Развитие Внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что формирование национальной экономики Казахстана как независимого государства предполагает активное ее включение в систему мирохозяйственных связей на основе международного разделения труда и равноправного взаимовыгодного экономического сотрудничества. Внешнеэкономические связи устанавливаются субъектами хозяйственной деятельности Казахстана и других государств по поводу их внешнеэкономической деятельности как на территории Казахстана, так и за ее пределами. Государство регулирует внешнеэкономическую деятельность как экономическими методами, так и методами правового, административного и оперативного регулирования. Субъекты хозяйственной деятельность Казахстана все больше включаются в мирохозяйственные связи и развивают внешнеэкономическую деятельность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ 5
1.1 Основные концепции и положения внешнеэкономической деятельности 5
1.2 Таможенно-тарифные и нетарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 8
1.3 Внешнеэкономическая политика как форма государственного регулирования внешних связей 15
2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОО «РАДУГА» 19
2.1 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия ТОО «Радуга» 19

Работа содержит 1 файл

Внешняя торговля.doc

— 317.50 Кб (Скачать)

     - обеспечение сбалансированности  торгового и платежного балансов  страны.

     Активизация внешнеэкономической политики обусловлена  интернационализацией хозяйственных  связей и научно-техническим процессом. В этом же направлении действуют и такие факторы, как-то:

     - обострение конкурентной борьбы  на мировом рынке; 

     - дестабилизация валютных курсов, возросшее неравновесие платежных  балансов;

     - внешние долги, особенно развивающихся  стран. 

     Действие  указанных выше процессов порождает постоянное взаимодействие в современной внешнеэкономической политике двух тенденций: либерализации и протекционизма. Развитие интеграционных процессов привело к появлению коллективного протекционизма, проводимого интеграционными группировками по отношению к третьим странам. В первую очередь он характерен для ЕС. Основные торговые партнеры его опасаются появления “Европейской крепости”.

     В конечном счете протекционизм может  привести к чрезмерному ограждению национального хозяйства от конкурентной борьбы на мировом рынке. Поэтому извечной проблемой внешнеэкономической политики являлась проблема выбора между протекционизмом и либерализмом.

     Для 50-60-х годов был характерен отход  от протекционизма основных участников международной торговли, с одновременным стимулированием экспорта. Однако в 70-80-е годы в условиях обострения разногласий между странами усилилась тенденция к протекционизму. Этому способствовал не только рост несбалансированности международных расчетов, но и дальнейшее стимулирование экспорта, вызывавшее ответную реакцию по защите внутреннего рынка. В результате протекционизм стал вновь одной из основных проблем международной торговли. В условиях переходной экономики ключевым моментом внешнеэкономической деятельности правительства на 1995-1997 гг. объявлена ее либерализация [6, с. 42].

     Государственное регулирование внешнеэкономических  связей осуществляется с помощью  широкого круга мер, число которых  постоянно растет. Объясняется это  тем, что расширение международных  экономических связей той или иной страны требует новых инструментов оптимизации ее участия в международном разделении труда, ограждении национальной экономики от влияния негативных явлений в мировой экономике (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.п.), содействия укреплению позиций национальных производителей на мировом рынке.

     Важнейшим объектом государственного регулирования  и инструментом проведения внешнеэкономической  политики является торговая политика. Торговая политика государства - система мер, воздействующих на развитие торговых отношений с иностранными государствами. Внешняя торговля обеспечивает получение дополнительных средств для развития национальной экономики и повышению конкурентоспособности отечественных производителей.

     Экспорт и импорт товаров способствуют росту  национального дохода и ВНП. Подобно  другим составляющим совокупных расходов, они действуют с мультипликационным эффектом.

     Регулирование внешнеторговых отношений осуществляется административными и экономическими методами. Административные методы предполагают ограничительные, разрешительные меры на основе правовых норм и законов, куда могут входить акты правового регулирования торговых отношений, таможенные кодексы, постановления, правила и др.

     В числе административных мер наиболее эффективным является таможенное регулирование. В основе таможенного регулирования каждой страны лежит таможенный кодекс, который определяет задачи и принципы таможенного обложения, структуру и функции таможенных органов, порядок разработки и утверждение таможенных тарифов и др.

     Таможенные  тарифы содержат списки товаров, облагаемых таможенными пошлинами, и величину последних. Таможенные пошлины - это  государственные денежные сборы (налоги), взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей, имущества, провозимого через границу страны. Таможенные пошлины выполняют регулирующую, фискальную и стимулирующую функции.

     Обычно  таможенный тариф применяется на национальном уровне. Но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами.

     В конце 80-х годов уровень ставок таможенных тарифов развитых стран был относительно низок - около 6% от стоимости товара. Тарифные ставки ниже на сырьевые товары, и растут по мере увеличения степени обработки товара с целью защиты национальной промышленности.

     В числе административных мер регулирования внешнеторговой деятельности широко используется лицензирование. Это система письменных разрешений, выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Путем лицензирования осуществляется количественное регулирование внешнеторгового оборота. Лицензирование применяется в целях сбалансирования поставок товаров и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, для достижения взаимовыгодных договоренностей на торговых переговорах, а также с целью ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств.

     Важное  значение в государственном регулировании  внешнеэкономических отношений, в  частности торговых, имеют экономические  методы. Главное внимание уделяется  стимулированию экспорта как основы развития внешней торговли и укрепления стабильности национальной власти. Оно осуществляется путем прямого финансирования экспортного производства в виде выплаты компаниям дотаций из бюджета на покрытие разницы между ценами производства и экспортными ценами в целях получения гарантированной прибыли. Широко практикуется субсидирование расходов на ведение НИОКР в экспортном производстве. В промышленно развитых странах за счет бюджета осуществляется до 30% экспортных НИОКР.

 

     2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОО «Радуга»

     2.1 Анализ технико-экономических  показателей деятельности  предприятия ТОО  «Радуга»

 

       Предприятие ТОО является объектом для СКО и Республики Казахстан, который был создан в 1996 году.

       Анализ  производственно – хозяйственной  деятельности организации есть выделение сущности процесса или явления путем определения и последующего изучения всех его сторон и составляющих частей, обнаружение основы, связывающей все части в единое целое, и построение на этой основе закономерностей его развития.

       В таблице 1 представлены технико-экономические показатели предприятия ТОО «Радуга».

       Таблица 1 - Технико–экономические показатели ТОО «Радуга» 

 
Показатели
 
2008г.
 

2009г.

Темп

роста

 

2010г.

Темп

роста

Товарная  продукция, тыс.тг. 208356 555335 266,5 792517 142,7
Валовая продукция, тыс.тг. 208356 555335 266,5 792517 142,7
Реализованная продукция, тыс.тг 208356 555335 266,5 792517 142,7
Себестоимость товарной продукции, тыс.тг. 181269,72 488694,8 269,6 705340,13 144,3
Среднесписочная численность 174 170 97,7 175 102,94
Фонд  оплаты труда, тыс.тг. 45576 48921 107,3 54721 111,85
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.тг. 90315 91979 101,84 96074 104.45
Затраты на 1 тг. товарной продукции, тг. 0,87 0,88 101,14 0,89 101,13
Среднемесячная  выработка на 1 работающего, тг. 99,79 272,22 272,79 377,39 138,63
Среднемесячная  заработная плата 1 работающего, тг. 21828 23981 109,86 26058 108,66
Валовой доход, тыс.тг. 27086,28 66640,2 246,02 87176,87 130,81
Чистый  доход, тыс.тг. 10834,51 26656,08 246,02 39229,59 147,16
Фондоотдача, тенге 2,3 6 260,86 8,2 136,6
Фондоёмкость, тенге 0,4 0,1 25 0,12 120
Фондовооружённость, тг. 519,05 541,05 104,23 548,98 101,46
Фондорентабельность, % 11,99 28,98 - 40,83 -
Рентабельность,% 5,97 5,46 - 5,57 -
 

       Технико-экономические  показатели ТОО «Радуга» показывают, что ТОО развивается нормальными темпами. обьем товарной продукции с 2008 по 2009 годы увеличился на 66,5%, соответственно, в 2008 году составляло 208356 тысяч тенге, в 2009 – 555335 тысяч тенге, а с 2009 года по 2010 год темп роста составил 42,7% и достиг 792517 тысяч тенге. Это связано с увеличением объёмов оказываемых услуг, что отражено в таблице 2. Внедрение новой техники, передовой технологии, механизации и автоматизации производственных процессов с целью увеличения объёма производства продукции и повышения производительности труда приводит к росту ОПФ и укреплению его материально-технической базы. В связи с этим с каждым годом возрастает доля ОПФ, приходящегося на 1 работающего. Следовательно, повысилась фондовооружённость  с 519,05 тг. в 2008 году до 548,98 в 2009 году.   

       За  период с 2008 года по 2009 год себестоимость товарной продукции увеличилась с 181269,72 тысяч тенге до 488694,8 тысяч тенге, т.е. темп роста составил 269,6%. Это было связано с покупкой нового оборудования, подорожанием цен на сырье и материалы, а также с увеличением темпов роста производительности труда и заработной платы работников предприятия.

       Однако  в 2010 году руководители ТОО «Радуга» сумели снизить темп роста себестоимости товарной продукции до 144,3%, и себестоимость составила 705340,13  тысяч тенге, и это при увеличении товарной продукции на 42,7% по сравнению с 2009 годом.

       Фонд  оплаты труда с 2008 года по 2009 год увеличился незначительно с 45576 до 48921 тысяч тенге. Это связано с увеличением среднемесячной заработной платы с 21828 до 23981 тенге, а среднесписочная численность работающих уменьшилась на 4 человека, что повлияло на незначительное увеличение фонда оплаты труда. В 2010 году численность работающих увеличилась, в связи с потребностями в персонале из-за увеличения объёмов оказываемых услуг. Фонд оплаты труда в 2010 году увеличился на 5800 тысяч тенге по сравнению с 2009 годом. Он увеличился вследствие увеличения среднемесячной заработной платы до 26058 тенге, а также из-за увеличения среднесписочной численности работающих. Среднемесячная заработная плата работника  ТОО «Радуга» увеличивается по мере увеличения прибыли предприятия.

       Показатель  среднегодовой стоимости основных фондов с 2008 по 2009 гг. возрос незначительно на 1 664 тыс. тг. или 1,8%, но с 2009 по 2010 год увеличился на  4 095 тыс. тг. или 4,4%. Среднегодовая стоимость основных фондов с каждым годом увеличилась, потому что увеличился объем работ и оказываемых услуг на предприятии.

       Вырос и валовой доход предприятия  в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 146,02% и составил 66640,2 тысяч тенге. В 2010 году темп роста составил 130,81%, и валовой доход предприятия составил 87176,87 тысяч тенге. Причиной роста валового дохода является увеличение выручки от объема реализации товарной продукции и в снижении себестоимости товарной продукции. В результате роста валового дохода вырос и чистый доход предприятия, в 2009 году темп роста составил 246,02% и доход был равен 26656,08 тысяч тенге. В 2010 году темп роста составил  147,16% по сравнению с 2009 годом и достиг 39229,59 тысяч тенге.

       Показатель  затрат на 1 тг. товарной продукции определяется как отношение себестоимости  товарной продукции к товарной продукции. Отклонение показателя 2009 года от 2008 года составило +0,01 тг. или 1,14%.                             

       Отклонение  выработки на 1 работающего 2009 года от 2008 составила 172,43 тг. или 172,79%, отклонение 2010 года от 2009 +105,17 тг. или 38,63%. Данное отклонение в значительной степени зависит от материалоёмкости отдельных видов продукции, объёма кооперированных поставок, структуры продукции. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счёт осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно расценки за выполняемые работы.

       Темп  роста показателя фондоотдачи предприятия  в 2009 году по сравнению с 2008 годом составил 260,86% из-за увеличения среднегодовой стоимости основных фондов до 91979 тыс.тг.  Фондорентабельность ТОО «Радуга» в 2009 году выросла по сравнению с 2008 годом и достигла 28,98%. Это произошло за счет увеличения валовой прибыли. Рентабельность ТОО в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась и составила 5,46%, но в 2010 году она увеличилась до 5,57%. Это произошло из-за увеличения чистого дохода предприятия в 2010 году по сравнению с предыдущим годом на 12573,51 тысяч тенге, и составил 39229,59 тысяч тенге, а также из-за снижения себестоимости товарной продукции.

       Как видно из технико-экономических  показателей ТОО «Радуга» развивается успешно.

     2.2 Анализ внешнеторговой  деятельности предприятия 

 

       Цель  каждого хозяйствующего субъекта в  современных условиях   –  это  получение максимального дохода, а чтобы получить максимум дохода, хозяйствующий субъект должен минимизировать издержки. Если хозяйствующему субъекту удастся снизить себестоимость продукции, то валовая прибыль увеличится, благодаря чему хозяйствующий субъект может расширять свои производственные возможности и достичь конкурентного преимущества.

Информация о работе Развитие Внешнеэкономической деятельности