Основные концепции маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования, проведенного в курсовой работе – определить, какие концепции необходимо использовать для того, чтобы построить новую систему управления маркетингом, умеющую приспосабливаться к постоянным изменениям в технической и информационной среде, удовлетворять потребительский спрос и приносить максимальную прибыль.
Задачи, решаемые при проведении исследования, состоят в следующем:
* рассмотрение существующих концепций маркетинга;
* изучение опыта мировой практики;
* анализ ситуации в России;
* выводы по выбору маркетинговой концепции для создания новых систем управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..............1

Глава1. Понятие маркетинговой концепции и её эволюция……….………………….6

Глава 2. Основные концепции маркетинга…….…………………………………….....10

2.1. Концепция совершенствования производства……………………………………..11

2.2. Концепция совершенствования товара……………………………………………..13

2.3. Концепция интенсификации коммерческих усилий………………………………14

2.4. Концепция чистого маркетинга……………………………………………………..15

2.5. Концепция социально-этического маркетинга……………………………………..17

2.6. Концепция маркетинга взаимодействия……………………………………………19

Глава 3. Направления и возможности применения концепций маркетинга в России………………………………………………………………………………….….22

Заключение………………………………………………………………………………..27

Глоссарий………………………………………………………………………………….30

Список использованных источников……………………………………………………32

Приложения………………………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

курсовая11111112222222.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

     Представляется, что в нашей стране в настоящее  время применение маркетинга как целостной концепции рыночного управления скорее исключение, нежели правило. Речь идет в первую очередь об организациях, выпускающих продукцию или оказывающих услуги, предназначенные для массового потребителя. Организации действуют в условиях конкурентной борьбы на рынках, где доминируют потребители, и когда у руководства организаций существуют условия принятия самостоятельных согласованных решений по всем элементам комплекса маркетинга. К числу таких организаций относятся, прежде всего, частные и акционерные предприятия небольших и средних размеров, которые быстрее адаптируются к рыночной экономике.

     Более реальным для нашей страны в существующих условиях является использование групп  взаимосвязанных методов и средств  маркетинговой деятельности, а также отдельных элементов маркетинга.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Каждая  из концепций, соответствующая определенной философии управления, в зависимости  от воззрений руководства, специфики  производственно-сбытовой деятельности и рыночных условий в той или  иной мере применяется и в настоящее время.

     Современная концепция маркетинга состоит в  том, чтобы вся деятельность предприятия (научно-техническая, производственная, сбытовая и т.д.) основывалась на знании потребительского спроса и его изменений  в перспективе. Более того, одна из задач маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы ориентировать производство на удовлетворение этих запросов. Маркетинг означает разработку, производство и сбыт того, на что действительно есть потребительский спрос. Система маркетинга ставит производство товаров в функциональную зависимость от запросов и требует производить товары в ассортименте и объеме, нужных потребителю. При реализации концепции маркетинга акцент принятия хозяйственных решений смещен от производственных звеньев предприятия к звеньям, чувствующих пульс рынка. Служба маркетинга является мозговым центром, источником информации и рекомендаций не только рыночной, но и производственной, научно-технической и финансовой политики предприятия. Здесь на основе тщательного анализа состояния и динамики спроса и деловой конъюнктуры решается вопрос о необходимости, перспективности, прибыльности производства того или иного продукта.

     Большинство потребительских товаров на рынке  практически одинаковы с точки зрения качества - даже в случае различий в технологической спецификации товаров потребитель при "слепом тестировании" уловить эти особенности просто не в состоянии.

     Вопросы сбыта и стимулирования продаж на сегодняшний день стали еще одной  проблемой маркетологов вследствие проникновения информационных каналов повсюду - потребитель уже не успевает перерабатывать весь объем той информации, которую он ежедневно (часто помимо своей воли) получает от производителя, желающего "продвинуть" свой товар. Эффективность рекламы начинает падать, увеличивается влияние более персонифицированных средств коммуникации - директ-маркетинга, личных продаж.

     И классическая концепция маркетинга, и концепция социально-ответственного маркетинга, которая появилась в конце ХХ века, все еще имеют множество сторонников, потому что при определенных условиях являются достаточно действенными. Однако компании, которые не начнут перестраивать систему управления маркетингом с учетом современных информационных технологий, стремительно развивающихся в последнее время, рискуют в самое ближайшее время безнадежно отстать от более гибких конкурентов.

     Основной  задачей маркетолога на данный момент является построение такой системы  управления маркетингом, которая была бы способна ежесекундно адаптироваться к новым условиям в постоянно меняющемся информационном мире. Именно поэтому наибольшее значение в организации маркетинга приобретает выработка новых принципов построения системы коммуникации на всех уровнях и во всех областях предпринимательской деятельности - от упаковки товара до кадровых перестановок в совете директоров, что свидетельствует о появлении принципиально новой концепции маркетинга - коммуникационной.

     Суть  коммуникационной концепции маркетинга заключается в том, что в условиях современного информационного общества главная задача маркетинга состоит в организации грамотной коммуникации на всех этапах деятельности предприятия - от опубликования финансовой отчетности до выбора имени нового товара.

     Для того чтобы определить то место, которое маркетинговые коммуникации традиционно занимают в процессе управления маркетингом, и значимость маркетинговых коммуникаций в новых условиях, необходимо провести сравнительный анализ различных концепций маркетинга, которые описаны в зарубежной и отечественной литературе с точки зрения той роли, которая в них отводится маркетинговым коммуникациям. Результаты анализа отражены в Приложении 2.

     Таким образом, свободное владение инструментами  построения комплекса маркетинговых  коммуникаций станет определяющим фактором в создании эффективной системы управления маркетингом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глоссарий

 
№ п/п Новые понятия Содержание
1 2 3 
1 Директ-маркетинг  (прямой маркетинг)  это селективное и персональное обращение к каждому клиенту посредством телефонной коммуникации или письмом (электронным или обычным), представляет собой как минимум одну из возможных стратегий нахождения новых клиентов. Кроме того, уже имеющихся клиентов путем прямого маркетинга информируют о выводе на рынок нового продукта, ценовых и промоушн-акциях, презентациях и т. д.
2 Запрос потребность, подкрепленная  покупательной способностью
3 Инновационный маркетинг процесс создания ноу-хау в производстве и обращении  на основе инноваций
4 Исследование  рынка систематический количественный и качественный анализ одного или совокупности рынков для получения информации о потенциале, емкости рынка, характеристик конкурентной среды, ценах
5 Комплекс маркетинга набор поддающихся  контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка
6 Концепция маркетинга определение нужд и потребностей целевых рынков и  обеспечение желаемой удовлетворенности  более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов способами
7 Маркетолог работник фирмы, предприятия, анализирующий спрос  на производимый товар, рынки сбыта  товара, вырабатывающий рекомендации для руководства фирмы о целесообразности выпуска и возможностях продажи  товаров фирмы; специалист в области  маркетинга
8 Нужда потребности; недостаток в необходимом
9 Потребность нужда, принявшая  форму соответствующую культурному  уровню личности человека
1 2 3
10 Промоушн Продвижение товара на рынке
11 Процесс управления маркетингом процесс, состоящий  из анализа рыночных возможностей, отбора целевых рынков, разработки комплекса маркетинга, претворения в жизнь маркетинговых мероприятий
12 Рынок совокупность  существующих и потенциальных покупателей  товара
13 Сделка действие, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений
14 Система маркетинга совокупность  функций и методов маркетинга, направленных на выявление и рациональное использование в управлении рыночной деятельностью фирмы и предприятия  факторов внешней и внутренней среды, а также рыночных возможностей фирмы, обеспечивающих ей завоевание рыночной доли и привлечение потребителей
15 Спецификация перечень предлагаемых к продаже или поставке товаров, в котором указаны их количество, сорт, марка, качественные характеристики, а в необходимых случаях — и цены
16 Товар материальное  изделие или услуга, предлагаемые рынку с целью приобретения, использования  или потребления 
17 Товары пассивного спроса товары, о которых  потребитель вообще не знает либо знает, но пока не задумывается об их покупке

Список  использованных источников

 
  1. Багиев  Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской  деятельности. Учебное пособие. – СПб.: СПбГУЭФ, 2005
  2. Барышев А. Ф. Маркетинг/ учебник. – М.: Академия, 2006.
  3. Басовский Л.Е. Маркетинг/ учебное пособие. – М. «Инфра-М», 2008.
  4. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. - М.: Азимут-Центр, 2007.
  5. Голубков Е.П. Основы маркетинга /учебник – М. Финпресс, 2006.
  6. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. — СПб: Питер, 2008.
  7. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Вильямс, 2006.
  8. Крылова Г. Д. Маркетинг: теория и практика/учебник – М.: Юнити-Дана 2009.
  9. Левитт Т. Маркетинговая миопия/Классика маркетинга. – СПб: Питер, 2006.
  10. Панкрухин А.П. Маркетинг/ учебник для студентов – М.: 2007.
  11. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо, 2007.
  12. Журнал. Маркетинг в России и за рубежом. – 2009, №2.
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Приложение 1

Эволюция  концепций маркетинга

Годы Концепция Ведущая идея Основной инструментарий Главная цель
1860-1920 Производственная Произвожу то, что  могу Себестоимость, производительность Совершенствование производства, рост продаж, максимизация прибыли
1920-1930 Товарная Производство  качественных товаров Товарная политика Совершенствование потребительских свойств товара
1930-1950 Сбытовая Развитие сбытовой сети, каналов сбыта Сбытовая политика Интенсификация  сбыта товаров за счет маркетинговых  усилий по продвижению и продаже  товаров
1960-1980 Традиционного маркетинга Произвожу то, что нужно потребителю Комплекс маркетинга-микса, исследование потребителя Удовлетворение  нужд потребностей целевых рынков
1980-1995 Социально-этического маркетинга Произвожу то, что  нужно потребителю, с учетом требований общества Комплекс маркетинга-микса, исследование социальных и экологических последствий от производства и потребления производимых товаров и услуг Удовлетворение  нужд потребностей целевых рынков при  условии сбережения человеческих, материальных, энергетических и других ресурсов, охраны окружающей среды
с 1995 г. по настоящее время Маркетинга  взаимодействия Произвожу то, что  удовлетворяет потребителей и партнеров  по бизнесу Методы координации, интеграции и сетевого анализа, комплекс маркетинга-микса Удовлетворение  потребностей потребителей, интересов партнеров и государства в процессе их коммерческого и некоммерческого взаимодействия
 

  

Приложение  2

Сравнительный анализ различных  концепций маркетинга

Концепция маркетинга Основные  принципы Роль  коммуникации
Производственная Данная концепция утверждает, что потребители отдают предпочтение доступным и дешевым продуктам Ограничивается  информированием о цене и месте, где можно товар приобрести
Товарная Исходит из того, что потребители отдают предпочтение товарам, предлагающим наивысшее качество, обладающими лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками Ограничивается  доказательством того, что данный товар обладает лучшими техническими характеристиками
Сбытовая Исходит из того, что потребителям свойственна некая покупательная инертность и даже сопротивление, организация должна вести агрессивную политику продаж и интенсивно продвигать свою продукцию на рынок Ориентирована на получение эффекта в виде продажи
Классическая Залог достижения целей организации — определение нужд и потребностей целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов, способами Коммуникация  ориентирована на потребителя и имеет цель убедить потребителя в том, что данный товар наилучшим образом удовлетворит его потребности
Социально-этическая Основная идея - необходимость удовлетворения нужд и потребностей потребителя более эффективными, чем у конкурентов, способами при сохранении и укреплении благополучия потребителя и общества в целом Коммуникация  ориентирована на необходимость объяснения потребителю пользы, которую он извлекает из товара, а также раскрытия социальной роли деятельности организации
Новая концепция маркетинга (коммуникационная)
Основная идея — необходимо любое маркетинговое решение, касающееся любого «P» маркетинга анализировать, в первую очередь, с точки зрения той коммуникации, которая будет порождена данным решением
Коммуникация  становится основным фактором успеха в управлении маркетингом. Взгляд на анализ и управление коммуникациями является комплексным и именно коммуникативная стратегия является ключевым элементом стратегии маркетинга

Информация о работе Основные концепции маркетинга