Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:27, курсовая работа
Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.
1. Введение_____________________________________________________ 3
2. Понятие малого предпринимательства__________________________ 4
3. Экономическая характеристика малого бизнеса_________________ 5
3.1. Преимущества малого бизнеса________________________________ 5
3.2. Недостатки малого бизнеса__________________________________ 6
3.3. Связь малого и крупного бизнеса_____________________________ 6
3.4. Инновационность малых предприятий_________________________ 8
4. Роль малого бизнеса__________________________________________ 10
5. Эволюция малого предпринимательства_______________________ 11
6. Проблемы малого предпринимательства_______________________ 14
7. Заключение_________________________________________________ 22
8. Список использованной литературы___________________________ 24
Министерство
сельского хозяйства России.
Уральской
государственной
Реферат на тему:
«Проблемы
и перспективы развития малого предпринимательства»
Исполнитель: студент 4-го курса специальность: экономика и управление на предприятии:
Астайкин.С.А.
Руководитель::
1. Введение______________________
2. Понятие малого
предпринимательства___________
3. Экономическая
характеристика малого бизнеса_
3.1.
Преимущества малого
бизнеса_______________________
3.2.
Недостатки малого
бизнеса_______________________
3.3.
Связь малого и
крупного бизнеса______________
3.4.
Инновационность
малых предприятий_____________
4. Роль малого
бизнеса_______________________
5. Эволюция малого
предпринимательства___________
6. Проблемы малого
предпринимательства___________
7. Заключение____________________
8. Список использованной
литературы____________________
Введение
Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.
К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.
Цель работы - понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. анализ его проблем и перспектив развития.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
ü Дать определение малому предпринимательству
ü Выявить его особенности
ü Определить место малого предпринимательства в экономике
ü Рассмотреть его эволюцию
ü Классифицировать проблемы малого бизнеса
ü Продумать возможные
пути решения этих проблем
Можно предположить,
что одним из факторов выхода нашей
страны из кризиса и построения рыночной
экономики является развитость и
нормальное функционирование малого предпринимательства,
из чего следует актуальность данной
темы.
.
2.
Понятие малого
предпринимательства
Основным фактором отнесения предприятия к малым является среднесписочный состав работников, но иногда используются дополнительные факторы, такие как объем продаж, стоимость активов и др. Законодательно в России субъекты малого предпринимательства определены Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Направлением закона является реализация права граждан на реализацию своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Согласно закону
под субъектами малого предпринимательства
понимаются коммерческие организации,
в уставном капитале которых доля
участия Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, общественных и
религиозных организаций (объединений),
благотворительных и иных фондов
не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая
одному или нескольким юридическим
лицам, не являющимся субъектами малого
предпринимательства, не превышает 25 процентов
и в которых средняя
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании
населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении
других видов деятельности -
50 человек.
Под субъектами
малого предпринимательства понимаются
также физические лица, занимающиеся
предпринимательской
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя за отчетный
период численность работников малого
предприятия определяется с учетом
всех его работников, в том числе
работающих по договорам гражданско-
Организационно-правовая форма МП устанавливается в соответствии с Гражданским Кодексом, а также законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью". Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, производственных кооперативов, государственных (муниципальных) предприятий.
3. Экономическая
характеристика малого
бизнеса
Рассмотрим основные преимущества и недостатки малого бизнеса по сравнению с крупным, оценим его роль в экономике.
3.1. Преимущества малого бизнеса
1. Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.
2. По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.
3. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков
4. Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
5. Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
6. Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
7. Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности
8. Малый бизнес
дает средства к существованию большему
количеству людей, чем крупный[1]. Он обладает значительным
потенциалом в сфере трудоустройства
населения, вовлечения в производство
резервов рабочей силы, которые не могут
быть использованы в крупном производстве
из-за его технологических и иных особенностей.
Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки,
инвалиды, а также лица, желающие трудиться
после основного рабочего времени ради
получения дополнительных легальных доходов.
3.2. Недостатки малого бизнеса
1. По сравнению с крупными предприятиями МП обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.
2. МП зависимы от крупных компаний.
3. Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.
4. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
5. Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
6. МП не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой
7. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности МП к изменениям не велики[2].
8. Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.
3.3.
Связь малого и
крупного бизнеса
Существует две
точки зрения о том, каким должно
быть взаимодействие крупных и мелких
фирм. Большинство ученых придерживается
следующей точки зрения: в нормально
функционирующей рыночной экономике
значительная часть малых фирм так
или иначе находится в сфере
интересов крупных предприятий,
малые предприятия существуют для
и при крупных. При этом кооперационные
связи являются полезными как
для малых предприятий, так и
для крупных: крупные используют
рыночную и структурную гибкость
малых предприятий, их инновационные
возможности. Малые предприятия
компенсируют неповоротливость крупных
в нахождении и реализации новых
технологических решений, в проникновении
на новые рынки сбыта, в оперативном
получении передовых инноваций.
Это позволяет крупным
Но существует и другой взгляд[3]. Он заключается в том, что зависимость предприятий друг от друга является негативным моментом. Предприятие должно являться самостоятельным хозяйствующим субъектом экономики. Классическое предприятие - внутренне единая и управляемая целостная организация, осуществляющая преобразование ресурса в продукт. В реальной действительности очень редко встречаются независимые самостоятельные предприятия. Сторонник этой позиции Клейнер Г. утверждает, что настоящих предприятий в России больше нет, потому что малые предприятия являются "приусадебными участками" своих директоров или владельцев. Средние и крупные предприятия утратили свойство концентратов ресурсов и превратились в аморфные структуры, состоящие из множества мелких юридических лиц, распределивших между собой финансовые, материально-вещественные, информационные и управленческие потоки.
Объединив эти две точки зрения, можно сделать вывод о том, что оптимальная взаимосвязь фирм предполагает их относительную независимость, но в то же время тесное сотрудничество и наличие взаимовыгодных кооперационных связей.
Как правило, в России крупные предприятия оплетены сетью мелких, контролируемых директором фирм, через которые проходят главные финансовые потоки. Вокруг крупных и средних предприятий сформировалась особая интеграционная нерыночная структура. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства