Частные
объявления, то есть объявления физических
лиц или юридических лиц, не связанные
с осуществлением предпринимательской
деятельности, в соответствии с Законом о рекламе (ст. 2, п. 6) не
рассматриваются в качестве рекламы.
[править] По финансовому принципу
- Активная — оплата за рекламные действия производится потенциальному клиенту (прямо или косвенно).
- Пассивная — потенциальный клиент не принимает участие в распределении рекламного бюджета и потому является пассивным наблюдателем.
[править] По месту и способу размещения
Разновидность уличной рекламы
В СМИ:
- Телевизионная (ролик в рекламном блоке, виртуальная реклама, бегущая строка, телеобъявление, спонсорство).
- Радио (ролики, реже «джинса» — «на правах рекламы»).
- Печатная (различают рекламу в прессе и прочую: принты, листовки, наклейки, визитки).
- Интернет-реклама (реклама в сети Интернет: текстовые блоки, баннеры, контекстная реклама, реклама в блогах, реклама на карте, Пиксельная реклама, «облако тегов», продающие тексты и др.)
Внутренняя (Indoor-реклама):
- Ambient media — реклама, ограничивающаяся от традиционных коммуникативных форм и продвигаемая ближе к потребителю – в интимную сферу целевой группы, – разрабатывая новые носители, отличные от классических средств массовой информации в общественных местах.
Наружная (Outdoor-реклама):
- Промостойка (рекламная или торговая стойка), промостол — лёгкая разборная или неразборная конструкция для проведения промоакций, дегустаций, представления новых товаров, услуг и т. д. Промостойка состоит из тумбы и фризовой панели. Лицевая сторона тумбы и фриз предназначены для нанесения рекламного изображения.
- Троллы (от англ. troll) — двусторонние рекламные конструкции, перпендикулярно расположенные над проезжей частью на вертикальных опорах, оборудованы подсветкой изнутри, за счёт чего очень эффективны в тёмное время суток. Подсветка обычно осуществляется люминесцентными светильниками.
- Билборды (от англ. billboard) — отдельные щиты с рекламными плакатами 6×3 м, 8×4 м.
- Суперсайты — отдельностоящие щиты с рекламными плакатами, как правило, размером 12×5 м.
- Ситилайт (от англ. citylight) — тротуарное панно. Конструкция, устанавливаемая на тротуарах и вдоль проезжей части. Снабжена подсветкой.
- Брандмауэр — огромный плакат или щит на стене здания.
- Стритлайн (от англ. streetline), шалаш, штендер — выносная складная конструкция с информацией на одной или двух рекламных поверхностях. Изготавливается из металла или пластика. Типичный размер: 0,6×1,35 м, форма рекламного поля — арка или прямоугольник. Устанавливается на тротуаре.
- Бизнес-карты (от англ. business cards) — чаще всего, конструкция из металла или пластика в виде панно. Содержит определенное количествово ячеек, в которых располагается печатная рекламная продукция в формате 9×5 см. Применяется в торговых центрах, в кинотеатрах, в розничных сетях.
- Призматрон
- Информационный указатель и прочие
- Медиафасад
Транспортная (реклама на
транспорте):
- Реклама на автомобилях
- Авиареклама
- Реклама в лифтовых кабинах (лифтах)
а
также:
- Реклама в фитнес клубах
- Реклама в кинотеатрах
- Реклама на парковках (Parking-реклама)
- Реклама в местах продаж (BTL, промоушен, ивент и прочие)
- При справочном обслуживании
- Прямая почтовая рассылка
- Продакт-плейсмент (от англ. product placement) — внедрение рекламы товара или услуги в сюжетную линию кино или иного продукта индустрии развлечений.[4]
- Веерная реклама
- Вирусная реклама («сарафанное радио») — реклама, основанная на информации, передаваемой от человека к человеку.
- Cross-promotion — перекрестная реклама двух или более товаров (услуг), основанная на взаимной выгоде.
- Платежные терминалы — размещение рекламных видеороликов на мониторах (основной монитор и второй монитор), на терминалах можно размещать рекламу об алкогольной и табачной продукции, это не запрещено на сегодняшний день законом РФ.
[править] Специфические виды рекламы
по цели
- Контрреклама — опровержение недобросовестной рекламы. В РФ предусмотрена в качестве наказания за недобросовестную рекламу.
- Антиреклама — информация, призванная не поднимать, а уменьшать интерес, либо дискредитировать товары, предприятия, товарные знаки. В России запрещена[источник не указан 65 дней] законом о рекламе.
- «Specs spots» (адекватный термин на русском языке неизвестен) — «рекламные» видеоролики, снятые частными лицами, которые воспринимаются зрителем как официальная реклама.
[править] Роль рекламы в современном
обществе
- Экономическая (получение прибыли);
- Социальная (достижение общественно полезных целей);
- Политическая;
- Идеологическая (фактор, влияющий на становление и формирование мировоззрения человека);
- Психологическая (воздействует на желания и мечты покупателя, не взывая к его разуму);
- Образовательная. В процессе просмотра рекламы, а также внедрения новых технологий товаров и услуг, о которых она вещает, человек может почерпнуть для себя информацию абсолютно из всех сфер жизни (от причин появления налёта на плитке в ванной комнате до последних инновационных разработок в компьютерной технике);
- Эстетическая (культурная). Во многих рекламах очень качественно подобраны цвета, звуки, которые могут повлиять на человека, вызвав в нём желание реализовать рекламное предложение или хотя бы обратить на неё более пристальное внимание.
[править] Регулирование
В
рекламе неизбежно сталкиваются
различные финансовые и политические
интересы. Потребитель заинтересован
в уменьшении количества рекламы
и снижении её навязчивости, производитель
же, напротив, заинтересован в увеличении
как количества рекламы, так и охвата аудитории,
однако возможны и компромиссные решения,
например, размещение рекламы на объектах
недвижимости на взаимовыгодных с собственниками
помещений и товариществами собственников
жилья условиях.[5]
Интересы
общества в целом требуют оградить
потребителей от ложной и недобросовестной
рекламы. Те же интересы диктуют необходимость
стимулирования сбыта, основным средством
которого является как раз реклама.
Противоречивость этих интересов требует
подробного регулирования. Законодательство
о рекламе во всех странах представляет
собой компромисс между вышеуказанными
интересами.
[править] Законодательные ограничения
Обычно
реклама ограничивается по объёму (доле),
по способу, месту и времени распространения,
вводится запрет на заведомо ложную, недобросовестную,
неэтичную и иную ненадлежащую рекламу.
Иногда деятельность рекламопроизводителей
и рекламораспространителей лицензируется.
В
Российской Федерации коммерческая
и социальная реклама регулируется
Федеральным законом «О рекламе»,
политическая реклама — Федеральными
законами «О политических партиях» и «Об
общественных объединениях», предвыборная
агитация — законодательством о выборах.
За нарушения в этой области предусмотрена
административная ответственность (статьи 5.9, 5.12, 5.48, 6.13, 14.3 КоАП РФ). Уголовная ответственность за нарушение
законодательства о рекламе недавно отменена.[когда?]
[править] Скрытая реклама
Основная статья: Скрытая реклама
Скрытой
называется реклама, не обозначенная как
таковая, размещённая под видом
информационного, редакционного или
авторского материала, закамуфлированная под личное сообщение или
иную нерекламную информацию. Широкую
известность получила технология внедрения
незаметной рекламы, якобы действующей
на подсознательном уровне (25-й кадр и другие варианты, применение НЛП).
Также
скрытая реклама — та, которая оказывает
неосознаваемое потребителем воздействие
в силу метода передачи.
В
большинстве стран скрытая реклама
запрещена, но её определение достаточно
сложно, и практика наказания за
скрытую рекламу неизвестна.
К
скрытой рекламе иногда относят
так называемый продакт-плейсмент. В отличие от другой скрытой рекламы,
он обычно разрешён.
[править] Финансовые показатели доходности
индустрии рекламы
По
данным комиссии экспертов Ассоциации
коммуникационных агентств России (АКАР),
в 2008 году российский рынок рекламы собрал 267 млрд
руб. (рост 18 % в сравнении с 2007 годом). Наибольшие объёмы на ТВ — 137,6 млрд руб.
(рост на 22 %). Отрицательная динамика показана
в сегментах «радио» и «рекламные издания
печатных СМИ» — минус 6 % и минус 1 % соответственно.
Без учета контекстной рекламы рынок Интернета
вырос на 43 %, собрав 7 млрд руб., а New media —
на 45 %, до 4,5 млрд руб.[6]
[править] Реклама: доводы «За» и «Против»[7]
[править] За
- Как часть интегрированных маркетинговых коммуникаций увеличивает эффективность предприятия:
- При использовании стратегии лидерства по издержкам, целью которой является достижение экономии на масштабе, реклама, как часть маркетингового комплекса, может способствовать массовому потреблению, которое, в свою очередь, является обязательным условием для массового производства. Продолжительный и непрерывный цикл массового производства снижает себестоимость единицы продукции, что, в конечном итоге, обеспечивает более низкие потребительские цены. Таким образом, реклама выступает как необходимый фактор снижения уровня цен.[8]
- При использовании стратегии дифференциации комплекс маркетинговых коммуникаций, который в том числе включает в себя рекламу, позволяет добиться обратной связи от ориентированности на определённый сектор сбыта, добиваясь непрерывности и доходности бизнеса.
- Как часть интегрированных маркетинговых коммуникаций способствует развитию современных технологий.
[править] Против
- С этической и юридической точек зрения:
- Реклама навязывает потребителю товары и услуги, потребности в которых не существует.
- Реклама навязывает потребителю систему ценностей, применительно к оценке пользы товара.
- Просмотр рекламы в подавляющем большинстве случаев не является желанным и добровольным (от просмотра рекламы невозможно отказаться, невозможно выбрать просмотр без рекламы).
- Исходя из предыдущих тезисов — реклама является инструментом скрытого, неочевидного насилия над волей.
- В некоторых случаях эффективность рекламы достигается за счет активного эксплуатирования человеческих инстинктов для управления вниманием и формирования позитивных ассоциаций с рекламируемым объектом.
- Негативно воздействует на сознание и подсознание человека. Сторонники этого утверждения выдвигают доводы о глобальном изменении поведения человека под воздействием рекламы.
- Публицист Сергей Кара-Мурза в книге «Манипуляция сознанием» рассматривает современную рекламу как первичный шаг к скрытому управлению обществом (см. также статью Манипуляция сознанием).
- С экономической точки зрения:
- Увеличивает издержки (затраты на рекламу включаются в стоимость товара), приводя к повышению потребительской цены.
- Способствует монополизации рынка. Мелкие производители не в состоянии обеспечивать своей продукции рекламную поддержку, сопоставимую с рекламой крупных корпораций. Зачастую встречаются даже утверждения о том, что задачей рекламной активности корпораций является не увеличение собственного сбыта, а создание «рекламного барьера», препятствующего появлению новых игроков на рынке.[9]
- Реклама завышает спрос на товар, а вслед за этим позволяет завысить и цены. Хорошим примером является ситуация с падением цен на автомобили или вычислительную технику, потерявшую (разрекламированный, навязанный рекламой) статус топ-новинки.
- Постоянное усиление рекламы приводит к снижению использования антагонистического метода продвижения — метода личных продаж.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%EA%EB%E0%EC%E0 Реклама
Старобинский Э.Е. Самоучитель по
рекламе, М.: “Интел-Синтез”, 2006 350 с.; с.
238.
1. Современные виды рекламной
деятельности чрезвычайно разнообразны
и охватывают почти все сферы
жизнедеятельности человека.
2. Реклама может размещаться
практически везде. Она пропитывает
всё окружающие нас пространство.
Её воздействия почти невозможно
избежать. Масштабы развития отдельных
видов рекламы огромны.
3. Реклама использует самые разнообразные
формы агитации и пропаганды.
Огромная сила и интенсивность
их воздействия может формировать
мораль общества, цели и образ
жизни различных людей. Даже
человек, ненавидящий рекламу
может попасть под её воздействие,
так как изолироваться от рекламы
он не сможет.
4. Все основные термины, использующиеся
в рекламной деятельности англоязычного
происхождения. Это означает, что
в развитие рекламы англоязычные
государства внесли наибольший
вклад. Это подтверждает американский
автор Д. Огилви в книге “Ogilvy on advertising”.
5. Реклама постоянно поглощает
новейшие средства массовой коммуникации.
Несколько лет назад интернет
служил исключительно научным
и производственным целям, а
сейчас это фактически огромная
рекламная сеть, которая расширяется
за счет средств рекламных
агентств. Найти научную информацию
в этой, в прошлом меж университетской
сети, стало предельно сложно, а
реклама встречается на каждом
шагу. Более того, интернет сейчас
организован так, что почти
любые поисковые действия приводят
к рекламным страницам, а попасть
на некоммерческую страничку
можно, только зная заранее
её адрес.
Очевидно, что в ближайшее время
количество новых видов рекламы
будет увеличиваться. Этот процесс
может быть вреден для самой рекламы
и для общества, но нет причин
ожидать его остановки или снижения
темпов роста.
Литература
1. Старобинский Э.Е. Самоучитель
по рекламе, М.: “Интел-Синтез”, 2006
350 с.; с. 238.