Организационные структуры управления торгово-посреднической деятельностью. Классификационные признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Многолетний опыт деятельности как крупных, так и средних, и малых промышленных и коммерческих структур за рубежом показал, что конечный эффект от использования посредников, осуществляющих связь производителя с потребителем товаров и услуг, значительно выше, чем создание производителем собственной сбытовой сети.
Оценивая значение посредников, следует также учитывать, что они становятся практически незаменимым инструментом при использовании экспортером или импортером отдельных специфических форм сбыта, например биржевой торговли, участия в международных торгах (тендерах) на машины, оборудование и объекты капитального строительства, при торговле патентами и лицензиями.

Работа содержит 1 файл

курсовая коммерческая деятельность.docx

— 58.39 Кб (Скачать)

Введение

Экономические реформы, проводимые в  Российской Федерации, сделали доступным  выход на внешнеэкономическую арену  предприятий всех форм собственности, что создало определенные предпосылки  для расширения зарубежной предпринимательской  деятельности российских граждан и  предприятий и значительного  повышения ее эффективности. Существенно  усложнились и стали разнообразнее  формы хозяйственного использования  зарубежных  фирм. В зависимости  от поставленных целей может быть создана зарубежная  фирма со всевозможными профилями: от агентских  и посреднических предприятий, до фирм, занимающихся производством и сбытом промышленной продукции.

В общем смысле под торгово-посредническими  операциями понимаются операции, связанные  с куплей/продажей товаров и выполняемые  по поручению поставщика (производителя) или экспортера/ импортера независимым  от него торговым посредником на основе заключенного между ними соглашения и отдельного поручения.

Практически невозможно найти  область коммерческой деятельности, связанной с обменом товарами и услугами, в которой посредники не играли бы решающей роли. Число посредников в промышленно развитых странах достигает десятков, а то и сотен тысяч. Посреднические услуги может оказывать и одно физическое лицо, и гигантские компании типа японских сого-сеся, годовые обороты которых сопоставимы с внешнеторговым оборотом России.

Через торговых посредников  проходит реализация на мировом рынке  подавляющего объема целых товарных групп машин и оборудования, многих видов сырья, основных полуфабрикатов, готовых изделий, продуктов питания, товаров широкого потребления. Например, по оценкам различных экспертов, свыше двух третей машинотехнических  изделий и оборудования, вовлекаемых  в международный оборот, реализуется  с помощью торговых посредников. В целом, по современным оценкам, более половины международного торгового  обмена осуществляется при содействии или при непосредственном участии  независимых от производителей и  потребителей товаров и услуг  торгово-посреднических фирм, организаций  и отдельных лиц. С учетом внутренней торговли, часто являющейся продолжением торговли внешней, доля посредников  в торговом обмене между производителями  и конечными потребителями еще  выше и составляет, по нашим подсчетам, не менее 90% совокупного всемирного обмена товаров и услуг.

Большая роль посредников  характерна для торговли как товарами массового спроса, так и изделиями, спрос на которые весьма ограничен  в силу их специфики. Часто без  посредников не обходится и сбыт уникальных товаров, когда на мировом  рынке действуют всего один производитель-монополист и два-три конечных потребителя.

Многолетний опыт деятельности как крупных, так и средних, и  малых промышленных и коммерческих структур за рубежом показал, что  конечный эффект от использования посредников, осуществляющих связь производителя  с потребителем товаров и услуг, значительно выше, чем создание производителем собственной сбытовой сети.

Оценивая значение посредников, следует также учитывать, что они становятся практически незаменимым инструментом при использовании экспортером или импортером отдельных специфических форм сбыта, например биржевой торговли, участия в международных торгах (тендерах) на машины, оборудование и объекты капитального строительства, при торговле патентами и лицензиями.

Таким образом, необходимость и эффективность торгово-посреднического звена при осуществлении экспортно-импортных операций вполне очевидна.

 

 

 

 

  1. Организационные структуры управления торгово-посреднической деятельностью. Классификационные признаки.

 

Организационная структура  управления — совокупность отделов  и служб, занимающихся построением  и координацией функционирования системы  управления, разработкой и реализацией  управленческих решений.

Структура управления должна отражать цели и задачи организации, функциональное разделение труда и  объем полномочий работников управления с учетом ограничений внутренней и внешней среды.

Построение организационной  структуры основано на функциях управления и определяется принципом первичности  функций и вторичности органа управления, имея характер пирамиды, т.е. содержит несколько уровней управления. Чем выше уровень управления, занимаемый руководителем, тем меньше его работники  заняты решением конкретных технических  задач и тем больший удельный вес в структуре рабочего дня  работников занимает решение вопросов по оценке перспектив развития производства, выработке тактики и стратегии  управления.

Организационная структура управления оптово-посреднического звена представляет совокупность взаимосвязанных и  взаимозависимых элементов, функционирующую  как единая динамичная система и  нацеленную на удовлетворение многочисленных потребителей рынка с одновременным  получением намеченных доходов. Основными  составными элементами структуры являются органы управления, внутренние структурные  подразделения с исполнителями, которые придают формальной структуре  подвижный характер. Важно при  создании и развитии организационных  структур постоянно следовать основным принципам их построения. При этом все звенья структуры, количество исполнителей должны быть оптимальными, исключающими параллельное дублирование, а созданные  структуры – гибкими, мобильными с оперативной адаптацией к многочисленным непредсказуемым рыночным изменениям, и ритмично без сбоев функционировать  для достижения поставленных перед  фирмой целей. При этом необходимо помнить  о важности таких принципов, как  принцип соответствия прав и обязанностей между исполнителями и руководителями на всех уровнях иерархии управления, персональной ответственности и  постоянного контроля над сроками  и качеством исполнения решаемых задач.

Построение организационных структур необходимо осуществлять с учетом следующих  факторов: общая численность рабочих, тип коммерческо-посреднической деятельности; ранжирование товарных рынков целях  результативного участия; объем  и номенклатура реализуемой или  закупаемой продукции; количество возможных  и фактических поставщиков, потребителей; наиболее оптимальная форма оптовой  торговли и эффективные способы  доставки грузов; максимально приемлемые для потребителей норм отгрузки продукции  и товаров; виды оказываемых текущих  и потенциально возможных коммерческих услуг; наличие основных элементов  рыночной инфраструктуры, в т.ч. транспорта, коммуникаций; сервисное и качественное обеспечение клиентов и многие другие факторы.

При оценке эффективности функционирования организационных структур построения оптово-посреднических организаций  необходимо учитывать и классификационные  факторы, определяющими из которых  являются следующие:

1. Вид деятельности, т.е. основная  выполняемая функция в области  купли-продажи товаров, а так  же выполнения комплекса коммерческо-сервисных  услуг клиентам. Этот фактор необходимо  рассматривать с учетом влияния  территориального признака.

Так оптовые предприятия, расположенные  вблизи от изготовителя, в зоне производства продукции, носят название выходных баз и, как правило, Осуществляют сбытовую торговлю с одновременным  оказанием набора производственных услуг по подборке, сортировке, комплектовке продукции по заказам потребителей. Функционирование подобных выходных баз  позволяет освободить изготовителей  от выполнения сбытовых функций в  пределах определенной территории.

К другому типу оптовых торгово-посреднических структур можно отнести базы, деятельность которых территориально удалена  от изготовителей продукции. Такие  базы в практике российского предпринимательства  носят название торговых баз. Их функциональное назначение состоит в закупке  продуктов у предприятий-изготовителей  различных регионов, в т.ч. они  закупают и у предприятий –  выходных баз в целях последующей  реализации товаров средним и  мелким предпринимателям системы розничной  торговли. Исследования показали, что  в оптовой зоне системы потребительской  кооперации подобных торговых баз имеется  около 90% общего числа торговых оптовых  предприятий.

В целом по отрасли материально-технического снабжения можно выделить две  крупные группы торговых предприятий. Это – снабженческие и сбытовые. На снабженческие фирмы и организации  приходится около 90% их общего и складского объемов реализации.

2. Следующий фактор организационного  построения и функционирования  коммерческих структур – их  специализация.

Можно выделить смешанные, универсальные, специализированные и узкоспециализированные фирмы.

В ассортименте смешанных оптовых  предприятий имеются группы товаров  как продовольственных, так и  непродовольственных. В универсальных  – широкий ассортимент продовольственных  и непродовольственных видов  товаров. Специализированные оптовые  предприятия и фирмы осуществляют торговлю несколькими или одной  группой товаров определенного  вида промышленного или непромышленного  ассортимента.

С развитием рыночных реформ в отрасли  материально-технического снабжения  и сбыта выделяются крупные оптово-посреднические структуры. Сегодня на товарном рынке  они работают как независимые  оптово-посреднические фирмы и компании, обладающие в основном правами юридических  лиц со смешанной формой собственности  типа акционерных обществ. В большинстве  своем они специализируются в  отдельных регионах на снабжении  металлом, лесом, стройматериалами, машиностроительной и приборной продукцией.

В городах областного подчинения функционируют  предприятия оптовой торговли, центры оптовой торговли, посреднические фирмы  в основном универсального характера  деятельности.

3. Существенным классификационным  фактором функционирования коммерческих  звеньев является непосредственный  район деятельности, т.е. дифференциация  коммерческих структур по территории  обслуживания клиентов – от  федеральных оптовых предприятий,  республиканских, краевых до областных,  межрайонных и районных.

4. Фактор ведомственной принадлежности  так же дифференцирует коммерческие  структуры сферы товарного обращения  в зависимости от их подчинения  отдельным министерствам, ведомствам, государственным федеральным, республиканским  и местным органам власти. В  соответствии с данным фактором  функционируют мощные ведомственные  коммерческие структуры на транспорте, в промышленности, торговле, сельском  хозяйстве и в других особо  важных секторах экономики. 

5. Следующий фактор - фактор собственности,  который на законодательном уровне  имеет в России множество форм, в т.ч. частную, государственную,  муниципальную, смешанную. 

Главными задачами оптово-посреднической деятельности коммерческих структур сферы  товарного обращения являются комплексное  использование экономических, организационных  и правовых рычагов в целях  эффективности уровня обслуживания клиентов в процессе коммерческой деятельности, а так же оказание им услуг коммерческого, производственного и сервисного характера с одновременным получением прибыли и необходимого имиджа в  обществе.

При организации оптово-посреднической деятельности коммерческие структуры  выполняют, как правило, следующие  функции:

- изучают спрос и предложение  на товары и услуги с одновременным  выявлением источников покрытия  потребности в обществе;

- осуществляют закупки в соответствии  с заключенными договорами, контрактами  и заказами;

- участвуют в организации и  проведении внешнеэкономической  деятельности на всех многочисленных  этапах товародвижения от производителей  к конечному потребителю; 

- организуют коммерческие связи  с использованием различных форм  и методов, в т.ч. системы  паблик рилейшинз на паритетных  и взаимовыгодных условиях для  всех участников бизнеса;

- изучают и прогнозируют рынок  с одновременной реальной оценкой  собственных возможностей;

- осуществляют внешнеэкономическую  деятельность за счет проведения  экспортно-импортных операций, бартерных,  лизинговых и других торговых  сделок;

- оказывают многочисленным участникам  рынка услуги в области проведения  инженерно-технических, организационно-правовых, маркетинговых и других видов  работ, а так же по эффективной  организации продвижения грузов;

- формируют запасы товарно-материальных  ценностей за счет осуществления  торгово-посреднической деятельности  и участия в организации ярмарок,  выставок, аукционов.

В зависимости от характера  операций различают следующие виды торгово-посреднических фирм:

  • чисто торговые;
  • комиссионные;
  • агентские;
  • брокерские.

Торговые фирмы осуществляют операции от своего имени и за свой счет и бывают двух типов: независимые  торговые посредники и торговцы по договору.

Независимые торговые посредники заключают контракты на приобретение партии товара, а затем реализуют  товар по согласованным ценам  на любом рынке. Это крупные фирмы, имеющие собственные склады и  транспортные средства и занимающиеся оптовыми операциями. Торговцы по договору заключают договоры с фирмой-продуцентом  на реализацию товаров на определенных условиях: с определением цены, рынка, срока и сбыта. Такие фирмы  называются официальными дилерами или  дистрибьюторами, к услугам которых  прибегают промышленные компании, производящие продукцию, передавая им функции  по реализации.

Информация о работе Организационные структуры управления торгово-посреднической деятельностью. Классификационные признаки