Пути расширения ассортимента, улучшение качества и повышение конкурентоспособности хлебобулочных изделий

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение современного ассортимента хлебобулочных изделий, проведение экспертизы качества и анализ конкурентоспособности.
Задачи:
- изучить теоретические аспекты представленной темы
- охарактеризовать современный ассортимент хлебобулочных изделий
- представить основные технологические схемы приготовления хлебобулочных изделий
- обозначить показатели качества хлебобулочных изделий и факторы, влияющие на них

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и сущность конкуренции
1.1.Процесс управления конкурентоспособностью
1.2 Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности
1.3 Методика анализа и оценки конкурентоспособности
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Слуцкий хлебозавод»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ ассортимента хлебобулочных изделий, реализуемых в ОАО «Слуцкий хлебозавод»
2.3 Экспертиза качества хлебобулочных изделий, реализуемых в ОАО «Слуцкий хлебозавод»
2.4 Конкурентоспособность хлебобулочных изделий разных производителей
Глава 3. Пути расширения ассортимента, улучшение качества и повышение конкурентоспособности хлебобулочных изделий
3.1 Пути расширения ассортимента хлебобулочных изделий
3.2 Улучшение качества хлебобулочных изделий
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

слуцкий хлебозавод.docx

— 92.92 Кб (Скачать)

К экономическим результатам деятельности предприятия относятся:

  • Финансы предприятия;
  • Издержки производства;
  • Прибыль;
  • Рентабельность;
  • Валовой доход;
  • Объем продаж продукта.

Внешняя среда организации состоит  из микро- и макросреды.

      • Поставщики – это организации преобразований входов и выходов. Основные разновидности входов: материалы, оборудование, капитал, рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих вход указанных ресурсов – это яркий пример прямого воздействия среды на операции и успешность деятельности организации.
      • Потребители. Их значение для бизнеса очевидно – «потребитель – король на рынке».
      • Конкуренты. Руководство каждого предприятия понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей, как это делают конкуренты, то предприятию долго не продержаться на плаву.
      • Законы и государственные органы. Каждая организация имеет свой правовой статус, является единоличным владельцем, самостоятельно ведет свои дела, знает какие налоги должна платить и соблюдает законы.
      • Технология – технологические нововведения влияют на эффективность, с которой товар можно продавать; на скорость устаревания товара; на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию; на то, какого рода услуги и новые товары ожидают потребителей от организации.
      • Состояние экономики – влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги.
      • Социально-культурные факторы. Любая организация функционирует в одной культурной среде, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности, традиции, которые влияют на организацию.
      • Политические факторы для руководителей предприятия представляют особое значение.  Один из них – настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Другой элемент – политические обстановки – это группы особых интересов.
      • Международное окружение – управление международным бизнесом рассматривается на все сферы деятельности, которые связаны с перемещением ресурсов, товаров и услуг, рабочей силы через национальные границы.

Внутренняя среда организации:

  • Цели – желанный результат, который стремиться добиться коллектив.
  • Структура организации – это логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет эффективно достичь целей организации.
  • Задача – предписание работы, которая должна быть выполнена определенным образом и в определенные сроки.
  • Технология – сочетание  квалификационных навыков, оборудования, знаний, необходимых для осуществления преобразований, информации, людях.
  • Люди – наиболее значимый элемент внутренней среды. Цели организации достигаются через труд людей.

Данные факторы влияют на организацию  и реально отражаются на ее конкурентоспособности. Поэтому факторам, влияющим на конкурентоспособность  организации необходимо уделять  большое внимание.

 

1.3 Методика анализа и  оценки конкурентоспособности

 

Для оценки конкурентоспособности  предприятия сначала необходимо провести анализ ее состояния. Качество анализа будет высоким при  его проведении с позиций системного подхода. Тогда анализ можно называть системным.

Цель системного анализа фирмы  – установление стратегических и  тактических факторов повышения  конкурентоспособности выпускаемых  товаров, эффективности и устойчивости функционирования фирмы.

Этапы проведения системного анализа  состояния организации предлагается «привязать» к структуре системы  стратегического менеджмента:

  1. Анализ качества научного сопровождения системы менеджмента с точки зрения количества и глубины применяемых научных подходов и методов управления.
  2. Анализ компонентов выхода системы, т.е. качества стратегии организации, уточнение целей исходя из ее внутренних слабых и сильных сторон, внешних угроз и возможностей.
  3. Анализ конкурентоспособности, эффективности и устойчивости функционирования основных конкурентов на выходе организации, внешних угроз и возможностей, внутренних сильных и слабых сторон конкурентов.
  4. Анализ механизма действия закона конкуренции в отрасли, антимонопольного законодательства, формы и силы конкуренции в отрасли.
  5. Анализ факторов макросреды страны и инфраструктуры данного региона, оказывающих позитивное и негативное влияние на организацию.
  6. Анализ механизма действия закона конкуренции на входе системы, антимонопольного законодательства и силы конкуренции среди поставщиков организации.
  7. Анализ внешних угроз и возможностей, внутренних сильных и слабых сторон организации по сравнению с конкурентами в обеспечивающей подсистеме, т.е. в правовом, методическом, ресурсном, информационном обеспечении организации.
  8. Анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей организации в ее организационно-техническом и социальном развитии.
  9. Анализ качества управляемой подсистемы стратегического менеджмента в части формирования системы показателей качества и ресурсоемкости товаров, качества их сервиса, инфраструктуры рынка, организации анализа эффективности этих направлений деятельности и формирования мероприятий по их улучшению.
  10. Анализ качества управляющей подсистемы стратегического менеджмента в части управления персоналом по разработке и реализации стратегических и тактических управленческих решений.
  11. Анализ структуры, содержания и качества связей в системе маркетинга, инновационного и производственного менеджмента, тактического маркетинга, установление их слабых и сильных сторон.
  12. Анализ конкурентоспособности выпускаемых товаров, новшеств и выполняемых услуг, персонала и технологий, организации в целом.
  13. Анализ эффективности использования ресурсов.
  14. Анализ устойчивости функционирования организации.
  15. Установление стратегических и тактических факторов повышения конкурентоспособности товаров, эффективности и устойчивости функционирования организации для разработки на их основе её  стратегии. На этом этапе синтезируется вся предыдущая работа.   

В настоящее время отсутствует  общепринятая методика оценки конкурентоспособности  организации.

В промышленно развитых странах  действуют различные методики оценки конкурентоспособности фирм и компания. Эти методики носят не описательный, а конкретно-экономический, количественный характер.

Недостатки подходов и методик  оценки конкурентоспособности организаций-изготовителей  следующие:

  • Апробированные в мировой практике подходы и методы оценки конкурентоспособности организаций-производителей не отражают применение и воздействие на них научных подходов к управлению (менеджменту), прежде всего системного, комплексного, воспроизводственного, нормативного и др. Так, каждый подход к оценке конкурентоспособности разработан не для всех однородных предприятий, а для одного – двух. Один подход к оценке учитывает резервы в использовании факторов производства. Другой – стоимость конкретных факторов производства в конкретной стране. Третий – эффективность использования потенциала. Четвертый – эффективность производственно-сбытовой деятельности. Пятый – усилия в области повышения качества товаров и т.д. Как  будто перечисленные аспекты не нужно анализировать одновременно, системно, комплексно.
  • Считается с методической точки зрения неправомерным определять интегральный показатель конкурентоспособности организации умножением индексов конкурентоспособности товарной массы (всех товарных организаций) и относительной эффективности организации, так как эти показатели тесно взаимодействуют друг с другом.

Исходя из вышесказанного, необходимо считать:

    • Уровень конкурентоспособности как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;
    • Отдельно проводить анализ эффективности деятельности организации исходя из конкурентоспособности и эффективности каждого товара на рынке;
    • Отдельно считать показатель устойчивости функционирования организации;
    • Прогнозировать перечисленные три комплексных показателя минимум на 5 лет.

Конкурентоспособность организации (Корг.) можно определять в статике и динамике. В статике она определяется с учетом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются:

Корг =     a b * К   1,

где а – удельный  вес 1-го товара организации в объеме продаж за анализируемый  период (определяется долями единицы       = 1,2,….., n),

     а  = 1;  b  - показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации.

Удельный вес i-го товара организации в ее объеме продаж определяется по формуле:

а = V /V,

где V – объем продаж i-го  товара за анализируемый период, млн. ден. ед.;

V – общий объем продаж организации за тот же период, млн ден. ед.

Таким образом, по данной методике  производится оценка конкурентоспособности  организации.

Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Слуцкий хлебозавод»

2.1 Краткая характеристика  предприятия

Слуцкий хлебозавод- это динамично развивающееся  предприятие с более чем полувековой  историей. Грамотное сочетание современных  технологий и многовековых традиций с творческим подходом и добросовестным отношением к любимому делу – вот  в чем секрет коллектива.

Продукция, выпускаемая на предприятии, под  общим брендом «Слуцкi каравай», широко известна не только в своем  регионе, но и во многих районах Минщины. Сегодня ассортимент продукции  хлебозавода включает около 50 наименований хлебобулочных изделий и столько  же кондитерских (пряники, овсяное печенье, сладости мучные, коврижки, торты, в  т.ч. и заказные торты, рулеты, пирожные и бисквитные рулеты).

Юридический адрес: Республика Беларусь, 223610 г. Слуцк, ул. Заводская, 3, р/счет 3012200170019, отделение  ОАО «Белагропромбанк» в г.Слуцке, код 921

  Республика Беларусь, 223610 г. Слуцк,  ул. Копыльская, 7

  УНН 600154157 ОКПО 00391348.Общество является  юридическим лицом по законодательству  РБ и имеет в собственности  обособленное имущество, созданное  за счет вкладов его учредителей,  а также произведенное или  приобретенное обществом в процессе  его деятельности.

Основным  видом деятельности является торговля и производство хлебобулочных  изделий  и продуктами питания.

ОАО «Слуцкий хлебозавод» предлагает большой ассортимент хлеба и булочных изделий.(Приложение 1)

Организация заключает договора на поставки, как  с производителями товаров, так  и с оптовыми организациями, для  реализации сопутствующих товаров  по организациям РБ.

 

Рис. 2. Организационная  структура ОАО «Слуцкий хлебозавод»

 

Таблица 1 Показатели ликвидности ОАО «Слуцкий хлебозавод»за 2009-2010 гг.

Показатели

2009 г.

2010г.

2011 г.

Отклонение

2010 г. к 2009 г.

2011 г. к 2010 г.

Коэффициент текущей ликвидности

0,4

0,6

0,8

0,2

0,2

Коэффициент быстрой ликвидности

0,1

0,2

0,7

0,1

0,5

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,01

0,01

0,02

-----

0,01


 

Анализируя коэффициент текущей  ликвидности в 2010 году по сравнению  с 2009 годом наблюдается увеличение показателя на 0,2. В 2011 году наблюдается  увеличение на 0,2. В 2011 году по сравнению  с 2009 годом показатель увеличился на 0,4. Исходя из рекомендуемого значения, можно сделать вывод, что у  предприятия недостаточно собственных  средств, которые могли бы быть использованы для погашения своих обязательств.

Коэффициент быстрой ликвидности  в 2010 году по сравнению с 2009 годом  увеличился на 0,1, а в 2011году по сравнению  с 2010 годом показатель увеличился на 0,5. Данный коэффициент не достигает  допустимого значения, следовательно, предприятие не может погасить задолженность  не только за счет денежных средств, но и за счет ожидаемых поступлений  за отгруженную продукцию, выполненные  работы или оказанные услуги.

Коэффициент абсолютной ликвидности  в 2010 году по сравнению с 2005 годом  осталось неизменной. В 2011 году по сравнению  с 2010 годом показатель увеличился на 0,01. За три года показатель увеличился на 0,01. Коэффициент не достигает  допустимого значения, из чего следует, что предприятие не может немедленно погасить эту часть краткосрочных  обязательств.

Проанализируем  структуру ассортимента, представленных в ОАО «Слуцкий хлебозавод»  за 2009 -2011 годы. Структуру ассортимента отразим в таблице 1.2.

 

Таблица 2 Структура ассортимента продовольственных товаров ОАО «Слуцкий хлебозавод» за 2009 -2011 годы

№ п/п

Наименование  товара

2009 год

2010год

2011 год

2010/

2011

ед

%

ед 

%

ед 

%

1

Хлебобулочные изделия , т

2328,2

93,8

2378,1

94,2

2100,4

94,1

113,2

2

Колбасные изделия, т

92,2

3,7

85,5

3,4

73,9

3,4

115,6

3

Кондитерские  товары , т

44

1,8

33,1

1,3

28,9

1,3

114,5

4

Безалкогольные  напитки,тыс. дал

16,6

0,7

28,2

1,1

28,3

1,2

99,6

 

Всего

2481

100

2524,9

100

2231,5

100

113,1


 

Наибольший  удельный вес 94 % в продажах занимают хлебобулочные изделия. Продажа  колбасных изделий снизилось  на 6,7 %, производство кондитерских товаров  снизилось на 0,5 %.

Информация о работе Пути расширения ассортимента, улучшение качества и повышение конкурентоспособности хлебобулочных изделий