Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 17:43, лекция
Содержательную основу ПП составляют процесс принятия решений потребителями и факторы, его определяющие. Исходной точкой потребительского поведения является жизненный (организационный) стиль.
По этому критерию все покупки делятся на 4 группы:
Специфические запланированные покупки — это покупки конкретной марки или продукта, запланированные до посещения магазина.
Это покупки высокой вовлеченности и расширенного решения проблемы потребителя. Покупатель точно знает, что он хочет купить (конкретную марку), и готов искать это, пока не найдет.
Специфическими запланированными покупками могут быть компьютеры, лекарства, предметы одежды.
Нередко
заранее планируются и покупки
невысокой вовлеченности
Покупки, запланированные в целом,— это покупки, планируемые на уровне продуктной категории, а не конкретного продукта или марки.
Например, потребитель решил купить моющие средства, не определив заранее — пасту или порошок. Выбор предмета и марки происходит в магазине, и на этот выбор могут влиять внутримагазинные факторы.
В
случае высокой вовлеченности
Покупки-заменители — это покупки продуктов, заменяющих по своим функциональным свойствам запланированные продукты.
Например, посетитель аптеки планировал купить одно лекарственное средство, но купил аналог.
Для
того чтобы покупка заменителя состоялась,
необходимо наличие определенных внутримагазинных
факторов — информации на витрине и/или
компетентности продавца.
Незапланированные
покупки — это покупки, которые покупатель
не планировал до захода в магазин. Их
называют также импульсивными. Импульсивные
покупки отличает спонтанность, неудержимость
и интенсивность мотивации покупки, возбужденность
покупателя и игнорирование им последствий
покупки.
Внутримагазинные решения — покупки, соединяющие в себе запланированные в целом, заменители и незапланированные покупки.
Например,
потребитель решил зайти в аптеку, чтобы
купить лекарство для профилактики гриппа,
и в результате купил поливитамины, укрепляющие
иммунитет. К этому типу решений нередко
относятся покупки книг в магазинах с
открытой выкладкой.
Выбор
источника и предмета
покупки
Источниками покупки для потребителя могут являться:
Все
эти типы источников конкурируют
между собой, комбинируя методы продаж.
Совершая покупку, потребитель следует одному из вариантов последовательности выбора предмета и источника покупки:
Каждый
из вариантов решения о покупке определяет
специфические акценты маркетинговой
стратегии розничной точки и производителя
(табл.1)
Таблица
1. Стратегии маркетинга,
основанные на последовательности
потребительских решений
|
Характеристики покупателей и выбор источника
покупки
Характеристики самих потребителей — это мотивация шоппинга (посещения магазинов), покупочная ориентация, восприятие риска.
Характеристики
магазина, определяющие его выбор
покупателями,— имидж магазина, реклама
розничной точки, месторасположение и
размер магазина.
Мотивы шоппинга можно условно разделить на личные и социальные.
Личные мотивы покупателя направлены
на самого себя, а социальные —
на других людей.
К личным мотивам относятся:
К социальным мотивам шоппинга относятся:
Характеристики
источника покупки
и его выбор
Основными характеристиками источника покупки, определяющими его выбор, являются:
Имидж источника покупки — это восприятие потребителем или целевым рынком всех атрибутов, ассоциируемых с источником покупки.
В
таблице 2 показаны элементы имиджа (и
их составляющие) источника покупки,
магазина.
Таблица
2. Элементы имиджа источника
покупки
Элементы имиджа источника покупки | Составляющие элементов имиджа |
Товары | Цена, качество, выбор/ассортимент, стиль |
Услуги | Схема выбора покупки, торговый персонал, простота возврата, кредит и доставка |
Клиентура | Потребители |
Физическое
состояние пространства/ |
Легкость и привлекательность шоппинга, чистота и планировка |
Удобство | Месторасположение и средства доступа |
Институциональный статус | Репутация |
Атмосфера | Дружелюбие, комфорт, удовольствия, развлечение |
Состояние потребителя | Удовлетворенность |
Имидж
источника покупки зависит от
его месторасположения или
Реклама точки продажи также влияет на выбор потребителем места покупки. Если потребитель привлечен в магазин рекламой конкретного продукта, он может купить здесь и что-то еще.
Продажи дополнительных предметов потребителям, пришедшим купить рекламированный предмет, называются избыточными продажами.
Избыточные продажи могут быть равны продажам рекламированного предмета. Это значит, на каждый рубль (доллар) продаж рекламированного предмета приходится рубль (доллар), затраченный покупателем на не рекламированный предмет.
Реклама
ценовых скидок также привлекает
посетителей в магазин. Информация о новой
и старой цене, а также величине экономии
помогает покупателю оценить выгоду покупки.
Месторасположение и размер магазина — значимые факторы выбора его потребителем. При прочих равных условиях покупатель выбирает ближайший магазин. Размер магазина имеет аналогичное значение — при равенстве других характеристик выбирается крупнейший магазин.
Размер розничного магазина выражается в квадратных метрах и отражает масштаб выбора.
Аналогично
время достижения отражает усилия —
как физические, так и психологические,—
требуемые для достижения данного
места. Фактор привлекательности предмета
покупки отражает желание покупателя
прилагать усилия на поиск продукта.
Ясно, что на поиски предметов повседневного
спроса потребитель менее склонен тратить
много усилий. Однако для покупки компьютера,
услуг образования или одежды для особых
случаев потребитель готов прикладывать
значительные усилия.
Внутримагазинные
факторы покупки
Принятое решение о покупке до посещения магазина не окончательно и бесповоротно.
Ряд факторов внутримагазинной среды способен изменить это решение. Войдя в магазин, потребитель покупает другой продукт или другую марку и/или делает дополнительные покупки.
Измененное
решение — результат процесса дополнительной
обработки информации, индуцируемого
факторами внутримагазинной среды.
Основными факторами влияния на решение о покупке внутри магазина являются: