Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:27, курсовая работа
Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.
1. Введение_____________________________________________________ 3
2. Понятие малого предпринимательства__________________________ 4
3. Экономическая характеристика малого бизнеса_________________ 5
3.1. Преимущества малого бизнеса________________________________ 5
3.2. Недостатки малого бизнеса__________________________________ 6
3.3. Связь малого и крупного бизнеса_____________________________ 6
3.4. Инновационность малых предприятий_________________________ 8
4. Роль малого бизнеса__________________________________________ 10
5. Эволюция малого предпринимательства_______________________ 11
6. Проблемы малого предпринимательства_______________________ 14
7. Заключение_________________________________________________ 22
8. Список использованной литературы___________________________ 24
Также требует решения проблема нехватки производственных помещений и оборудования. Здесь и надо пытаться связать малое и крупное предпринимательство. В этом направлении предлагается активно использовать простаивающие мощности других предприятий[6]. Речь идет как о крупных предприятиях-банкротах, так и о формально продолжающих работать предприятиях, но явно не имеющих перспектив полного использования располагаемых мощностей и производственных площадей. Для этого нужно создать такие условия, которые простимулируют сотрудничество, т.е. опять же улучшение правовой базы, поддержка государства. В настоящее время в ряде субъектов Федерации уже действуют специальные комиссии, решением которых предприятиям разрешается выводить производственные мощности "в резерв" с соответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Тем самым создаются реальные стимулы к передаче мощностей крупных предприятий в малый бизнес. Представляется целесообразным не выставлять часть государственной собственности на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благоприятным предпринимательским климатом. Частные лизинговые компании оказали бы реальную помощь малому предпринимательству, но эта деятельность сейчас требует слишком большого начального капитала. Направление государственных средств для обеспечения стартового капитала лизинговых компаний - один из путей решения этой проблемы.
Кроме того, как один из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их преобразования в систему (объединение) малых предприятий.
Одним из перспективных направлений поддержки малого предпринимательства является стимулирование кооперации малого и крупного бизнеса. Существует точка зрения, что в качестве магистрального направления развития всей предпринимательской среды необходимо укрепление сотрудничества и кооперации малых и крупных фирм. Организационные формы такой интеграции самые разнообразные: лизинг, франчайзинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, особенно в тех случаях, когда финансово-промышленные группы осуществляют прорыв на экспортные рынки.
В частности, крупные
предприятия, которые активно работают
с малыми предприятиями на производственно-кооперационной
и инновационной основе и при
этом оказывают им какую-либо помощь
(передача технологий, подготовка кадров,
и т.д.) также должны иметь целевые
налоговые льготы. Как показывает
опыт, большинство неудач малых фирм
связано с менеджментской неопытностью
и профессиональной некомпетентностью
собственников малых
В связи с поддержке свободной конкуренции не стоит забывать о необходимости усовершенствования государственной антимонопольной политики и регулирования сферы деятельности естественных монополий.
В качестве основного
фактора, препятствующего нормальной
работе малых торговых организаций,
подавляющее число
Необходимо разработать систему налогообложения так, чтобы она стимулировала предприятия производить продукцию. Исходя из интересов развития малого предпринимательства в процессе пересмотра и обновления указанных законодательных норм следует сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняшний законодательный произвол. Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным МП создают им незаслуженные конкурентные преимущества, противоречащие конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической деятельности. Кроме того, этот механизм не освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую зависимость.
Созданию равных экономических условий мешает также деятельность субъектов Федерации, особенно органов местного самоуправления, которые пытаются устанавливать произвольные налоги.
Произвол со стороны фискальных органов создал для налогоплательщиков неравные условия: с крупными предприятиями устанавливаются особые отношения, заключаются соглашения о графике и объеме уплачиваемых налогов, а с малыми и средними не церемонятся, доводя процветающие фирмы в один прием до полного разорения.
В России действует принудительное ценообразование: налоги, стоимость коммунальных услуг, арендная плата, колебания курса валют приблизительно на 40% определяют стоимость товаров и услуг, цены конкурентов, оптовые цены поставщиков и колебания спроса - на 46,5%.
Опрос представителей малого предпринимательства выявил влияние различных факторов на уровень ценовой реализации товаров и услуг (в % к числу респондентов)[7]:
ü затраты на производство и реализацию - 15,3
ü цены конкурентов - 16,5
ü спрос со стороны покупателей - 15,4
ü коммунальные тарифы - 5,2
ü арендная плата - 8,1
ü оптовые цены поставщиков - 14,6
ü налоги - 10,2
ü изменение курса валют - 14,7
Следовательно,
в экономике существуют огромные
ценовые накрутки из-за внешних факторов,
хотя при этом, прибыль предприятия
может быть равной нулю. Это снижает
платежеспособный покупательный спрос
населения. Для решения этой проблемы
нужно стараться снизить
В направлении
совершенствования налоговой
Представляется принципиально важным установить в качестве общих принципов налогового законодательства положения, согласно которым, во-первых, не допускается дифференциация налогов с целью ограничения или стимулирования отдельных видов деятельности и, во-вторых, запрещается установление чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение налогоплательщиком доходов от своей деятельности, сдерживающих экономически оправданный оборот товаров, услуг и капиталов.
Особое внимание
необходимо уделить проблеме
кредитования малого
Интересы
малого бизнеса и коммерческих
банков расходятся. У предприятий
нет необходимых залоговых
Малые предприятия,
пользовавшиеся в 1999 г. теми или иными
кредитными источниками (в % к числу
респондентов)
Источник кредитования
Направление использования кредитов
Финансовые капиталовложения
Кредитование оборотных средств
Сбербанк
6,6
5,0
Другие коммерческие банки
7,5
8,8
Крупные фирмы-партнеры
9,9
10,2
Малые фирмы-партнеры
10,6
10,2
Физические лица
27,0
24,9
Проблема также заключается в непонимании и неправильном использовании малым бизнесом кредитов: успешные предприятия не берут кредиты, часто замедляя этим темпы роста, а неуспешные - берут, и этим ухудшают свое положение из-за усугубления проблем финансовой неустойчивости.
Кредитные союзы
- это сегодня, по сути, единственный
финансовый институт, решающий проблему
доступа к кредиту для
Основная цель
взаимного страхования
Возрождение российского
опыта по развитию взаимного страхования
сегодня может стать первым шагом,
направленным на расширение спектра
страховых услуг для МП, который
позволит минимизировать возможные
финансовые потери, что повлечет за
собой рост их деловой активности;
расширить доступ к страхованию
имущества и иных имущественных
интересов (ответственности за причинение
вреда, ответственности по договорам,
предпринимательского риска); облегчить
получение кредитных ресурсов на
осуществление инвестиционных проектов
за счет страхования рисков по этим
проектам обществами взаимного страхования,
участниками которых они
Привлечение средств частных инвесторов в малый бизнес и сведение их рисков к минимуму возможны только при использовании специализированных фондов и соответствующего законодательства, регулирующего их деятельность
Для оценки уровня привлекательности инвестиций целесообразно создать банк данных по предприятиям различных форм собственности. Основой банка данных призвана служить бизнес-карта, которая должна стать источником информации об имеющихся возможностях и условиях инвестирования в создание новых предпринимательских структур в каждом регионе, о неиспользуемых производственных мощностях, объектах незавершенного строительства, о транспортной инфраструктуре, свободных трудовых и сырьевых ресурсах. База данных также может помогать различным фирмам контактировать друг с другом, находить поставщиков и потребителей, получать информацию о рынке.
Нельзя забывать и о создании определенных условий для самостоятельного завоевания рыночных ниш МП. Это особенно важно, когда речь идет о МП, действующих в сфере высоких технологий. Государственная поддержка должна быть ориентирована именно на такие предприятия и фирмы, поскольку они располагают значительным инновационным потенциалом и имеют реальные возможности наращивания объемов экспорта, прежде всего нетрадиционного.
Идея создания технопарковых и инкубационных структур получила заслуженное признание во всем мире. Их важная роль в ускорении научно-технического прогресса, совершенствовании структуры производства, повышении уровня занятости и благосостояния населения была в последние годы неоднократно подтверждена мировой практикой. Именно поэтому в России ввиду незрелости предпринимательства и падения инновационных стимулов следует уделить особое внимание разработке законодательных актов, регламентирующих деятельность технопарков, а также разработке национальной программы в области инновационной политики с учетом конверсии.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства