Основы маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Под маркетингом (marketing) понимается такая система внутрифирменного управления, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции в заранее установленных объемах и отвечающих определенным технико-экономическим характеристикам. При этом рассчитывается, что реализация намеченной ассортиментной структуры может обеспечить фирме получение наиболее высоких прибылей или прочное положение на рынке.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………….2
Глава 1.Теоретические основы маркетинга……………………………………4
1.1.Основные понятия маркетинга…………………………………………………4
1.2. Основные этапы становления и развития маркетинга…………………………9
1.3.Цели маркетинга и его виды. Комплекс маркетинга…………………………13
Глава 2. Стратегическое планирование и роль маркетинга………………...25
2.1.Основные понятия стратегического планирования. Роль маркетинга в стратегическом планировании……………………………………………………...25
2.2.Выбор миссии и стратегических целей………………………………………..31
2.3. Показатели эффективности деятельности организации и маркетинга……...37
Глава 3. Оценка текущего состояния бизнеса и перспектив его развития…45
Заключение…………………………………………………………………………..66
Список используемой литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по маркетингу.docx

— 221.26 Кб (Скачать)

 

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………….2

Глава 1.Теоретические основы маркетинга……………………………………4

1.1.Основные понятия маркетинга…………………………………………………4

1.2. Основные этапы становления и развития маркетинга…………………………9

1.3.Цели маркетинга и  его виды. Комплекс маркетинга…………………………13

Глава 2. Стратегическое планирование и роль маркетинга………………...25

2.1.Основные понятия стратегического  планирования. Роль маркетинга в  стратегическом планировании……………………………………………………...25

2.2.Выбор миссии и стратегических  целей………………………………………..31

2.3. Показатели эффективности  деятельности организации и маркетинга……...37

Глава 3. Оценка текущего состояния бизнеса и перспектив его развития…45

Заключение…………………………………………………………………………..66

Список используемой литературы………………………………………….……68

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Под маркетингом (marketing) понимается такая система внутрифирменного управления, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции в заранее установленных объемах и отвечающих определенным технико-экономическим характеристикам. При этом рассчитывается, что реализация намеченной ассортиментной структуры может обеспечить фирме получение наиболее высоких прибылей или прочное положение на рынке.

   Философия маркетинга предельно  проста: производитель должен выпускать  такую продукцию, которой заранее обеспечен, сбыт, и получение фирмой (предприятием) намеченного уровня рентабельности и массы прибыли.

   Суть и содержание  маркетинговой деятельности отражают  объективные условия развития  рынка, который в известной  мере утрачивает хаотичность  и подпадает под регулирующее  воздействие заранее устанавливаемых  хозяйственных связей, где особая роль отводится потребителю. Потребитель выдвигает свои требования к продукту, его технико-экономическим характеристикам, количеству, срокам поставки (прежде всего машин и оборудования) и тем самым создает предпосылки для распределения рынка между производителями. Возрастает значение конкуренции, борьбы за потребителя. Это заставляет производителей тщательно и глубоко изучать конкретных потенциальных потребителей и запросы рынка, который предъявляет высокие требования к качеству и конкурентоспособности продукции.    

    Маркетинговая деятельность фирмы направлена на то, чтобы достаточно обоснованно, опираясь на запросы рынка, устанавливать конкретные текущие и главным образом долговременные (стратегические) цели, пути их достижения и реальные источники ресурсов хозяйственной деятельности; определять ассортимент и качество продукции, ее приоритеты, оптимальную структуру производства и желаемую прибыль.

   Производителю важно  знать заранее спрос на выпускаемые  им изделия, чтобы не расходовать  впустую крупные финансовые, трудовые  и материальные ресурсы, научный  потенциал, чтобы быть уверенным,  что произведенный продукт станет  товаром.

   Маркетинг - это  система управления, имеющая свои  принципы, функции, структуры, нормативные  и правовые акты.

   Маркетинговая деятельность - это деятельность, прежде всего ориентированная на перспективу. В этом заинтересован как потребитель, так и производитель. В фирмах используются специфические методы в области осуществления текущей и перспективной маркетинговой деятельности.

   Целью данной курсовой  работы является изучение маркетинга  в сфере бизнеса. При этом  будут рассмотрены: Цели маркетинга  и его виды, основные понятия  стратегического планирования, роль маркетинга в стратегическом планировании, показатели эффективности организации и маркетинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы маркетинга.

Основные понятия  маркетинга.

В основе термина «маркетинг»  лежит слово «market», что означает «рынок». Поэтому часто под маркетингом понимают философию управления, хозяйствования в условиях рынка, провозглашающую ориентацию производства на удовлетворение потребностей конкретных потребителей.

   Маркетинг согласно его широкому пониманию - это социально-управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и группы людей путем создания продуктов и их обмена получают то, в чем они нуждаются. В основе этого процесса лежат следующие ключевые понятия: потребность, желание, спрос, продукт, обмен, сделка, рынок (рис. 1.1).

   Потребность – надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Когда человек не в состоянии удовлетворить какую-то потребность, он или её заменяет, или снижает уровень своих запросов.

   Часто говорят, что главная задача маркетинга – найти потребность и удовлетворить её.

   Желание – это потребность, принявшая конкретную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Иногда оно называется конкретизированной потребностью.

    Спрос – желание, конкретная потребность, подкреплены покупательной способностью. При заданных ресурсных возможностях людей удовлетворяют свои потребности и желания путем приобретения товаров, которые приносят им наибольшую пользу и удовлетворение.

   Продукт – все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления, с целью удовлетворения определенных потребностей. Продукт – это все, что может удовлетворить какие-нибудь потребности (физические предметы, услуги, люди, организации, виды деятельности, идеи).

   Обмен – акт получения от кого-то желаемого продукта путем предложения ему чего-то взамен. Обмен – только один из многих способов, с помощью которых люди получают желаемый продукт. Обмен является одним из базовых понятий маркетинга. Для осуществления обмена необходимо, чтобы выполнялись следующие условия: сторон должно быть как минимум две; каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представлять ценность для другой стороны; каждая сторона должна хотеть совершить обмен с другой стороной; каждая сторона должна быть свободной в выборе – вступать в обмен или нет; каждая сторона должна быть в состоянии осуществлять коммуникации и доставку своего продукта.

   Сделка  - торговая операция между двумя сторонами, включающая, по крайней мере, два субъекта интереса и соглашения об условиях, сроках и месте ее реализации. Существует два вида сделок: денежная сделка, когда товары обмениваются за деньги, и бартерная сделка. Сделка предполагает выполнение следующих условий: наличие, по крайней мере, двух товаров, представляющих интерес для взаимного обмена; согласованных условий, времени и места её совершения.

      Рынок в маркетинговом понимании – это совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей, каких - то продуктов, это место, где совершаются сделки. Именно на рынке произведенный продукт и затраченный на него труд доказывают свою социальную значимость, приобретают признание у потребителей. В современном обществе рынок не обязательно имеет физическое месторасположение. Для демонстрации товара, его рекламы, получение заказов широко используются современные средства коммуникаций, без физических контактов с покупателями. (В маркетинге также под рынком понимается совокупность потребителей определенного продукта; говорят – рынок металла, зерна и т.п. На основе этого принципа часто проводят сегментацию рынка.)

 

 

 

 


 







 

Рис.1.1.Концепция маркетинга.

 

   Таким образом,  потребности выливаются в конкретные  желания, которые с учетом денежных  возможностей трансформируются  в спрос на рынке на конкретные  продукты; осуществляется обмен  между производителем и потребителем, оформляемый в виде определенной  сделки. Отсюда следует, что маркетинг направляет экономику на удовлетворение множество постоянно меняющихся потребностей миллионов потребителей. Данная интерпретация маркетинга наиболее полно проявляется на уровне государства в целом и его отдельных регионов.

   Другими словами,  маркетинг – это такая философия  управления, направление ее реализации, когда разрешение проблем потребителей  путем эффективного удовлетворения  их запросов ведет к успеху  организации и приносит пользу  обществу.

   На уровне отдельных  субъектов хозяйствования маркетинг  определяется как цельная система,  предназначенная для планирования  ассортимента  и объема выпускаемых продуктов, определения цен, распределения продуктов между выбранными рынками и стимулирования их сбыта, чтобы достигнутое при этом разнообразие благ приводило к удовлетворению интересов, как производителей, так и потребителей. Данное определение имеет достаточно широкий  смысл, так как охватывает деятельность также некоммерческих организаций. Таким образом, маркетинг – это деятельность организации в интересах ее клиентов.

   В более узком, предпринимательском смысле, для коммерческих организаций, руководство которых в качестве главной цели их деятельности провозгласило  получение прибыли, а это далеко не всегда так, под маркетингом может пониматься система управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия.                                                                                                                           

   Из выше изложенного следует, что многообразие сфер применения маркетинга обусловливает и множество его определений.

Маркетинг – это вид человеческой деятельности по удовлетворению спроса на материальные и нематериальные, социальные ценности посредством взаимовыгодного обмена.

  Таким образом, маркетинг одновременно является системой мышления и системой действий.

   Поясним содержание концепции маркетинга путем рассмотрения его принципов.

   Можно выделить  следующие основные принципы  маркетинга:

  1. Тщательный учет при принятии решений потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры.

   Следование данному принципу предполагает хорошее знание рыночной ситуации относительно существующей и прогнозной величины спроса, деятельности на рынке конкурентов, поведения на рынке потребителей и их отношения к продуктам данной организации и ее конкурентов. При этом потребители часто недостаточно хорошо знают, чего именно они хотят. Они хотят только как можно лучше решить свои проблемы. Поэтому одна из главных задач маркетинга – это понять, чего желают потребители.

  1. Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы.

   Современная концепция  маркетинга состоит в том, чтобы  вся деятельность предприятия  (научно-техническая, производственная, сбытовая и т.д.) основывались  на знании потребительского спроса  и его изменений в перспективе.  Более того, одна из задач маркетинга  заключается в выявлении неудовлетворенных  запросов покупателей, чтобы ориентировать  производство на удовлетворение этих запросов. Маркетинг означает разработку, производство и сбыт того, на что действительно есть потребительский спрос. Система маркетинга ставит производство товаров в функциональную зависимость от запросов и требует производить товары в ассортименте и объеме, нужных потребителю. При реализации концепции маркетинга акцент принятия хозяйственных решений смещен от производственных звеньев предприятия к звеньям, чувствующим пульс рынка. Служба маркетинга является мозговым центром, источником информации и рекомендаций не только для рыночной, но и для производственной, научно-технической и финансовой политики предприятия.

   Здесь на основе  тщательного анализа состояния  и динамики спроса и деловой  конъюнктуры решается вопрос  о необходимости, перспективности,  прибыльности производства того  или иного продукта.

  1. Информирование потенциальных потребителей о продуктах организации и воздействие на потребителей с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы, с целью склонить их приобрести именно данный товар.

   Величайшим заблуждением  руководителей, ориентированных  только на разработку и производство  новых продуктов, является утверждение,  используя образное сравнение,  заключающееся в том, что если  в лаборатории изобрели оригинальную, очень эффективную мышеловку,  то рынок сам проторит дорогу  к данной лаборатории. Разработка  и производство эффективных новых  продуктов, безусловно, является  одной из главных задач большинства  организаций. Однако не менее  важной задачей является их успешное продвижение на рынок.

Информация о работе Основы маркетинга