Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

Содержание

1. Введение_____________________________________________________ 3
2. Понятие малого предпринимательства__________________________ 4
3. Экономическая характеристика малого бизнеса_________________ 5
3.1. Преимущества малого бизнеса________________________________ 5
3.2. Недостатки малого бизнеса__________________________________ 6
3.3. Связь малого и крупного бизнеса_____________________________ 6
3.4. Инновационность малых предприятий_________________________ 8
4. Роль малого бизнеса__________________________________________ 10
5. Эволюция малого предпринимательства_______________________ 11
6. Проблемы малого предпринимательства_______________________ 14
7. Заключение_________________________________________________ 22
8. Список использованной литературы___________________________ 24

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 61.31 Кб (Скачать)

 
 
Министерство  сельского хозяйства России.

 Уральской  государственной сельскохозяйственной  академии. 
 
 
 
 
 
 
 

                  

Реферат на тему:

«Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства» 
 
 
 
 

                Исполнитель: студент 4-го курса        специальность: экономика и управление на предприятии:

                Астайкин.С.А.

                Руководитель::

                                    

                                  Екатеринбург 2011 год.

1. Введение_____________________________________________________ 3

2. Понятие малого  предпринимательства__________________________ 4

3. Экономическая  характеристика малого бизнеса_________________ 5

3.1. Преимущества малого  бизнеса________________________________ 5

3.2. Недостатки малого  бизнеса__________________________________ 6

3.3. Связь малого и  крупного бизнеса_____________________________ 6

3.4. Инновационность  малых предприятий_________________________ 8

4. Роль малого  бизнеса__________________________________________ 10

5. Эволюция малого  предпринимательства_______________________ 11

6. Проблемы малого  предпринимательства_______________________ 14

7. Заключение_________________________________________________ 22

8. Список использованной  литературы___________________________ 24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

Малый  бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

К сожалению, в  России малый бизнес находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом  проблем. Количественные показатели в  несколько раз уступают соответствующим  показателям развитых стран.

Цель работы - понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. анализ его проблем и перспектив развития.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

ü    Дать определение малому предпринимательству

ü    Выявить его особенности

ü    Определить место малого предпринимательства в экономике

ü    Рассмотреть его эволюцию

ü    Классифицировать проблемы малого бизнеса

ü    Продумать возможные пути решения этих проблем 

Можно предположить, что одним из факторов выхода нашей  страны из кризиса и построения рыночной экономики является развитость и  нормальное функционирование малого предпринимательства, из чего следует актуальность данной темы. 

.

 
 
 
 
 
 

2. Понятие малого  предпринимательства  

Основным  фактором отнесения  предприятия к  малым является среднесписочный  состав работников, но иногда используются дополнительные факторы, такие как объем  продаж, стоимость  активов и др. Законодательно в России субъекты малого предпринимательства  определены Федеральным  законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации". Направлением закона является реализация права граждан  на реализацию своих  способностей и имущества  для осуществления  предпринимательской  и иной не запрещенной  законом экономической  деятельности.

Согласно закону под субъектами малого предпринимательства  понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, общественных и  религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов  и в которых средняя численность  работников за отчетный период не превышает  следующих предельных уровней (малые  предприятия): 
в промышленности - 100 человек; 
в строительстве - 100 человек; 
на транспорте - 100 человек; 
в сельском хозяйстве - 60 человек; 
в научно-технической сфере - 60 человек; 
в оптовой торговле - 50 человек; 
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; 
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 
50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов  деятельности (многопрофильные), относятся  к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота  или годовом объеме прибыли.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе  работающих по договорам гражданско-правового  характера и по совместительству с учетом реально отработанного  времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений  указанного юридического лица.

Организационно-правовая форма МП устанавливается в соответствии с Гражданским  Кодексом, а также законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью". Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, производственных кооперативов, государственных (муниципальных) предприятий.

 
3. Экономическая  характеристика малого  бизнеса  
 

Рассмотрим основные преимущества и недостатки малого бизнеса  по сравнению с крупным, оценим его  роль в экономике.

3.1. Преимущества малого  бизнеса

1.     Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая  гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия  дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на  другой.

2.     По мнению некоторых ученых, большие размеры  повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.

3.     Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков

4.     Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

5.     Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.

6.     Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

7.     Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности

8.     Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный[1]. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов. 

3.2. Недостатки малого  бизнеса

1.     По сравнению с крупными предприятиями МП обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.

2.     МП зависимы от крупных компаний.

3.     Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.

4.     Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.

5.     Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

6.     МП не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой

7.     Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности МП к изменениям не велики[2].

8.     Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.             

 

3.3. Связь малого и  крупного бизнеса  

Существует две  точки зрения о том, каким должно быть взаимодействие крупных и мелких фирм. Большинство ученых придерживается следующей точки зрения: в нормально  функционирующей рыночной экономике  значительная часть малых фирм так  или иначе находится в сфере  интересов крупных предприятий, малые предприятия существуют для  и при крупных. При этом кооперационные связи являются полезными как  для малых предприятий, так и  для крупных: крупные используют рыночную и структурную гибкость малых предприятий, их инновационные  возможности. Малые предприятия  компенсируют неповоротливость крупных  в нахождении и реализации новых  технологических решений, в проникновении  на новые рынки сбыта, в оперативном  получении передовых инноваций. Это позволяет крупным предприятиям переключить часть своих рисков на малые. Кооперирование малых предприятий  между собой и с крупными предприятиями  способно нейтрализовать несовершенство государственной политики поддержки  малого предпринимательства.

Но существует и другой взгляд[3]. Он заключается в том, что зависимость предприятий друг от друга является негативным моментом. Предприятие должно являться самостоятельным хозяйствующим субъектом экономики. Классическое предприятие - внутренне единая и управляемая целостная организация, осуществляющая преобразование ресурса в продукт. В реальной действительности очень редко встречаются  независимые самостоятельные предприятия. Сторонник этой позиции Клейнер Г. утверждает, что настоящих предприятий в России больше нет, потому что малые предприятия являются "приусадебными участками" своих директоров или владельцев. Средние и крупные предприятия утратили свойство концентратов ресурсов и превратились в аморфные структуры, состоящие из множества мелких юридических лиц, распределивших между собой финансовые, материально-вещественные, информационные и управленческие потоки.

Объединив эти  две точки зрения, можно сделать  вывод о том, что оптимальная  взаимосвязь фирм предполагает их относительную  независимость, но в то же время тесное сотрудничество и наличие взаимовыгодных кооперационных связей.

Как правило,  в России крупные предприятия оплетены сетью мелких, контролируемых директором фирм, через которые проходят главные финансовые потоки. Вокруг крупных и средних предприятий сформировалась особая интеграционная нерыночная структура. Крупные предприятия  привлекают  узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий,  особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства