Основные аспекты маркетинга образовательных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

В данной работе целью является исследование и определение уровня развития маркетинговых услуг в сфере образования.
На основе цели исследования в работе ставятся следующие задачи:
Изучение теоретических аспектов маркетинга образовательных услуг;
Анализ современного состояния рынка образовательных услуг в Нижегородской области и городе Нижний Новгород;
Анализ потребности в образовательных услугах в Нижнем Новгороде.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 50.14 Кб (Скачать)

Разработка  инструмента — анкеты требует  значительной квалификации. Обычные  ошибки связаны с типом вопросов, с включением вопросов, на которые  не могут ответить,  не хотелось бы отвечать или просто нельзя ответить и отсутствие таких, на которые важно  получить ответ. Форма вопроса (открытый или закрытый) требует разных ответов (собственного или выбранного из некоторого множества), а разного времени на обдумывание. Трудные или личные вопросы ставятся в конце анкеты.

Не менее значим выбор объектов опроса. Определяя ситуацию, связанную  с выбором школы, надо определиться, кто является обычно инициатором  принятия решения: отец, мать, учащийся или все трое. Далее следует  выявить, сколько людей надо опросить, чтобы выборка была обоснованной.

Для более глубокого ознакомления с методиками анкетирования и  принципами разработки анкет целесообразно  обратиться к отечественной литературе по социологии*).

Учитывая, что ответы на анкеты не всегда отражают истинные взгляды людей  или то, как бы они действовали  в действительности, вместо формального  опроса можно провести экспериментальное  исследование.

Экспериментальное исследование создает  ситуацию, в которой можно наблюдать  действительные причинно-следственные связи. Например, возрастет ли число  заявлений в Ваше учебное заведение, если в конце учебного года Вы устроите его презентацию в неформальной обстановке с приглашением всех классных руководителей 11-х классов школ района.

В конце лета можно будет сравнить, последовала ли за дружеским чаепитием  специальная работа учителей с выпускниками и увеличилась ли квота первокурсников из ближайшего района. Если не найдутся другие объяснения этому факту, можно  включить такие встречи в свой маркетинговый арсенал.

Разумеется экспериментальный  метод требует дополнительных затрат и хлопот, зато результаты его более  точны и достоверны.

Третья стадия маркетингового исследования — обработка полученной информации и предоставление ее администрации. В отчете должны содержаться: цель и основной вопрос исследования, текст вопросника и содержание эксперимента, характеристика объекта, количественные и качественные результаты, четкое представление и использование данных исследования и рекомендации к действию.

Четвертая система — аналитическая, она включает в себя ряд методик  для анализа маркетинговых данных и проблем. Для более точного  ответа на вопрос о том, что наиболее вероятно определяет выбор людьми Вашей  школы, а не соседней, сколько сегментов  рынка будет создано для новой  программы и т.п., можно применить  при наличии компьютеров ряд  математических моделей**) .

Выявление специфических маркетинговых  проблем Вашего учебного заведения  позволяет приступить к планированию маркетинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика современного состояния рынка образовательных услуг в Нижегородской области и городе Нижний Новгород

Предложение образовательных услуг в Нижегородской области осуществляют:

  • школы;
  • гимназии;
  • лицеи;
  • колледжи;
  • институты;
  • университеты,

а кроме того, множество различных предпринимательских фирм, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров.

Прежде  всего, это касается изучения иностранных  языков, работы с компьютером и  программным обеспечением. Также  предлагается обучение бухгалтерскому делу (для имеющих среднее образование), вождению, кройке и шитью.

Это связано  с возросшей потребностью в кадрах с данной квалификацией. Но в настоящее  время произошло насыщение рынка  данными специалистами, тем более  что уровень их квалификации не достаточно высок.

На данный момент в Нижегородской области произошел спад предложения образовательных услуг, предлагаемых предпринимательскими фирмами. Так как более высококвалифицированную подготовку дают высшие учебные и средне-технические заведения, которые имеют более подготовленную техническую и материальную базу и возможность развивать на ее основе непрерывное образование. То есть учащийся уже в старших классах школы может выбрать ВУЗ для получения дальнейшего образования. Поступая в старший класс определенного профиля, он получает дополнительную подготовку и преимущество для поступления в ВУЗ на выбранную специальность.

В Нижегородской области широко развита сеть репетиторства, как возможности дополнительного получения знаний по определенным предметам. Но на данном этапе потребность в высококвалифицированных специалистах в интеллектуальной области значительно спала. В то же время возрос спрос на средне-технические специальности (токарь; техник по ремонту разного рода оборудования; слесарь; электронщик и т. п.), но предложение данного рода специалистов значительно велико. Колледжи не справляются с возросшим спросом на данного вида специальности, так как не хватает средств и устарела техническая база. А так же многие из них перепрофилировали некоторые направления своей деятельности, ориентировав их на возросшие потребности рынка, возникшие в переходный период. Это заняло определенное количество материальных средств, которые в последствии, в связи с резким спадом, не принесли ожидаемого результата.

Следовательно, в настоящее время рынок образовательных  услуг характеризуется: предложение  образовательных услуг в области  высокоинтеллектуальных профессий. Но спрос на них спадает, что вызывает переизбыток молодых специалистов, которые не могут устроиться по данным специальностям.

Спрос на рабочие профессии заметно высок, но подготовленных кадров не хватает.

Выбор после  школьного образования зависит  еще и от государственной программы (специалисту с дипломом платят больше), а так же от пола (не желание служить  в армии), материального обеспечения (интеллектуальный труд более высокооплачиваемый).

 

 

 

 

 

2.1. Разработка технологии проведения маркетинговых исследований в различных секторах рынка образовательных услуг.

 

Маркетинговые исследования, проводимые той или  иной фирмой имеют две цели:

  1. Исследование существующего спроса и поиск путей для фирмы предложить свою продукцию на том или ином секторе рынка, а также поиск спроса на несуществующий пока товар или услугу и определение для себя возможности приложения своих сил в этой области.
  2. Оценка существующего положения фирмы и выявление ее слабых и сильных сторон.

Для достижения первой цели нужно выполнить следующую  последовательность действий:

  1. Определить сегмент рынка, на котором возможна реализация уже существующей услуги или возможно существование скрытого спроса.
  2. Выяснить социо-возрастные характеристики представителей данного сегмента рынка (возраст, уровень существующего образования, уровень дохода и т. п.).
  3. Провести маркетинговое исследование в той или иной форме для выяснения возможностей и желания представителей данного сегмента потребителей воспользоваться предлагаемыми факультетом услугами, или насколько этот сегмент готов к потреблению новой услуги, которую планируется ему предложить.

Для достижения второй цели лучшим способом будут  следующие действия:

  1. Выделить сегмент рынка, мнение которого планируется выяснить данным исследованием.
  2. Провести личную беседу или с каждым представителем выделенного сегмента, или с группой лиц, выражающих общее мнение.

При проведении любого маркетингового исследования лучшим будет личная беседа с человеком, мнение которого нужно узнать, особенно это важно на рынке образовательных  услуг, специфика которого заключается в непосредственном, личном контакте обучающегося и обучаемого, что делает очень важными психологические особенности того и другого. Поэтому для фирмы, специализирующейся в области оказания образовательных услуг, было бы весьма небезынтересным выяснить особенности психологии потребителей своей продукции на этапе предварительной встречи с клиентом, в данном случае во время проведения маркетингового исследования.

 

2.2 Анализ потребности в образовательных услугах в городе Нижний Новгород

В Нижнем Новгороде требуются, в основном, репетиторские услуги и услуги по дополнительной подготовке кадров.

Репетиторские услуги требуются школьникам, желающим продолжить свое образование в ВУЗах  города (так как школьная программа сильно отличается от требований в ВУЗах).

Услуги  по дополнительной подготовке кадров требуются предприятиям всех форм собственности, для дополнительной подготовке квалифицированных  специалистов в связи с внедрением новых технологий (обучение работе с ПО, с кассовыми аппаратами, дополнительное обучение, связанное  с лицензированием).

Так же требуется  дополнительное обучение для предпринимателей. Им требуются дополнительные знания по экономике, системе налогообложения, навыки работы на ПЭВМ, культуре делового общения и так далее.

Большой популярностью пользуются курсы, позволяющие  овладеть рабочей специальностью (парикмахер, модельер, дизайнер, водитель, столяр, электротехник и т. п.). Получение такой специальности дает возможность дополнительного заработка.

Основу  спроса на образовательные услуги, в большей степени, составляют выпускники школ и учащиеся 8-11 классов. Главным  фактором здесь является образование  как способ не попасть в армию, а так же получение диплома  об окончании высшего учебного заведения, дающего право на более высокую  категорию (а следовательно и заработную плату).

В последнее  время, в связи с развитием  рыночных отношений, начинает появляться спрос на новые виды образовательных  услуг, которого раньше не было.

Предъявителями  такого спроса являются люди, желающие получить дополнительное образование  в некоторой, вполне определенной области, или желающие получить дополнительную профессию, но получение которой не требует сравнительно высоких материальных и временных затрат.

Причиной  появления такого спроса являются особенности  рынка труда в рыночной экономике, а именно: конкуренция между работниками  за лучшее место работы и, соответственно, лучшую зарплату, и тенденция людей  по возможности быстрее переходить из одной сферы профессиональной деятельности в другую, если в ней  работник будет трудиться на более  выгодных условиях.

Первая  причина (конкуренция между работниками), заставляет служащих осваивать новые  для себя, но смежные со своей  основной работой профессии, т. е. расширять  поле своей профессиональной деятельности.

В этой области прежде всего нужно отметить спрос со стороны служащих на освоение компьютерной техники, связанный с повсеместным внедрением ее в делопроизводство, и невозможностью дальнейшей работы без навыков использования компьютера.

К этому  же виду спроса относится спрос на различные курсы бухгалтеров, секретарей, делопроизводителей, деловой этики  и т. п.

Основными заказчиками таких образовательных  услуг являются организации, направляющие своих работников на подобные курсы.

К образовательным  услугам такого рода можно отнести  всевозможные курсы, на которые направляются работники определенных организаций  сразу в большом количестве, т. е. курсы для целого коллектива, или  для группы лиц из разных отделов  или подразделений одного предприятия, занимающих одинаковые должности. Как  правило, такие курсы имеют разовый  или периодический характер, с  довольно длинным периодом. Проводятся они чаще всего силами специалистов самой фирмы, но иногда приглашаются посторонние преподаватели.

Вторая  причина (перелив рабочей силы) побуждает  различных людей, не удовлетворенных  своим нынешним положением, осваивать  новые для себя специальности  за достаточно короткий срок и тут  же начинать работать по полученной специальности  для скорейшего и максимального  занятия рыночной ниши, возникшей  в отношении специалистов такого рода.

В данном случае основными предъявителями спроса являются физические лица, а наиболее популярными специальностями в этим случае являются: парикмахер, массажист, водитель транспортных средств и т. п.

Основные  требования, которые они предъявляют  к подобного рода курсам:

  • небольшой срок обучения
  • небольшие затраты на обучение

Спрос на такие специальности появляется время от времени, в зависимости  от колебания рыночной конъюнктуры, в отличие от предыдущего вида спроса, который имеет достаточно стабильный характер, и с течением времени в нем меняются лишь требования к качеству образовательных услуг  и их содержанию.

 

 

 

 

 

Заключение.

Маркетинг образования - это  принципиально новая, поисковая  сфера маркетинга. Ему еще предстоит  складываться и формироваться как  научной, прикладной, а также как  учебной дисциплине. И во всех отношениях его ожидает немало трудностей.

Но не смотря на все возможные трудности, маркетинг в сфере образования представляется явлением весьма перспективным и по-своему уникальным, если рассматривать его не только как научную и прикладную, но одновременно и как учебную дисциплину. Во-первых, это одна из немногих учебных дисциплин, которую можно изучать на примере деятельности самого образовательного учреждения; во-вторых, она может и должна быть использована для повышения конкурентоспособности и в конечном итоге - для процветания самого образовательного учреждения; в-третьих, и это можно выделить как главное, маркетинг в сфере образования, в отличие от других сфер, позволяет рассчитывать, что он станет не только делом специалистов-маркетологов, но и войдет весомым компонентом в базовую подготовку и образовательно-культурную среду обучающихся поколений в целом.

Информация о работе Основные аспекты маркетинга образовательных услуг