  продавец  какого-либо вида продукции.  Это  означает,  что  исключительное  право  на  владение  и распоряжение   определенным   материальным   или    нематериальным    благом сосредоточивается  в  одних  руках.  В  условиях  чистой  монополии  область состоит из одной фирмы, то есть понятие “фирма” и  “область”  совпадают.  На первый взгляд такая ситуация маловероятная  и,  действительно,  в  масштабах страны встречается очень редко. Тем не  менее,  если  взять более скромный масштаб, например, маленький городок, то ситуация,  где  наблюдается  чистая монополия  будет  довольно  типичной.  В  таком  городке   существует   одна

электростанция, одна железная  дорога,  единый  аэропорт,  один  банк,  одно крупное предприятие и т.д. Для примера: в США 5% ВНП создается  в  условиях, близких к чистой монополии.

    Чистая  монополия  возникает   обычно  там,  где  отсутствуют   реальные альтернативы,  нет  близких  заменителей   (субститутов),   товар,   который выпускается, есть в некоторой мере  уникальным.  Это  в  полной  мере  можно отнести  к  естественным  монополиям,   типичным   примером   которых   есть муниципальные  коммунальные  службы.  В  этих  условиях  монополист  владеет реальной властью с  точки  зрения  реализации  продукта,  в  некоторой  мере

контролирует  цену и может влиять на нее, изменяя  количество товара.

    Монополия возникает там и  тогда,  если  барьеры  для   входа  в  область тяжело преодолеть. Государство создает официальные барьеры, выдавая  патенты и лицензии. В соответствии с патентным законодательством  США,  изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением на протяжении  17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развития таких компаний,  как “XEROX”, “Eastman Kodak”, “International  Business  Machine”  (IBM),  “SONY”  и  т.д. Вступление к области может быть существенным образом  ограниченный  и  путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500  профессий  (враче, таксисты, трубочисты и много других). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации.

    Монополия может иметь своей   основой  исключительное  право   на  какой- нибудь   ресурс   (например,   на   естественные   факторы    производства). Хрестоматийным примером является деятельность компании “ Бірс”, которая  уже давно владеет богатейшими  алмазными  приисками  в  Южной  Африке  и  потому контролирует от 80 до 85% предложения на мировом рынке алмазов[1] .

    В наше время жесткие действия, связанные с использованием  монопольного положения, как и недобросовестная конкуренция в целом, строго запрещенные  в странах с развитой  рыночной  экономикой,  хотя  и  встречаются  на  окраине цивилизованного мира.

    Современная теория выделяет три типа монополии: 1) монополия отдельного предприятия; 2) монополия как заговор; 3) монополия, которая  базируется  на дифференциации продукта.

    Все вышесказанное о чистой  монополии касается первого   типа  монополий. Достичь такого монопольного положения нелегко и об этом свидетельствует  сам факт редкости таких образований.

    Более доступным и распространенным  есть путь  заговора  или   соглашения нескольких крупных  фирм.  Он  дает  возможность  быстро  создать  на  рынке условия,  если  продавцы  (производители)  находятся  в   “одной   команде”, устраняется  конкурентная  борьба,  прежде  всего  ценовая   и   через   это потребитель оказывается в безальтернативных условиях.

    Такие соглашения вели к созданию  разных форм монополий. Первыми с таких были начальные  объединения  —  пулы,  рынки,  конвенции,  корнеры,  которые представляло собой временные соглашения  между  предприятиями,  как  правило, одной области, с целью поддержания  определенного  уровня  цен  или  деления полученной прибыли. Тем не  менее,  такие объединения не  были  стойкими  и создавались  лишь  на  короткий   срок   для   получения   одноразовой   или многоразовой прибыли.

    Проникновение монополий во все  сферы  общественного  воспроизведения   — непосредственное производство, обмен, распределение и потребление —  привело к   появлению   более   стойких   монополистических   объединений,   которые создавалось  на  продолжительный  срок.  С  монополизацией   сферы   оборота возникли первые, простейшие из  пяти  основных  форм  монополий  — картели  и синдикаты.

    Картель  —  это  объединения   нескольких  предприятий   одной   области производства,  участники  которого  сохраняют  собственность   на   средства производства  и  изготовленный  продукт,  производственную  и   коммерческую самостоятельность,  а договариваются   о   частице   любого   в   общем   объеме производства, цены, рынки сбыта.

    Синдикат   —   это   объединения   ряда   предприятий   одной   области промышленности,  участники  которого  сохраняют  собственность  на  средства производства, но теряют собственность на изготовленный  продукт,  а  значит, сохраняют производственную,  но  теряют  коммерческую  самостоятельность.  У синдикатов реализация продукции осуществляется  через  специально  созданную общую сбытовую контору.

    Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда,  если процесс  монополизации  распространяется  и   на   сферу   непосредственного производства. В этом случае возникшая необходимость объединения  в  границах одной корпорации последовательных,  взаимосвязанных  производств  нескольких областей промышленности, которые было  задействовано  в  создании  конечного продукта.  Можно  сказать,  что  происходила  вертикальная  интеграция,  или комбинирование. Например, в  границах  гигантских  автомобильных  корпораций объединялись  предприятия,  которые   добывали   сырье,   выплавляли   сталь, вырабатывали детали и, в конце концов,  составляли  собственное  автомобили. Именно на этой основе возникшая такая более сложная форма монополистических объединений, как трест.

    Трест — это объединения ряда  предприятий одной или нескольких  областей промышленности,  участники  которого  теряют   собственность   на   средства производства  и  изготовленный  продукт,  производственную  и   коммерческую самостоятельность,  то  есть  происходит  объединение  производства,  сбыта, финансов,  управление,  а  в  зависимости  от  суммы   вложенного   капитала собственники  отдельных  предприятий,  которые  входят  в   состав   треста, получают акции треста, которые дают им право принимать участие в  управлении и присваивать  соответствующую  часть  прибыли.  Опираясь  на  свою  власть, компании-тресты проводили в границах своих областей выгодную им  политику  и принуждали следовать ей других  отраслевых  производителей.  Примером  могут служить  американская  черная  металлургия,     алюминиевая, табачная промышленность периода конца ХІХ - начала ХХ ст. В начале ХХ ст.  в США действовало свыше 800 трестов, в состав которых  входило  свыше  5  тыс.

предприятий с капиталом  свыше  7  млрд.  долл.  Крупнейшими  трестами  были “Стандарт ойл”, “Юнайтед Стейтс Стол”, “Дженерал Электрик” и  др.  В  других странах развитого капитализма  в  качестве  отраслевых  монополий  выступали картели и синдикаты.

    Сложное взаимодействие монополии  и конкуренции было  характерной и для областей,  охваченных  картелями  и  синдикатами.  Яркий  поэтому  пример  — история  немецких  картелей.   Преобладающая   их   большинство   в   первые десятилетия ХХ ст. была весьма непрочной. Если в благоприятных условиях  они функционировали, то  в  “плохие  времена”  рассыпались,  так  как  участники соглашений стремились проводить самостоятельную рыночную политику. В  многих областях  немецкой  промышленности  сложился  своеобразный   ритм   развития картелей. Их формирование в той или другой области обычно  характеризовалось изъятием или минимизацией ценовой конкуренции и  повышением  цен.  Это,  как правило, привлекало в область новых  производителей.  Не  будучи  связанными картельными  соглашениями,  они  начинали  усиленную  ценовую   конкуренцию.

Снижая  цену,  новые  независимые  фирмы  захватывали   значительную   часть отраслевого рынка. В результате  судьба  членов  картелей  сокращалась,  что нередко вело к уменьшению объема  их  производства  и  соответственно  росту затрат.  Последнее,  как  правило,  вызвало  распад  картелей,   в   области начиналась острая ценовая конкуренция. После периода неограниченной  ценовой конкуренции снова возникали картельные соглашения, к которых подключались  и “новички”. Дале цикл повторялся .

    С помощью механизма межотраслевой  конкуренции и  переливание   капиталов вертикальная  интеграция  перерастает   в   диверсификацию,   которая   есть процессом  проникновения  капитала  той  или  другой  монополии  в  области, которые непосредственно не связаны с основной сферой ее  деятельности.  Если диверсификация  осуществляется   на   основе   концентрации   капитала,   то проникновение монополий в другую область  промышленности  осуществляется  за счет внутренних накоплений капитала; если этот процесс происходит на  основе централизации  капитала,  то  организация  производства  в  других  областях осуществляется путем купли акций.

    На основе диверсификации возникает   такая  современная  основная  форма монополистических  объединений,  как  многоотраслевой   концерн.   Он   есть объединением десятков, а в многих случаях даже сотен предприятий,  участники которого теряют  собственность  на  средства  производства  и  изготовленный продукт, а главная фирма осуществляет над  другими  участниками  объединения финансовый контроль. Среди 500 мощнейших монополий США свыше 90%  существуют в форме многоотраслевых концернов. Лишь 5% среди этих гигантских  корпораций выпускают однопрофильную продукцию, а подавляющее  большинство  их  имеет  в своем составе в среднему предприятия 11 областей, а наиболее  могущественные монополии - до 30-50 областей.

    Вообще  в  мировой   экономике   наметились   две   области   усиленной диверсификации.    Во-первых,    это    компании    традиционных    областей промышленности (исчерпание источников накопление  в  основных  производствах толкает их на поиск новых инвестиционных  возможностей).  В  последние  годы наблюдается “бегство” капитала из базовых  областей  в  новые  научные  и  в сферу  услуг.  Вкладывая  деньги  в  электронику,  робототехнику,   воинский бизнес,  аэрокосмическую  промышленность,  большие   компании   традиционных областей стремятся проникнуть в высокодоходный бизнес и  использовать  новую технику и технологию для модернизации устаревших мощностей  в  профилирующих производствах. В компании “Дженерал Электрик”, например, только  за  1980  - 1986 гг. судьба наукоемких производств в общей выручке выросшая  с 31  до 44%,  сферы  услуг  —  с  23  до  29%,  а  основного  промышленного  ядра  — сократилась с 1/2 до 1/4 . [4]

    Другие компании традиционных  областей  находят  иные  пути  выхода  из кризисного  состояния.  “Юнайтед  Стейтс  Стол”,  например,  поглотила   две огромных нефтяных фирмы — “Марантон Ойл” и “Тексас Ойл енд Гес”. Уже в  наше время она изменила свою  отраслевую  принадлежность:  производство  стали  и металлопродукции  не  является  профилирующим   (кроме   нефтяного   бизнеса, компания занятая производством и сбытом  разных  видов  химикатов,  бурового оснащения  и  т.п.).   Свертывают   традиционные   производства   ряд   фирм

Информация о работе Рынок несовершенной конкуренции