Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 21:22, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и анализ процессов разработки и принятия управленческих решений. Для выполнения данной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и значение управленческих решений;
- описать функции, которые выполняют управленческие решения;
- выделить этапы разработки и принятия решений;
- рассмотреть организацию процесса разработки и контроль за реализацией управленческих решений;
- рассмотреть опыт принятия управленческих решений на примере ОАО «Ханты-Мансийский Банк»;
- дать практические рекомендации по совершенствованию процесса принятия управленческих решений.
Введение………………………………………………………….………….4
Глава I. Разработка и принятие управленческих решений как важнейшие элементы в управлении организацией…………….……….....7
1.1. Сущность, значение и функции управленческих решений .………….7
1.2. Этапы процесса принятия управленческих решений…………….....11
1.3. Организация процесса разработки управленческих решений……..18
1.4 Контроль реализации управленческих решений………………….…22
Глава II. Анализ деятельности ОАО «Ханты-Мансийский Банк» и практические рекомендации по совершенствованию принятия управленческих решений …………………………………………………….27
2.1. Общая характеристика ОАО «Ханты-Мансийского Банка»……….27
2.2. Технико-экономические показатели ОАО «Ханты-Мансийский Банк»…………………………………………………………………………….30
Глава III. Реализация управленческого решения……………..............33
3.1. Разработка и принятия управленческих решений в банке……………………………………………………………………………..33
3.2. Рекомендации по совершенствованию принятия управленческих решений………………………………………………………………………….36
Заключение………………………………………………………………….40
Библиографический список……………………….………..…………….44
Приложение…………………………………………………………………47
Структурная карточка решения включает три раздела, в которых последовательно излагаются характеристика ситуации и ее потенциальные последствия; действия и решения, принятые для устранения проблемы; практические меры по выполнению принятого решения.
Наличие такой картотеки позволяет сократить время на выбор рационального решения, упорядочивает работу по его поиску.
Информационные
Итак, организация разработки
и реализации управленческих решений
– деятельность по упорядочению работы
различных звеньев и
1.4 КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Контроль - это одна из основных функции управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений.
При помощи контроля руководство организации определяет правильность своих решений и устанавливает потребность в их корректировке.
Процесс контроля - это, с одной стороны, процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонения от этих стандартов; с другой - процесс отслеживания хода выполнения принятых управленческих решений и оценки результатов в ходе их выполнения.
Основная причина
Между прогнозировавшимся развитием ситуации при принятии управленческого решения и реальным развитием ситуации принятия решения всегда неизбежен некоторый зазор, некоторые отклонения, поскольку принятие решения осуществляется на основании того или иного видения ситуации, той или иной модели ситуации, которая всегда является неполной.
Насколько удачна модель и эффективно принятое управленческое решение, зависит от профессионализма менеджера, принимающего решения. Поэтому при осуществлении контроля оценивается и измеряется как ход выполнения принятых организацией решений, так и соответствие принятых ранее решений реализовавшемуся развитию ситуации принятия решения.
Кроме того, нельзя забывать, что исполнители принятых решений - люди, а не машины и возможны отклонения в ходе выполнения принятых решений. По этой причине, например, может быть неэффективным взаимодействие работ между различными подразделениями внутри организации, может быть недостаточно правильно понято задание, наконец, исполнитель может заболеть, его может переманить конкурент и т. д.
Отсутствие надежной системы
контроля, и как следствие эффективной
обратной связи, может привести организацию
к кризисной ситуации, что и
стало причиной краха многих крупных
и мелких организаций. Если принятое
ранее решение оказалось
Хорошо отлаженная система контроля своевременно выявляет проблемы. Это справедливо и для решений, содержащих элемент риска, так как она позволяет выявить те положительные аспекты и сильные стороны, которые определились в организации при осуществлении ее деятельности.
Любая функция управления может эффективно действовать только при наличии эффективно действующей системы контроля. Функция контроля является всеобъемлющей. Она не является только полномочиями специально назначенного контролера. Функцию контроля должен осуществлять любой руководитель.
Контроль подразделяется на предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль осуществляется до начала работ. На этом этапе контролируются правила, процедуры и линия поведения, чтобы убедиться, что работа развивается в правильном направлении. На этом этапе контролируются, как правило, человеческие, материальные и финансовые ресурсы. Контроль поступающей и исходящей из организации информации - самостоятельная управленческая задача, которой ни один руководитель не вправе пренебрегать.
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе выполнения работ организацией в соответствии с принятыми решениями. Как правило, он осуществляется непосредственным начальником и основан на измерении фактических результатов проделанной работы. Основным инструментом осуществления контроля является обратная связь. Она позволяет установить наметившиеся отклонения в ходе выполнения работ и принять корректирующие решения.
Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Если в процессе заключительного контроля отсутствует возможность непосредственно влиять на ход выполнения работы, то результаты контроля могут быть учтены при проведении последующих работ. Еще одной важной функцией заключительного контроля является его определяющая роль при реализации функции мотивации. Мотивация осуществляется по результатам контроля.[27, c. 173]
Основными составляющими процесса контроля являются выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, осуществление корректирующих действий. Стандарты - это конкретные цели, степень достижения которых может быть измерена. Для каждой из таких целей должны быть определены временные рамки их выполнения и критерии. Только четкие количественные показатели позволяют сопоставить конкретные результаты работы, конкретные результаты принятых решений с запланированными.
Конечно, не любая цель может быть выражена количественно, но, используя аппарат обследований и опросов, экспертных оценок, вербально числовых шкал, можно получить инструментарий, позволяющий пусть в первом приближении, но количественно оценить степень достижения цели, не имеющей четкого количественного выражения.
Заметим также, что для
оценки степени достижения такого рода
целей могут быть использованы косвенные
количественные критерии. Так, например,
для оценки степени удовлетворенности
работой исполнителей может служить
такой критерий, как процент сотрудников,
уволившихся за год из организации.
Отсутствие же возможности измерить
результат принятого ранее
Измеримость степени достижения
цели позволяет определить, выполнены
ли установленные стандарты, т. е. реализовать
вторую составляющую процесса контроля.
На этой стадии также важно определить
норму допустимого отклонения от
стандарта, которая устанавливается
с учетом масштаба и поэтому часто
может выражаться в процентах
или долях единицы. На этой стадии
принимается решение о
Естественно, что затраты
на осуществление контроля не должны
превышать полученного в
Третья составляющая контроля - принятие необходимых корректирующих решений. В зависимости от сопоставления результатов выполненной работы, принятого ранее решения со стандартом, если отклонения незначительны, можно ничего не предпринимать.[3, c. 75]
Если отклонения превышают допустимую норму, то необходимы корректирующие действия. Однако может случиться, что изменившаяся ситуация принятия управленческого решения потребует пересмотра принятых ранее стандартов и установленных норм.
При установлении системы контроля целесообразно придерживаться таких принципов, как: осмысленность и однозначное восприятие, двустороннее общение с сотрудниками, отсутствие чрезмерного контроля, установление жестких, но достижимых стандартов, вознаграждение за достижение установленных стандартов и норм.
Контроль должен быть своевременным и гибким, ориентированным на решение поставленных организацией задач и соответствующим им. Непрерывность контроля обеспечивается специально разработанной системой мониторинга хода реализации работ и принятых решений. Для более эффективного осуществления контроля выполнения достаточно большого числа работ и принятых решений целесообразно использовать сетевые и ленточные графики, матричные расписания и т. д.
Информация о работе Процесс разработки и принятия управленческих решений