Организация торговли на условиях франчайзинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование экономической сущности и определение эффективных путей использования франчайзинга.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
определить сущность услуг в маркетинге;
исследовать специфику маркетинговых исследований в сфере услуг;
проанализировать комплекс маркетинговых коммуникаций, рекомендаций по совершенствованию и стимулированию услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФРАНЧАЙЗИНГА 5
1.1. Экономическая суть франчайзинга, виды и методы его
распространения 5
1.2. Преимущества и недостатки франчайзинга 12
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ФРАНЧАЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМПАНИИ «INESSE M.PARIS» 16
2.1. Краткая характеристика компании «Inesse M. Paris» 16
2.2. Конкурентные преимущества компании 18
2.3. Описание франчайзингового предложения 21
РАЗДЕЛ 3. ФРАНЧАЙЗИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МИРЕ И
УКРАИНЕ 24
3.1. Мировой опыт франчайзинговой деятельности 24
3.2. Особенности франчайзинга в Украине 26
3.3. Перспективы и проблемы развития франчайзинга в Украине 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ))))) (Восстановлен).docx

— 96.80 Кб (Скачать)

    В настоящее время франчайзинг  стабильно и поступательно развивается. По некоторым оценкам, около 10 процентов  розничного товарооборота в мире обслуживается франшизными сетями. Согласно мировой статистике из всех франчайзинговых компаний около  половины сегодня составляют торговые фирмы, при этом действительно устойчиво  лидируют предприятия общественного  питания (18%) и магазины одежды (11%). Однако франчайзинг возможен практически  в любой отрасли. Международная  Ассоциация франчайзинга выделяет такие  отрасли  и сектора экономики: ремонт автомобилей; торговля книгами, детской одеждой; строительство; продажа продовольственных товаров и косметики; образование; услуги по трудоустройству; ресторанный и гостиничный бизнес; прачечные и услуги по уборке; частные почтовые ящики; фотостудии; риэлтерский бизнес; туризм и развлечения; прокат специального оборудования, а также многое другое.

     Франчайзинг получил признание во многих странах  мира. Анализ статистических данных таких  европейских стран как Великобритания, Германия, Франция, Италия, США показывает, что франчайзинг получает широкое  развитие и играет большую роль в  экономике этих стран. [8, с.35]

     Таблица 2.1

     Развитие  франчайзинга в зарубежных странах

Страна Количество  франчайзеров Количество  франчайзи Количество  рабочих мест Объем операций (млрд. $)
2005 2010 2005 2010 2005 2010 2005 2010
Великобритания 9665 918 54400 51300 516000 357000 - 19,1
Германия 15810 1130 57000 63100 547000 590000 22 25,4
Франция 853 1065 50630 54745 351000 400000 - 42
Италия 862 1098 51439 63199 98000 114813   16,58
США 3178 3500 950000 1100000 - 11000000 10000 15000

     Как видно из данных таблицы 2.1, наибольшее распространение франчайзинг приобрел в США.

    Именно  франчайзинг сделал малый бизнес крупнейшим источником доходов для  большинства наемных рабочих  и обслуживающего персонала Америки. Ежегодно прибыль от реализации продуктов  и услуг через сеть франчайзинговых  предприятий только в Соединенных  Штатах составляет более $ 760 млрд. Сегодня  в США каждые три компании из ста  являются франчайзами, но в то же время  доходы этих мизерных 3 % национального  бизнеса составляют 34 % от всех продаж на территории США. Франчайзинг в  сфере розничной торговли обеспечивает около 15 % ВВП США. По данным администрации  малого бизнеса США из 8 созданных  франшизных предприятий в течение  первых пяти лет только 1 прекращает свое существование.

    В Великобритании, где франчайзинг  стал практиковаться только в 70х годах, около 600 франчайзеров, имеющих более 30 000 франчайзов по всей стране, создали  более 260 000 рабочих мест. Годовой  оборот английских франчайзов в среднем  составляет от 6,5 до 7 миллиардов фунтов стерлингов. Во Франции, занимающей в  Европе третье место (после Великобритании и Германии) по количеству франчайзинговых  сетей, насчитывается более 600 франчайзеров и 30 тысяч франчайзи. [16, с.167]

    Всего в странах ЕС сейчас действует  около 4000 франчайзинговых сетей, в  которых трудится около 1,5 миллиона человек, а их годовой оборот превышает $ 120 млрд. Одним из наиболее показательных  примеров эффективной реализации франчайзинговой  технологии является сеть компании McDonald's, представленная на сегодняшний день более чем в 120 странах мира, более 3000 ресторанами, около 75 % (примерно 23 000) из которых находятся в управлении франчайзи. Также следует выделить сеть IKEA, все магазины которой (более 180 в более чем 60 странах) работают по франчайзинговым соглашениям. 

3.2. Особенности франчайзинга в Украине

    Для Украины франчайзинг является сравнительно новым явлением, тогда как в  промышленно развитых странах он практикуется веками, обеспечивая потребности  общества в разных услугах.

    По  данным Украинской ассоциации франчайзинга состоянием на октябрь 2010 года в Украине насчитывалось 190 франчайзингових компаний, которые сотрудничали с больше чем 2 тыс. франчайзи. В отраслевом разрезе или за сегментами рынка имеем такие данные: 25% франчайзингових предприятий - это предприятия общественного питания (фаст-фуды, рестораны); 20% -предприятия розничной торговли, как продовольственными, так и непродовольственными товарами; 12% -предприятия сферы услуг мобильная связь, парикмахерские, химчистки, спортклубы, турагенства; 8% -АЗС; 35% -предприятия других сфер (Рис. 1.1.) [17, с. 36]

    Рис.3.1.

      

    В зависимости от отношений франчайзера  и франчайзи самым распространенным типом франчайзинга в Украине является региональный франчайзинг. По схеме этого франчайзинга с украинскими франчайзи сотрудничает известная итальянская фирма-производитель одежды "Веtton". В частности, украинская компания "Арго Трейдинг", которая стала франчайзі итальянской фирмы "Веnetton", получила концепцию магазина и контракт на закупку товара и периодически выплачивает франчайзеру роялти.

    В гражданском кодексе Украины  предвиден также и другой вид  франчайзинга - субфранчайзинг. Кроме  того есть даже примеры практического  его использования в нашей  стране. В частности, компания "Михаил Воронин" разработала сублицензионный  пакет для производителей одежды по регионам. Этот пакет предусматривает, что для определенного региона  с помощью специальной методики рассчитывается минимальная квота  из реализации товара ТМ "Михаил Воронин". Если торговая структура в этом регионе  полностью покрывает эту квоту, то ей предоставляется эксклюзивное право регионального представительства. [5,с.67]

    В зависимости от сущности хозяйственных  отношений в Украине наиболее распространен производственный франчайзинг, особенно в производстве безалкогольных напитков. Чаще всего франчайзер предоставляет  своим франчайзи специальный ингредиент, без какого производства невозможно, и тем же бизнес между франчайзером и франчайзи не прекращается сразу после передачи оборудования и технология производства, а имеет долговременный характер. Франчайзи обслуживает клиентов, франчайзер обеспечивает производство ресурсами. По такой схеме на территории Украины работают компании "Соса Соlа", "Рерsісо" и другие, что продают концентраты и другие продукты, необходимые для производства, местным компаниям. Каждый из местных или региональных разливательных и упаковочных заводов является франчайзи от основной компании, они смешивают концентраты, предоставленные франчайзером, с другими ингредиентами и, придерживаясь определенной технологии, разливают в банки или бутылки и реализовывают изготовленную продукцию через систему местных распространителей.

    За  степенью развития правового поля франчайзинговые отношения в Украине относят именно к законодательно не подкрепленным. Специального закона относительно регулирования отношений франчайзинга в Украине еще нет, он находится в стадии разработки (на рассмотрение в Верховную Раду был подан Проект Закона Украины "О франчайзинге"). Отношения между субъектами франчайзингових взаимоотношений регулируются отдельными разделами Гражданского, Хозяйственного кодексов Украины [1; 2] и другими законодательными актами.

    В Украине франчайзингу отношения  являются наиболее распространенными  в общественном питании, розничной  торговле продовольственными и непродовольственными товарами, в сфере услуг. [6,с.45]

    Франчайзинг появился в Украине, прежде всего  благодаря иностранным компаниям. Тем не менее, масштабы использования  франчайзинга в украинской экономике  оставляют желать лучшего. Отчасти  это происходит из-за недостаточно полного представления предпринимателей и государственных органов о  тех перспективах и экономических  преимуществах, которые возникают  перед участниками франчайзинговых  отношений, в то время как франчайзинг способен решить многие экономические и финансовые проблемы как отдельных компаний и предпринимателей, так и государства в целом.

    Многие  наши предприятия располагают технологиями, которые помогают создавать качественный и необходимый потребителям продукт. И если раньше им не приходилось  искать способы и каналы реализации своего товара потребителю, то сейчас это уже стало насущной необходимостью.  И именно франчайзинг может помочь оперативно расширить рынки своего сбыта и при этом позволить  не вкладывать значительных объемов  средств. [3,с.90]

    Организация филиалов, собственных торговых или  производственных точек требует  значительных финансовых вложений. В  то время как франчайзинг позволяет  сэкономить капитал путем привлечения  капитала франчайзи. Основным вкладом  франчайзера здесь становится торговая марка, ноу-хау, технологии, а затраты  на непосредственную организацию бизнеса  лежат на франчайзи, в том числе  на содержание аппарата управления, содержание помещения и т.д. [11,с.281]

    С учетом украинской специфики особую роль приобретает финансовый фактор. В Украине начинающий предприниматель  с трудом может получить банковский кредит на развитие бизнеса. В то же время банки намного более  активно сотрудничают с франчайзи, особенно если франчайзер, будучи заинтересованной стороной, выступит в качестве гаранта  при получении кредитов или осуществлении  операции финансового лизинга.

    С учетом сложности и многосторонности франчайзинговых отношений обеим  сторонам особое внимание следует уделить  заключению договора, где следует  обозначить все возможные нюансы своего сотрудничества. В действующем  украинском законодательстве подобный договор носит название договора коммерческой концессии и регулируется главой 36 Хозяйственного  и главой 116 Гражданского  кодексов Украины. [10,с.229]

    Согласно  Гражданскому кодексу Украины договор  о коммерческой концессии необходимо регистрировать, что приводит к возникновению  бюрократических проволочек, учитывая, что отсутствует необходимая законодательная база. Например, в США только на федеральном уровне создано около сотни законов, так или иначе касающихся франчайзинга, в то время как в Украине отсутствует даже закон о франчайзинге.

    Тем не менее, несмотря на наличие отдельных  тормозящих факторов, франчайзинг в  Украине уже успешно развивается. Все больше предпринимательских кругов обращается к использованию этой эффективной формы ведения бизнеса. [10,с. 230]

    Однако  Украина отстает от других стран  по всем показателям развития данного  вида сотрудничества. Она отстает  даже от Дании абсолютного европейского аутсайдера, где 98 франчайзеров объединяют 2 тыс. франчайзи.

    Очевидно, что международные франчайзинговые  системы довольно неплохо приживаются  в Украине, и, что характерно, многим удалось это сделать в, казалось бы, совершено экономически непредсказуемый  период времени в начале 90х гг.

    В целом, по оценкам специалистов, количество потенциальных франчайзи (с учетом их финансовых и иных возможностей) составляет порядка 25 тыс. человек, готовых  приобрести франшизы, при условии, что  совокупные затраты на открытие франчайзингового бизнеса не будут превышать 100 тыс. долл. США. При этом отраслевая направленность включает в себя, как уже развивающиеся  в Украине направления, быстрое  питание, минипрачечные, химчистки, гостиничный  бизнес и т.д.

    Помимо  выше перечисленных отраслей, применение франчайзинга считается перспективным  на предприятиях пищевой промышленности, где имеется достаточный арсенал  производственных мощностей, а также  опытные людские ресурсы для  внедрения данной эффективной формы  сотрудничества. 

3.3. Перспективы и  проблемы развития  франчайзинга в  Украине

    По  оценке Минэкономики, на сегодня в  Украине подписано более ста  восьмидесяти франчайзинговых контрактов, треть которых затрагивает рынок  нефтепродуктов, еще четверть системы fast food. Крупнейшие франчайзоры — McDonald’s, «Баскин & Робинс», «ТНКУкраина», «ЛУКОЙЛУкраина», «Альянс», «Швидко», «Ростикс», «ХХI век», «1С: франчайзинг», American Clearens International, Uno momento.

    С определенной точки зрения можно  сказать, что франчайзинг находится  в Украине «вне закона», так как  закон «О франчайзинге» правительством разработан, но Верховной Радой пока не принят. Хотя не во всех странах этот вид деятельности регулируется специальным  законом, те попытки регулирования, которые были предприняты в Гражданском  и Хозяйственном кодексах Украины  являются недостаточными. [6,с.76]

Информация о работе Организация торговли на условиях франчайзинга