Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение современного ассортимента хлебобулочных изделий, проведение экспертизы качества и анализ конкурентоспособности.
Задачи:
- изучить теоретические аспекты представленной темы
- охарактеризовать современный ассортимент хлебобулочных изделий
- представить основные технологические схемы приготовления хлебобулочных изделий
- обозначить показатели качества хлебобулочных изделий и факторы, влияющие на них
Введение
Глава 1. Понятие и сущность конкуренции
1.1.Процесс управления конкурентоспособностью
1.2 Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности
1.3 Методика анализа и оценки конкурентоспособности
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Слуцкий хлебозавод»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ ассортимента хлебобулочных изделий, реализуемых в ОАО «Слуцкий хлебозавод»
2.3 Экспертиза качества хлебобулочных изделий, реализуемых в ОАО «Слуцкий хлебозавод»
2.4 Конкурентоспособность хлебобулочных изделий разных производителей
Глава 3. Пути расширения ассортимента, улучшение качества и повышение конкурентоспособности хлебобулочных изделий
3.1 Пути расширения ассортимента хлебобулочных изделий
3.2 Улучшение качества хлебобулочных изделий
Заключение
Список использованной литературы
2.2 Анализ ассортимента
Предприятие
предлагает к продаже традиционные
и новые виды хлебобулочных изделий.
Ассортимент хлебобулочных
Таблица 1.3 Ассортимент хлебобулочных изделий, реализуемых ОАО «Слуцкий хлебозавод» (Приложение 1,2)
Структура ассортимента хлебобулочных изделий ОАО «Слуцкий хлебозавод» представим на рис. 3.
Рис. 3 Структура ассортимента хлебобулочных изделий ОАО «Слуцкий хлебозавод»
В ассортименте продукции ОАО «Слуцкий хлебозавод» наибольший удельный вес по количеству представленных наименований занимают булочные изделия, в том числе сдобные - 70,7 %, хлеб занимает лишь 29,3%.
Если анализировать ассортимент ОАО «Слуцкий хлебозавод» по объему продаж то, структура совершенно иная: наибольший удельный вес в объеме продаж занимает хлеб 74,7 % и только 24,3 % булочные изделия. Это объясняется тем, что хлеб употребляют чаще и в большем объеме, чем сдобные и другие виды булочных изделий. Структуру ассортимента хлебобулочных изделий по объему пролаж представим на рисунке 4
Рис. 4 Структура ассортимента хлебобулочных изделий по объему продаж ОАО «Слуцкий хлебозавод»
Проанализируем
динамику изменения структуры
Таблица 3 Структура ассортимента хлебобулочной продукции ОАО «Слуцкий хлебозавод»
Ассортимент |
2009 |
2010г. |
2011г. |
Изменения 2010 к 2011г. | ||||
Продажа продукции |
в % к итогу |
Продажа продукции |
в % к итогу |
Продажа продукции |
в % к итогу |
по абсол. |
в | |
значению, |
% | |||||||
тонн |
||||||||
хлеб |
17 40,90 |
75,3 |
17 90,90 |
75,83 |
1580,2 |
73,80 |
-210,7 |
13,2 |
из него подовый |
6 06,60 |
25,4 |
6 04,60 |
25,4 |
593,90 |
19,28 |
-10,70 |
-1,8 |
формовой домашний |
5 92,50 |
25 |
5 95,50 |
25 |
5 60,80 |
20,40 |
-34,70 |
-5,6 |
формовой обычный |
5 31,90 |
24,6 |
5 85,90 |
24,6 |
421,3 |
33,92 |
-164,6 |
28,0 |
хлеб молочно-отрубной |
4,50 |
0,21 |
4,90 |
0,21 |
4,2 |
0,20 |
-0,7 |
-14,2 |
Булочные изделия в т.ч.: |
585,20 |
24,7 |
587,20 |
24,17 |
520,2 |
26,2 |
-67 |
-11,4 |
батон в/с |
266,20 |
11,3 |
269,20 |
11,3 |
233,50 |
11,72 |
-35,7 |
-13,2 |
батон 1с |
210,40 |
8,8 |
210,40 |
8,8 |
207,30 |
10,86 |
-3,1 |
-1,4 |
Сдобные изделия |
106,60 |
4,51 |
107,60 |
4,51 |
80,5 |
2,8 |
-27,1 |
-25,2 |
Итого хлеб и хлебо- булочные изделия |
2328,2 |
100,00 |
2378,1 |
100,00 |
2100,4 |
100,00 |
277,7 |
132,2 |
Из расчетов табл. 3 видно, что продажа продукции в 2010 г. составила 2378,2 т., а в 2011 г. – 2328,1 т., и очевидно, что продажа продукции увеличилась на 49,9 т., в процентном соотношении это равно 2,1 %. Следовательно, продукция пользуется спросом у населения, т.к. это продукты первой необходимости.
Продажа продукции в 2011 году составила 2100,4 тонны , что на 277,7 тон или 13,2% меньше , чем в 2005 г. Продажа хлеба подового в 2010г. – 604,60 т., а в 2011г. – 593,9 т. уменьшилась на 10,7тонн. Это связано с тем, что затраты на его производство более высокие, чем на обычный, а следовательно и цена на него соответствующая. Продажа хлеба "домашний" в 2010 г. – 595,5 т., а в 2011 г. – 560,7 т., уменьшилась на 34,7 тонны.
Сделав анализ ассортимента хлебобулочных изделий, а в частности хлеба, мы видим, что продажа по всему хлебу за 2011 год уменьшилась на 210,7 тонн или на 13,2 %.
Теперь посмотрим, как изменяется объем продаж булочной продукции, представленной в ОАО «Слуцкий хлебозавод». Из таблицы 14 видно, что объем продаж по батону первого сорта в 2005г. в натуральном выражении составил 210,4 т., а в 2011г. – 207,3 т., т.е. он уменьшился на 3,1 т. или на 1,4 %. Объем продаж батона высшего сорта в 2010г. составила – 269,2 т., в 2011 г. – 233,5 т., он уменьшился на 12,3 %. Объем продаж сдобных изделий в 2010г. составил 107,6 тонн, а в 2011г. – 80,5 тонн, он уменьшился на 27,1 тонн или на 25,2 %.
В Беларуси хлеб потребляют традиционно много - в среднем до 330 г в сутки. В периоды экономической нестабильности потребление хлеба неизбежно возрастает, так как хлеб относится к наиболее дешевым продуктам питания. В хлебе содержатся многие важнейшие пищевые вещества, необходимые человеку; среди них белки, углеводы, витамины, минеральные вещества, пищевые волокна. За счет потребления хлеба человек почти наполовину удовлетворяет свою потребность в углеводах, на треть - в белках, более чем наполовину - в витаминах группы В, солях фосфора и железа.
Хлеб
из пшеничной обойной или ржаной
муки почти полностью удовлетворяет
потребность в пищевых
Вкусы потребителей не отличаются особым разнообразием: лидерами предпочтений являются давно известные и выпускаемые всеми заводами сорта хлеба, например "Домашний" и "Раковский", батон "Праздничный". Реализация этих сортов и составляет львиную долю продаж на рынке.
Таблица 4 Основные критерии при выборе хлебобулочных изделий населением
Критерий |
% от общего числа опрошенных |
Внешний вид |
81 |
Цена |
68 |
Производитель |
39 |
Наличие добавок |
27 |
Рекомендации, реклама |
17 |
Вес |
9 |
Особых различий среди основных сортов продукции, достаточных для того, чтобы потребитель предпочел какого-то конкретного производителя, нет. И предприятия вынуждены воевать за проценты рынка, расширяя ассортимент, разрабатывая новые сорта.
В значительной степени это борьба на перспективу - вкусы потребителей медленно меняются в сторону большего разнообразия. Сейчас "специфические" сорта приобретают в основном покупатели с высокими доходами. Но с ростом благосостояния потребность в большем хлебном разнообразии возрастет.
Стоит добавить, что практически половина потребителей - 46,3% - не имеют четких предпочтений относительно производителя хлеба. Иными словами, потребители покупают не то, что предпочитают.
Следует отметить, что производство продукции в первую очередь определяется спросом. Спрос на хлеб меняется иначе, чем на другие товары повседневной покупки. При снижении доходов населения потребление хлеба растет, при росте, наоборот, снижается. В кризисный год производство и потребление хлеба росли, несмотря на подъем цен.
Субъекты рынка хлеба и хлебобулочных изделий делятся в основном на три группы: товаропроизводители (хлебозаводы, пекарни); предприятия розничной торговли (магазины), имеющие торговые площади и ориентированные на конечного потребителя; мелкие торговцы, торгующие в розницу (уличная торговля), которые закупают продукцию либо напрямую, либо у оптовиков, приобретающих ее у производителей и распространяющих в том числе и через свою розничную сеть. Доля этого звена весьма значительна, и, по некоторым сведениям, через него реализуется до 30-40% продукции.
Специализированные магазины по продаже хлебобулочных и кондитерских изделий получают продукцию от нескольких поставщиков, как правило, не менее 4-5. В продуктовых магазинах, предлагающих покупателям широкий ассортимент продуктов питания, хлебная продукция поставляется от двух-трех производителей.
Мы говорим о хлебе не иначе, как о продукте, имеющем для населения наших стран, для нас с вами, первостепенное значение.
Конечно, зависимость объемов потребления от жизненного уровня народа весьма существенна. Но традиции, привычки и вкусы наших людей - факторы непреходящие.
Общий объем производства и потребления хлебобулочных изделий в России составляет согласно государственной статистике 9,0 млн. тонн. Это ровно наполовину меньше, чем 10 лет назад. Анализ рациона питания населения Беларуси показал дефицит полноценных белков, жиров, витаминов: С, А, группы В. Отмечается также недостаточность содержания кальция, фосфора, йода, железа.
Изменение социально-экономических, экологических условий во многих регионах требует существенного обновления ассортимента в соответствии с медико-биологическими требованиями, предъявляемыми к этим продуктам.
Укрупненная номенклатура хлеба
и хлебобулочных изделий
Чтобы она успешно реализовывалась,
нужны стимулы, способные вызвать
у местных жителей интерес
к ней. Несложно догадаться, что это
должна быть продукция высокого качества,
повышенной пищевой ценности; лечебного
и профилактического
Мировой и отечественный опыт свидетельствует о резком росте объемов продаж хлебобулочной продукции, относящейся к группе "здоровье".
В последнее время наблюдается тенденции увеличения поставок на рынок муки с низкими хлебопекарными свойствами и снижение уровня белка в зерне. Остановимся на последнем - на дефиците белка. Эта проблема в последние годы стала особенно острой.
Так как выработка высокобелковой муки в стране резко сократилась, то, очевидно, решать этот вопрос следует другим путем.
За рубежом давно и
широко используется сухая пшеничная
клейковина во многих отраслях пищевой
промышленности. В нашей стране применение
сухой пшеничной клейковины обусловлено
как корректировкой хлебопекарных
свойств муки, так и выработкой
изделий повышенной пищевой ценности.
При выработке специальных
Однако добавки сухой
клейковины слишком дороги, поэтому
из ряда вариантов наиболее перспективным
считается использование в
Правда, внесение соевой муки несколько меняет потребительские свойства продукции, но существенно обогащает хлеб белком.
Для улучшения потребительских свойств хлеба с увеличенным содержанием соевой муки нами разработаны технологии приготовления теста, в которых очень точно учтены особенности взаимодействия белков сырья различного происхождения.
Таким образом, получены новые сорта хлеба с добавлением 6-12% соевой муки. Содержание белка в них выше на 18-32% по сравнению с изделиями из пшеничной муки.
В последние годы проводится большой комплекс исследовательских работ и по другим направлениям "оздоровительного питания", ориентируясь, главным образом, на изделия лечебного и профилактического назначения.
Во многих регионах нашей страны степень загрязнения биосферы превышает экологически безопасный уровень. В атмосфере крупных промышленных центров отмечается значительное превышение предельно допустимых концентраций тяжелых металлов, сернистого ангидрида, окислов азота, углеводородов, в том числе, которые могут влиять на развитие раковых заболеваний. После аварии на Чернобыльской АЭС ассортимент вредных выбросов пополнился радионуклидами.
Для эффективной защиты от
вредного воздействия окружающей среды
мы рекомендуем включать в рецептуру
хлебобулочных изделий бета-
Для обогащения хлебобулочных изделий используют как природный каротин (концентраты моркови, тыквы, шиповника, облепихи и др.), так и каротин, производимый промышленным способом.
Согласно медицинским
рекомендациям суточное потребление
бета-каротина с пищей должно составлять
не менее 5-6 мг. В то же время поступление
этого ценного вещества с обычным
рационом составляет в среднем 2 мг
в сутки. В отличие от витамина
А, прием которого в дозах, существенно
превышающих физиологическую
Исследования последних десятилетий установили связь между потреблением в пищу богатых каротиноидами овощей и фруктов и низкой частотой некоторых форм рака.
Все это дает основание считать, что увеличение потребления каротина, в частности в форме обогащенных им хлебобулочных изделий, становится важным и эффективным средством в общей системе мер, направленных на снижение риска онкологических заболеваний людей, проживающих в регионах с повышенным уровнем радиации.