Рынок фруктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:47, отчет по практике

Описание работы

Российский рынок фруктов растет очень динамично и становится все более цивилизованным - погоду на нем делают крупные оптовые компании, которые имеют собственную инфраструктуру для заготовки, переработки, транспортировки, упаковки, хранения фруктов, и международные и межрегиональные розничные торговые сети.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Вторичная информация о состоянии рынка фруктов…………………...…...4
2. Наблюдение в торговых точках……………………………………………….7
3. Анализ рынка фруктов………………...……………………………………….8
4. Сбор первичной информации………………………………………………...16
5.Результаты иследования рынка ………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………….…24
Список литературы……………………………….…………………..………….26
Приложение………………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

ОТЧЕТ Рынок фруктов.docx

— 178.89 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Кафедра маркетинга


 

                        ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА


 

 

 

 

 

О Т Ч Е Т

о прохождении производственной практики

 

 

 

 

 

   

Выполнил студент гр.1408 МТ _______________ Т.Д.Тюшина

Отчет защищен:

с оценкой _____________________

____________  ___________________

         подпись                   И.О.Фамилия

«_____» ______________________  200  г.

 

Руководитель практики

ст. преподаватель кафедры

управления инновациями

________________________ Е.В.Носкова

 

Регистрационный №  ______

«_____» ______________________  200  г.

 

____________  __________________

        подпись                    И.О.Фамилия

 

 

Практика пройдена в срок

с «___» _____________  200  г.

по «___»____________   200  г.

на предприятии_________________

_______________________________


 

 

 

 

 

г. Владивосток

2011

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Вторичная информация о состоянии рынка фруктов…………………...…...4

2. Наблюдение в торговых точках……………………………………………….7

3. Анализ рынка фруктов………………...……………………………………….8

4. Сбор первичной информации………………………………………………...16

5.Результаты иследования рынка ………………………………………………20

Заключение…………………………………………………………………….…24 
Список литературы……………………………….…………………..………….26

Приложение………………………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Российский  рынок фруктов растет очень динамично  и становится все более цивилизованным - погоду на нем делают крупные оптовые  компании, которые имеют собственную  инфраструктуру для заготовки, переработки, транспортировки, упаковки, хранения фруктов, и международные и межрегиональные розничные торговые сети.

Казалось  бы, совсем недавно было время, когда  купить свежие фрукты и овощи было намного дешевле у бабушки, чем  с рядом стоящего лотка, не говоря уже о супермаркете. Сегодня большинство  потребителей приобретают качественный витаминизированный товар в магазинах. Практически во всех продовольственных  торговых точках теперь есть фруктово-овощной  отдел.

 Российский  рынок фруктов характеризуется  устойчивой тенденцией к росту,  темпы которого составляют около  15% в год. 

На российском рынке фруктов велика доля импорта. Фрукты, ввезенные из других стран, составляют порядка 50% от объема российского  рынка, при этом, по мнению некоторых  экспертов, доля импорта существенно  выше, составляя порядка 80%.

В структуре  российского импорта фруктов  наибольшие объемы приходятся на три  вида продукции: бананы (27%), яблоки (22%) и апельсины (14%).

Характерной чертой российского рынка фруктов  является выраженность сезонного роста  цен.

Россияне  тратят на овощи и фрукты не менее 11% от общего объема расходов на продуктовые  товары. Более половины жителей российских городов потребляет фрукты хотя бы один раз в день – 69% в летний период и 55% в зимний период.

Большее количество поставок импортируемых  фруктов осуществляется через порты  в Санкт-Петербурге и на Дальнем  Востоке. Основными фруктовыми поставщиками в Россию является Америка, Китай, страны ЕС, Африка.

  1. Вторичная информация о состоянии рынка фруктов

Фруктово-ягодное  изобилие рынков во Владивостоке радует глаз. От вида румяных яблок, сочных краснобоких персиков, нектаринов, винограда, словно изморозью покрытых слив и будто медом налитых  абрикосов разгорается аппетит. Казалось бы, не только вкусно, но и  полезно. Однако покупатели не спешат затаривать сумки необходимыми для  здоровья природными витаминами.

А покупает народ аппетитные фрукты по полкило, а то и поштучно. И дело не только в том, что пополнение запаса микроэлементов в организме грозит опустошить карманы  до дна. Обильная красота на лотках – всего лишь натюрморт, малополезный и невкусный. Зато на лотках у бабушек, сидящих на местах, выделенных для  пенсионеров на задворках рынков, изредка можно увидеть скромные горки слив, черешни, абрикосов, яблок. Это остатки урожая с пары-тройки плодовых деревьев, взращенных на дачных и приусадебных участках. После того как наварили варенья и «накрутили»  компотов на зиму, угостили свежими  фруктами всех друзей и родственников, иногда остается излишек. Его-то и несут  на базар с целью пополнения скудного пенсионного бюджета. За свой продукт, порой и вида неказистого, старички просят дороже, чем соседи за лощеный  завозной фрукт. Однако экологически чистый товар сметают мигом.

Большие сады, дающие многотонный товарный урожай яблок, груш, слив, абрикосов, остались в далеком советском прошлом. А фруктовую щедрость на приморских рынках обеспечивают импортные плоды, выращиваемые по специальным технологиям, которые призваны обеспечить не оригинальный вкус и насыщенность полезными веществами, а лишь товарный вид. Иначе эти  фрукты к нам, на Дальний Восток, свежими и красивыми просто не дойдут.

Однако  нельзя сказать, что традиционные для  Приморья технологии выращивания фруктов  забыты и не востребованы. Так, уже  начал давать товарные урожаи единственный в Ханкайском районе большой плодовый сад. Примерно семь лет назад южнокорейские инвесторы взяли в аренду три гектара земли в селе Ильинка для выращивания фруктов в коммерческих целях.

Тогда же здесь было высажено порядка тысячи саженцев плодовых деревьев: по нескольку  сортов яблонь, груш, слив и абрикосов. Есть даже вишнеслива Гайовата. По словам главного садовода хозяйства Константина  Федорова, плодовые деревья приобретались  в местных питомниках либо привиты  лучшими районированными и новыми сортами. Молодой сад уже начал  плодоносить в промышленных масштабах: в прошлом году собрали почти  тонну абрикосов, в этом – полторы. Нынче же и слива пошла –  первые 200 кг чернослива и около 50 кг желтых слив собрали к концу августа. На следующий год ожидают первый товарный урожай яблок – планируют  получить примерно полторы тонны  крупных сладких плодов. Урожай приморских груш придется ждать дольше, саженцы  этой культуры высаживались позже всех.

Весь  урожай абрикосов и слив на ура был продан на рынках во Владивостоке. В отличие от завозного фрукта у этих абрикосов и слив отменные вкусовые качества. Применяются традиционные для Приморья агротехнологии возделывания фруктовых садов, используем минимум пестицидов. Все натуральное – обработка, подкормка. Собирается урожай не раньше, чем полностью вызреет плод. Отсюда и вкус, и цвет, и запах у слив и абрикосов настоящие, какими и должны быть.

Климат  в Приморье, по словам сотрудника плодового  питомника личного приусадебного  хозяйства «Макаревич» Ивана  Макаревича, вполне подходит для промышленного садоводства.

В селе Горный Хутор Черниговского района, где раньше были сады в 70 гектаров очень хороший микроклимат – территория закрыта от ветра горами (название села само за себя говорит), летом жарко. И сады, насаженные там 2025 лет назад, до сих пор приносят хорошие урожаи. Я видел старую сливу – с нее одной можно ведра два–три плодов собрать.

Но тем  не менее никто коммерческие сады в той местности сейчас не разводит, фруктовые деревья лишь в частных  подворьях. И такая ситуация складывается по всему Приморью. Потому и ассортимент  немногочисленных в крае частных  плодовых питомников рассчитан на садоводовлюбителей – всего понемногу. Частники в  основном берут саженцы яблони. Затем  в рейтинге спроса – груши и  сливы. Из ягоды предпочитают кусты смородины и жимолость.

Настоящим спасением от неконтролируемых цен  на овощи и фрукты у жителей  Владивостока стали сельскохозяйственные ярмарки, организованные по инициативе главы города Игоря Пушкарева.

В отличие  от коммерческих рынков здесь дары приморской осени откровенно радуют изобилием и ценами: здесь есть все – овощи, фрукты, ягоды, мед  по вполне приемлемой стоимости. Впрочем, на ярмарках можно приобрести и колбасные  изделия, рыбопродукцию, молочные продукты и кондитерские изделия, цены на которые  также ниже магазинных. Именно на таких  условиях специалисты управления торговли и услуг городской администрации  приглашают к участию приморских предпринимателей и фермеров (в соответствии с приложением 1).

Что касается фруктов и овощей, то здесь практически  вся продукция – местного производства, выращенная фермерами Спасского, Хорольского, Пожарского районов, Арсеньева, Артема, Уссурийска и других городов и  районов края.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Наблюдения в торговых точках

Фрукты  занимают важное место в продуктовой  корзине городского населения России в возрасте от 18 до 65 лет.

В структуре  российской потребительской «фруктовой корзины» лидирующие позиции занимают следующие виды фруктов: яблоки, бананы, апельсины, лимоны, мандарины, груши. Так же большинство людей приобретают также виноград, киви, гранаты, грейпфруты и ананасы.

  Наиболее  высокая частота потребления характерна для яблок, т.к. наблюдение показало, что потребители довольно часто покупают данный вид фруктов.

  К  фруктам, часто потребляемым летом,  относятся также свежие ягоды и лимоны, как бананы, арбузы и дыни, груши.

  Зимой  наиболее популярны лимоны и бананы, апельсины и конечно же мандарины.

По мнению опрошенных дилеров, платежеспособность населения и уровень цен относятся к группе наиболее важных факторов, влияющих на объем продаж фруктов в России: их отметили более двух третьих экспертов рынка. Другими словами, можно прогнозировать увеличение объема продаж фруктов в случае снижения цен на продукцию и/или повышения покупательской способности россиян.

  На  втором месте по степени влияния  на динамику рынка оказались  качество фруктов и сезонность. Важность обоих факторов существенно  ниже вышеназванных финансовых  условий, тем не менее их  необходимо учитывать при построении  прогнозов объемов рынка. Так,  потребитель настороженно относится  к импортным фруктам в зимний  период времени – винограду,  яблокам, грушам и некоторым  другим, нередко отказываясь от  их покупки по причине пресного  вкуса продуктов и отсутствия  аромата. Помимо этих двух ключевых  характеристик качества фрукта, относительно значимыми являются  внешний вид, калибр и сохраняемость  продукта.

 

  1. Анализ рынка фруктов

В структуре  российского импорта фруктов в 2008 году наибольшие объемы пришлись на три вида продукции: бананы, яблоки и апельсины, что соответствует потребительским предпочтениям и привычкам городских жителей России и Приморского края в частности (рис. 1). При этом высокий спрос на яблоки частично удовлетворяется местным производством, тогда как бананы являются исключительно импортным товаром. Данный факт, а также популярность, которой пользуются бананы у россиян – по предпочтению и частоте потребления этот фрукт является вторым после яблок, – обуславливает их первенство в структуре импорта. Так, согласно данным Государственного таможенного комитета РФ, в первые 11 месяцев 2008 года на долю бананов пришлось 27% объема импортированной продукции в натуральном выражении – против 22% для яблок и 14% для апельсинов. 

Рисунок 1 –  Структура импорта фруктов (% от натурального оборота)

 

Уровень осведомленности российских потребителей о марках любимых ими фруктов  пока достаточно низок. Так, 81% опрошенных покупателей бананов не смогли вспомнить ни одного названия, указанного на ярлычке приобретаемого ими продукта. Наиболее известным на банановом рынке является брэнд Bonanza (страна происхождения – Эквадор, брэндодержатель – ООО JFC International): первым его упомянули 5% респондентов, а в целом, без подсказки, – 8% опрошенных (рис. 2). На втором месте по критерию top-of-mind находятся две американские марки Chiquita и Dole: по 4% покупателей, участвовавших в опросе, вспомнили о них в первую очередь. Третье место занимает марка Favorita (Эквадор) – ее отметили 2% респондентов.

Рисунок 2 – Знание марок бананов, % от числа  покупателей

 

  Как говорилось ранее фрукты занимают важное место в продуктовой корзине городского населения России в возрасте от 18 до 65 лет. Они находятся на втором месте в ряду всех продуктов, потребляемых в домашних условиях, – такой ответ дали 89% опрошенных, – и на первом среди продуктов, потребляемых вне дома, – 49% россиян. Тем не менее в массовом сознании данная продуктовая категория не воспринимается как составная часть основного приема пищи «в нормальных условиях», то есть во время завтрака, обеда или ужина. Дома фрукты чаще всего употребляют, когда нужно перекусить между основными приемами пищи, – так ответили 68% респондентов, а вне дома их в основном едят в поездках – 32% россиян.

  Согласно  результатам исследования, потребление  фруктов, безусловно, лидирует среди  способов перекусить в домашней  обстановке – например, между  завтраком и обедом или вечером  после ужина. Данный продукт  занимает первое место, опережая  шоколад, йогурт/кефир/творог и  даже традиционные бутерброды, пирожки  и сосиски в тесте. При этом  наименее распространено употребление  фруктов на завтрак: всего лишь 19% респондентов признались в  том, что они часто едят их в данном контексте. Для сравнения: бутерброды на завтрак предпочитают 69% россиян. Из трех основных приемов пищи, помимо ситуации, когда необходимо просто перекусить, ужин представляет собой наиболее реальную ситуацию для потребления фруктов дома – 36% респондентов.

Информация о работе Рынок фруктов