Рынок фруктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:47, отчет по практике

Описание работы

Российский рынок фруктов растет очень динамично и становится все более цивилизованным - погоду на нем делают крупные оптовые компании, которые имеют собственную инфраструктуру для заготовки, переработки, транспортировки, упаковки, хранения фруктов, и международные и межрегиональные розничные торговые сети.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Вторичная информация о состоянии рынка фруктов…………………...…...4
2. Наблюдение в торговых точках……………………………………………….7
3. Анализ рынка фруктов………………...……………………………………….8
4. Сбор первичной информации………………………………………………...16
5.Результаты иследования рынка ………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………….…24
Список литературы……………………………….…………………..………….26
Приложение………………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

ОТЧЕТ Рынок фруктов.docx

— 178.89 Кб (Скачать)

Рисунок 3 – Продукты наиболее часто потребляемые дома, % от числа потребителей

 

Бутерброд является ближайшим «конкурентом»  фруктов и в ситуации приема пищи в поездке. Тем не менее именно эта ситуация оказывается наиболее благоприятной для потребления  фруктов вне дома, в отличие  от утоления голода на улице, где более  уместным считается потреблять снэки  – орешки, сухарики, чипсы (рис. 4). Часть  респондентов – 23% – едят фрукты на работе во время обеда. В частности, к такому варианту прибегают, если нет  возможности пообедать в столовой/кафе, поскольку фрукты не требуют специального приготовления и легко «транспортируемы».

  Более  половины опрошенных потребляют  фрукты хотя бы один раз  в день – 69 и 55% в летний  и зимний период соответственно.

  Максимальные  объемы порций, потребляемых за  один раз, характерны для арбузов,  дынь и ягод. Лимоны потребляются  в минимальных количествах. Разовые  порции бананов, апельсинов и  мандаринов составляют обычно 1–2  штуки. Недельный объем потребления  фруктов для большинства опрошенных  не превышает 2 кг: такие ответы  дают 58 и 81% опрошенных применительно  к летнему и зимнему периоду  соответственно.

  Сезонность  данной продуктовой категории  проявляется в том, что в  зимний период – с ноября  по апрель – значительно возрастает  доля тех, кто потребляет фрукты  с частотой раз в неделю  и реже: с 9% летом до 16% зимой.  С другой стороны, в летний  сезон – с мая по октябрь  – увеличивается доля тех респондентов, которые едят фрукты несколько  раз в день: с 22% зимой до 37% летом.  Таким образом, относительная  финансовая доступность и широкий  ассортимент продукции, а также  урожаи с собственных огородов, характеризующие летние месяцы, благотворно сказываются на частоте  потребления фруктов россиянами.

  По  данным исследования, среднедушевой  объем потребления фруктов в  год составляет 45,6 кг в период  с мая по октябрь и 27,7 кг  – с ноября по апрель. При  этом следует учитывать, что  эти показатели применимы только  к населению городов, насчитывающих  от 100 тысяч жителей в возрасте 18–65 лет.

  В  структуре российской потребительской  «фруктовой корзины» лидирующие  позиции занимают следующие виды  фруктов: яблоки – 96% опрошенных  ели их хотя бы раз за  последние полгода*, а 51% респондентов  потребляют их чаще всего; бананы  – соответственно 92 и 23% россиян;  апельсины – 91 и 11%; лимоны –  82 и 6%; мандарины – 70 и 2%; груши  – 61 и 4% (табл. 1). От четверти  до половины опрошенных за  последние 6 месяцев ели также  виноград, киви, гранаты, грейпфруты  и ананасы.

  Наиболее  высокая частота потребления  характерна для яблок: летом  их едят не реже чем раз  в неделю 89% опрошенных, а зимой  – 80% респондентов. При этом лишь 25% потребителей считают яблоки  своим любимым фруктом.

  К  фруктам, часто потребляемым летом,  относятся также свежие ягоды  и лимоны – их едят соответственно 71 и 65% россиян. Такие фрукты, как  бананы, арбузы и дыни, выбирают  по 58% потребителей. Груши пользуются  спросом у 54% опрошенных.

Т а б л  и ц а 1 – Предпочтения и потребление  фруктов, % от числа потребителей

ФРУКТЫ

ПРЕДПОЧИТАЮТ

ЕДЯТ ЧАЩЕ ВСЕГО

ЕЛИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 6 МЕСЯЦЕВ

Яблоки

25

51

96

Бананы

18

23

92

Апельсины

12

11

91

Лимоны

2

6

82

Мандарины

4

2

70

Груши

9

4

61

Виноград

7

1

42

Киви

2

1

39

Гранаты

1

 

31

Грейпфруты

2

1

30

Ананасы

2

 

27

Свежие ягоды

3

 

16

Персики

6

 

13

Сливы

1

 

12

Абрикосы

3

 

10

Арбузы, Дыни

4

 

7

Манго

1

 

5


 

  Зимой  наиболее популярны лимоны и  бананы – их предпочитают соответственно 75 и 69% участников опроса. Апельсины  потребляют 59% респондентов, а мандарины  – 37%.

  Показательно, что соотношение числа респондентов, предпочитающих определенный вид  фруктов, и тех, кто чаще  всего его потребляет, оказалось  наиболее значимым для винограда  – индекс равен 7. В то же  время для киви значение данного  индекса составило 2, а для яблок  – 0,49. Таким образом, значительная  доля любителей винограда лишь  частично удовлетворяет свою  склонность к данному виду  фруктов в силу финансовых, сезонных, диетологических и иных причин.

  Сопоставляя  данные об объемах потребления  различных фруктов в европейских  странах и России, можно сделать  вывод о том, что российский  рынок наиболее сходен с чешским,  где также в большом почете  яблоки. Примечательно, что бананы  оказываются наиболее любимым  фруктом у северных народов  – жителей Норвегии, Финляндии,  Швеции, тогда как в Южной Европе  – Италии, Испании, Франции –особой  популярностью пользуются цитрусовые  и груши.

  Согласно  результатам опроса дилеров, в  среднем около 70% продаж фруктов  в России приходится на оптовые  базы и рынки. Значимость открытых  рынков подтверждают и интервью  с потребителями, 81% из которых  для покупок фруктов выбирают  именно этот розничный канал (рис. 3). С одной стороны, это связано с тем, что на рынках фрукты, как правило, дешевле, чем в продовольственных магазинах и супермаркетах. С другой стороны, покупателей привлекает качество «рыночных» фруктов: распространено мнение, что за счет более короткой логистической цепочки они оказываются более свежими, чем продукция, реализуемая в точках «магазинной торговли». Кроме того, отдельные потребители отмечают наличие более широкого ассортимента фруктов на колхозных рынках.

Рисунок 4 – предпочтения потребителей фруктов  по месту покупки, % от числа потребителей

 

Покупка фруктов вне территории открытого  рынка – с лотка/машины, – а  также в киосках и ларьках  также достаточно распространена в  российских городах с населением от 100 тысяч жителей: соответственно 23 и 20% респондентов регулярно либо время от времени прибегают к  этим сбытовым каналам. Основными достоинствами  этих каналов являются удобство расположения – близость к маршруту перемещения  потребителя, – а также оперативность  покупки: «проходил мимо – увидел – приобрел».

  Тем  не менее эксперты отмечают  потенциал магазинной торговли, в частности таких современных  форматов, как супермаркеты и  гипермаркеты. В ходе настоящего  исследования выяснялось, где респонденты  обычно покупают фрукты. При этом 31% горожан приобретают их в  традиционных магазинах с обслуживанием  через прилавок и лишь 14% –  в супермаркетах/гипермаркетах,  несмотря на то, что участникам  опроса предоставлялась возможность  выбрать несколько вариантов  ответа. В то же время, благодаря  усилению роли современных розничных  каналов на российском потребительском пространстве в целом, доля супермаркетов в розничном обороте свежих фруктов медленно, но растет. Регулярные посетители супермаркетов и гипермаркетов склонны совмещать покупку фруктов с приобретением других товаров в целях экономии времени и избежания дискомфорта, связанного с «рыночным шопингом», – общением с навязчивыми продавцами, боязнью обмана, неудовлетворительными санитарными условиями. Изменения в структуре розничного сбыта фруктов во многом зависят от того, насколько быстро розничные операторы совместно с поставщиками смогут завоевать доверие потребителей, обеспечив адекватную альтернативу открытым рынкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сбор первичной информации

Фруктовый рынок как России в целом, так и г. Владивостока в частности можно разделить на две части, в зависимости от характера сезонности продукта и поставщика:

  • первый сектор рынка – это фрукты, обладающие явно сезонным характером предложения и спроса, к таким фруктам относятся черешня, вишня, клубника, малина и прочие ягоды, груши, яблоки и сливы отечественного производства, арбузы, дыни, абрикосы, персики, виноград;
  • второй сектор – это импортируемые фрукты, включая экзотические, предложение и спрос на которые постоянен, вне зависимости от времени года: яблоки, груши, бананы, апельсины, мандарины, киви, виноград, ананас, лимон.

Цель  сбора первичных данных: выявить  какие фрукты наиболее часто покупаются, и кто является главной целевой  аудиторией.

В качестве группы целевого потребителя были выбраны  девушки и женщины от 18 до 70 лет, ведущие активный образ жизни, и  старающиеся придерживаться здорового  образа жизни. Данная группа потребителей была выбрана потому что женская  половина населения старается питаться правильно и следить за своей  фигурой, и в качестве перекусов  выбирает именно фрукты.

Метод сбора  данных: анкетирование в местах продаж (в супермаркетах, на рынках, у машин, в обычном магазине). Время было выбрано с 17.00 до 19.00 в будни, т.к. это  период времени, когда потребители  возвращаются с работы. Но главный  упор был сделан на выходные дни  в период времени с 12.00 до 16.00, т.к. именно в эти дни потребители  стараются обеспечить себя продуктами питания.

Для сбора  первичной информации была разработана  следующая анкета.

 

 

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ 

  1. Пол
  2. Мужской
  3. Женский

___________________________

 

  1. К какой возрастной группе вы относитесь?
  2. 18-25
  3. 25-30
  4. 30-40
  5. 40-55
  6. 55-70
  7. старше 70

___________________________

  1. Вы покупаете фрукты?
  2. Да
  3. Нет

___________________________

  1. Вы учитесь или работаете?
  2. Работаю
  3. Учусь
  4. Работаю и учусь
  5. Домохозяйка

___________________________

  1. Каким фруктам Вы отдаёте предпочтение?(не более 3х вариантов ответа)
  2. Яблоки
  3. Груши
  4. Бананы
  5. Апельсины
  6. Мандарины
  7. Ананасы
  8. Другое

___________________________

  1. Где Вы обычно приобретаете фрукты?
  2. На рынке
  3. В обычном магазине
  4. С латка или с машины
  5. В киоске или ларьке
  6. В супермаркете (гипермаркете)
  7. Другое

___________________________

  1. Что для Вас является определяющим при покупке фруктов?
  2. Цена
  3. Качество
  4. Место выращивания
  5. Другое

___________________________

  1. Как часто Вы употребляете фрукты в пищу?
  2. Каждый день
  3. Через день
  4. Раз в неделю
  5. Другое

___________________________

  1. Для кого Вы покупаете фрукты?
  2. Для себя
  3. Для детей
  4. Для семьи
  5. Другое

Информация о работе Рынок фруктов