Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

Содержание

1. Введение_____________________________________________________ 3
2. Понятие малого предпринимательства__________________________ 4
3. Экономическая характеристика малого бизнеса_________________ 5
3.1. Преимущества малого бизнеса________________________________ 5
3.2. Недостатки малого бизнеса__________________________________ 6
3.3. Связь малого и крупного бизнеса_____________________________ 6
3.4. Инновационность малых предприятий_________________________ 8
4. Роль малого бизнеса__________________________________________ 10
5. Эволюция малого предпринимательства_______________________ 11
6. Проблемы малого предпринимательства_______________________ 14
7. Заключение_________________________________________________ 22
8. Список использованной литературы___________________________ 24

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 61.31 Кб (Скачать)

В соответствии со своими задачами технопарки осуществляют экспертизу и отбор инновационных предложений, научно-технических проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий, а также оценку рисковости этих предложений, оказывают содействие в проведении научно-исследовательских работ и передаче их результатов в производство. Кроме того, они предоставляют малым инновационным предприятиям производственные площади, оборудование для выполнения научно-исследовательских работ, предлагают юридические, финансовые, маркетинговые, хозяйственные и иные услуги, содействие в правовой и коммерческой защите интеллектуальной собственности.

Создание технопарков  требует участия не одного, а нескольких регионов в рамках межрегиональных  экономических ассоциаций. К сожалению, реальных практических шагов в этом плане не предпринимается, дело ограничивается пока обсуждениями. Не вызывает сомнений, что усилиями одних лишь предпринимательских, научных и аналитических кругов проблему не решить, нужна активная работа соответствующих исполнительных и представительных структур субъектов Российской Федерации, межрегиональных экономических ассоциаций.[8]

В России фондовый рынок не достаточно развит, поэтому  наши венчурные фирмы предпочитают продавать часть компании кредитору[9]. Малой фирме часто просто невозможно найти отечественного кредитора, т.к. высокая экономическая нестабильность в стране совсем отбивает у них охоту идти на большой риск, связанный с венчурным инвестированием. Чаще всего кредиторами выступают иностранные фирмы, но и с ними тоже проблема: по сравнению в ситуацией на Западе сроки инвестиций у нас намного длиннее, что, конечно, невыгодно.

Российские ученые имеют много перспективных идей, но часто при этом не имеют коммерческих навыков, нам не хватает умения воплотить  технологию в продукт, особенно продукт, пользующийся спросом. Перспективные  идеи востребованы на Западе, но выход  на иностранный рынок требует  слишком много затрат, поэтому  выход для предпринимателей состоит  в том, чтобы развивать свое венчурное  предприятие здесь, а ориентировать  его в перспективе на иностранные  рынки. Самыми перспективными направлениями  венчура сейчас являются: медицина, энергетика, информационные технологии.

При разработке государственной поддержки для  малого промышленного бизнеса необходимо разделить предприятия на группы в зависимости от перспектив развития. Первая группа должна включать наукоемкие отрасли с диверсифицированным  производством, требующим высококвалифицированную  рабочую силу (точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность), вторая - те отрасли, в которых возможности  для развития малого предпринимательства  ограничены в силу технологических  особенностей (тяжелое, энергетическое, транспортное машиностроение, химическая промышленность), третья - те отрасли, в  которых вообще нет перспектив развития для малого бизнеса (ТЭК). Т.к. у предприятий  разных групп первостепенные проблемы могут отличаться, дифференцированный подход к их поддержке может оказаться  более эффективным.

 

Заключение

Подведя итоги  работы, можно сделать следующие  выводы:

1.     Малый бизнес обладает своими преимуществами и недостатками. Эти экономические особенности делают его перспективным  в одних отраслях, например, наукоемких и тех, где требуется высококвалифицированная рабочая сила (это такие отрасли, как точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность) и неперспективным  в других (ТЭК, т.к. в этой отрасли просто выгоднее монополии), что необходимо учесть при выработке стратегии его развития.

2.     Малый бизнес оказывает большое влияние на экономику. Малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима  высокая эффективность рынка. По степени его развитости судят о гибкости экономики. В развитых странах доля малого бизнеса велика, в среднем 70%, в нашей стране этот показатель находится на гораздо более низком уровне около 30%.

3.     Малое предпринимательство с помощью ценовой и неценовой конкуренции способствует стабилизации цен, научно-техническому прогрессу, улучшению качества продукции. Кроме того, оно создают значительное количество рабочих мест, снижая безработицу.

4.     В России после перестройки малый бизнес начал активно развиваться. По мере его развития менялись стратегии бизнеса. Если сначала основной проблемой малого предпринимательства было выживание, то теперь оно решает проблемы более высокого ранга.

5.     Основными проблемами малого бизнеса являются:

ü     Несовершенство налоговой системы: слишком высокие налоги снижают стимулы к действию и повышают стимулы к переходу в теневую экономику.

ü     Административные барьеры: сложность регистрации, юридического оформления. Проблемы возникают и из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям, а вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован.

ü     Нехватка производственных помещений и оборудования, причем эта проблема усугубляется недостатком лизинговых компаний.

ü     Нехватка кредитов, в результате чего возникает теневое кредитование. Непривлекательным для кредиторов малый бизнес делают его специфические особенности, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке.

ü     Отсутствие квалифицированных кадров, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей 

А также отмечается отрицательное влияние на малые  предприятия таких явлений, как:

ü     Недостаток четкого правового регулирования любых взаимоотношений в бизнесе.

ü     Нестабильная экономическая обстановка, невозможность свободного ценообразования, т.е. цена продукции в меньшей степени определяется издержками производства, чем внешними факторами.

ü     Слабость действия механизма государственной поддержки, который направлен на предоставление помощи только определенному кругу организаций. Этот механизм формирует зависимость предприятий от государства. 

6.      При разработке механизмов поддержки малого предпринимательства важно:

ü     Не приводить в противоречие интересы государства и малого бизнеса.

ü     Способствовать установлению кооперационных связей малого и крупного бизнеса.

ü     Особое внимание уделить проблемам венчурного бизнеса.

ü     Осуществлять поддержку как на федеральном, так и на региональном уровнях.

ü     Усовершенствовать законодательство.         

 Развитие  малого предпринимательства - важная  экономическая и политическая  проблема. Необходима целостная  системная методология развития  малого предпринимательства. Дело совсем не в бюджете и даже не в налогах. Дело в свободе, в правах, в отношениях государства к малому бизнесу.

 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1.     Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

2.     Гражданский кодекс РФ.

3.     Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. - М.: Инфра, 1998.

4.     Дагаев А. А. Фактор НТП в современной рыночной экономике

5.     Мустафин А.Т., Кантарбаева А.К. "О распределении фирм по размерам"// Экономика и математические методы, том 36, №3, 2000 г., стр. 105-112.

6.     Лиухто К. "Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности предприятия на его эффективность"//Вопросы экономики, 2000 №1.

7.     Клейнер Г. "Эволюция и реформирование промышленных предприятий: 10 лет спустя"// Вопросы экономики, 2000, №5.

8.     Новиков В., Шереги Ф. "Малое предпринимательство и банки: пути расходятся?"// Российский экономический журнал, 1999, № 9-10.

9.     Галиев А. "Тест на адекватность"// Эксперт, № 1-2, 15 января 2001г.

10.            Бухвальд Е., Виленский А. "Российская модель взаимодействия  малого и крупного бизнеса"// Вопросы экономики, 1999, № 12.

11.            Василий Аузан "Спусковой крючок"// Эксперт, 2001, № 3.

12.            Семенов А., Агеев Д. "Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства"// Экономист, 2000, № 10.

13.             Промышленная политика: проблемы и перспективы.// Вопросы экономики, 2000, №9.

14.             Съезд надежд (по материалам второго всероссийского съезда представителей малых предприятий) // Российский экономический журнал, 2000, №1.

15.             Сергей Кугунеев. "4 этапа русского венчура"// Эксперт, 2001, №3.

16.             Виденский А. "Этапы развития малого предпринимательства в России"// Вопросы экономики, 1996, №7.

17.            Малое предпринимательство в Новосибирской области: состояние, проблемы, инфраструктура поддержки// Сибирская финансовая школа, 1999, №3.

18.             Российский статистический ежегодник, 2000 г.

19.             Российский статистический ежегодник, 1999 г.

20.             Российский статистический ежегодник, 1998 г.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства