Роль и функция цены

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.
В малом бизнесе установление нужного уровня цен тем более важно, что предприниматель имеет возможность непосредственно общаться с клиентом и тот в свою очередь может высказать свои претензии по установленным ценам за товары или услуги.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3стр
1.Роль цены в экономике……………………………………………………..5стр
1.1.Значение и сущность цен…………………………………………………5стр
1.2.Функции цены……………………………………………………………..5стр
2.Основные ценовые стратегии и методы…………………………………...9стр
3.Виды цен……………………………………………………………………20стр
3.1.Виды цен в зависимости от сфер торговли…………………………….20стр
3.2.Виды цен, различающиеся степенью и способами регулирования…..21стр
3.3.Другие виды цен………………………………………………………....24стр
4.Рыночный механизм ценообразования………………………………...…27стр
5.Порядок установления свободных цен на товары…………………….....30стр
6.Практическая часть………………………………………………………...33стр
Заключение…………………………………………………………………...34стр
Список литературы………………………………………………………..…

Работа содержит 1 файл

курсач по маркетингу.doc

— 131.50 Кб (Скачать)
>     а) анализ данных предыдущего периода  методом регрессионного анализа, экстраполяция  полученных результатов на будущее;

     б) проведение на рынке эксперимента с различными ценами;

     в) изучение предполагаемых ситуаций по покупке товаров на рынке или  намерений к их покупке.

     Все эти методы имеют определенные недостатки. Экстраполировать спрос на товар  на будущее необходимо очень осторожно, особенно на товары, потребление которых во многом определяется модой. При проведении экспериментов с ценами необходимо учитывать, что повысить цену на товар после того, как он появился на рынке по более низкой цене, достаточно сложно. Тем не менее, определенный ориентир в ценообразовании с помощью этих методов получен.

     Метод следования за лидером  конкуренции

     При данном методе предприниматель руководствуется  ценами конкурента, а учет собственных  издержек и спроса играют здесь подчиненную  роль. Следование может означать установление равных, повышенных или пониженных цен по отношению к ценам конкурентов. Так, на олигопольных рынках нефти, стали, бумаги или удобрений (при небольшом количестве крупных конкурентов) основные продавцы, как правило, устанавливают одинаковые цены. Более мелкие фирмы следуют за «ценовым лидером», иногда позволяя себе маленькие скидки, как, например, владельцы небольших частных автозаправочных станций.

     Этот  метод ценообразования пользуется популярностью. Если предпринимателю  сложно спрогнозировать собственные издержки или реакцию конкурентов, тогда разумным решением становится следование за конкурентным лидером.

     Ценообразование на конкурсные проекты

     Ориентация  на конкурента присутствует и в ценообразовании  на конкурсные проекты. Цель, которая здесь преследуется, - выиграть проект, для чего необходимо учесть и опередить предполагаемых конкурентов. Чем выше цена, тем ниже вероятность получения высокоприбыльного заказа и наоборот. Умножая прибыль, заложенную в том или ином варианте цены, на вероятность получить при такой цене субвенции, предполагаемые в проекте, можно получить так называемую оценку ожидания прибыли. Согласно теории решений нужно предложить ту цену, которая ведет к наибольшему ожиданию прибыли. Так поступают крупные фирмы, участвующие в конкурсах и стремящиеся в долгосрочном плане максимизировать прибыль.

     6. Принятие решения  об уровне цены

     Выбрав  и применив один из методов ценообразования, необходимо принять ценовое решение, т. е. установить конкретную цену. Здесь  следует учесть новые моменты, такие как психологическое воздействие, проверка соблюдения исходных целей ценовой политики, а также различные типы реакции на применяемую цену.

     Психологическое воздействие определяется, прежде всего, тем, что цена служит для многих потребителей основным показателем качества изделия. Цены, создающие имидж, особенно характерны для видов продукции, воздействующих на самосознание и самооценку покупателя.

     Нередко фирмы-продавцы воздействует на психологию покупателя, сопоставляя довольно высокую цену на свою продукцию с еще более высокими ценами какой-либо широко известной продукции. Цены продукции- аналога называют справочными. Кроме того, многие продавцы полагают, что психологически лучше воспринимается чуть-чуть заниженная, некруглая или дробная цена.

     Также необходимо изучить зависимость  между относительными величинами цены, качества и расходов на рекламу. Полученные в результате проекты цен надо еще раз перепроверить с позиций  достижения исходных целей ценовой  политики. 

     3.ВИДЫ  ЦЕН 

     3.1 Виды цен в зависимости от сфер торговли 

     На  цены накладывает отпечаток вид  торговли товарами и услугами, посредством, которого реализуются товары, масштабы торговых операций и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся  на оптовые, розничные, закупочные тарифы.

     Оптовыми  называют цены, по которым продукция  реализуется крупными партиями, в  условиях так называемой оптовой  торговли. Система оптовых цен  применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на товарных биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.

     В сложившейся российской торговой практике было принято различать цены применительно к продукции производственно-технического назначения и так называемые отпускные цены применительно к продукции потребительского назначения.

     Обычно  по оптовым иенам предприятия-производители  реализуют продукта либо друг другу, либо торговым посредникам. Чаше всего необходимость в оптовой продаже возникает, когда производство продукции локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления имеет обширный радиус.

     Розничными  принято называть цены, по которым  товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере — предприятиям, организациям, предпринимателям.

     Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане.

     Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой  компенсируются издержки обращения в розничной торговле, и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

     Закупочные  цены — это цены государственных  закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в  определенной степени продолжают быть распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у ее производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов.

     Определенной спецификой обладают цены на услуги, представляющие, как уже было упомянуто, виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально – вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование цен на услуги, тарифами (расценками). При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг плата за телефон, за пользование радио и телевидением. 

     3.2.Виды  цен, различающиеся  степенью и способами  регулирования 

     По  степени и способу регулирования  цены разделяются на группы: 1) назначаемые; 2) регулируемые (изменяемые); 3) договорные (контрактные); 4) свободные (рыночные).

     Жесткофиксированные, твердые цены назначаются органами ценообразования или государственными органами, их уровень фиксируется  документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованно управляемой экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, как известны под названием государственных. Государственные органы ценообразования обладают монопольным правом назначать и изменять государственные цены, повышать или снижать их. Система государственного ценообразования широко использовалась в Советском Союзе.

     Регулируемые цены называются так потому, что их величина регулируется государственными органами. При регулировании воздействие со стороны государства на цены носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса или предложения товара. Иногда регулирование сводится к ограничению величины цен за определенные группы товаров верхним пределом в целях расширения покупательной способности потребителей или нижним пределом в целях стимулирования развития производства.

     Однако  и тот, и другой путь имеют ряд  существенных недостатков, что и  приводит к редкому использованию  этого метода. Все дело в том, что  государство, устанавливая, например, верхний предел цены, устанавливает  его на более низком уровне, чем  равновесный уровень цены, что приводит к сокращению предложения и росту спроса на товар. Итогом такого установления цены является превышение спроса над предложением товаров, то есть товарный дефицит, а, следовательно, естественное желание покупателя купить недостающий товар даже по более высокой цене, что порождает черный рынок, на котором цены будут выше равновесных из-за дополнительных издержек продавцов, которые нелегальным путем продают товар.

     Договорные  цены — это цены, величина которых  определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями.

     В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах  специальный раздел, в котором  оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен,

     верхний или нижний уровень (не выше или не ниже) либо в их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами.

     Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, скажем, инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

     Свободные рыночные цены, как ясно из их названия, освобождены от непосредственного  ценового вмешательства государственных  органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объему предложения товаров на рынке. Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами.

     Однако  реально не удается избежать воздействия  на процесс установления рыночных цен  ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных  с поведением, интересами покупателей  и продавцов.

       В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную, с одной стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам производства и продажи дополнительной данного блага для продавца.

     3.3.Другие  виды цен 

     Наряду  с охарактеризованными выше основными  видами цен в экономической практике применяется ряд других групп  цен, выделяемых по самым разнообразным  признакам.

     В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследовательских целях, наряду с текущими, действующими, фактически используются сопоставимые или, как их иногда называют, неизменные цены. Использование таких цен объективно необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции. Отсюда и стремление применять при анализе сопоставимые, неизменные цены, используя индекс цен, то есть коэффициент перерасчета, отражающий изменение цен. По мере перехода в зону скачкообразного, зачастую неуправляемого подъема цен взамен или в дополнение к индексу цен стал чаше применяться показатель уровня инфляции, характеризующий, на сколько процентов увеличиваются цены за определенный период. Показатель уровня инфляции в процентах равен процентному индексу роста цен за соответствующий период, уменьшенному на 100%. Индекс цен есть пошатай роста, а уровень инфляции — прироста цен.

     В этих же целях иногда применяют реальные цены, которые представляют собой  цену в денежном выражении относительно общего уровня цен. В ходе принятия потребительских решений покупателя интересуют и относительные (сравнимые) цены, то естъ цена данного товара по сравнению с ценой некоторого другого родственного товара или того же товара в другом регионе. С этой целью устанавливается отношение цен.

     В процессе проектирования новых видов  изделий и объектов для производства вновь охватываемой продукции, товаров, услуг, материалов, полуфабрикатов, энергии используются проектные цены. С учетом их приближенного, ориентировочного характера часто определяется предельный уровень таких новых цен в виде лимитных цен.

     Применительно к объектам строительной индустрии  на этапе их проектирования определяется цена строительства объекта, определяемая с учетом всех видов затрат на создание и оснащение. Такую цену принято  называть сметной стоимостью, так  как она исчисляется на основе смет, в которых просуммированы затраты на создания готового строительного объекта.

Информация о работе Роль и функция цены