Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование экономической сущности и определение эффективных путей использования франчайзинга.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
определить сущность услуг в маркетинге;
исследовать специфику маркетинговых исследований в сфере услуг;
проанализировать комплекс маркетинговых коммуникаций, рекомендаций по совершенствованию и стимулированию услуг.
ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФРАНЧАЙЗИНГА 5
1.1. Экономическая суть франчайзинга, виды и методы его
распространения 5
1.2. Преимущества и недостатки франчайзинга 12
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ФРАНЧАЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМПАНИИ «INESSE M.PARIS» 16
2.1. Краткая характеристика компании «Inesse M. Paris» 16
2.2. Конкурентные преимущества компании 18
2.3. Описание франчайзингового предложения 21
РАЗДЕЛ 3. ФРАНЧАЙЗИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МИРЕ И
УКРАИНЕ 24
3.1. Мировой опыт франчайзинговой деятельности 24
3.2. Особенности франчайзинга в Украине 26
3.3. Перспективы и проблемы развития франчайзинга в Украине 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
В
настоящее время франчайзинг
стабильно и поступательно
Франчайзинг
получил признание во многих странах
мира. Анализ статистических данных таких
европейских стран как
Таблица 2.1
Развитие франчайзинга в зарубежных странах
Страна | Количество франчайзеров | Количество франчайзи | Количество рабочих мест | Объем операций (млрд. $) | ||||
2005 | 2010 | 2005 | 2010 | 2005 | 2010 | 2005 | 2010 | |
Великобритания | 9665 | 918 | 54400 | 51300 | 516000 | 357000 | - | 19,1 |
Германия | 15810 | 1130 | 57000 | 63100 | 547000 | 590000 | 22 | 25,4 |
Франция | 853 | 1065 | 50630 | 54745 | 351000 | 400000 | - | 42 |
Италия | 862 | 1098 | 51439 | 63199 | 98000 | 114813 | 16,58 | |
США | 3178 | 3500 | 950000 | 1100000 | - | 11000000 | 10000 | 15000 |
Как
видно из данных таблицы 2.1, наибольшее
распространение франчайзинг
Именно франчайзинг сделал малый бизнес крупнейшим источником доходов для большинства наемных рабочих и обслуживающего персонала Америки. Ежегодно прибыль от реализации продуктов и услуг через сеть франчайзинговых предприятий только в Соединенных Штатах составляет более $ 760 млрд. Сегодня в США каждые три компании из ста являются франчайзами, но в то же время доходы этих мизерных 3 % национального бизнеса составляют 34 % от всех продаж на территории США. Франчайзинг в сфере розничной торговли обеспечивает около 15 % ВВП США. По данным администрации малого бизнеса США из 8 созданных франшизных предприятий в течение первых пяти лет только 1 прекращает свое существование.
В Великобритании, где франчайзинг стал практиковаться только в 70х годах, около 600 франчайзеров, имеющих более 30 000 франчайзов по всей стране, создали более 260 000 рабочих мест. Годовой оборот английских франчайзов в среднем составляет от 6,5 до 7 миллиардов фунтов стерлингов. Во Франции, занимающей в Европе третье место (после Великобритании и Германии) по количеству франчайзинговых сетей, насчитывается более 600 франчайзеров и 30 тысяч франчайзи. [16, с.167]
Всего
в странах ЕС сейчас действует
около 4000 франчайзинговых сетей, в
которых трудится около 1,5 миллиона
человек, а их годовой оборот превышает
$ 120 млрд. Одним из наиболее показательных
примеров эффективной реализации франчайзинговой
технологии является сеть компании McDonald's,
представленная на сегодняшний день
более чем в 120 странах мира, более
3000 ресторанами, около 75 % (примерно 23 000)
из которых находятся в управлении
франчайзи. Также следует выделить
сеть IKEA, все магазины которой (более
180 в более чем 60 странах) работают
по франчайзинговым соглашениям.
3.2. Особенности франчайзинга в Украине
Для Украины франчайзинг является сравнительно новым явлением, тогда как в промышленно развитых странах он практикуется веками, обеспечивая потребности общества в разных услугах.
По данным Украинской ассоциации франчайзинга состоянием на октябрь 2010 года в Украине насчитывалось 190 франчайзингових компаний, которые сотрудничали с больше чем 2 тыс. франчайзи. В отраслевом разрезе или за сегментами рынка имеем такие данные: 25% франчайзингових предприятий - это предприятия общественного питания (фаст-фуды, рестораны); 20% -предприятия розничной торговли, как продовольственными, так и непродовольственными товарами; 12% -предприятия сферы услуг мобильная связь, парикмахерские, химчистки, спортклубы, турагенства; 8% -АЗС; 35% -предприятия других сфер (Рис. 1.1.) [17, с. 36]
Рис.3.1.
В зависимости от отношений франчайзера и франчайзи самым распространенным типом франчайзинга в Украине является региональный франчайзинг. По схеме этого франчайзинга с украинскими франчайзи сотрудничает известная итальянская фирма-производитель одежды "Веtton". В частности, украинская компания "Арго Трейдинг", которая стала франчайзі итальянской фирмы "Веnetton", получила концепцию магазина и контракт на закупку товара и периодически выплачивает франчайзеру роялти.
В
гражданском кодексе Украины
предвиден также и другой вид
франчайзинга - субфранчайзинг. Кроме
того есть даже примеры практического
его использования в нашей
стране. В частности, компания "Михаил
Воронин" разработала сублицензионный
пакет для производителей одежды
по регионам. Этот пакет предусматривает,
что для определенного региона
с помощью специальной методики
рассчитывается минимальная квота
из реализации товара ТМ "Михаил Воронин".
Если торговая структура в этом регионе
полностью покрывает эту квоту,
то ей предоставляется эксклюзивное
право регионального
В зависимости от сущности хозяйственных отношений в Украине наиболее распространен производственный франчайзинг, особенно в производстве безалкогольных напитков. Чаще всего франчайзер предоставляет своим франчайзи специальный ингредиент, без какого производства невозможно, и тем же бизнес между франчайзером и франчайзи не прекращается сразу после передачи оборудования и технология производства, а имеет долговременный характер. Франчайзи обслуживает клиентов, франчайзер обеспечивает производство ресурсами. По такой схеме на территории Украины работают компании "Соса Соlа", "Рерsісо" и другие, что продают концентраты и другие продукты, необходимые для производства, местным компаниям. Каждый из местных или региональных разливательных и упаковочных заводов является франчайзи от основной компании, они смешивают концентраты, предоставленные франчайзером, с другими ингредиентами и, придерживаясь определенной технологии, разливают в банки или бутылки и реализовывают изготовленную продукцию через систему местных распространителей.
За степенью развития правового поля франчайзинговые отношения в Украине относят именно к законодательно не подкрепленным. Специального закона относительно регулирования отношений франчайзинга в Украине еще нет, он находится в стадии разработки (на рассмотрение в Верховную Раду был подан Проект Закона Украины "О франчайзинге"). Отношения между субъектами франчайзингових взаимоотношений регулируются отдельными разделами Гражданского, Хозяйственного кодексов Украины [1; 2] и другими законодательными актами.
В Украине франчайзингу отношения являются наиболее распространенными в общественном питании, розничной торговле продовольственными и непродовольственными товарами, в сфере услуг. [6,с.45]
Франчайзинг
появился в Украине, прежде всего
благодаря иностранным
Многие
наши предприятия располагают
Организация
филиалов, собственных торговых или
производственных точек требует
значительных финансовых вложений. В
то время как франчайзинг
С учетом украинской специфики особую роль приобретает финансовый фактор. В Украине начинающий предприниматель с трудом может получить банковский кредит на развитие бизнеса. В то же время банки намного более активно сотрудничают с франчайзи, особенно если франчайзер, будучи заинтересованной стороной, выступит в качестве гаранта при получении кредитов или осуществлении операции финансового лизинга.
С
учетом сложности и многосторонности
франчайзинговых отношений
Согласно Гражданскому кодексу Украины договор о коммерческой концессии необходимо регистрировать, что приводит к возникновению бюрократических проволочек, учитывая, что отсутствует необходимая законодательная база. Например, в США только на федеральном уровне создано около сотни законов, так или иначе касающихся франчайзинга, в то время как в Украине отсутствует даже закон о франчайзинге.
Тем
не менее, несмотря на наличие отдельных
тормозящих факторов, франчайзинг в
Украине уже успешно
Однако Украина отстает от других стран по всем показателям развития данного вида сотрудничества. Она отстает даже от Дании абсолютного европейского аутсайдера, где 98 франчайзеров объединяют 2 тыс. франчайзи.
Очевидно,
что международные
В целом, по оценкам специалистов, количество потенциальных франчайзи (с учетом их финансовых и иных возможностей) составляет порядка 25 тыс. человек, готовых приобрести франшизы, при условии, что совокупные затраты на открытие франчайзингового бизнеса не будут превышать 100 тыс. долл. США. При этом отраслевая направленность включает в себя, как уже развивающиеся в Украине направления, быстрое питание, минипрачечные, химчистки, гостиничный бизнес и т.д.
Помимо
выше перечисленных отраслей, применение
франчайзинга считается перспективным
на предприятиях пищевой промышленности,
где имеется достаточный
3.3. Перспективы и проблемы развития франчайзинга в Украине
По
оценке Минэкономики, на сегодня в
Украине подписано более ста
восьмидесяти франчайзинговых контрактов,
треть которых затрагивает
С определенной точки зрения можно сказать, что франчайзинг находится в Украине «вне закона», так как закон «О франчайзинге» правительством разработан, но Верховной Радой пока не принят. Хотя не во всех странах этот вид деятельности регулируется специальным законом, те попытки регулирования, которые были предприняты в Гражданском и Хозяйственном кодексах Украины являются недостаточными. [6,с.76]
Информация о работе Организация торговли на условиях франчайзинга