Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 22:12, курсовая работа
Под конкурентоспособностью компании понимают ее способность удовлетворять потребности покупателей лучше, чем соперники. Конкурентоспособность существует до тех пор, пока компания удерживает конкурентное преимущество: либо благодаря особым качествам, отличающим ее от соперников, либо в силу более высокой производительности, обеспечивающей ей преимущество по издержкам[3].
. Анализ конкурентоспособности компании как этап маркетингового анализа 3
2. Анализ конкурентоспособности продукции компании 4
2.1. Соотношение «Цена-качество» 4
2. 2. Анализ конкурентного преимущества компании 6
Сравнительный анализ издержек 6
Построение кривой опыта 8
Составление профиля качества продукции компании 8
Измерение рыночной силы компании 9
3. Анализ относительного положения компании на рынке и его устойчивости 9
3.1. Анализ текущего положения компании на рынке и ее внутренней устойчивости 9
3.2. Оценка устойчивости положения компании на рынке в зависимости от внешних факторов 10
Матрица конкурентных реакций 10
Устойчивость компании к действиям конкурентных сил и изменениям внешней среды 11
Рисунок _ 2. Цепочка ценности компании.
Источник: 4
Таблица 5 - Пример сравнительного анализа издержек компаний
Бухгалтерские издержки | К1 | К2 | Издержки по видам деятельности | К1 | К2 |
Заработная плата работников | Стоимость закупаемых материалов | ||||
Амортизация | Оформление заказов на поставку | ||||
Материально-технические затраты | Расходы на поставку точно в срок | ||||
Другие постоянные расходы (аренда, коммунальные услуги, …) | Обмен информацией с поставщиками | ||||
Прочие операционные расходы | Контроль качества приобретаемой продукции | ||||
Контроль соответствия поставок и заказов | |||||
Рекламации и возвраты продукции | |||||
Итого: |
Источник: 4
Считается, что первой компанией, выполнивший сравнительный анализ издержек, была американская компания Xerox. В 1979 г. руководство компании приняло решение направить в Японию группу менеджеров для изучения опыта японского производителя, после того, как последний приступил к продаже в США копировальной техники средней мощности по 9,6 тыс. долл. за единицу (ниже себестоимости техники Xerox). Долгосрочная программа сравнительного анализа издержек по 67 основным процессам оказалась чрезвычайно полезной для компании, желавшей превзойти конкурента по издержкам [4].
Оценить конкурентоспособность компании по издержкам можно, сравнив ее кривую опыта с кривой опыта конкурента (или среднеотраслевой кривой). Закон опыта утверждает, что «издержки на единицу продукции уменьшаются на фиксированный процент при каждом удвоении продукции». Построение кривых позволяет сравнить текущие издержки компании, а также предвидеть их динамику при увеличении выпускa.
Рисунок 3 - Сравнение кривых опыта
Кривая опыта
может быть описана следующей
формулой:
где Ср - плановые единичные издержки (р), Сb - базовые единичные издержки (Ь), Q - суммарный объем продукции, Е - константа: эластичность единичных издержек (выводится на основе исторических данных по издержкам на единицу продукции) [3]. |
Построение
сектограмм позволяет сравнить компанию
с конкурентами по важнейшим для
данной отрасли и целевого рынка
характеристикам качества продукции.
Рисунок 4 - Пример профилей качества для услуг туристических компаний
Источник: составлено по [1]
Рыночная
сила оценивается способностью фирмы
заставить рынок принять цену, более высокую,
чем у приоритетных конкурентов. Одной
из мер этой способности может служить
эластичность спроса по цене для дифференцированного
товара. Чем ниже эластичность спроса,
тем менее чувствителен рынок к повышению
цены на товар. Например, эластичность
по цене для марки А равна -1, 5, а для марки
В -3, 0; повышение цены марок на 5% снизит
спрос на марку А на 7%, а на марку В - на
15%. Определив на основе статистических
данных или экспертным методом эластичность
спроса на продукцию компании, можно сравнить
его со среднеотраслевым показателем,
либо с эластичностью на продукцию приоритетных
конкурентов [3].
Матрица конкурентного преимущества обобщает результаты анализа конкурентных преимуществ и позволяет выбрать соответствующую продуктовую стратегию:
Важность конкурентного преимущества | |||
Низкая | Высокая | ||
Источники конкурентного преимущества | Многочисленные | Фрагментация |
Специализация |
Немногочисленные | Тупик |
Массовый выпуск |
Источник: [3]
Для эмпирической оценки текущего и стратегического положения компании на целевом рынке можно изучить два параметра: достижение компанией провозглашенных стратегических целей и соответствие ее показателей средним по отрасли.
Показатели, позволяющие оценить стратегию компании:
Для визуализации анализа текущего положения компании применяют различные матрицы позиционирования компаний (карты стратегических групп), где доля рынка либо откладывается по одной из осей (матрица Бостонской консалтинговой группы), либо обозначается графически в виде кругов, чей размер пропорционален доли рынка [4].
Для того, чтобы облегчить сравнение компаний по данным показателям, как правило, составляются различные рейтинги. Пример подобного рейтинга приведен в нижеследующей таблице.
Таблица 6 – Ведущие компании – производители программного обеспечения в 2010г.
Источник: [7]
С помощью матрицы конкурентных реакций можно предсказать политику компании в ответ на действия конкурентов.
Матрица противопоставляет две марки: исследуемую (А) и конкурирующую с ней (В). Обе марки могут совершать действия и противодействия в терминах средств маркетинга, например цены, рекламы или качества товара.
В таблице строки обозначают действия, инициированные маркой А: снижение цены, усиление рекламного давления и повышение качества товара. Реакции марки В, самого опасного конкурента, сгруппированы по столбцам. Коэффициенты матрицы - это эластичности или вероятности реакций марки В на инициативные действия, предпринятые маркой А.
Рисунок 5 - Матрица эластичности конкурентной реакции
Источник: [3]
Оценки эластичностей могут быть получены из анализа предыдущего поведения или из суждений менеджеров, а также учитывая их оценки сильных и слабых сторон конкурента.
Матрица
конкурентных реакции - удобный инструмент
предвидения поведения
Способность фирмы реализовать свое конкурентное преимущество на целевом рынке зависит не только от прямой конкуренции, но также от роли, которую играют такие внешние силы, как компании-производители товаров-заменителей, клиенты и поставщики. Кроме того, на положение предприятия могут повлиять изменения в макросреде. Особенно это влияние ощутимо при выходе компании на зарубежные рынки, где деятельности компании может препятствовать введение таможенных ограничений, колебания валютных курсов, изменения законодательства и т.п. Для оценки сравнительной устойчивости компании к внешним факторам можно использовать 2 подхода:
В таблице 7 приведена модель оценки факторов защиты компаний от конкуренции со стороны компаний-заменителей. Суммарный коэффициент рассчитывается, после ранжирования\приведения к базовому абсолютных значений количественных критериев.
Таблица 7 - Оценка степень защищенности от конкуренции компаний-производителей товаров-заменителей
Качественный
критерий |
Количественный критерий | К1 | К2 | К3 | |||
Аабс. | Оотн. | Аабс. | Оотн. | Аабс. | Оотн. | ||
1. Технология | Количество патентов | 115 | 11 | 116 | 22 | 117 | 33 |
2. Издержки | Себестоимость продукции | 445 | 11 | 335 | 22 | 339 | 33 |
3. Сбыт | Количество исключительных партнеров | 55 | 33 | 44 | 22 | 43 | 11 |
4.Лояльность потребителей | Доля постоянных клиентов (%) | 18 | 33 | 113 | 11 | 114 | 22 |
Суммарный коэффициент защищенности | 88 | 77 | 99 |