Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:22, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.
Введение …………………………………………………………………………………………………..3
1. Несовершенная конкуренция, её сущность и значение
1.1 Понятие несовершенной конкуренции, и её роль в экономике……..........................................5
1.2 Виды рыночных структур в условиях несовершенной конкуренции..……………………......6
2. Монополия на рынке
Характерные черты монополии и условия ее возникновения…………………...…………...9
2.2 Определение цены и объема производства в условиях монополии……………………...…..14
2.3 Монополизм в Украине и его особенности……...……….........................................................15
3. Олигополия, и её характерные особенности
3.1 Олигополия как современная рыночная структура…………..…..……....................................18
3.2 Теория олигополистического ценообразования………..…………..…......................................21
4. Монополистическая конкуренция
4.1 Общие черты и предпосылки появления монопольной конкуренции………………………..24
4.2 Цена и объем производства в условиях монополистической конкуренции…………………25
5. Принципы антимонопольной политики…………..…….……….…………………………..…27
Заключение …………………………………………………………………….………………………31
Использованная литература ………………………………………………..……………………….33
Предпосылками
несовершенной конкуренции
Каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов — тем просто больше негде взять этот продукт.
Как
и в случае совершенной конкуренции,
на несовершенных рынках можно выделить
главный критерий, позволяющий относить
тот или иной рынок к этой категории.
Критерием несовершенной
Таким
образом, если в условиях совершенной
конкуренции объем выпуска
Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовывать, только снижая цены. Или по-другому: поведение фирмы значимо в масштабах отрасли.
Зависимость между объемом
2. Монополия на рынке
2.1.
Характерные черты монополии
и условия возникновения
Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Термин «монополия» происходит от двух греческих слов: «mono» - один и «poleo» – продаю, т.е. монополия характеризуется наличием одного продавца какого-либо товара или услуги на рынке.
Современная экономичная теория различает несколько видов монополистических состояний: простая или полная (чистая) монополия, олигополия, монопсония, олигопсония. Полная или чистая монополия означает ситуацию, если существует единый производитель или продавец какого-либо вида продукции. Это означает, что исключительное право на владение и распоряжение определенным материальным или нематериальным благом сосредоточивается в одних руках. В условиях чистой монополии область состоит из одной фирмы, то есть понятие “фирма” и “область” совпадают. На первый взгляд такая ситуация маловероятная и, действительно, в масштабах страны встречается очень редко. Тем не менее, если взять более скромный масштаб, например, маленький городок, то ситуация, где наблюдается чистая монополия будет довольно типичной. В таком городке существует одна
электростанция, одна железная дорога, единый аэропорт, один банк, одно крупное предприятие и т.д. Для примера: в США 5% ВНП создается в условиях, близких к чистой монополии.
Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей (субститутов), товар, который выпускается, есть в некоторой мере уникальным. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, типичным примером которых есть муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист владеет реальной властью с точки зрения реализации продукта, в некоторой мере
контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.
Монополия возникает там и тогда, если барьеры для входа в область тяжело преодолеть. Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. В соответствии с патентным законодательством США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением на протяжении 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развития таких компаний, как “XEROX”, “Eastman Kodak”, “International Business Machine” (IBM), “SONY” и т.д. Вступление к области может быть существенным образом ограниченный и путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (враче, таксисты, трубочисты и много других). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации.
Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой- нибудь ресурс (например, на естественные факторы производства). Хрестоматийным примером является деятельность компании “ Бірс”, которая уже давно владеет богатейшими алмазными приисками в Южной Африке и потому контролирует от 80 до 85% предложения на мировом рынке алмазов[1] .
В наше время жесткие действия, связанные с использованием монопольного положения, как и недобросовестная конкуренция в целом, строго запрещенные в странах с развитой рыночной экономикой, хотя и встречаются на окраине цивилизованного мира.
Современная теория выделяет три типа монополии: 1) монополия отдельного предприятия; 2) монополия как заговор; 3) монополия, которая базируется на дифференциации продукта.
Все вышесказанное о чистой монополии касается первого типа монополий. Достичь такого монопольного положения нелегко и об этом свидетельствует сам факт редкости таких образований.
Более доступным и
Такие соглашения вели к
Проникновение монополий во
Картель — это объединения нескольких предприятий одной области производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и изготовленный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, а договариваются о частице любого в общем объеме производства, цены, рынки сбыта.
Синдикат — это объединения ряда предприятий одной области промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на изготовленный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов реализация продукции осуществляется через специально созданную общую сбытовую контору.
Более сложные формы
Трест — это объединения ряда
предприятий одной или
предприятий с капиталом свыше 7 млрд. долл. Крупнейшими трестами были “Стандарт ойл”, “Юнайтед Стейтс Стол”, “Дженерал Электрик” и др. В других странах развитого капитализма в качестве отраслевых монополий выступали картели и синдикаты.
Сложное взаимодействие
Снижая цену, новые независимые фирмы захватывали значительную часть отраслевого рынка. В результате судьба членов картелей сокращалась, что нередко вело к уменьшению объема их производства и соответственно росту затрат. Последнее, как правило, вызвало распад картелей, в области начиналась острая ценовая конкуренция. После периода неограниченной ценовой конкуренции снова возникали картельные соглашения, к которых подключались и “новички”. Дале цикл повторялся .
С помощью механизма
На основе диверсификации
Вообще в мировой экономике наметились две области усиленной диверсификации. Во-первых, это компании традиционных областей промышленности (исчерпание источников накопление в основных производствах толкает их на поиск новых инвестиционных возможностей). В последние годы наблюдается “бегство” капитала из базовых областей в новые научные и в сферу услуг. Вкладывая деньги в электронику, робототехнику, воинский бизнес, аэрокосмическую промышленность, большие компании традиционных областей стремятся проникнуть в высокодоходный бизнес и использовать новую технику и технологию для модернизации устаревших мощностей в профилирующих производствах. В компании “Дженерал Электрик”, например, только за 1980 - 1986 гг. судьба наукоемких производств в общей выручке выросшая с 31 до 44%, сферы услуг — с 23 до 29%, а основного промышленного ядра — сократилась с 1/2 до 1/4 . [4]
Другие компании традиционных областей находят иные пути выхода из кризисного состояния. “Юнайтед Стейтс Стол”, например, поглотила две огромных нефтяных фирмы — “Марантон Ойл” и “Тексас Ойл енд Гес”. Уже в наше время она изменила свою отраслевую принадлежность: производство стали и металлопродукции не является профилирующим (кроме нефтяного бизнеса, компания занятая производством и сбытом разных видов химикатов, бурового оснащения и т.п.). Свертывают традиционные производства ряд фирм