Пути расширения ассортимента, улучшение качества и повышение конкурентоспособности хлебобулочных изделий

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение современного ассортимента хлебобулочных изделий, проведение экспертизы качества и анализ конкурентоспособности.
Задачи:
- изучить теоретические аспекты представленной темы
- охарактеризовать современный ассортимент хлебобулочных изделий
- представить основные технологические схемы приготовления хлебобулочных изделий
- обозначить показатели качества хлебобулочных изделий и факторы, влияющие на них

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и сущность конкуренции
1.1.Процесс управления конкурентоспособностью
1.2 Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности
1.3 Методика анализа и оценки конкурентоспособности
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Слуцкий хлебозавод»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ ассортимента хлебобулочных изделий, реализуемых в ОАО «Слуцкий хлебозавод»
2.3 Экспертиза качества хлебобулочных изделий, реализуемых в ОАО «Слуцкий хлебозавод»
2.4 Конкурентоспособность хлебобулочных изделий разных производителей
Глава 3. Пути расширения ассортимента, улучшение качества и повышение конкурентоспособности хлебобулочных изделий
3.1 Пути расширения ассортимента хлебобулочных изделий
3.2 Улучшение качества хлебобулочных изделий
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

слуцкий хлебозавод.docx

— 92.92 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие  и сущность конкуренции

1.1.Процесс  управления конкурентоспособностью

       1.2 Факторы, влияющие на уровень  конкурентоспособности

1.3 Методика  анализа и оценки конкурентоспособности

Глава 2. Организационно-экономическая  характеристика предприятия ОАО «Слуцкий хлебозавод»

        2.1 Краткая характеристика предприятия

       2.2 Анализ ассортимента хлебобулочных  изделий, реализуемых в ОАО «Слуцкий хлебозавод»

       2.3 Экспертиза качества хлебобулочных  изделий, реализуемых в ОАО «Слуцкий хлебозавод»

       2.4 Конкурентоспособность хлебобулочных  изделий разных производителей

Глава 3. Пути расширения ассортимента, улучшение качества и  повышение конкурентоспособности  хлебобулочных изделий

        3.1 Пути расширения ассортимента  хлебобулочных изделий

       3.2 Улучшение качества хлебобулочных  изделий

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

Введение

 

Конкуренция является экономическим  соперничеством между предприятиями, организациями, физическими лицами, занимающимися аналогичной деятельностью  и заинтересованными в достижение одной и той же цели.

Конкуренция, как научное понятие, связывается  с именем А.Смита. Рыночный механизм регулирования, названный им «невидимой рукой», формирует цены товаров под  влиянием спроса, предложения и конкуренции. Заметим, что основной его труд «Исследование  о природе и причинах богатства  народов», принесший А.Смиту мировую  известность, был направлен, прежде всего, против политики меркантилизма, таможенных ограничений и фискальной политики государства, которое, по его  понятиям, вообще должно отказаться от вмешательства в экономическую  жизнь.    

Хлеб является основным продуктом питания, потребляемым ежедневно. За всю жизнь человек  съедает в общей сложности 15 тонн хлеба, причем основная его часть  потребляется не отдельно, а заодно с другими продуктами питания, то есть хлеб выступает как необходимая  добавка почти к любой пище. К тому же, хлеб в нашей стране всегда был продуктом стратегическим. А сегодня это приобретает  особое значение.

В то же время  такая продуктовая группа, как  хлебобулочные изделия, практически  никем не изучается в силу своей  специфики. Полное отсутствие фирменной  упаковки и марочного товара до недавнего  времени не оставляло шансов потребителям сориентироваться, чью продукцию  они покупают. Между тем производители, которые вовремя смогли осознать значимость идентификации бренда на рынке хлебобулочных изделий, смогли расширить возможности сбыта  и привлечь достаточно широкие потребительские  массы.

Вышесказанное обуславливает актуальность выбранной  темы.

Остановимся на содержании понятий "хлеб" и "хлебобулочные  изделия". В соответствии с СТБ 1964-2009 "Хлебопекарное производство. Термины и определения" под хлебобулочными изделиями подразумевают пищевой продукт, выпекаемый из муки, дрожжей, соли, воды и дополнительного сырья для хлебобулочных изделий. Ассортимент хлебобулочных изделий очень разнообразен в зависимости от способа выпечки, массы наличия сдобного компонента, влажности мякиша. В настоящее время придается большое значение выпуску изделий лечебно-профилактического назначения.

Существуют  национальные виды хлебобулочных изделий, к которым относят хлебобулочные  изделия отличающиеся использованием в рецептуре местных видов  сырья, характерной формой, способом выпечки .

Целью курсовой  работы является изучение современного ассортимента хлебобулочных изделий, проведение экспертизы качества и анализ конкурентоспособности.

Задачи:

- изучить  теоретические аспекты представленной  темы

- охарактеризовать  современный ассортимент хлебобулочных  изделий

- представить  основные технологические схемы  приготовления хлебобулочных изделий

- обозначить  показатели качества хлебобулочных  изделий и факторы, влияющие  на них

- изучить  основы конкурентоспособности хлебобулочных  изделий

- проанализировать  деятельность предприятия ОАО «Слуцкий хлебозавод»

- провести  анализ ассортимента хлебобулочных  изделий, реализуемых в ОАО «Слуцкий хлебозавод»

- Провести  экспертизу качества злебобулочных  изделий, реализуемых в ОАО «Слуцкий хлебозавод»

- Оценить  конкурентоспособность хлебобулочных  изделий ОАО «Слуцкий хлебозавод»

- Предложить  пути расширения ассортимента, улучшения  качества и повышения конкурентоспособности  хлебобулочных изделий

Объект  исследования: хлебобулочная продукция  ОАО «Слуцкий хлебозавод»

Предмет исследования: ассортимент хлебобулочных изделий

Нормативной базой исследования стало законодательство Республики Беларусь по вопросам стандартизации и сертификации, нормативные документы (СТБ, ТУ).

 

Глава 1. Понятие и сущность конкуренции

    1. Процесс управления конкурентоспособностью

 

Конкуренция – (от лат. Concurr ere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Предметом конкуренции является товар (услуга), с помощью которой конкуренты стремятся завоевать потребителя  и его деньги. Объектом конкуренции  является потребитель.

Понятие конкуренции настолько  многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и  такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает  с другим капиталом. В конкуренции  усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного  производства.

Конкуренция имеет следующее  значение:

Конкуренция является важнейшим механизмом рынка, т.к. чем выше на рынке уровень  конкуренции, тем сильнее предприятие-товаропроизводитель  заинтересованы в том, чтобы:

  • Совершенствовать производство;
  • Внедрять новейшие технологии и оборудования;
  • Иметь высококвалифицированные кадры;
  • Производить новинки товаров;
  • Улучшать качество товара, расширять ассортимент;
  • Улучшить дизайн и упаковку и т.д.

Таким образом, конкуренция является рыночным стимулятором и двигателем НТП.

Конкурентоспособность товара – это комплексная характеристика его свойств, дающих преимущество товару на рынке по сравнению с аналогичными товарами конкурентов.

Конкурентоспособность товара определяется через систему качественных и  экономических показателей:

1. качественные показатели –  это показатели, которые характеризуют  свойства товара и подразделяются  на классифицирующие и оценочные:

  • Классифицирующие – характеризуют принадлежность товара к определенной группе, определяющую назначение и область применения.
  • Оценочные – отражают свойства, которые образуют качество товара:

- функциональные свойства (т.е.  совершенство выполнения основной  функции и вспомогательной функции);

- надежность в потреблении (безотказность,  ремонтоспособность, сохраняемость,  безопасность);

- эргономические (масса, вместимость,  гигиеничность, удобство использования,  уровень шума, габариты).

- эстетические (внешний вид, цвет, форма, дизайн, целостность композиции).

2. Экономические показатели конкурентоспособности  – это такие показатели, которые  характеризуют суммарные затраты  потребителя на удовлетворение  его потребности при помощи  данного товара:

  • Единовременные – это затраты на приобретение товара, на транспортировку, сборку, установку, приведение в рабочее состояние);
  • Текущие затраты, т.е. на эксплуатацию (бензин, ремонт, штрафы, порошок, вода, энергия, ремонт и т.д.).

Конкурентоспособность предприятия.

Конкурентоспособность товара влияет на конкурентоспособность самого предприятия. Однако между этими понятиями  имеются важные для предпринимателя  отличия.

А) конкурентоспособность предприятия, отражающая его отличая от соперничающих  предприятий, применима к довольно длительному периоду. Конкурентоспособность  товара определяется в любой небольшой, с точки зрения экономики, промежуток времени.

Б) оценку конкурентоспособности товара дает потребитель, а предприятию  не только потребитель, но и сам предприниматель.

Именно предприниматель определяет, выгодно ли ему при данных условиях создавать товар или нет.

Конкурентоспособность предприятия  – это относительная характеристика, которая выражает отличая развития данного предприятия от развития конкурентных предприятий по степени  удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.

Конкурентоспособность предприятия  характеризует возможности и  динамику ее приспособлений к условиям рыночной конкуренции.

Конкурентоспособность предприятия  зависит от ряда факторов:

  • Емкость рынка;
  • Легкость доступа на рынок;
  • Вид производимого товара;
  • Однородность рынка;
  • Конкурентные позиции предприятий, на данном рынке;
  • Возможность технических новшеств в отрасли.

Управление конкурентоспособностью в наше динамичное время представляет сложную работу, которую нельзя выполнять  успешно, руководствуясь только сухими заученными формулами. Руководить должен сочетать понимание общих истин  и значимость многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Поэтому крайне важно уделять внимание на управление конкурентоспособностью. В процессе управления конкурентоспособностью применяют различные методы управления конкурентоспособностью.

Методы конкурентной борьбы:

  • Ценовой метод – основан на том, что в условиях рынка, насыщенного одинаковыми товарами, в конкурентной борьбе побеждает тот, кто первым снизит цены.

Этот метод не является достаточно эффективным, т.к. конкуренты очень  быстро реагируют на снижении цен  и сами поступают таким же образом, а снижать цены до бесконечности  не выгодно. Кроме того, российские покупатели считают, что данный товар  не соответствует качеству.

  • Неценовой метод конкурентной борьбы выдвигает на первый план более высокий, чем у других конкурентов, уровень качества товаров, экологическую чистоту, безвредность, надежность, более длительный срок службы, более современный дизайн, более высокий уровень сервиса и все это при неизменных ценах.

В соответствии с Парижской конвенцией, актами недобросовестной конкуренцией (незаконной) является всякое действие, противоречащие законам честного бизнеса, т.е.:

- Промышленный шпионаж;

- Переманивание специалистов, владеющих  производственными       секретами;

- Подделка товаров (фальсификация);

- Маркировка товаров чужим товарным  знаком;

- Ложное утверждение, способное  дескредетировать деятельность  конкурента или его товар. 

 

1.2 Факторы,  влияющие на уровень конкурентоспособности

Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности, играют очень важную роль.

Любое предприятие не существует в  вакууме, т.е. на него постоянно влияют различные факторы, субъекты, активные силы.

Все факторы можно подразделить на:

- факторы, неконтролируемые фирмой (природные явления, экономическая  ситуация в стране, НТП). Их предприятие  только учитывает  в своей  деятельности.

- контролируемые факторы (предприятие  имеет возможность контролировать  свои внутренние резервы и  процессы, происходящие внутри предприятия).

 Таблица 1. Структура внутренней  среды организации. 

 

В производственной среде организации  анализируются:

  • Производственная структура;
  • Технология производства;
  • Выпускаемый продукт, его конкурентоспособность;
  • Сырье и материалы;
  • Оборудование;
  • Производственные кадры;
  • Методы производства.

В управленческой среде анализируются:

  • Структура управления (численность управленческого персонала и схема подчиненности);
  • Функции управления;
  • Процессы управления и управленческое решение;
  • Методы и стили управления;
  • Средства управления;
  • Коммуникация.

Информация о работе Пути расширения ассортимента, улучшение качества и повышение конкурентоспособности хлебобулочных изделий