Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:45, курсовая работа
В данной работе я попытаюсь дать ответы на вопросы, касающиеся именно потребительского поведения, потребительского спроса на товары и услуги и способов выбора доступного блага. Какие факторы влияют на потребительское предпочтение? Каковы особенности потребительского выбора? И наконец, оценить потребительское поведение, на примере российского потребителя.
Введение……………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты исследования потребительского выбора……………..........................................................................................6
1.1 Потребительский выбор и его особенности……………………………………………………………….....6
1.2 Факторы, влияющие на потребительский выбор…………………………………………………………………...…….8
2 Оценка благ в теории потребительского выбора………………..……12
2.1 Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса…………………………………………………..…………………….12
2.2 Аксиома порядкового (ординалистского) подхода к анализу полезности и спроса. Кривая безразличия…………………….………………………...15
3 Особенности потребления и потребительского выбора в России….…...23
Заключение…………………………………………………………………..30
Список использованной литературы……………………………..……….32
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему:
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ
ВЫБОР В УСЛОВИЯХ
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические
аспекты исследования потребительского
выбора……………...................
1.1 Потребительский
выбор и его особенности…………………………………………………
1.2 Факторы, влияющие
на потребительский выбор…………………………………………………………………
2 Оценка благ в теории потребительского выбора………………..……12
2.1 Количественный
(кардиналистский) подход к анализу полезности
и спроса…………………………………………………..………
2.2 Аксиома
порядкового (ординалистского) подхода
к анализу полезности и спроса. Кривая
безразличия…………………….……………………….
3 Особенности потребления и потребительского выбора в России….…...23
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………..……….32
Введение
Перед каждым потребителем стоят три вопроса: 1)Что купить? 2)Сколько стоит? 3)Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку? Для того чтобы ответить на первый вопрос, потребитель должен выяснить полезность вещи для себя самого, чтобы ответить на второй - исследовать цену, чтобы решить третий вопрос - определить свой доход.
Как раз таки эти три проблемы - полезность, цена и доход - и составляют содержание теории поведения потребителя.
У представителей разных социальных статусов, разных культур и вероисповеданий существуют свои потребности - биологические (первичные) и социальные (вторичные). Для удовлетворения большинства потребностей мы используем материальные ресурсы, которые в свою очередь ограничены.
В современном мире
В данной работе я попытаюсь дать ответы на вопросы, касающиеся именно потребительского поведения, потребительского спроса на товары и услуги и способов выбора доступного блага. Какие факторы влияют на потребительское предпочтение? Каковы особенности потребительского выбора? И наконец, оценить потребительское поведение, на примере российского потребителя.
Теория спроса должна давать ответ на следующие важнейшие вопросы: сколько единиц каждого товара будет закупать потребитель при тех или иных условиях (данном доходе и данных ценах) и как будет изменяться объем закупок потребителя при изменении этих условий (дохода и цен)? Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, экономисты должны вначале обратиться к поведению потребителя и описать каким-то образом механизм потребительского выбора.
Вообще говоря, каждый из нас постоянно и ежедневно сталкивается с множеством самых различных, связанных с выбором ситуаций, причем не только в области потребления, от относительно простых (Как провести свободный вечер?, Каким способом добраться до работы?, Брать ли на улицу зонтик? и т. д.) до значительно более сложных.
Во-первых, ситуация выбора предполагает, что есть из чего выбирать, или, иными словами, имеются несколько (по крайней мере, два) возможных вариантов выбора. Но, к сожалению, наши возможности всегда ограничены тем или иным образом, а, следовательно, ограничено и множество доступных вариантов выбора. Так, для человека, выбирающего профессию, отсутствие слуха делает недоступной профессию музыканта, а слабое зрение профессию шофера. Если у вас в распоряжении три часа свободного времени, то имей вы хоть миллиард долларов в кармане, вам все равно не удастся совершить кругосветное путешествие. Очевидно, что и в потребительском выборе множество доступных потребителю наборов благ ограничено доходом потребителя и ценами благ.
Во-вторых, ситуация выбора подразумевает, что из всего множества доступных вариантов необходимо выбрать какой-либо один вариант. Задача эта, в общем, нелегка и в принципе может быть решена двумя способами: либо выбирающий, имея в голове некий критерий выбора, сравнивает все доступные альтернативные варианты и выбирает вариант, самый предпочтительный по этому критерию; либо он, не имея критерия выбора или не будучи способен сравнить доступные варианты, вынужден совершить выбор каким-либо случайным образом.
Итак, потребитель выбирает самый предпочтительный для себя набор благ из всего множества доступных ему наборов (которое определяется доходом потребителя и ценами благ).
Около двадцати лет назад Россия перешла к рыночным отношениям. Многие люди не знали, да и не знают, как себя вести в новой обстановке экономических отношений.
Перед
обществом, как и перед отдельным человеком,
всегда стоит задача выбора. Цель работы
- изучит сущность потребительского выбора
и факторы его определяющие.
1 Теоретические аспекты исследования потребительского выбора
1.1 Потребительский выбор и его особенности
Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода). Функция максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний доллар (рубль, марка, франк и т.д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.
Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист Х. Лейбенстайн делит потребительский спрос на две большие группы: функциональный и нефункциональный.
Функциональным
спросом является такая часть
спроса, которая обусловлена
Нефункциональным
спросом является такая часть
спроса, которая обусловлена такими
факторами, которые непосредственно
не связаны с присущими
Рисунок
1 – Классификация потребительского
спроса
В
нефункциональном спросе с известной
долей условности могут быть выделены
социальные, спекулятивные и нерациональные
факторы. Первый связан с отношением
покупателей к товару. Одни стремятся
выдержать общий стиль и
Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая. Поэтому под присоединением к большинству понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следует общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие. Поэтому кривая спроса здесь более эластична, чем в том случае, когда этот вид нефункционального спроса отсутствует.
В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная. Потому что под эффектом сноба понимается эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара, то сноб его сокращает. Поэтому, если доминирует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластичной. Покупатель-сноб ни за что не купит то, что приобретают все.
Именем Т. Веблена (1857-1929) Х. Лейбенстайн называет престижное или демонстративное потребление, ярко описанное в «Теории праздного класса» (1899), когда товары и услуги используются не по прямому назначению, а для того чтобы произвести неизгладимое впечатление. Цена товара в этом случае складывается из двух составных частей: реальной и престижной. Поэтому под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальное различие заключается в том, что эффект Веблена зависит, прежде всего, от цены. Если доминирует эффект Веблена, то кривая потребительского спроса менее эластична и имеет участки с положительным наклоном.
Наряду с социальными эффектами, связанными с внешними воздействиями на полезность со стороны отдельных индивидов и групп, Х. Лейбенстайн выделяет спекулятивный и нерациональный спрос.
Спекулятивный
спрос возникает в обществе с
высокими инфляционными ожиданиями,
когда опасность повышения цен
в будущем стимулирует
Нерациональный
спрос- это незапланированный спрос,
возникший под влиянием сиюминутного
желания, внезапного изменения настроения,
прихоти или каприза, спрос, который нарушает
предпосылку о рациональном поведении
потребителя. Следует, однако, заметить,
что многие люди в большей или меньшей
степени подвержены вспышке нерационального
спроса и часто совершают покупки, о которых
нередко жалеют в дальнейшем.
1.2 Факторы, влияющие на потребительский выбор
В своих рассуждениях экономисты исходят из предположения, что потребители ведут себя на рынке рационально. В самом общем смысле вести себя рационально значит стремиться достичь максимального результата при ограниченных возможностях.
Формулируя принципы рационального поведения потребителей, экономисты вовсе не определяют цели рационального потребительского поведения, оставляя раздумья об этом философам, религиозным проповедникам, политикам и самим потребителям. Экономиста интересует иное – как ведут себя люди, реализующие свои индивидуальные интересы в мире ограниченных возможностей.
Очевидно, что главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход (т.е. располагаемая потребителем сумма денег) ограничен, покупатель постоянно вынужден делать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых ему на рынке. Естественно предположить, что, совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе.
Экономическая теория утверждает, что не существует объективного критерия для того, чтобы определить, какой же набор товаров является наилучшим для данного потребителя. И только потому, что потребитель выбирает «наилучший набор» товаров со своей индивидуальной (т.е. субъективной) точки зрения (вспомните удивительно точный афоризм К.Пруткова: «каждому лучшим кажется то, к чему он имеет охоту»).
Конечно, субъективный подход не безупречен: человек – сложное существо и далеко не всегда ведет себя рационально в указанном смысле. Разумеется, представление о рациональности потребителя упрощает механизм его экономического поведения, и тем не менее большинство потребителей действительно стремится получить на свой ограниченный доход максимум удовлетворения.
Особо надо подчеркнуть, что вести себя на рынке рационально – вовсе не обязательно быть прижимистым и мелочно - расчетливым. Не следует думать, что человек, истративший свое состояние на «миллион алых роз» для своей любимой, - нерациональный потребитель, а другой, положивший деньги в коммерческий банк под высокие проценты, - наоборот, рациональный потребитель. Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем и того и другого, если только они выбрали наилучший (с их субъективной точки зрения) вариант потребительского поведения. Это значит, что каждый потребитель имеет своего рода индивидуальную шкалу предпочтений и, реализуя ее при ограниченном доходе, стремиться достичь максимально возможной степени удовлетворения.
Информация о работе Потребительский выбор в условиях неопределенности