Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 00:53, реферат
Почему возникают данные проблемы? Во многом на это влияет неграмотное позиционирование бренда с точки зрения психологии. Бренд это некий психоэмоциональный образ, создающийся в голове конечного потребителя, побуждающий его приобрести данный товар в силу некоторых факторов, влияющих на его подсознательные чувства.
Именно поэтому главной задачей в формировании бренда является грамотная психологическая нагрузка, вложенная в его создание.
Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов касающихся бренда и его создания, психологической нагрузки брендинга и какое влияние оказывает бренд на конечного потребителя.
Введение …………………………………………………………….2
1.Теоретические аспекты формирования бренда …………………3
1.1 Понятие бренда его функции и сущность ……………………..3
Законы создания бренда ……………………………………..6
Задачи психолога при создании бренда …………………....12
Продвижение бренда ………………………………………...15
Психологические особенности формирования бренда ……16
2.1 Эмоции создаваемы брендом ………………………………….16
2.2 Влияние бренда на человека……………………………………21
2.3 Управление брендом …………………………………………....26
3. Национальная специфика бренда на основе аналитической психологии Юнга……………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………..35
Список литературы………………………………………………….36
Ролевая модель
Ролевая модель – стереотипный поведенческий шаблон, который с позиции потребителя формулируется очень просто: «он одет как гей», «она ведет себя как стерва», «он выглядит как бандит».
Все те бренды и продукты, которые
считаются культовыми и мегапопулярными,
обретаются как раз в этой сфере.
Обладание ими автоматически
приклеивает потребителю
В основе этой достаточно простой оценки лежат отдельные элементы, на основании которых человек и присваивает оценку. Критерии оценки достаточно примитивны, как примитивна и сама такая оценка. Но в этих вопросах человек редко ударяется в рефлексию. Оценка должна быть сделана мгновенно, дабы вписать ее в картину мировосприятия. Процесс происходит во многом вне сферы осознания, осознается только итоговая оценка. Аналогично и с оценкой самого себя – мало кто признается открыто в том, что его волнует мнение других, но неосознанно оценка других людей крайне важна – человек был и остается социальным животным.
Бренды, в силу того что могут иметь достаточно большой вес в оценке человеком других людей, также необходимо подстраивать под те критерии, на основании которых потребитель оценивает людей. Выводя же новый продукт, необходимо из него создавать элемент оценки сам по себе: «теперь, если у человека есть Х – он стильный и гламурный тусовщик», например. К этой теме мы еще вернемся в дальнейшем.
Пока важно то, что потребитель оценивает других и подсознательно волнуется об оценке себя при помощи шаблонов и их отдельных элементов. Психика потребителя весьма изворотлива в этом вопросе, оценка может быть создана на основании даже малозначащего элемента, что часто и случается при спонтанной оценке брендов. Но, чтобы не ошибиться при дальнейшей разработке стратегии, ролевую модель нужно обозначить с самого начала.
Культурный фактор.
Культурный фактор – набор символов,
олицетворяющий соответствие продукта
определенной культуре или субкультуре.
Для создания особого стереотипа
психика подключает следующий уровень
системы мотивации –
Вообще культура – это не опера или балет и даже не достижения отдельных деятелей каких-либо стран. Культура – система опознавательных символов «свой-чужой», которыми опять-таки бессознательно оперирует психика, относя других к своей или чужой культурной группе. И русские, и «айтишники», и пьяницы, и водители часто совершенно безошибочно могут отличить «своего» от «не своего». Это и есть тот культурный фактор, которому должен соответствовать бренд.
Частные особенности личности.
Однако и это не конец развития запросов потребителя и детализации его потребностей.
Особенности личности – набор конкретных пристрастий, комплексов и предпочтений человека, которые включаются при соответствующих возможностях и заставляют самостоятельно создавать желаемый продукт. Обычно это характерно для богатых людей, не желающих жить как все и демонстрирующих свои особенности во всей красе при помощи нестандартных автомобилей, сверхдорогих эксклюзивных аксессуаров и прочего. Некоторые маркетологи воспевают такую кастомизацию, но совершенно ясно, что это достаточно узкая сфера, которая неинтересна ни производителям массового продукта, ни массовому же потребителю, который гораздо чаще хочет не чего-то особенного, а того, что есть у других.
Уровень особенностей личности:
Спрос непредсказуем
Аудитория неизвестна
Срок жизни продукта – низкий
Факторы, влияющие на спрос, не просчитываются
Модные тренды – как правило,
кратковременные изменения
В любом случае, перспективность полноценного, спланированного брендинга в этих сегментах под большим вопросом. Обычно, уровень особенностей личности дает некоторые нюансы воплощения самого продукта. Но сам брендинг (создание устойчивого стереотипа, ведущего к выбору) осуществляется на другом уровне – уровне ситуативных, ролевых моделей, или же культурного фактора. Поэтому на этом уровне брендинг неактуален.9
Потребители отдают предпочтение
бренду, когда сообщения бренда объективны,
а его ценности четко позиционированы.
Это формирует доверительные
отношения, в результате чего потребители
получают удовлетворение от использования
товара данной марки (бренда). Главная
задача бренда — определить, выразить
эти особенности и
Каждая группа продукции имеет свои специфические критерии качества. Качество товара — важный фактор, формирующий потребительские отношения к бренду. Следует отметить, что качественные характеристики, предлагаемые производителем, и качественные характеристики, ожидаемые потребителем, могут не только не совпадать, но даже значительно отличаться друг от друга.
Потребитель воспринимает качество продукции не как уровень прогрессивной технологии изготовления продукции, а как продукцию, отражающую качественные потребительские свойства товара.
Потребительское качество
бренда определяется выбором,
поиском, покупкой, использованием,
а также тем, оправдались ли
ожидания при приобретении
У каждого потребителя существует устойчивое представление о том, в какой стране производят лучшие товары определенной группы. Стереотипы массового сознания используются бренд-менеджерами для создания впечатления о мировом лидерстве бренда, наивысшем качестве или уникальности технологии его производства.
Имидж бренда
Известный бренд всегда
пользуется определенной
Бренд-менеджер должен стремиться
к эффективным коммуникациям
с потребителями, с помощью которых
у них можно вызвать
Лояльность потребителя к бренду
Сущность лояльности
бренда определяется
Степень лояльности к бренду прямо пропорциональна ширине границ, внутри которых его характеристики могут изменяться, и обратно пропорциональна степени требовательности и критичности потребителя по отношению к избранному бренду. При планомерном укреплении отношений «потребитель — бренд» степень лояльности возрастает.
При изменении рыночной ситуации
и усилении конкуренции лояльность
к бренду позволяет фирме сохранить
большинство своих
Механизм управления взаимоотношениями с потребителями
Механизм управления
взаимоотношениями с
Главным образом в это
понятие входят следующие пункты,
необходимые для четкого
В настоящее время изучению влияния бренда на человеческое поведение уделяют особое внимание. В Свет выходят новые теории и статьи. Одним из недавних примеров стало изучение влияния бренда на человеческое поведение профессора Панкая Аггарвала из отделения менеджмента университета Торонто в Скарборо. Он оценивал восприятие брендов как людей и в своем исследовании распутал ряд сложностей, и описал их в издании Journal of Consumer Research.
Аггарвал совместно с Энн Макгилл из Чикагского университета анализировали эффект под названием поведенческий эффект предшествования. Предыдущее исследование показало, что мы можем влиять на поведение людей, напомнив им о социальной группе. Если говорить с людьми о пожилых, те, кто думает о них позитивно, станут подсознательно подражать им, например, медленнее передвигаясь, а те, кто испытывает негативные чувства, изменит походку на более быструю. Сами того не осознавая, люди пытаются либо показать социальную близость пожилым, либо отдалиться от них.
Другое исследование показало, что-то же поведение наблюдается в случае с брендами, даже если они не столь человекоподобны, как указанные выше. Так, люди, которым напомнили о бренде Apple, вели себя более творчески, а те, кто услышал о бренде Disney, стали честнее. Бренды оказали квазисоциальное влияние.
Однако Аггарвал и Макгилл выяснили, что все не так просто, как обычная симпатия или неприязнь по отношению к бренду. В ходе ряда экспериментов они подтвердили социальный эффект воспаления, а также показали, что социальная роль, которую торговая марка представляет, оказывает эффект на поведение. В частности ученые анализировали разницу между брендом, который воспринимался как "партнер", и тем, что воспринимался как "обслуга".
Так, на одном этапе эксперимента
исследователи применили
Люди, которые воспринимали марку в качестве партнера и любили ее, сообщили, что будут рисковать меньше. Те, кто воспринимал бренд партнером, но не испытывал по отношению к нему пиетета, сказали, что пойдут на больший риск. Обратное оказалось верным, когда бренд Вольво участники воспринимали слугой: те, кому он нравился, сказали, что готовы рисковать больше, а те, кому не нравился, заявили, что вряд ли пойдут на риск.
Что происходит? Аггарвал и Макгилл пояснили, что две различных роли — партнер и слуга — формируют разные цели. Мы стараемся вести себя как любимые партнеры, и стремимся отстраниться от нелюбимых. Со слугами дело обстоит иначе: мы готовы положиться на любимого слугу, предоставив ему, как в случае с Вольво, обеспечивать безопасность, и предпочитаем самостоятельно заботиться о своем благополучии, когда бренд, который воспринимается как слуга, вызывает неприязнь.