Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:43, курсовая работа
Целью данной работы является определение актуальных направлений развития отрасли на основе проведенной работы.
Объект исследования – предприятие легкой промышленности.
Предметом исследования является организация и проведение комплексных маркетинговых исследований на примере белорусской компании. Реализация поставленной цели предопределила необходимость решения следующих задач:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….1
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОМПЛЕКСНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА БЕЛОРУССКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ…………….3
1.1.Понятие, цели и задачи маркетинговых исследований………………...3
1.2.Инструментарий маркетинговых исследований………………………..5
1.3.Организационные формы проведения маркетинговых исследований……………………………………………………………………..9
2.ИЗУЧЕНИЕ ОТРАСЛИ И КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ УСПЕХА…….12
2.1.Характеристика кожевенно-обувной отрасли………………………….12
2.2.Типичные направления маркетинговых исследований………………13
2.3. Ключевые факторы успеха отрасли…………………………………….14
3.РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ СООО «МАРКО»……………………17
3.1.Общая характеристика СООО «Марко»………………………………..17
3.2.Проведение маркетинговых исследований на предприятии: опрос и наблюдение……………………………………………………………………...19
3.3.Использование результатов маркетингового исследования…………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………….………...…..28
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………
Знание отрасли позволяет сформулировать представление о ключевых факторах успеха в данной отрасли с помощью ответов на следующие вопросы.
Из содержания этих вопросов видно, что главное в исследовании ключевых факторов успеха отрасли – это понимание специфических рыночных механизмов с позиций угрозы конкуренции.
Рассмотрены вопросы оценки конкурентоспособности и ключевые факторы успеха для предприятий кожевенно-обувной отрасли легкой промышленности, определены важнейшие задачи повышения конкурентоспособности продукции. Основными движущими силами в отрасли являются:
3.РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ СООО «МАРКО»
3.1. Общая характеристика СООО «Марко»
Совместное общество с ограниченной ответственностью «Марко»- это крупнейший производитель высококачественной мужской, женской и детской обуви клеевого и литьевого метода крепления с верхом из натуральной кожи, обуви, которая соединила высокий комфорт, удобство, долгий срок эксплуатации с ее внешней привлекательностью. За время работы предприятия им произведено в общей сложности более 20 млн. пар обуви. Коллекция обуви под товарным знаком «Марко» насчитывает в настоящее время более тысячи моделей. Технологический процесс осуществляется на самом современном оборудовании известных европейских фирм «DESMA», «PFAFF», «USM», «FORTUNA», «CERIM», «LIEBROCK», «BIMA», «SCHON».
За сравнительно небольшой срок — 17 лет — совместное общество с ограниченной ответственностью «Марко» стало самым заметным игроком на обувном рынке Беларуси. За эти годы компания инвестировала в развитие своих производств десятки миллионов долларов. Только на начальном этапе на покупку оборудования было направлено более 5 млн. немецких марок. Еще 2,5 млн. долларов прямых инвестиций было вложено в создание предприятия «Сан Марко», которое специализируется на выпуске детской обуви.
В начале производственной деятельности производилось всего несколько моделей мужской обуви, выпуск в месяц составлял порядка 5,5 тыс. пар обуви. Но уже в 1994 году было выпущено 320 тыс. пар обуви, в 1995-м — 540 тыс. пар. Сегодня в компанию «Марко» входит три обувных предприятия. Совместно СООО «Марко», СООО «Сан Марко» и ОАО «Красный Октябрь» производят около 3 млн. пар обуви в год. СООО «Марко» укомплектовано более чем 1 тыс. единиц основного технологического и вспомогательного оборудования. С ростом производства создавались и новые рабочие места. Вначале их было всего несколько десятков, теперь же на обувных предприятиях компании «Марко» работает уже около 2,6 тыс. человек [12].
Предприятия компании обладают высоким экспортным потенциалом. Более 50 % всей продукции экспортируется.
Компания “Марко” крупнейший
производитель
Среди многочисленных наград предприятия – Золотая медаль и 2 почетных Серебряных медали в профессиональной номинации Национального конкурса «Брэнд года». Пятый год подряд по результатам международного фестиваля-конкурса «Выбор года» СООО «Марко» становится «Отечественным производителем обуви №1» в Беларуси. Из года в год предприятие побеждает в конкурсах «Лучшие товары Республики Беларусь» и «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке лучших товаров России». В 2007 году СООО «Марко» успешно прошло сертификацию на соответствие работы предприятия международным стандартам серии СТБ ИСО 9001-2001. Это значит, что система менеджмента качества производства обуви, действующая на предприятии, соответствует принятым мировым нормам. По результатам работы, предприятию присуждена Премия Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества. Не случайно и то, что СООО «Марко» стало первым предприятием Беларуси, получившим статус «добросовестного участника внешнеэкономической деятельности» [13].
Фирменная сеть «Марко», пожалуй,
самая большая среди
Ежегодный выпуск и успешная реализация порядка 3 млн. пар обуви в год позволяет компании «Марко» прочно удерживать лидерство не только среди белорусских, но и всех других производителей данной продукции на постсоветском пространстве.
3.2. Проведение маркетинговых исследований на предприятии: опрос и наблюдение
Спрос на обувь обусловлен потребительскими предпочтениями, где решающими являются не объективные характеристики, а субъективное восприятие свойств обуви – покупательская ценность, состоящая из ряда компонентов.
Поэтому важно установить, по каким критериям оценивает и приобретает покупатель обувь с желаемой для него комбинацией свойств, а также определить портрет данного потребителя.
С этой целью был проведен опрос в форме анкетирования. Анкета представлена в Приложении Б.
Метод опроса основан на
получении информации от респондентов,
которые отвечают на задаваемые им
вопросы. Респондентам предлагается множество
вопросов об их покупательском поведении,
намерениях, отношениях, осведомленности,
мотивации, демографических
Опрос показал, что
значимость показателей,
Опрос охватил 20 респондентов – как женщин, так и мужчин. Распределение респондентов по половому признаку, возрасту и социальному положению представлено в Приложениях В, Г и Д.
Из данных, представленных данных диаграммах следует, что большинством покупателей обуви фирмы «Марко» являются женщины, что составляет 75%.
Основную массу покупателей составляют служащие в возрасте от 35 до 44 лет и пенсионеры. Это вызвано многими факторами. В первую очередь, конечно, это доступность обуви фирмы «Марко» по сравнению с не отечественными производителями, а также удобство и качество, ведь почти вся обувь производится из натуральной кожи. А это очень ценится людьми в возрасте.
В ходе опроса было выявлено, с какой периодичностью респонденты приобретают обувь. Частота приобретения обуви фирмы «Марко» представлена в Приложении Е.
Респонденты отвечали, что покупают обувь данной фирмы не очень часто. С периодичностью раз в полгода и один раз в год так ответили 45% и 40% респондентов, соответственно.
При этом было выявлено, что покупки обуви совершаются в определенные дни недели. Чаще всего опрошенные занимаются покупкой обуви в выходные дни - 65%, хотя некоторые не упускают шанс зайти в магазин после работы или в обеденное время. Так считают 25% покупателей (Приложение Ж).
Для людей старше 35
лет – качество, цена, обслуживание
имеют большее значение, чем для
возрастной группы до 25 лет, для
которых более важно
Для определения потребительского поведения при покупке обуви следует знать мотивы приобретения (Приложение З).
Чаще всего покупатели покупают обувь в виду острой необходимости или начала нового сезона, так отвечали 45 и 40% опрошенных, соответственно. Остальные 15% респондентов склонны купить обувь в момент скидок или из-за просто понравившейся модели.
При этом на окончательный выбор влияют такие факторы как цена, качество, марка, страна-производитель и стиль (Приложение К).
Цена играет решающую роль при покупке, так ответили 30% респондентов, хотя немаловажное значение имеют качество и страна-производитель.
Большое влияние при покупке на респондентов оказывает информация, полученная от родственников и знакомых – 45%, такой вид рекламы как «реклама по ТВ» влияет только на 5% опрошенных, абсолютно не влияет реклама по радио и в прессе – 0%, и 50% респондентов считают, что на их выбор ничего не влияет.
При выборе обуви для опрошенных важно мнение: родственников – 40%, 15% прислушиваются к мнению друзей, 5% - к мнению продавца, а остальные 40% респондентов опираются только на свое мнение.
В процессе опроса было выявлено, что большинство опрошенных (65%) - не следят за сезонными изменениями моды для обуви, и только 35% обращают на это внимание. Причем к первой группе относятся респонденты в основном старше 35 лет, а среди более молодых респондентов нет постоянства во мнениях.
О предпочтениях в материалах для обуви респонденты ответили, что больше предпочитают покупать обувь из натуральной кожи, так ответили 70% респондентов. Хотя некоторые из них при понравившейся модели могут и не придерживаться этого принципа. 25% опрошенных выбирают замшу, 5% - нубук. Никто из опрошенных покупателей не склонен к выбору обуви из заменителей кожи или других материалов (Приложение Л).
На вопрос: Покупаете ли Вы обувь отечественных производителей? - 85% респондентов ответили положительно, что свидетельствует о том, что отечественные предприятия обуви смогли завоевать доверие среди населения и пользуются популярностью у них и лишь 15% - отрицательно, предпочитая приобретать обувь других производителей.
90% респондентов ответили положительно на вопрос : «Знаете ли Вы предприятие «Марко»?», что является положительным результатом для предприятия.
Торговая марка “Марко” у большинства респондентов ассоциируется с обувью и качеством (Приложение М).
Цена на продукцию “Марко” устраивает 70% опрошенных, для них она является средней, у 30% - она является достаточно высокой и они желали бы видеть ее чуть ниже.
На вопрос «Достаточно
ли магазинов обуви и
Предложений для обувного предприятия «Марко» поступило
множество, но наиболее популярными являются усовершенствовать дизайн (30%), открыть больше фирменных магазинов не только в столице и крупных городах (25%), нехватка ассортимента (20%), качество продукции, цены, наличие каталогов продукции, увеличение объемов поставок в магазины и не хватает рекламы - 5% опрошенных. Предприятию эти желания следовало бы учесть для того чтобы не потерять имеющихся клиентов и приобрести новых.
Целью данного исследования было: