Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 01:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ разработки программы маркетинга в сельхозпредприятии, проведение диагностики экономического состояния АОАО «Гарант», а также разработка основных направлений развития маркетинговой деятельности предприятия.
В курсовой используются следующие методы исследования: системный анализ, комплексный подход, статистический (факторный анализ, анализ рядов динамики), расчетно – конструктивный метод.
Введение………………………………………………………………………3
1 Программа маркетинга на предприятии: сущность, особенности и необходимость разработки………………………………………….…………..5
1.1 Сущность и необходимость разработки программы маркетинга…..…….5
1.2 Особенности формирования программы маркетинга на предприятии….11
2 Оценка производственно – экономического состояния АОАО «Гарант»... 18
2.1 Анализ ресурсного потенциала предприятии……………………………18
2.2 Оценка финансового состояния АОАО «Гарант»…………………….. ….27
3 Основные направления развития маркетинговой деятельности в АОАО «Гарант» Беловского района Курской области……………………………......35
3.1 Товарная маркетинговая деятельность……………………………………..35
3.2 Совершенствование сбытовой деятельности……………………………...39
Выводы и предложения……………………………………………………...….45
Список использованной литературы ………………………………………......48
Приложения
Численность работников в целом по предприятию за исследуемый период сократилась на 10 человек. При этом уменьшилась доля постоянных работников, занятых в сельскохозяйственном производстве на 10 человек в 2010 г. по сравнению с 2008 г. Число служащих на протяжении рассматриваемого периода времени в течении трех лет остается неизменным. Численность трактористов – машинистов увеличивается на 7 человек в 2010 г. происходит увеличение скотников на 7 человек, при полном сокращении работников свиноводства. Сокращение численности по одним категориям работников и увеличение по другим объясняется высокой текучестью кадров в хозяйстве, непрестижностью сельскохозяйственного труда, сравнительно невысокой оплатой труда.
Далее дифференцируем среднемесячную заработную плату по категориям работников (таблица 6).
Таблица 6 – Дифференциация среднемесячной заработной платы по категориям работников
Категории, профессии работников | Среднемесячная оплата труда, руб. | 2010 г. в % к 2008 г. | ||
2008 год | 2009 год | 2010 год | ||
Работники, занятее в сельскохозяйственном производстве, всего | 11166,2 | 10691,6 | 11416,0 | 102,2 |
В том числе: |
|
|
|
|
Рабочие постоянные | 11262,9 | 10736,3 | 11538,4 | 102.5 |
Трактористы – машинисты | 19158,5 | 19433,0 | 16408,1 | 85,6 |
Операторы машинного доения | 14869,3 | 15191,1 | 15521,2 | 104,4 |
Скотники | 8983,3 | 9100,0 | 10708,3 | 119,2 |
Служащие: | 10350,4 | 10307,7 | 11482,9 | 1109,4 |
Руководители | 22131,0 | 19881,0 | 16319,4 | 73,7 |
Специалисты | 7773,4 | 8213,5 | 10575,0 | 136,0 |
Работники прочих видов деятельности | 5970,1 | 6801,3 | 7072,6 | 118,5 |
Всего работников | 10668,3 | 10324,2 | 11094,2 | 104,0 |
В целом за исследуемый период среднемесячная оплата труда всех категорий работников выросла пропорционально росту минимального размера оплаты труда. Однако в 2009 году по отдельным категориям работников произошло незначительное сокращение оплаты труда.
Оценку организации сбыта продукции начинают с изучения структуры денежной выручки предприятия (таблица 7).
Таблица 7 – Структура денежной выручки предприятия
Виды отраслей, продукции | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||
Тыс. руб. | В % к итогу | Тыс. руб. | В % к итогу | Тыс. руб. | В % к итогу | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Зерновые и зернобобовые – всего | 101907 | 44,4 | 90990 | 35,7 | 96875 | 32,0 |
В том числе: Пшеница | 43953 | 19,1 | 40875 | 16,1 | 56571 | 18,7 |
Пшеница 3 класса | 43953 | 19,1 | 40875 | 16,1 | 56280 | 18,6 |
Ячмень | 57740 | 25,1 | 6339 | 2,5 | 37278 | 12,3 |
Продолжение таблицы 7 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Сахарная свекла | 59636 | 26,0 | 104529 | 41,4 | 124216 | 41,1 |
Продукция растениеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде | 248 | 0,1 | 360 | 0,1 | 423 | 0,1 |
Продукция растениеводства, всего | 161791 | 70,5 | 196242 | 77,1 | 221514 | 73,2 |
Крупный рогатый скот в живой массе | 16775 | 7,3 | 20535 | 8,0 | 20979 | 6,9 |
Молоко | 44545 | 19,4 | 33764 | 13,3 | 56729 | 18,8 |
Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде | 6521 | 2,8 | 4002 | 1,6 | 3363 | 1,1 |
Продукция животноводства – всего | 67841 | 29,5 | 58305 | 22,9 | 81071 | 26,8 |
Всего | 229632 | 100,0 | 254547 | 100,0 | 302585 | 100,0 |
По структуре денежной выручки предприятие имеет свекловично- зерно-молочное направление. Роль растениеводства в 2009 году резко возросла, что связано с высоким урожаем зерна, а в 2010 году резко снизилась, что связано со снижением выручки от реализации продукции растениеводства. В 2010 году растениеводство занимало 73,2%, следовательно отрасль животноводства занимает 26,8% в общей структуре денежной выручке. При этом в растениеводстве большую часть занимает производство сахарной свеклы (41,1%), а так же производство зерновых и зернобобовых культур (32%). В животноводстве большую часть занимает молочная продукция (18,8%)
Далее проанализируем производство и реализацию продукции (таблица 8).
Таблица 8 – Производство и реализация продукции в 2010 году
Вид продукции | Объем производства, ц | Объем реализации, ц | Уровень товарности, % | Рентабельность, % |
Зерновые и зернобобовые – всего | 170934 | 247610 | 144,9 | 114,7 |
Сахарная свекла | 595261 | 595261 | 100 | 126,6 |
Крупный рогатый скот в живой массе | 4588 | 3993 | 87,0 | 69,8 |
Молоко | 54240 | 44094 | 81,3 | 127,4 |
Вся продукция растениеводства является рентабельной, что составляет 14,7% и 26,6% по зерновым культурам и сахарной свекле. В продукции животноводства производство и реализация крупного рогатого скота в живой массе является убыточной. При этом рентабельность производства и реализации молока составляет 27,4,%. Уровень товарности продукции животноводства ниже 100 %, что связано с тем, что часть продукции не реализуется, а идет на собственные нужды, в частности на реализацию населению, а молоко на выпойку телят.
2.2 Оценка финансового состояния АОАО «Гарант»
Анализ финансового состояния предприятия является существенным и непременным элементом управлением предприятия и важнейшим блоком в системе экономического анализа.
Финансовое состояние предприятия - это важнейшая характеристика деятельности предприятия, которая выражается системой показателей, отражающая процесс формирования, использования финансовых ресурсов и капитала предприятия, а так же соотношение его денежного оборота. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, позволяет оценить, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров.
Основной целью анализа финансового состояния предприятия является объективная и обоснованная оценка ее текущего и перспективного финансового состояния, полученная на основе определенного числа ключевых информационных показателей, позволяющая дать объективную и точную картину ее развития, а также финансовых результатов и параметров эффективности финансово-комерческой деятельности.
Таблица 9 – Состав и структура прибыли (убытков)
Показатели | 2009 год | 2010 год | 2010 г. в % к 2009г. | ||
Тыс.руб. | % к итогу | Тыс. руб. | % к итогу | ||
Зерновые и зернобобовые | 27807 | 72,3 | 12426 | 30,8 | 44,7 |
Сахарная свекла | 18228 | 47,4 | 26098 | 64,6 | 143,2 |
Продукция растениеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде | 169 | 0,4 | 153 | 0,4 | 90,5 |
Итого продукция растениеводства | 46381 | 120,7 | 38677 | 95,8 | 83,4 |
КРС | -5555 | -14,5 | -9066 | 22,5 | - |
Молоко | -405 | -1,1 | 12215 | 30,3 | - |
Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде | -1968 | -5,1 | -1445 | -3,6 | - |
Итого продукция животноводства | -7939 | -20,7 | 1704 | 4,2 | - |
Всего | 38442 | 100,0 | 40381 | 100,0 | Х |
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию увеличилась в 2010 году. Наиболее убыточной является продукция животноводства. Но и ее доля в общей структуре прибыли возросла с -20,7% до 4,2%. Неблагоприятное соотношение стоимостных категорий – прибыль и себестоимость - обусловлено опережающим ростом материальных затрат по сравнению с валовым доходом. Цена реализации является низкой, а себестоимость производства высокой, что в конечном итоге привело к существенному уменьшению валового дохода. Это свидетельствует о том, что натуральная продукция, особенно в животноводстве, недооценена в стоимостном выражении, что объясняется отсталыми технологиями, изношенностью техники, низкой квалификацией работников, отсутствием стимулов к работе и качественному труду.
Таблица 10 – Анализ рентабельности в АОАО «Гаранте»
Коэффициенты | 2009 год | 2010 год | Отклонение 2010 г. от 2009 г. (+,-) |
Коэффициент рентабельности продаж | 0,1 | 0,1 | - |
Коэффициент рентабельности капитала организации | 0,09 | 0,08 | -0,01 |
Коэффициент рентабельности основных средств и прочих внеоборотных активов | 0,2 | 0,2 | - |
Коэффициент рентабельности собственного капитала | 0,2 | 0,2 | - |