Основные категории маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 00:47, контрольная работа

Описание работы

Маркетинг как средство повышения эффективности функционирования предпринимательских структур обязательно связан:
во-первых, с предвидением и прогнозированием спроса, что становится возможным, только благодаря постоянному изучению потребителей с точки зрения их потребностей;
во-вторых, с управлением спросом посредством стимулирования потребителей к приобретению предлагаемых фирмой товаров;
в-третьих, удовлетворением спроса как с точки зрения функциональных характеристик продукта, так и безопасности, послепродажного обслуживания и т.д.

Содержание

Вступление…..………......…………….…..………………………………..……………...…..3

Основные категории маркетинга………….………….……….…………...4


Модель покупательского поведения……..………….……….…………..7



Оптовая торговля. Виды предприятий, оптовой торговли...…12


Выводы………………….………………….……………………………………………………16

Библиография……………………………..……………………………………………..….18

Работа содержит 1 файл

маркетинг.docx

— 76.43 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 

Вступление…..………......…………….…..………………………………..……………...…..3

  1. Основные категории маркетинга………….………….……….…………...4
 
  1. Модель  покупательского поведения……..………….……….…………..7
 
 
  1. Оптовая торговля. Виды предприятий, оптовой  торговли...…12
 

Выводы………………….………………….……………………………………………………16

Библиография……………………………..……………………………………………..….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вступление 

   Маркетинг как средство повышения эффективности  функционирования предпринимательских  структур обязательно связан:

    во-первых, с предвидением и прогнозированием  спроса, что становится возможным,  только благодаря постоянному  изучению потребителей с точки  зрения их потребностей;

  во-вторых, с управлением спросом посредством  стимулирования потребителей к приобретению предлагаемых фирмой товаров;

  в-третьих, удовлетворением спроса как с  точки зрения функциональных характеристик  продукта, так и безопасности, послепродажного  обслуживания и т.д.

   Сущность  системы маркетинга раскрывается через  совокупность социально-экономических категорий, которыми являются:

Нужда ПотребностьЗапросТоварОбменСделкаРынок 

   В прошлом деятели рынка учились понимать своих потребителей в процессе повседневного торгового общения с ними. Однако рост размеров фирм и рынков лишил многих распорядителей маркетинга непосредственных контактов со своими клиентами. Управляющим приходится все чаще прибегать к исследованию потребителей. Они тратят больше, чем когда-либо раньше, на изучение потребителей, пытаясь выяснить, кто именно покупает, как именно покупает, когда именно покупает, где именно покупает и почему именно покупает.

   Основной  вопрос: как именно реагируют потребители  на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применить? Фирма, по-настоящему разобравшаяся  в том, как реагируют потребители  на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы  и  т. п.,  будет  иметь  огромное преимущество  перед конкурентами. Именно поэтому и фирмы и научные работники тратят так много усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей.  

       Быстрое  развитие  оптовой   торговли  в  последние  годы  обусловлено

значительными тенденциями в современной экономике:

  • ростом массового производства товаров на крупных  предприятиях,  удаленных   от основных пользователей готовой продукции;
  • увеличением объемов производства впрок, а не  для  выполнения  конкретных   заказов;
  • увеличением числа уровней промежуточных производителей и пользователей;
  • обострением необходимости приспосабливать товары к нуждам промежуточных и    конечных  пользователей   с   точки   зрения   количества,   упаковки   и   разновидностей.
 
 
 

    1.Основные  категории маркетинга

   Сущность  системы маркетинга раскрывается через  совокупность социально-экономических  категорий, представленных на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Основные категории  маркетинга

1.Нужда - это испытываемое индивидуумом чувство нехватки чего-либо, необходимости чего-то. Нужды людей многообразны и сложны, и заложены в самой природе человека. Они могут быть классифицированы на:

    • физиологические нужды (пища, одежда, тепло, безопасность);
    • социальные нужды (духовная близость, влияние, привязанность);
    • личные нужды (знания, самовыражение).

  Каждый  из нас неоднократно переживал подобные чувства и, чем большее значение имела та или иная нужда, тем глубже оказывались переживания. Из подобной ситуации могут быть только два выхода - либо найти средство удовлетворяющее  нужду, либо подавить ее.  

2.Потребность - это специфическая форма удовлетворения нужды, соответствующая культурному уровню и личности индивида. Испытываемое многими в жаркую погоду чувство жажды может быть удовлетворено жителем России хорошим холодным квасом, Германии - пивом, экваториальных островов где-нибудь в Индийском океане - молоком кокосовых орехов и т.д.

  Общественный  прогресс способствует развитию потребностей его членов. В свою очередь производители  предпринимают целенаправленные действия по созданию товаров и продуктов, способных удовлетворять эти  потребности, а также стимулированию желания приобретать их. Потребности  людей практически безграничны, а вот возможности для их удовлетворения ограниченны. Часто главным ограничителем  выступают финансы, поэтому индивид  будет выбирать те товары, которые  доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. Возможность удовлетворить потребность  подводит нас к следующей базовой  категории запросу.  

  3. Запрос представляет собой потребность, подкрепленную покупательной способностью. Запросы конкретного общества или региона в конкретный момент времени могут определены с той или иной степенью точности. Для примера можно взять статистический справочник и посмотреть объемы потребления тех или иных продуктов или услуг. Однако запросы населения являются не вполне надежными показателями. Людям надоедают вещи, которые сегодня не в моде или они ищут разнообразия для того, чтобы отличаться от основной массы.  

  4.Товар - все, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

  Между потребностью и товаром могут  быть различные степени соответствия или между товар может приносить  потенциальному потребителю различную  степень удовлетворения.

  Все товары, удовлетворяющие нужду, называются товарным ассортиментом выбора. В  приведенном выше примере об удовлетворении жажды - квас, пиво, молоко кокосовых  орехов и будут ассортиментным выбором. Попадая в супермаркет и испытывая  целый комплекс нужд, связанных с  организацией какого-либо торжественного мероприятия мы сталкиваемся самыми различными вариантами товарного ассортимента выбора.

   

5.Обмен - акт получения от кого-либо желаемого объекта взамен чего-либо. Это наиболее цивилизованный способ удовлетворения нужды, хотя история знает и другие способы удовлетворения нужды - попрошайничество, воровство, собирательство или иной способ натурального самообеспечения.

Акта  цивилизованного обмена совершается  при наличии следующих необходимых  условий:

1. Наличие, по меньшей мере, двух  субъектов. 

2. Каждый субъект должен обладать  товаром, представляющим ценность  для другой стороны. 

3. Каждый субъект должен обладать  коммуникационными способностями  (возможностями) и обеспечить  доставку своего товара.

4. Каждый субъект должен быть  свободен в принятии решений  (согласиться или отказаться совершать  обмен).

5. Каждая сторона должна быть  уверена в целесообразности и  желательности отношений с другой  стороной.

Если  на все 5 условий дан положительный  ответ, то обмен становится реальным действием и приобретает характер сделки.

 

6.Сделка - коммерческий обмен ценностями между субъектами. Она может классической (денежной) и бартерной (обмен товарами или услугами в натуральной форме). Для совершения сделки также необходимо соблюдение определенных условий.

  К ним относятся: 

1. Наличие минимум двух ценностно  равнозначных объектов.

2. Согласованные условия заключения  сделки (цена, время, место, условия  поставки и т.д. ).

Местом  совершения сделок является рынок, который  прошел длинный исторический путь эволюционного  развития. Исходным моментом его становления  стал период осознания человеком  неэффективности полного самообеспечения  себя всеми необходимыми продуктами питания и домашнего обихода. Начав с децентрализованного  обмена люди в конце концов пришли к цивилизованному рынку.

 7.Рынок - это совокупность существующих (реальных) и возможных (потенциальных) покупателей товаров. Рынок - совокупность социально - экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и услуг.

 Становление и развитие рынка обусловлено  общественным разделением труда. Рынок  в маркетинге должен быть всегда конкретен  и иметь вполне определенные характеристики: географическое положение; покупательские потребности, порождающие соответствующий  спрос; емкость.

В зависимости от того, какие потребности  определили спрос на соответствующий  товар, могут быть выделены пять основных видов рынка:

    • потребительский рынок - (рынок товаров народного потребления) - совокупность отдельных лиц и домохозяйств, которые приобретают товары и услуги для личного потребления.
    • рынок производителей - (рынок товаров производственного назначения) -совокупность физических лиц, организаций и предприятий, приобретающих товары и услуги для дальнейшего их использования в процессе производства других товаров и услуг.
    • посреднический рынок - (промежуточных продавцов) - предприятия, организации и физические лица, приобретающие товары и услуги для дальнейшей перепродажи их с целью получения прибыли.
    • рынок государственных учреждений - государственные организации и учреждения, которые приобретают товары и услуги для осуществления своих функций
    • международный рынок - потребители товаров и услуг, находящиеся за пределами данной страны и включают физических лиц, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения.
 
 

2.Модель  покупательского  поведения

Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.

Потребители резко  отличаются  друг от  друга  возрастом,  уровнем  доходов  и образования,   склонностью   к   переездам   и   вкусами.   Деятели   рынка   сочли целесообразным  обособить различные группы потребителей и создавать товары и услуги, специально рассчитанные на удовлетворение нужд этих групп. Если сегмент рынка   оказывается   достаточно   большим,   некоторые   фирмы   могут   разработать отдельные  маркетинговые программы для  обслуживания и этого сегмента.

   В прошлом деятели рынка учились  понимать своих  потребителей в процессе повседневного торгового общения  с ними. Однако рост размеров фирм и  рынков лишил многих распорядителей маркетинга непосредственных контактов  со своими клиентами. Управляющим  приходится все чаще прибегать к исследованию потребителей. Они тратят больше, чем  когда-либо раньше, на изучение потребителей, пытаясь выяснить, кто  именно  покупает, как  именно  покупает, когда именно  покупает,  где  именно покупает и почему именно покупает. Основной вопрос: как именно реагируют  потребители на разные побудительные  приемы   маркетинга,   которые   фирма   может   применить?

     Фирма,   по-настоящему разобравшаяся  в том, как реагируют потребители  на различные характеристики  товара, цены,   рекламные   аргументы   и   т.п.,   будет  иметь   огромное  преимущество  перед  конкурентами. Именно поэтому и  фирмы и научные работники  тратят так много усилий на   исследование  зависимостей   между   побудительными   факторами   маркетинга   и ответной реакцией  потребителей. Отправной точкой  всех этих усилий является  простая модель, представленная  на рис. 2.1. На нем показано, что побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители проникают в «черный ящик» сознания покупателя и вызывают определенные отклики.

Рис. 2.1. Простая модель покупательского поведения

  На  рис. 2.2. эта же модель представлена в более развернутом виде. В левом прямоугольнике  побудительные факторы двух  типов.  Побудительные факторы маркетинга включают в себя четыре момента: товар, цену, методы распространения и стимулирования.

    Прочие раздражители  слагаются  из  основных  сил  и событий  из окружения   покупателя;   экономической,   научно-технической,   политической   и культурной   среды.  

  Пройдя   через  «черный   ящик»   сознания   покупателя,   все  эти раздражители  вызывают  ряд  поддающихся  наблюдению   покупательских  реакций, представленных в правом прямоугольнике: выбор товара, выбор марки, выбор дилера, выбор  времени покупки, выбор объема покупки. Побудительные  факторы маркетинга и прочие раздражители “Черный ящик”  сознания покупателя

Побудительные факторы маркетинга Прочие  раздражители "Черный  ящик" сознания  покупателя Ответные  реакции покупателя
Товар, цена, методы распространения, стимулирования сбыта Экономические, научно-технические политические и  культурные Характеристики  покупателя Процесс принятия решения покупателем Выбор товара, выбор марки, выбор дилера, выбор времени покупки, выбор  объекта покупки

Рис.2.2 Развернутая модель покупательского поведения

   Задача  деятеля рынка  понять, что происходит в «черном ящике»  сознания потребителя  между поступлением раздражителей  и проявлением откликов на них. Сам  «черный   ящик»   состоит   из   двух   частей.

   Первая         характеристики   покупателя, оказывающие основное

влияние на то, как  человек воспринимает раздражители и реагирует на них.

   Вторая  часть      процесс принятия покупательского решения, от которого  зависит результат.

   Потребители принимают свои решения не в вакууме. На совершаемые ими покупки большое  влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического порядка (см. рис. 2.3). В большинстве своем это факторы, не поддающиеся контролю со стороны деятелей рынка. 

 
Рис. 2.3. Характеристики покупателя

Факторы культурного уровня

Рассмотрим, какую роль играют культура, субкультура  и социальное положение покупателя.

КУЛЬТУРА. Культура  основная первопричина, определяющая потребности и поведение человека. Человеческое поведение - вещь в основном благоприобретенная. Ребенок усваивает базовый набор ценностей, восприятий, предпочтений, манер и поступков, характерный для его семьи и основных институтов общества.

СУБКУЛЬТУРА. Любая культура включает в себя более мелкие составляющие, или субкультуры, которые предоставляют своим членам возможность более конкретного отождествления и общения с себе подобными. Отдельные субкультуры со своими специфическими предпочтениями и запретами представляют собой религиозные группы, такие, как группы католиков, мормонов, пресвитериан, иудеев.

СОЦИАЛЬНОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ. Почти в каждом обществе существуют различные общественные классы. Общественным классам присуще несколько характеристик: 1) лица, принадлежащие к одному и тому же классу, склонны вести себя почти одинаково;

2) в зависимости от принадлежности  к тому или иному классу  люди занимают более высокое  или более низкое положение  в обществе;

3) общественный класс определяется  не на основе какой-то одной  переменной, а на основе занятий,  доходов, богатства, образования,  ценностной ориентации и тому  подобных характеристик принадлежащих  к нему лиц; 

индивиды  могут переходить в более высокий  класс или опускаться в один из нижних классов.

Факторы социального порядка

Поведение потребителя определяется также  и факторами социального порядка, такими, как референтные группы, семья, социальные роли и статусы.

РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ. -группы, оказывающие прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное  влияние на отношения или поведение  человека.Это группы, к которым  индивид принадлежит и с которыми он взаимодействует. Некоторые из этих коллективов являются первичными, и  взаимодействие с ними носит довольно постоянный характер. Это семья, друзья, соседи и коллеги по работе.

СЕМЬЯ. Сильное влияние на поведение  покупателя могут оказывать члены  его семьи. Семья наставляющая состоит  из родителей индивида. От них человек  получает наставления о религии, политике, экономике, честолюбии, самоуважении, любви. Деятелю рынка необходимо выяснить, чье именно мнение оказывается  весомее, когда речь идет о покупке  конкретного товара или конкретной услуги. Вот как чаще всего распределяется влияние каждого применительно к ряду товаров и услуг:

Информация о работе Основные категории маркетинга