Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:16, контрольная работа
Целью данной работы являются рассмотрение связи маркетинга и потребностей, изучение потребностей потребителя, а также методов их удовлетворения с помощью маркетинговых исследований.
Введение 3
Цели, задачи и функции маркетинга 4
Классификация нужд, потребностей и ценностей в маркетинге. История вопроса. 8
Потребности в маркетинге 22
Удовлетворение потребностей в маркетинге 25
Выявление потребностей 27
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Э. Фромм среди социальных потребностей человека выделил следующие группы: потребность в человеческих отношениях (отнесение себя к определенной группе, чувство «мы», предотвращение одиночества); в самоутверждении (потребность у подверженных собственной весомости), в благосклонности (теплые чувства к живому существу); в самосознании (ощущение себя уникальной личностью); в системе ориентации и объекте поклонения (причастность к культуре, идеологии и т.п.)
Оригинальной является классификация, предложенная Б.Ф.Ломовым. Он поделил все потребности человека на три группы: потребность в веществе, энергии и информации. Исходя из этой классификации, все мотивы человека связаны с недостатком перечисленных компонентов.
По теории У.Макдаугола, исходя из понимания потребностей как инстинктов, можно выделить следующие инстинктоподобные мотивационные диспозиции (готовые способы реагирования):
- добывание пищи;
- отвращенность;
- сексуальность;
- страх;
- призывы о помощи;
- создание;
- любознательность;
- заступничество и родительская опека;
- общение;
- самоутверждение;
- покорение;
- накопление и получение;
- улыбка;
- комфорт;
- отдых и сон;
- передвижение в поиске новых впечатлений.
К.К.Платонов все многообразие потребностей человека представил в трех подструктурах:
- социальные: труд, познавательные, эстетические, этические, правовые;
- биологические: инстинктивные (безусловно-рефлекторные) и социализованные (условно-рефлекторные);
- патологические: должны быть выделены в отдельную подструктуру, так как могут быть, как биологически, так и социально обусловленные.
Теория
У.Макгу разделяет все потребности на
классы по дихотомическому принципу –
когнитивные-аффективные и сохранение-возрастание.
Третье распределение основано на обусловленности
поведения потребителя. В результате Макгу
выделяет 16 распределений – основных
элементов и мотивации человека.
|
Милтон Рокич выделил два основных типа ценностей: терминальные (или конечные) и инструментальные (или опосредованные). Терминальные ценности - это наши убеждения о целых и конечных состояниях, к которым стремится человек (счастье, мудрость, благополучие и т.п.). Инструментальные ценности затрагивают представления о желательных методов достижения терминальных ценностей (например, честность, благородство, толерантность). Шкала ценностей по М.Рокичу выглядит следующим образом:
|
Более
расширенный список терминальных ценностей предложил
Кайле, а именно: уважение к себе, безопасность,
теплые взаимоотношения, чувство достигнутого,
удовлетворение собой, уважение со стороны
других, чувство принадлежности, радость/удовлетворение/
С.Шварц в своей концепции основное внимание уделил системам ценностей или универсальному содержимому структуры ценностей. Он отвергает простую классификацию ценностей Рокича и определяет структуру факторов мотивации. Основанная на эмпирических исследованиях в 35 странах мира теория Шварца утверждает, что ценности – это существующие вне ситуации задачи, которые служат интересам отдельных людей или коллективов и представляют одну из 10 мотиваций или типов ценностей. Ценности, по С.Шварцу, - это устойчивые мотивы, цели как состояние, которых люди стремятся достичь в своей жизни. Эти мотивации (типы ценностей) являются основными принципами, на которых построена жизнь человека. Смысл личной ценности отражается в схеме взаимодействия ее с другими ценностями. Ценности формируют направленность и самонаправленность личности, стимулируют. Интересы коллективные могут быть представлены в виде таких типов мотиваций, как доброжелательность, покорение, безопасность. Смешанные интересы типа «жить в мире», «мудрость» из системы ценностей по Рокичу описываются как универсальные.
В отличие от социологизаторского взгляда на личностные ценности (М.Рокич и др.), подход школы А.Н.Леонтьева предполагает сближение ценностей не с убеждениями, а с мотивами (таким образом, в образовании ценностей повышается роль конкретной мотивируемой деятельности). Для этой школы характерно подразделение ценностей на: 1) декларируемые (ценностные ориентации); 2) реально действующие (собственно ценности). Именно реально действующие ценности признаются определяющими поведение личности – а значит, именно они должны рассматриваться и при изучении потребительского поведения.
А.А.Бреусенко-Кузнецов в разработанной им уровневой модели ценностно-смысловой сферы личности отталкивается от признания ценностей единицами «опыта экзистенциального действования». Согласно его воззрениям, подлинные ценности личности не тождественны ни ценностным ориентациям (как экстраполируемым на индивидуальный уровень социальным ценностям) – как следует из положений Рокича, ни обобщенным личностным смыслам (обретаемым в ходе усвоения социального опыта посредством деятельности) – как это предполагается школой А.Леонтьева. Формирование индивидуальных ценностей, по утверждению Бреусенко-Кузнецова, происходит не «извне», а «изнутри». Функция ценностей состоит не в направлении человека на некие социально заданные образцы поведения, а в ориентировании поступков на реализацию его индивидуальной сущности.
Становление
подлинных ценностей личности происходит
как индивидуализирующее
Теория потребительских ценностей Шета-Ньюмана-Гросс. В процессе исследования вопросов поведения потребителей, Шет, Ньюман и Гросс описали ситуации выбора потребителем товара, как анализ ценностей, связанных непосредственно с этим товаром: функциональной, социальной, эпистемологической и условной. Данные ценности определяются этой группой ученых следующим образом.
Функциональная ценность - воспринимаемая полезность товара, обусловленная его способностью выполнять свою утилитарную роль. Товары приобретают функциональную ценность вследствие обладания явными функциональными или физическими свойствами.
Социальная ценность – воспринимаемая полезность товара, обусловленная его ассоциацией с какой-нибудь социальной группой или группами. Блага приобретают социальную ценность с помощью ассоциации с положительными или отрицательными стереотипами демографических, социально-культурных или культурно-этнических групп.
Эмоциональная ценность – полезность товара, воспринятая потребителем и обусловленная его способностью возбуждать чувства или вызывать аффективные реакции. Товары приобретают эмоциональную ценность, если ассоциируются с особыми чувствами или если оказывают содействие выражению или изменению чувств.
Эпистемическая ценность – воспринимаемая полезность товара, обусловленная его способностью возбуждать любопытство, создавать новизну и/или удовлетворять стремление к знаниям. Товары приобретают эпистемическую ценность, если они способны привнести что-то новое или отличное от известного.
Условная ценность - полезность товара, обусловленная специфической ситуацией, в которой осуществляется выбор. Товары приобретают условную ценность в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, которые подчеркивают функциональную или социальную значимость данных товаров.
Пять указанных ценностей вносят дифференцированный вклад в рыночный выбор потребителя. Данные ценности независимы, то есть соотносятся, по мнению разработчиков, аддитивно. Приведенные классификации и перечни, безусловно, не являются исчерпывающими и универсальными. Тем не менее, они могут предоставить действенную помощь в исследовании рыночного поведения потребителей, помочь в дальнейшем усовершенствовании мотивационной теории. Для анализа товара с точки зрения удовлетворяемых нужд удобно пользоваться нижеприведенной матрицей анализа удовлетворения потребностей.