Оценка конкурентоспособности предприятия и разработка программы по ее повышению на примере магазина

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы определение и анализ основных факторов и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности товаров и услуг ООО «САЯНЫ»
Реализация поставленной цели определяет необходимость решения следующих исследовательских задач:
Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;
Оценить уровень конкурентоспособности товаров и услуг ООО «САЯНЫ»
Определить возможные пути повышения конкурентоспособности услуг, предоставляемых данным предприятием.
Теоретической основой исследования послужили идеи и концепции учёных по исследуемой проблеме: Е. П. Голубкова, Н. К. Моисеевой, Ю. П. Анискина, И. И. Лифица, Д. Пилдича, Н. И. Кабушкина и других.
Методы исследования: анализ литературы по данной проблеме, опрос потребителей услуг.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы конкурентоспособности товаров и услуг. 5
1.1 Сущность и понятие конкурентоспособности товаров и услуг 5
1.2 Критерии и факторы конкурентоспособности товаров и услуг 7
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия. 17
Факторы косвенного воздействия 27
Глава 3. Анализ конкурентоспособности предприятия торговли ООО «САЯНЫ» 29
3.1. Инструменты конкурентоспособности системы управления. 43
Заключение. 64
Список используемой литературы 66
Приложения 68

Работа содержит 1 файл

Оценка конкурентоспособности предприятия и разработка программы по ее повышению.doc

— 758.50 Кб (Скачать)

         в ООО «Саяны»

 

         

     Подлежащее  органиграммы представляет собой перечень процессов принятия управленческих решений: определение проблемы, сбор исходной информации по проблеме (реализация стратегии), обработка, разработка вариантов решения, выбор оптимального варианта решения реализации стратегии, доведение до исполнителя, контроль и оценка. Сказуемое - управленческий персонал.

     На  пересечении графически обозначается, какую роль играет каждый сотрудник управления в процессе принятия управленческих решений по оптимальной стратегии фирмы.

     Все процедуры разработки, принятия и реализации решений по управлению каждой фазой деятельности предприятия целесообразно сгруппировать по следующим признакам:

     1. Процедуры, связанные с непосредственно  управляющей деятельностью:

     -постановка  целей и формирование задач  для исполнителей (выдача заданий);

     -выбор  оптимального варианта решения  реализации стратегии (утверждение решения);

     -административное  воздействие на исполнителей  с целью обеспечения выполнения  задания (приказы, распоряжения, указания, санкции).

     2. Процедуры, связанные с функциональной деятельностью:

     -изучение  и оценка состояния управляемого  объекта, формулирование и оценка  вариантов цели решения (разработка  проекта задания);

     -выработка  управленческих решений, предлагаемых  для анализа и проработки (функциональное руководство);

     -выбор  и формулирование методов разработки  и альтернатив, построение моделей ожидаемого состояния управляемого объекта, критериев анализа разрабатываемых решений (методическое руководство);

     -оценка, разработанных вариантов решений  исходя из поставленной цели и рекомендация предпочтительно варианта к реализации (принятие решения);

     -оценка  разработанных вариантов решения  с точки зрения соответствия  моделей ожидаемого состояния  управляемого объекта поставленной  цели (одобрение альтернатив);

     -корректировка  принимаемых решений с точки зрения совокупности целей управляемого объекта (координация решений);

     3. Процедуры, связанные с исполнительской  деятельностью по обработке информации и ее носителей:

     -обработка  документов (получение, отправление,  оформление и т.п.);

     -фиксация  информации (записи, наблюдения и  т.п.);

     -технологическая  обработка информации (переработка  ее по заданным алгоритмам);

     Предоставление  отчетности об объеме и содержании работ, выполненных согласно заданию.

     Большинство процессов управления трудовыми ресурсами осуществляется так, что один орган может выполнять, как правило, несколько процедур, связанных с различными видами деятельности. Таким образом, существует альтернативность распределения указанных процедур между исполнителями. Учитывая это, разработанную органиграмму процесса управления по фазам воспроизводства в ООО «Саяны» следует рассматривать как вариант распределения полномочий и ответственности между органами управления.

     Немаловажным  фактором в перспективах роста оборота  розничной торговли является человеческий фактор. Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.

     Рассмотрим  риски, которые возникают при  реализации проекта по повышению конкурентоспособности предприятия, и возможные способы защиты от них.

     Место управления проектными рисками могут и должны стать средством эффективной реализации самих проектов на всех уровнях управления.

     В ходе анализа и проектирования были выявлены риски и определены меры их предупреждения, представленные в таблице 3.8.

     Таблица 3.8 - Виды рисков ООО «Саяны» и пути их устранения

     Виды рисков      Способы защиты от рисков      Вероятность

     возникновения

     Ранг       Степень влияния
     А      1      2      3      4
     Неэффективное использование  денежных средств      Полное  составление и описание денежной сметы, т.е. подробный расчет денежных средств. С возможным возникновением, принятие равноценных товаров или услуг заменителей.      0,3      1      5
     Неэффективность проекта      Расчет  всех затрат, и финансовой эффективности  для предотвращения неэффективности проекта. Рассмотрение надобности дополнительной штатной единицы и его услуг.      0,2      3      4
     Неокупаемость      Параллельная  разработка дополнительных проектов, в результате неэффективности проекта, возможна переориентация на другой проект, наиболее эффективно справляющийся с проблемами организации. Найм временного работника      0,2      2      3
     Возникновение бизнес-риска,      Поддержание коммерческой и хозяйственной деятельности компании, что бы она ни оказалась менее успешной, чем была ранее или чем ожидалась.      0,17      5      3
     Инвестиционный риск      Страхование риска, снижения капитальных затрат и риска проекта за счет оптимизации структуры инвестиций и налогового планирования.      0,13      4      3

     Вероятность возникновения риска проставлялась  от 0 до 1, где 0 – это отсутствие возникновение риска, 1 – обязательное возникновение данного риска. Степень влияния была оценена экспертами по пятибалльной шкале (1- очень низкая степень влияния; 2- низкая степень влияния; 3- средняя степень влияния; 4- высокая степень влияния; 5-очень высокая степень влияния).

     Для оценки вероятности возникновения  риска была создана экспертная группа, которой предложили ответить на вопрос с какой вероятностью организация сможет прийти к возникновению определенного вида рисков, если не будет использовать возможности по предотвращению рисков в организации в целом.

     Как видно из таблицы 3.8 основными рисками для организации является риск неэффективного использования денежных средств и неокупаемость проекта, а также неэффективность проекта. Что соответственно должно обратить на себя дополнительное внимание и наиболее подробным образом быть изучены.

     Таким образом, повышение объемов продаж предприятия в большой степени зависит от комплексности подхода к проблемам предприятия, заинтересованности руководства в их решении, организации работы всего персонала предприятия.

     Также в дальнейшем с целью повышения оборота розничной торговли предприятию торговли ООО «Саяны» следует уделить внимание таким направлениям, как:

     - повышение производительности труда  работников путем их материальной и моральной заинтересованности в результатах своего труда

     - повышение культуры обслуживания  посетителей предприятия торговли;

     - расширение и обновление реализуемого  ассортимента продукции, в соответствии со спросом потребителей;

     Таким образом, предложенные мероприятия  и рекомендации позволят повысить оборот розничной торговли предприятия и добиться улучшения финансовых результатов деятельности предприятия. 

 

     Заключение.

     В данной работе мы рассмотрели процесс  оценки конкурентоспособности товаров  и услуг. Выполнили задачи, которые  были поставлены перед нами.

     В первой главе курсовой работы были рассмотрены и проанализированы такие понятия, как конкурентоспособность товаров и услуг, какие факторы на нее влияют, критерии и методы оценки конкурентоспособности.

     Выполнив  теоретическую часть курсовой работы, выявили, что на конкурентоспособность товаров оказывают влияние многие факторы и на первом месте цена и качество. Качество является синтетическим показателем, отражающим совокупное проявление различных факторов. Это понятие отражает совокупность свойств и характеристик продукции. Цена — денежное выражение стоимости товара, включающее в себя качество товара, а качество, в свою очередь, включает в себя издержки производства, технологический уровень производства, квалификацию персонала и многие другие факторы.

     Также мы выявили, что эффективное управление конкурентоспособностью продуктов предусматривает выполнение следующих важных условий:

  1. Оценка конкурентоспособности продукта должна проводиться систематически.
  2. Конкурентоспособность продукции — понятие относительное, четко привязанное не только к конкретному рыночному сегменту, но и к определенному моменту времени.
  3. При расчете конкурентоспособности продукта важно учитывать тот факт, что потребители ожидают увидеть в продукте достаточное присутствие важных для них характеристик.

     Изучив  теоретический материал, мы подошли  к практической части нашей работы, которая состояла в том, чтобы  провести анализ конкурентоспособности  ООО «САЯНЫ». Проделанный нами анализ показал, что ООО «САЯНЫ» обладает средним уровнем конкурентоспособности услуг. Но, по сравнению со своими конкурентам ИП Паржин и ИП Алхутова, ООО «САЯНЫ» превосходит по такому важному критерию конкурентоспособности товаров, как цена, и уступает по некоторым немаловажным критериям. Для повышения уровня конкурентоспособности услуг нами были разработаны и предложены некоторые рекомендации, охватившие имидж организации, маркетинговые исследования и рекламу.

     Предложенные  мероприятия и рекомендации позволят повысить оборот розничной торговли предприятия и добиться увеличения прибыли на предприятии.

 

     Список  используемой литературы

 
     
  1. Абчук В. А. Коммерция: учебник для вузов / В. А. Абчук. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2008. – 475 с.
  2. Азоев А,Г, Конкуренция: анализ, стратегия и практика. / А.Г. Азоев – М,: Центр экономики и маркетинга, 2006. – 208 с.
  3. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; Под общей редакцией Г.Л. Багиева. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2001.
  4. Бланк И.А. Управление торговым предприятием./ И.А.Бланк. -М.: ЭКМОС, 2004.-416 с.
  5. Бухалков М.И.  Внутрифирменное планирование: учебник./ М.И. Бухалков.  - М.: ИНФРА-М, 2000.-392с.
  6. Валевич Р.П. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие. / Р.П. Валевич,  Г.Л. Давыдова. - М: Высшая школа, 1996.-367 с.
  7. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е. П. Голубков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финпресс, 2000. - 256с.
  8. Киселев В.А. С чего начинается эффективное управление предприятием?// Управление персоналом.-2003.-№5.-С.42-44.
  9. Моисеева, Н. К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление / Н. К. Моисеева, Ю. П. Анискин. — М: Внешторгиздат, 2001. - 304с.
  10. Мошнов В.А., Комплесная оценка конкурентоспособности.// Корпоративный менеджмент, 2002
  11. Румянцева З.П. Менеджмент организации. Учебное пособие / З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин, Р.З. Акбердин и др. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 432 с.
  12. Управление организацией: Учебник /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд, перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М,2007.-669с.
  13. Черкасов В.А. Теоретические основы конкурентоспособности: Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008 г. 

     Приложения

     Приложение 1

     

     Организационная структура ООО  «Саяны»

     Приложение  2

     Таблица П1

     Показатели  уровня конкурентоспособности организации  торговой деятельности ООО «Саяны»

     Показатели      Годы
     2008      2009
     Показатель реализации объема продукции на 1 рубль затрат Кп, руб.      1,12      1,22
     Уровень рентабельности торговой деятельности Урп, %      2      2
     Издержки на единицу  реализованной продукции Кизд, руб.      0,90      0,82
 

     Таблица П2

     Показатели, характеризующие финансовое положение  ООО «Саяны»

 
     Показатели
     Опти-мальное значение      Прошлый год,

     тыс. руб.

     Отчетный  год,

     тыс. руб.

     Отклоне-ние (+;-)      Темп  роста, %
     А      Б      1      2      3      4
     Коэффициент текущей  ликвидности      1,5-2,0      0,31      0,25      -0,06      80,51
     Коэффициент обеспеченности      ³0,1      0,34      0,28      -0,06      81,46
     Коэффициент автономии       ³0,5      0,71      0,67      -0,03      95,25
     Коэффициент маневренности       0,3-0,5      0,64      0,68      0,04      106,61
     Коэффициент финансовой устойчивости      <1      0,44      0,49      0,05      110,48
     Коэффициент финансирования      ³1      2,26      2,05      -0,21      90,51
     Коэффициент абсолютной ликвидности       0,1-0,2      0,02      0,03      0,01      134,64
     Общий коэффициент  ликвидности      0,7-1,0      1,52      1,39      -0,13      91,18

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия и разработка программы по ее повышению на примере магазина