Организация службы маркетинга на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

В сегодняшнем сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге. Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы.
Термин «маркетинг» возник на рубежеХ1Х – ХХ столетий. В основу концепции маркетинга положены идеи удовлетворения нужд потребителей.
Маркетинг – одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка: руководителей предприятий, менеджеров, работников сбыта, рекламы, а также организаторов производства новых товаров.

Работа содержит 1 файл

Маркетинг.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

    
 
 

       Самой распространенной схемой является функциональная организация службы маркетинга. В этом случае специалисты по маркетингу руководят разными видами (функциями) маркетинговой деятельности. Они подчиняются вице -  президенту по маркетингу, который координирует их работу. 

 

 На  данной схеме представлены пять  таких специалистов: управляющий  службой маркетинга, управляющий  службой рекламы и стимулирования сбыта, управляющий службой сбыта, управляющий службой маркетинговых исследований и управляющий по новым товарам. Кроме них, могут быть еще управляющий службой обслуживания клиентов, управляющий службой планирования маркетинга и управляющий службой товародвижения.

      Основным достоинством функциональной организации является простата управления. Подобную структуру имеют маркетинговые службы небольших предприятий, работающих с узким товарным ассортиментом, отличающихся определенной однородностью, стабильностью. С другой стороны, по мере роста товарного ассортимента и рынков предприятий эта схема все больше и больше теряет свою эффективность. Становится все труднее разрабатывать особые планы для каждого отдельного рынка или товара, а также координировать маркетинговую деятельность предприятия.

      Однако такой тип структуры  службы маркетинга имеет недостатки:

    - отсутствие специальных подразделений  по продукту и затрудненность  непосредственного контроля за  процессами разработки нового  товара, его создания и внедрения на рынок приводят к замедлению обновления ассортимента выпускаемых изделий, соответствующих запросам конечных потребителей;

    -  из-за отсутствия специальных  подразделений по конкретным  региональным сегментам рынка  реакция на требования потребителей  и изменения рыночных условий замедленна;

     -  затруднено решение вопросов  финансирования маркетинговых мероприятий  и др.

       Организация по региональному принципу. В компаниях, на предприятиях, торгующих по всей территории страны, подчиненность продавцов нередко приобретает форму организации по региональному или географическому принципу. Организация маркетинговых служб по региону характерна для предприятий по немногочисленным, неоднородным, с четко очерченными границами рынка. 

 
 

   При организации по региональному принципу торговые агенты могут жить в пределах обслуживаемых ими территорий, лучше узнавать своих клиентов и эффективно работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды. Такая структура службы маркетинга предприятий позволяет добиваться успехов в проведении комплексной и дифференцированной рыночной политики, обеспечивать тесную зависимость процессов разработки новых товаров от требований конечных потребителей конкретных рынков, координировать всю рыночную стратегию предприятия. Региональная структура дает преимущества предприятиям, осуществляющим широкую сбытовую и производственную деятельность за рубежом.

     Однако она предъявляет особые  требования к характеру производимых  предприятием товаров. Товары должны быть однородны и удовлетворять однородным требованиям потребителей различных сегментов в регионе  (часы, автомобили, сельхозтехника, универсальные станки и проч.) или быть взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми. Товары не должны подвергаться изменениям конъюнктуры и сезонности или отличаться значительной инновационностью.

      Чаще всего это товары, пользующиеся  стабильным спросом у значительных  групп населения и продающиеся  через широкую сеть посредников,  покрывающих своей деятельностью  весь регион.

      Региональная или географическая  структура построения маркетинговых  служб имеет и недостатки:

     - децентрализация и дублирование  ряда функций маркетингового  управления;

    - затрудненность  координации по  товарам и функциям, расчлененность товарной политики по рыночным регионам;

    - недостаточная эффективность для  наукоемких, в значительной степени  подверженных инновации товаров, а также для предприятий с широкой, многоассортиментной номенклатурой.

       Организация по товарному производству. Предприятия с широкой номенклатурой и разнообразием марочных товаров используют организацию по товарному или товарно – марочному производству. Организация по товарному производству не заменяет функциональной организации, а является еще одним уровнем управления. Всем товарным производством руководит управляющий по товарной номенклатуре, которому подчиняются несколько управляющих по группам товаров, которым в свою очередь подчиняются управляющему по товару, ответственные каждый за производство своего конкретного. 
 

 
 

       Каждый управляющий по товару  самостоятельно разрабатывает собственные  производственные планы, следит  за их выполнением, контролирует  результаты, а при необходимости  и пересматривает эти планы.

        Организация по товарному производству оправдывает себя в тех случаях, когда выпускаемые фирмой изделия резко отличаются друг от друга и разновидностей этих товаров так много, что при функциональной организации маркетинга управлять всей этой номенклатурой уже не под силу.

       У организации по товарному  производству есть ряд преимуществ.  Во-первых, управляющий по товару  координирует весь комплекс маркетинга  по этому изделию. Во-вторых, управляющий  по товару может быстрее отдельных  специалистов реагировать на возникающие на рынке проблемы. В-третьих, не обойдены вниманием и более мелкие, второстепенные по значению марочные товары, поскольку производством каждого из них руководит собственный управляющий. В-четвертых, управление производством товара – прекрасная школа для молодых руководителей, ибо на этой работе они вовлекаются почти во все сферы оперативной деятельности фирмы.

      Однако преимущества эти связаны  и с издержками. Во-первых, система  управления по товарному производству  порождает ряд конфликтов и разочарований. Нередко управляющие по товарам не обладают достаточными правами для эффективного исполнения своих обязанностей. Во-вторых, становясь экспертами во всем, что касается их изделия, управляющие по товарам редко становятся специалистами в функциональных областях деятельности. В-третьих, система, управления по товарным производствам часто обходятся дороже, чем первоначально предполагалось, из-за возросших расходов на оплату труда большего числа работников.

      Маркетинг конкретного товара  в последнее время приобретает большее значение потому, что в странах развитого рынка дифференциация товара становится одним из главных факторов конкурентной борьбы. В этой связи важной является деятельность управляющего по товару. Круг его обязанностей на разных предприятиях неодинаков, тем не менее можно отметить его основные функции:

   - составление плана и бюджета  маркетинга своего товара;

   - прогнозирование возможных изменений  на рынке товара;

   - сбор информации и изучение  деятельности конкурентов;

   - координация деятельности всех подразделений предприятия, влияющих на маркетинг конкретного товара;

   - контроль за соотношением цен  и соблюдением статей бюджета;

   - введение новых товаров и снятие с производства старых.

     Следует отметить, что в зависимости от конкретных условий деятельности предприятия эти функции могут быть несколько иные. Ответственность за маркетинг должна лежать на управляющем по товару в тех случаях, когда покупательские привычки определяются характером товара и аналогичны для всех категорий промышленных покупателей и конечных потребителей. Если же можно сгруппировать различия в потребностях и привычках отдельных групп потребителей, последние могут рассматриваться как различные рынки.

     Для предприятий, продающих свою  продукцию на разных рынках, где наблюдаются неодинаковые товарные предпочтения, а товары требуют специфического обслуживания, целесообразна организация маркетинга по рынкам. 

 
 
 
 
 

     Рынком может выступать отрасль промышленности либо сегмент однородных покупателей. Введение должности управляющего по рынкам ставит запросы покупателей в центр внимания. Основные рынки закрепляются за управляющими по рынкам, последние сотрудничают со специалистами функциональных подразделений в разработке планов по различным направлениям функциональной деятельности.

      Как система управления маркетинг  требует значительной гибкости, адаптивности, оперативности принятия  решений, соответствующего организационного  построения управленческих служб  и периодической их реорганизации, в частности формирования целевых рабочих групп, когда подразделения создаются для решения конкретной задачи на определенный срок и по ее выполнению трансформируются. Целевые группы отличаются большой гибкостью. Гибкость и адаптивность организационных структур маркетинговых служб обеспечиваются также регламентацией прав, обязанностей, компетенции отдельных подразделений, а также их соответствием долгосрочной стратегии предприятия. Однако слишком детальное и тщательное распределение обязанностей по секторам и отделам препятствует решений в высших эшелонах управленческого аппарата, удлиняет его процедуру.

       Маркетинговые структуры могут  считаться гибким только в  том случае, если они способны  менять свои организационные  формы при изменении стратегии предприятия. Организационные перестройки могут быть быстрыми и без снижения эффективности работы предприятия, если способность к изменениям заложена в самой структуре. Для того чтобы маркетинговые службы были гибкими, предприятия должны постоянно располагать текущий информацией о внутреннем состоянии дел и внешней среде, которая представлена демографическими, экономическими, природными, техническими, политическими и культурными факторами.

       При организации построения маркетинговых  служб важно обеспечить прямую и обратную связь между маркетинговыми и функциональными службами общего управления предприятия.

       При прочих равных условиях  чем проще структура, чем меньше  уровней управления и количество  координационных  и центральных  служб, тем мобильнее система управления и тем выше шанс на успех.

         При организации маркетинговой  службы предприятия необходимо  соблюдение следующих принципов  построения.

- Единство  целей. Базовыми целями являются: объем продаж, прибыль, отношение прибыли к объему продаж, доход на одну акцию, доля предприятия на рынке, структура капитала ( т.е. доля субсидированного капитала ). При этом цели не должны исключать друг друга.

- Простата  маркетинговой структуры. Простата  и четкость построения организационной структуры способствует более легкому приспособлению к ней персонала предприятия и, следовательно, активному участию в реализации целей.

-  Эффективная  система связей между подразделениями,  обеспечивающая четкую передачу  информации. Система связей должна обязательно иметь обратную связь.

  -  Принцип единого подчинения. Служащий  должен получать приказы только  от одного начальника. Для совокупности  выполняемых функций, имеющих  одну и ту же цель, должен  быть один руководитель.

  -  Малозвенность маркетинговой структуры. Чем меньшим количеством звеньев характеризуется структура, тем менее длительной оказывается передача информации снизу вверх и распоряжений дирекции сверху вниз.

    Координацию ответственности должно  осуществлять высшее руководство  службы маркетинга.

     Следует отметить, что организация  службы маркетинга на предприятии  – это не формальное, а прежде  всего рыночная переориентация  в его деятельности, переход от  традиционной ориентации на требования  производства к ориентации на  требования рынка. 
 
 
 
 
 

            Маркетинговая служба в «Уинском  Почтампте»  Почты России. 
 
 

    «Уинский  Почтампт» является  государственным предприятием, который  является структурным предприятием  Почты России. До 2000  года он  являлся

Информация о работе Организация службы маркетинга на предприятии