Результаты исследования потребительского поведения покупателей чая и кофе г.Владивостока

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - показать особенности маркетингового исследования на примере изучения предпочтений потребителей чая и кофе г.Менделеевск.
В задачи работы входит:
определить понятие и методы маркетинговых исследований;
изучить технологию проведения маркетинговых исследований;
проанализировать отдельные характеристики рынка чая и кофе г.Менделеевск;
выявить особенности поведения покупателей чая и кофе ведущих компаний г.Менделеевск и показать значимость влияния референтных групп на потребителей;
представить выводы по результатам исследования.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты изучения потребительских предпочтений на примере рынка чая и кофе г.Владивостока
Методология маркетинговых исследований
Особенности маркетингового исследования потребительского поведения
Информационное обеспечение маркетинговых исследований
2 Программа исследования потребительского поведения на рынке чая и кофе г.Владивостока
2.1 Общая характеристика рынка чая и кофе г.Владивостока
2.2 Цели исследования
2.3 Задачи исследования
3 Результаты исследования потребительского поведения покупателей чая и кофе г.Владивостока
3.1 Анализ потребительских предпочтений
3.4 Выводы и рекомендации по результатам маркетингового исследования
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовик изм1.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

      Рис.5 Группы потребителей по факторам, влияющим

     на  приобретение кофе или  чая 

     По  данным рис.5 большинство опрошенных респондентов (50%) приобретают данный товар руководствуясь непосредственно  показателями качества, 18% отмечают его  вкус, цена товара оказывает влияние  на 26 % опрошенных, а 6% - полагаются на рекомендации знакомых при выборе. Таким образом, большинство покупателей интересует качество товара при условии приемлемой цены.

     Также, приведем данные, полученные по результатам  ответов на вопрос №7 анкеты.

     Из  диаграммы на рис.6 видно, что на большинство респондентов оказывает влияние реклама в средствах массовой информации (на телевидении, радио и др.) (30 голосов из 60), на втором месте – рекламные акции в торговых центрах (20 голосов), потом – советы знакомых и друзей (5 голосов), и реклама в интернете также 5 голосов.

     

     Рис.6 Предпочтения потребителей среди средств  получения

     информации  о товаре 

     Уровень расходов респондентов за месяц на приобретение чая и кофе распределился  следующим образом, представленным на рис.7.

      Рис.7 Распределение числа респондентов по уровню

     расходов  на приобретение чая  и кофе

     Как мы видим из рис.7 большинство респондентов обладают средним и выше среднего уровнем дохода, т.к. расходы на покупку  чая и кофе составляют 1-2 т. руб. (30 человек) и более 2 т. руб. (19 человек). Поэтому чувствительность большей массы респондентов к цене товара предположительно будет ниже, чем, если бы они были малообеспеченными, но тем не менее значима.

     При анализе ответов на вопрос №9 анкеты были выделены следующие «группы  влияния»:

     1. Семья.

     2. Друзья.

     3. Коллеги по работе.

     4. Самостоятельно принятое решение.

     Соотношение групп влияния представлено на рис.8.

      Рис.8 «Группы влияния» покупателей чайно-кофейных магазинов г.Менделеевска 

     Наиболее  значимой группой влияния оказалась  группа под названием «Друзья» - 30 опрошенных респондентов подтвердили, что руководствуясь именно советом друга, принимали решение о покупке чая или кофе. Следующая по значимости группа влияния – «Семья» (15 голосов респондентов), затем идет группа «Коллеги по работе» (2 голоса) и 13 человек принимают самостоятельное решение о покупке, не опираясь на постороннее мнение.

     И, наконец, рассмотрим дополнительные услуги и пожелания покупателей, которые, необходимо ввести в чайно-кофейном магазине:

     - заваривавание и дегустация чая (15 респондентов);

     - варка кофе в кофе машине (21 респондентов);

     - заказ чая и кофе по телефону, доставка на дом (12 респондентов);

     - продажа выпечки к чаю и  кофе (13 респондентов);

     - открытые лекции по истории  и культуре чая и кофе (2 респондента);

     - продажа дисков с фильмами  о чае и кофе (1 респондент). 

     3.2 Выводы и рекомендации  по результатам  маркетингового исследования 

     Для целей практического маркетинга в сфере организации бизнеса  на рынке чая и кофе г.Менделеевска следует обратить внимание на следующие моменты.

     Если  магазин расположен в нелюдном районе, загорожен домами, находится вдали  от остановки и других больших  магазинов, то необходимо основное внимание уделить рекламе в СМИ, т.к. именно данному средству информации покупатели доверяют в большей степени.

     Необходимо  также четко представлять, какой  потребитель посещает магазин и  чаи какой стоимости наиболее востребованы. Для выяснения этого  можно использовать самые доступные  пути - общение с клиентами и  анкетирование (если необходимо - анонимное).

     В какой-то мере на чайно-кофейный рынок  влияют различные «группы влияния» или референтные группы. Уже на этапе становления перед магазином  должна стоять цель - «заработать репутацию», имидж. Кроме того, на популярность магазина большое воздействие оказывают конкуренты, которых в г.Менделеевске предостаточно. Сравнительно небольшие обороты чайно-кофейных магазинов не позволяют им широко использовать дорогостоящие рекламные услуги. Кроме того, в период расцвета системы маркетинговых коммуникаций, наблюдается значительное снижение эффективности традиционных форм рекламы, таких как стандартная теле- и радиореклама, реклама в прессе. Поэтому на теоретической и практическом уровне интерес к «группам влияния» постоянно возрастает.

     Поэтому следует выделить представителей «группы влияния» среди целевой группы покупателей магазина. Это лица, наилучшим образом приближенные к представителю целевой аудитории либо по причине родственных или дружеских отношений, либо по причине состоявшихся профессиональных контактов.

     Для определения вектора воздействия  на потребителя чайно-кофейной продукции  маркетолог должен выяснить, кто в  группе его клиента выступает  лидером мнений, лицом рекомендующим, а иногда и непосредственно принимающим  решение или лицо, на которого клиент хотел бы быть похожим.

     Исследователи советуют также активно задействовать  неформальные каналы коммуникации: слухи (или молву) и устное творчество. 

     Заключение 

     В данной работе нами были рассмотрены  и проанализированы потребительские  предпочтения на рынке чая и кофе г.Менделеевска.

     В первой главе мы привели теоретические  аспекты изучения потребительских  предпочтений, раскрыли суть процесса маркетинговых исследований, обозначили их виды и методы. Также были определены особенности маркетингового исследования потребительского поведения, выделены направления изучения потребителей.

     Во  второй главе данной работы мы обозначили программу исследования потребительского поведения на рынке чая и кофе г.Менделеевска, привели общую характеристику данного рынка, обозначили цели исследования и определили задачи.

     Третья  глава была посвящена определению  результатов исследования потребительского поведения и анализу потребительских  предпочтений. В итоге были предоставлены  выводы и сделаны рекомендации по результатам проведенного маркетингового исследования.

     В результате написания работы мы пришли к выводу, что для успешного  ведения бизнеса необходимо не только предоставить первоклассный товар  и уметь оказывать качественные услуги, но и знать, кому они необходимы, почему, для каких целей. Для этого проводятся маркетинговые исследования.

     Знание  потребителями товара и умение в  нем разбираться предоставляют  субъектам рынка возможности:

- прогнозировать  потребности покупателей;

- выявлять  товары, пользующиеся наибольшим  спросом;

- улучшать взаимоотношения с потенциальными потребителями;

- приобретать  доверие потребителей за счет  понимания их запросов;

- понимать, чем руководствуется потребитель,  принимая решение о приобретении  товара;

- устанавливать,  кто и каким образом оказывает  влияние на выработку и принятие решения о приобретении товара;

- вырабатывать  соответствующую стратегию маркетинга  и конкретные элементы наиболее  эффективного комплекса маркетинга;

- создавать  систему обратной связи с потребителями;

- налаживать  эффективную работу с клиентами в целом.

     Таким образом, маркетинговые исследования потребителей – это систематическое  определение круга данных, необходимых  в связи со стоящей перед исследователем маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах и  последующее использование исследования, представляющее собой процесс, состоящий из нескольких этапов.

     В данной курсовой работе автором выявлены отдельные аспекты развития рынка  чая и кофе г.Менделеевска, характеристики и предпочтения потребителей, группы влияния, оказывающие воздействие на их выбор.

     Чайно-кофейный рынок в целом близок к насыщению, но все еще имеет большой потенциал  роста, так как не все потребности  покупателей удовлетворяются в  полном объеме. 

     Список  использованных источников 

  1. Васильев  Г.А. Поведение потребителей – М.: Вузовский учебник, 2005. – 452 с.
  2. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: Маркетинг (сто вопросов — сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке).- М.: Международные отношения, 2005. – 358 с.
  3. Голубков Е.П. Основы маркетинга. Учебник. – М.: Финпресс, 2005. – 656 с.
  4. Федоров Д. Неформальные маркетинговые коммуникации: новые перспективы на российском рынке. // Практический маркетинг, 2006. – 347 с.
  5. Лебедева О.А., Лыгина Н.И.: Учебник - М.: ФОРУМ: Инфра – М, 2005. – 192 с.
  6. Аакер Д., Кумар В. Маркетинговые исследования. 7-е издание – СПб.: Питер, 2004. – 848 с.
  7. Ильин В. Поведение потребителей - СПб., Питер, 2007. – 357 с.
  8. Ладнсбаум М. Маркетинг. XXI век: практ. пособие – М.: Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 448 с.
  9. Федосеев В.Н. Управление маркетингом: Учебное пособие. – Москва: ИКЦ «Март», 2006. – 208 с.
  10. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 320 с.
  11. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-ое изд, перераб. И доп. – М.: изд-во «Финпресс», 2006.-464 с.
  12. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга: Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М, 2003.-285 с.
  13. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2005.-176 с.
  14. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2005.-698 с
  15. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.-519 с.
  16. Лебедев О.Т., Филипова Т.Ю. Основы маркетинга. – СПб.: ИД «МиМ», 2004.-224 с.
  17. Уткина Э.А. Маркетинг.-М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ» Изд-во ЭКМОС, 2003.-320 с.
  18. Худокорнов А.Г. Академия рынка: Маркетинг. Пер. с фр. А. Дайан, Ф.Букерель, Р.Ланкар. – М.: Экономика, 2005.-572 с.
  19. Аленькова О. К вопросу о проникновении в «черный ящик» сознания покупателя// Маркетинг, реклама и сбыт. - №6. – 2005. – с.20-21,23
  20. Борушко Н. Подходы к анализу привлекательности профессионального покупателя// Маркетинг, реклама и сбыт. - №10. – 2004. – с.283
  21. Герус А. Маркетинговые исследования в системе аудита брэнда// Маркетинг, реклама и сбыт. - №12. – 2004. – с.27-32
  22. Долгополова Е. Маркетинг и информация: системно-функциональный анализ// Маркетинг, реклама и сбыт. – №11. – 2004. – с.4
  23. Акулич И.Л., Демченко Е.В. Основы маркетинга. – Мн.: Вышэйшая школа, 2003. – 236с.
  24. Андерсон К., Керр К. Менеджмент, ориентированный на потребите-ля. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 288 с.
 

     Приложение 1 

     АНКЕТА 

  1. Ваш возраст:________________
  2. Ваш Пол: Ж М
  3. Вы употребляете чай:

каждый  день несколько раз в неделю один раз в неделю

от случая к случаю

  1. Вы употребляете кофе:

каждый  день раз в неделю от случая к случаю

  1. Чай и кофе какой компании вы предпочитаете?

«Чайкофф» «Кофейная кантата» «Чайный клуб»

«ПИК  и Ко»  «Юньнаньская чайная компания»  «РЧК»

  1. Какие факторы Вы учитываете, приобретая чай и кофе?

Цена  Качество Вкус

Рекомендации  знакомых

Другие__________________________________________

  1. Каким средствам информации о продукте Вы доверяете?

Реклама в торговых центрах Реклама в  СМИ

Реклама в Интернете  Советы друзей и знакомых

  1. Уровень расходов, которые вы несете на покупку чая и кофе в месяц:

менее 1 тыс. руб. 1-2 тыс. руб. более 2 тыс. руб.

  1. Принимая решение о покупке чая или кофе, чьим советом вы руководствуетесь?

Родственников, членов семьи  Друзей  Коллеги по работе  Самостоятельно принимаете решение о покупке

  1. Дополнительные услуги и пожелания, которые вы бы хотели получать при покупке чая и кофе:________________________________

Информация о работе Результаты исследования потребительского поведения покупателей чая и кофе г.Владивостока