Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:55, курсовая работа
Цель настоящей работы - показать особенности маркетингового исследования на примере изучения предпочтений потребителей чая и кофе г.Менделеевск.
В задачи работы входит:
определить понятие и методы маркетинговых исследований;
изучить технологию проведения маркетинговых исследований;
проанализировать отдельные характеристики рынка чая и кофе г.Менделеевск;
выявить особенности поведения покупателей чая и кофе ведущих компаний г.Менделеевск и показать значимость влияния референтных групп на потребителей;
представить выводы по результатам исследования.
Введение
1 Теоретические аспекты изучения потребительских предпочтений на примере рынка чая и кофе г.Владивостока
Методология маркетинговых исследований
Особенности маркетингового исследования потребительского поведения
Информационное обеспечение маркетинговых исследований
2 Программа исследования потребительского поведения на рынке чая и кофе г.Владивостока
2.1 Общая характеристика рынка чая и кофе г.Владивостока
2.2 Цели исследования
2.3 Задачи исследования
3 Результаты исследования потребительского поведения покупателей чая и кофе г.Владивостока
3.1 Анализ потребительских предпочтений
3.4 Выводы и рекомендации по результатам маркетингового исследования
Заключение
Список использованных источников
Рис.5 Группы потребителей по факторам, влияющим
на
приобретение кофе или
чая
По данным рис.5 большинство опрошенных респондентов (50%) приобретают данный товар руководствуясь непосредственно показателями качества, 18% отмечают его вкус, цена товара оказывает влияние на 26 % опрошенных, а 6% - полагаются на рекомендации знакомых при выборе. Таким образом, большинство покупателей интересует качество товара при условии приемлемой цены.
Также, приведем данные, полученные по результатам ответов на вопрос №7 анкеты.
Из диаграммы на рис.6 видно, что на большинство респондентов оказывает влияние реклама в средствах массовой информации (на телевидении, радио и др.) (30 голосов из 60), на втором месте – рекламные акции в торговых центрах (20 голосов), потом – советы знакомых и друзей (5 голосов), и реклама в интернете также 5 голосов.
Рис.6 Предпочтения потребителей среди средств получения
информации
о товаре
Уровень расходов респондентов за месяц на приобретение чая и кофе распределился следующим образом, представленным на рис.7.
Рис.7 Распределение числа респондентов по уровню
расходов на приобретение чая и кофе
Как мы видим из рис.7 большинство респондентов обладают средним и выше среднего уровнем дохода, т.к. расходы на покупку чая и кофе составляют 1-2 т. руб. (30 человек) и более 2 т. руб. (19 человек). Поэтому чувствительность большей массы респондентов к цене товара предположительно будет ниже, чем, если бы они были малообеспеченными, но тем не менее значима.
При анализе ответов на вопрос №9 анкеты были выделены следующие «группы влияния»:
1. Семья.
2. Друзья.
3. Коллеги по работе.
4.
Самостоятельно принятое
Соотношение групп влияния представлено на рис.8.
Рис.8
«Группы влияния» покупателей
чайно-кофейных магазинов
г.Менделеевска
Наиболее значимой группой влияния оказалась группа под названием «Друзья» - 30 опрошенных респондентов подтвердили, что руководствуясь именно советом друга, принимали решение о покупке чая или кофе. Следующая по значимости группа влияния – «Семья» (15 голосов респондентов), затем идет группа «Коллеги по работе» (2 голоса) и 13 человек принимают самостоятельное решение о покупке, не опираясь на постороннее мнение.
И, наконец, рассмотрим дополнительные услуги и пожелания покупателей, которые, необходимо ввести в чайно-кофейном магазине:
- заваривавание и дегустация чая (15 респондентов);
- варка кофе в кофе машине (21 респондентов);
- заказ чая и кофе по телефону, доставка на дом (12 респондентов);
- продажа выпечки к чаю и кофе (13 респондентов);
- открытые лекции по истории и культуре чая и кофе (2 респондента);
-
продажа дисков с фильмами
о чае и кофе (1 респондент).
3.2
Выводы и рекомендации
по результатам
маркетингового исследования
Для целей практического маркетинга в сфере организации бизнеса на рынке чая и кофе г.Менделеевска следует обратить внимание на следующие моменты.
Если магазин расположен в нелюдном районе, загорожен домами, находится вдали от остановки и других больших магазинов, то необходимо основное внимание уделить рекламе в СМИ, т.к. именно данному средству информации покупатели доверяют в большей степени.
Необходимо также четко представлять, какой потребитель посещает магазин и чаи какой стоимости наиболее востребованы. Для выяснения этого можно использовать самые доступные пути - общение с клиентами и анкетирование (если необходимо - анонимное).
В
какой-то мере на чайно-кофейный рынок
влияют различные «группы влияния»
или референтные группы. Уже на
этапе становления перед
Поэтому следует выделить представителей «группы влияния» среди целевой группы покупателей магазина. Это лица, наилучшим образом приближенные к представителю целевой аудитории либо по причине родственных или дружеских отношений, либо по причине состоявшихся профессиональных контактов.
Для
определения вектора
Исследователи
советуют также активно задействовать
неформальные каналы коммуникации: слухи
(или молву) и устное творчество.
Заключение
В данной работе нами были рассмотрены и проанализированы потребительские предпочтения на рынке чая и кофе г.Менделеевска.
В первой главе мы привели теоретические аспекты изучения потребительских предпочтений, раскрыли суть процесса маркетинговых исследований, обозначили их виды и методы. Также были определены особенности маркетингового исследования потребительского поведения, выделены направления изучения потребителей.
Во второй главе данной работы мы обозначили программу исследования потребительского поведения на рынке чая и кофе г.Менделеевска, привели общую характеристику данного рынка, обозначили цели исследования и определили задачи.
Третья
глава была посвящена определению
результатов исследования потребительского
поведения и анализу
В результате написания работы мы пришли к выводу, что для успешного ведения бизнеса необходимо не только предоставить первоклассный товар и уметь оказывать качественные услуги, но и знать, кому они необходимы, почему, для каких целей. Для этого проводятся маркетинговые исследования.
Знание потребителями товара и умение в нем разбираться предоставляют субъектам рынка возможности:
- прогнозировать потребности покупателей;
- выявлять товары, пользующиеся наибольшим спросом;
- улучшать взаимоотношения с потенциальными потребителями;
- приобретать доверие потребителей за счет понимания их запросов;
- понимать,
чем руководствуется
- устанавливать, кто и каким образом оказывает влияние на выработку и принятие решения о приобретении товара;
- вырабатывать
соответствующую стратегию
- создавать
систему обратной связи с
- налаживать эффективную работу с клиентами в целом.
Таким образом, маркетинговые исследования потребителей – это систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед исследователем маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах и последующее использование исследования, представляющее собой процесс, состоящий из нескольких этапов.
В данной курсовой работе автором выявлены отдельные аспекты развития рынка чая и кофе г.Менделеевска, характеристики и предпочтения потребителей, группы влияния, оказывающие воздействие на их выбор.
Чайно-кофейный
рынок в целом близок к насыщению,
но все еще имеет большой
Список
использованных источников
Приложение
1
АНКЕТА
каждый день несколько раз в неделю один раз в неделю
от случая к случаю
каждый день раз в неделю от случая к случаю
«Чайкофф» «Кофейная кантата» «Чайный клуб»
«ПИК и Ко» «Юньнаньская чайная компания» «РЧК»
Цена Качество Вкус
Рекомендации знакомых
Другие________________________
Реклама в торговых центрах Реклама в СМИ
Реклама в Интернете Советы друзей и знакомых
менее 1 тыс. руб. 1-2 тыс. руб. более 2 тыс. руб.
Родственников, членов семьи Друзей Коллеги по работе Самостоятельно принимаете решение о покупке