Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:27, курсовая работа
Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.
1. Введение_____________________________________________________ 3
2. Понятие малого предпринимательства__________________________ 4
3. Экономическая характеристика малого бизнеса_________________ 5
3.1. Преимущества малого бизнеса________________________________ 5
3.2. Недостатки малого бизнеса__________________________________ 6
3.3. Связь малого и крупного бизнеса_____________________________ 6
3.4. Инновационность малых предприятий_________________________ 8
4. Роль малого бизнеса__________________________________________ 10
5. Эволюция малого предпринимательства_______________________ 11
6. Проблемы малого предпринимательства_______________________ 14
7. Заключение_________________________________________________ 22
8. Список использованной литературы___________________________ 24
Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.
В настоящее
время в России партнерские малые
предприятия созданы либо бывшими
работниками крупного предприятия,
или доверенными лицами теперешнего
руководства. Такая модель в российских
условиях может считаться
Кооперационные
связи очень важны для
Существует несколько форм и механизмов взаимодействия малого и крупного предпринимательства: система субподряда, лизинг, франчайзинг, создание предпринимательских сетей, инкубаторы малого и среднего бизнеса и т.д. Дадим им краткую характеристику.
Субподряд
Малые предприятия на основе технологического разделения труда обеспечивают эффективность совместной деятельности. Крупные предприятия предоставляют в аренду малым помещения, средства производства, обеспечивают на льготных условиях сырьем и материалами, дают право использования своего товарного знака. Эта форма сотрудничества широко распространена в современной России.
Лизинг
Малое предприятие
берет в лизинг любое оборудование.
По окончании срока малое
Франчайзинг
Франчайзинг – это предоставление права крупной фирмой малому предприятию права реализации (финишного производства) ее продукции под товарным знаком крупной фирмы. Это очень хороший способ для тех, кто не имеет предпринимательского опыта и не склонен к коммерческому риску. Крупным предприятиям это дает расширение рынка сбыта, привлечение дополнительного капитала, экономию на развитии собственной сбытовой сети и т.д. При этом крупное предприятие меньше рискует своим базовым капиталом, а также использует повышенную мотивацию к деятельности малого предприятия. Часто в России эту форму можно встретить как представительство иностранной фирмы (например, «Кодак», «Фуджи», «Макдональдс»). Опираясь на субподрядные системы, лизинг и франчайзинг, крупные компании формируют вокруг себя межфирменные сетевые связи, активно вовлекая в них малые предприятия.
Венчурный бизнес
Венчурный бизнес
направлен на реализацию научно-технических
проектов. Крупные предприятия
В отличие
от Запада у нас на первый
план выходит не формирование
производственных субподрядных
связей малого и крупного
3.4.
Инновационность
малых предприятий
Это свойство малых предприятий необходимо рассмотреть отдельно, поскольку оно в большой степени определяет роль малого бизнеса.
В западных странах
создаются специальные
Для успешной деятельности
в инновационной области
ü Научно-технический прогресс
ü Частная инициатива
ü Благоприятные экономические условия, создаваемые государством
Основная проблема России, мешающая осуществлению инновационной деятельности – это отсутствие благоприятных экономических условий.
Наиболее значительную
активность в области нововведений
проявляют венчурные фирмы. Они
успешно конкурируют с
Рассмотрим особенности малого наукоемкого бизнеса.
Работа в наукоемких отраслях связана с высокой степенью риска, выходящего далеко за пределы риска традиционных коммерческих операций, она требует особой, высокой квалификации и долгосрочных больших инвестиций.
Малый наукоемкий
бизнес имеет высокий инновационный
потенциал. Он рассматривается с
точки зрения развития, внедрения
и распространения новых
С позиций микроэкономического
анализа, на современном этапе научно-
На основе обзора эмпирических исследований взаимосвязи между размером фирмы и ее инновационной активностью ученые делают вывод о том, что полученные данные достаточно противоречивы и зависят как о степени общности анализа (экономика в целом или отдельные отрасли промышленности), так и от выбранных для изучения показателей. Роль малого и среднего бизнеса в процессе осуществления нововведений существенно зависит от рассматриваемой отрасли. В одних отраслях малые фирмы нередко задают тон и даже лидируют (например, в создании программного обеспечения, в развитии вычислительной техники, информатики, биотехнологии, в освоении методов генной инженерии), в других – довольствуются получением субподрядов от крупных компаний либо занимаются имитацией и диффузией нововведений.
Как следствие этого, в анализе роли малого бизнеса в развитии НТП просматривается сдвиг от противопоставления малых фирм и крупных промышленных компаний к более комплексной схеме их взаимодействия и даже симбиоза на различных этапах инновационного цикла с учетом имеющихся в каждом конкретном случае возможностей.
В нашей стране инновационную роль малого предпринимательства трудно переоценить, имея ввиду развернувшийся процесс конверсии.
Существуют особенности рискового финансирования.
Во-первых, в
случае рисковых капиталовложений кредит
мелким фирмам, специализирующимся на
внедрении технологических
Существуют два
пути реализации идей: продать ее заинтересованной
компании или довести до практической
реализации собственными силами. Первое
проще, второе может оказаться прибыльнее
в случае успеха. Но для осуществления
проекта по второму пути необходимо
решить огромное количество проблем, связанных
не только с доведением идеи до стадии
практической реализации, но и с
оценкой перспектив рынка, выработанной
стратегии преодоления
Вторая особенность
рисковых капиталовложений
Третья отличительная особенность рисковых капиталовложений состоит в том, что инвесторы не ограничиваются только предоставлением финансового кредита. Они непосредственно или через своих представителей активно участвуют в управлении новой фирмой на всех стадиях осуществления нововведения.
4. Роль малого бизнеса
Из приведенной выше характеристики можно сделать вывод о том, что малые предприятия обладают значительными конкурентными преимуществами и способны к более эффективной деятельности, чем крупные предприятия в некоторых сферах деятельности.
Что может дать эффективно функционирующий малый бизнес экономике страны?
Малый бизнес может дать экономике:
ü необходимую насыщенность и мобильность рынка;
ü тенденцию к устойчивости цен, повышение качества продукции вследствие ценовой и неценовой конкуренции;
ü ускорение процесса внедрения новых технологий;
ü среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам;
ü глубокую специализацию и кооперацию;
ü среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. То есть малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП.
Очевидно, что любая страна нуждается в развитом малом предпринимательстве, поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса.
Для страны таких масштабов как Россия малый бизнес не может стать основой экономики, в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Но, тем не менее, в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства