Оценка конкурентоспособности предприятия и разработка программы по ее повышению на примере магазина

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы определение и анализ основных факторов и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности товаров и услуг ООО «САЯНЫ»
Реализация поставленной цели определяет необходимость решения следующих исследовательских задач:
Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;
Оценить уровень конкурентоспособности товаров и услуг ООО «САЯНЫ»
Определить возможные пути повышения конкурентоспособности услуг, предоставляемых данным предприятием.
Теоретической основой исследования послужили идеи и концепции учёных по исследуемой проблеме: Е. П. Голубкова, Н. К. Моисеевой, Ю. П. Анискина, И. И. Лифица, Д. Пилдича, Н. И. Кабушкина и других.
Методы исследования: анализ литературы по данной проблеме, опрос потребителей услуг.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы конкурентоспособности товаров и услуг. 5
1.1 Сущность и понятие конкурентоспособности товаров и услуг 5
1.2 Критерии и факторы конкурентоспособности товаров и услуг 7
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия. 17
Факторы косвенного воздействия 27
Глава 3. Анализ конкурентоспособности предприятия торговли ООО «САЯНЫ» 29
3.1. Инструменты конкурентоспособности системы управления. 43
Заключение. 64
Список используемой литературы 66
Приложения 68

Работа содержит 1 файл

Оценка конкурентоспособности предприятия и разработка программы по ее повышению.doc

— 758.50 Кб (Скачать)
  • Состояние экономики.

     Топ менеджеры компании должны также  уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие  изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики  влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов предоставляемых организации ресурсов.

  • Культурные и социальные факторы.

       Их можно назвать, как установки, жизненные ценности и традиции также влияют на организацию. В нашей стране политика вознаграждений клиентов-представителей организаций является нормальной, этичной, и повсеместно принятой, в отличие от зарубежных компаний. Еще один пример социокультурного влияния на деловую практику – традиционный и злополучный стереотип, согласно которому женщины не склонны рисковать и некомпетентны в качестве руководителей.

  • Политические факторы.

     Политическая  обстановка и ее факторы представляют иногда для руководителей важное значение. Один из них – отношение администрации, законодательных органов и судов к бизнесу компании. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов организации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма и продвижения представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы, соотношение сил трудящихся с управляющих фирмой.

  • Местное население.

     Почти для каждой организации преобладающее  отношение к ней местной общины, в которой та или иная организация функционирует, имеет первостепенное значение как фактор среды косвенного влияния, если не говорить о факторе действия федеральных властей. Почти в каждой общине существуют конкретные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность того или иного предприятия.

     Глава 3. Анализ конкурентоспособности  предприятия торговли ООО «САЯНЫ»

     Чтобы оценить степень конкурентоспособности  ООО «Саяны», произведем построение конкурентного профиля по показателям согласно классификации конкурентоспособности и используя методику оценки и анализа конкурентоспособности на предприятиях.

     В таблице П1 Приложения 2 приведены показатели, характеризующие уровень конкурентоспособности организации торговой деятельности.

     Как показал анализ конкурентоспособности  организации торговой деятельности ООО «Саяны», в условиях нестабильной внешней среды технико-технологический уровень и организация торговли соответствуют объективным требованиям развития названного предприятия.

     В связи с тем, что уровень конкурентоспособности  организации торгового процесса во многом определяется степенью использования финансовых ресурсов предприятия, остановимся на показателях, характеризующих финансовое положение ООО «Саяны» за период 2008-2009 гг. (Приложение 2, табл. П2).

     Оборотные активы были сформированы за счет собственных средств на 34% на 2008г. и на 28% на конец 2009г., при оптимальном  значении – более 10%. Снижение данного показателя отражается негативно на деятельности предприятия.

     Коэффициент маневренности собственного капитала на конец 2008г. и 2009г. можно назвать достаточным – 0,64 и 0,68 соответственно при оптимальном значении – 0,2-0,5. Рост данного показателя на 6,61% положительно свидетельствует о работе предприятия и о повышении его финансовой устойчивости.

     Позитивно оцениваются значения показателей  финансовой устойчивости и финансирования, которые составили соответственно 0,44 и 0,49 и 2,26 и 2,05 соответственно на 2008г. и 2009г.

       В динамике же следует отметить  ухудшение значений почти всех  коэффициентов финансовой устойчивости: коэффициент автономии снизился на 4,25%, коэффициент обеспеченности активов – на 18,54%,  коэффициент финансирования – на 9,49%.

     Анализируя  показатели платежеспособности (ликвидности), можно отметить следующее.

     Данные  свидетельствуют о достаточной ликвидности организации, поскольку все коэффициенты, кроме коэффициента текущей ликвидности,  выше оптимальных значений.

     Так, коэффициент абсолютной ликвидности, характеризующий платежеспособность организации на дату составления баланса, имеет значение 0,02 на 2008г. и 0,03 на 2009г. при оптимальном значении 0,1-0,2.

     Коэффициент общей ликвидности показывает достаточность  оборотных средств у предприятия  для покрытия своих краткосрочных  обязательств. Он составляет 1,52 и 1,39 соответственно на 2008г. и 2009г., что выше нормативного значения (0,7-1,0). Однако  в динамике наблюдается снижение данного показателя на 9,82%, что означает ухудшение платежных возможностей в ближайшее от даты составления баланса время.

     Коэффициент текущей ликвидности, позволяющий  установить, в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства и являющийся главным показателем платежеспособности, имеет нормативное значение от 1,5 до 2. Нестабильность экономики делает невозможным какое-либо нормирование этого показателя. В данной организации коэффициент текущей ликвидности равен 0,31 и 0,25 на 2008г. и 2009г. соответственно. Так как соотношение текущих активов и краткосрочных обязательств ниже, чем 1:1, то можно говорить о высоком финансовом риске, связанном с тем, что организация не в состоянии оплатить свои счета. Принимая во внимание различную степень ликвидности активов, можно предположить, что не все активы могут быть реализованы в срочном порядке, а, следовательно, возникает угроза финансовой стабильности  организации.

     Вследствие  того, что степень использования финансовых средств на предприятии во многом определяется уровнем организации процесса реализации товаров и услуг, рассмотрим показатели, характеризующие названный уровень конкурентоспособности организации ООО «Саяны».

     В таблице П3 Приложения 2 приведены результаты расчета основных показателей, характеризующих уровень конкурентоспособности организации сбыта и продвижения продукции названного предприятия, за период 2008-2009гг.

     Приведенные результаты показывают, что в 2009г. уровень конкурентоспособности организации сбыта, и продвижения продукции в ООО «Саяны»  снизился по сравнению с предыдущими календарными периодами.  Уменьшение эффективности процесса реализации продукции  за исследуемый период обусловлено, прежде всего, возросшей конкуренцией с другими организациями, появившимися на данном рынке.  Наряду с этим затоваренность складов организации незначительная, например, на конец 2008г. 6 % от объема продаж. Снижение эффективности использования материальных запасов с 30,42 руб. в 2008г. до 15,28 руб. в 2009г. объясняется не пропорциональным увеличением  стоимости материальных запасов и объема продаж. 

     Для характеристики экономичности аппарата управления и выявления особенностей управленческой деятельности остановимся  на специфических показателях организационно-экономической конкурентоспособности системы управления ООО «Саяны». Ухудшение основных показателей по данной группе произошло по причине того, что руководство организации не уделяло большое внимания налаженности процесса сбыта  и маркетинговым исследованиям.

     В таблице П4 Приложения 2 представлены результаты определения основных показателей, характеризующих уровень конкурентоспособности организации управленческой деятельности ООО «Саяны» за период с 2008 по 2009 г.г.

     В анализируемом периоде уровень экономической эффективности управленческой деятельности сильно не изменился, за исключением коэффициента результативности управления реализацией продукции. Это произошло в связи с ростом объема реализованной продукции. 

     Для анализа научно-технического потенциала предприятия необходимо рассчитать следующие показатели, приведенные в таблице П5 Приложения 2. Данные таблицы свидетельствуют о снижении фондовоооруженности труда работников, однако при этом произошло увеличение выпуска продукции на одного работающего и на 1 рубль основных производственных фондов.

     В 2008 году в балансе предприятия были отражены расходы на аппарат управления, и составили 528, 4 рубля на человека. Это свидетельствует о целенаправленном развитии уровня управленческого аппарата организации. Так как ООО «Саяны» является торговым предприятием малого бизнеса, то в своем составе не имеет научно-технических работников.

     Для расчета инвестиционной привлекательности  можно использовать  коэффициент  привлекательности, который находится по формуле.

      ,                       (3.1)

     где: ВнутрСП – внутренняя стоимость  предприятия; РыночСП – рыночная стоимость предприятия; СтИ – стоимость имущества предприятия; Rск – рентабельность собственного капитала организации; СК – собственный капитал организации.

     Произведя расчет по формуле, получим следующее  значение:

     

     Как видно, инвестиционная привлекательность  организации очень высока.

     На  деятельность любой организации  оказывают влияние факторы внутренней и внешней среды.

     Внутренняя  среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает  в себе тот потенциал, который  дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть  источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

     При анализе макросреды ООО «Саяны» нами была применена методика, составления из анализа экспертных оценок.

     Для каждого отдельного фактора макросреды выделялись наиболее существенные критерии. Результаты экспертного опроса были сведены в таблицы по каждому отдельному фактору. Первая колонка любой из ниже приведенных таблиц носит наименование фактора, вторая – важность данного фактора для рынка полиграфических услуг, третья – влияние на деятельность компании, четвертая – направление и модуль влияния данного фактора, и пятая колонка – степень важности данного фактора для деятельности компании. Данные пятой колонки таблиц получены как произведение второй третьей и четвертой.

     Данные  о влиянии факторов внешней среды  на деятельность ООО «Саяны» приведены в таблице 3.1.

     Таблица 3.1. Влияние внешней среды на деятельность ООО «Саяны»

     Факторы среды      Важность для отрасли      Влияние на компанию      Направление влияния      Степень важности для компании
     А      1      2      3      4
     Социальная среда
     Количество  потенциальных потребителей (структура населения, изменения в группах и их доходах)      3      3      +1      9
     Потенциальное количество рабочей силы      2      2      +1      4
     Квалификационные  характеристики рабочей силы      2      3      +1      6
     Традиции  и культурные ценности, уровень образования      2      3      +1      6
     Взаимоотношения внутри общества (индивидуум–индивидуум, индивидуум–общество)      1      1      +1      1
     Отношения компании к общественным организациям      1      1      +1      1
     Политическая среда
     Политическая  стабильность в государстве      3      3      -1      -9
     Характер  отношения государства к отрасли      3      3      -1      -9
     Уровень регулирования и контроля со стороны  государства      3      3      -1      -9
     Политика  государства в подготовке кадров для отрасли      3      3      +1      9
     Таможенная  политика государства      2      2      +1      4
     Законы  и нормативные акты      3      3      -1      -9
     Экономическая среда 
     Общий уровень экономического развития      2      2      +1      +4
     Система налогообложения и качество экономического законодательства      2      1      +1      +2
     Уровень развития конкурентных отношений      3      2      -1      -6
     Масштабы  правительственной поддержки отрасли      3      3      -1      -9
     Размеры и темпы изменения размеров рынка      2      1      -1      -2
     Размеры и темпы роста сегментов рынка  в соответствии с интересами компании      3      3      -1      -9
     Научно-техническая среда
     Появление «технологических прорывов»      3      3      +1      9
     Сокращение  или продление жизненного цикла  технологий      2      2      +1      4
                                  
     Удельный  вес наукоемких технологий в производстве      2      2      +1      4
     Требования  к научно-технологическому уровню производства, обеспечивающие конкурентоспособность      2      3      +1      6
     Требования  к квалификации кадров      3      3      +1      9
     Требования  к научно-техническому уровню конкурентоспособной продукции      2      2      +1      4

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия и разработка программы по ее повышению на примере магазина