Общие понятия о маркетинге

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:16, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы являются рассмотрение связи маркетинга и потребностей, изучение потребностей потребителя, а также методов их удовлетворения с помощью маркетинговых исследований.

Содержание

Введение 3
Цели, задачи и функции маркетинга 4
Классификация нужд, потребностей и ценностей в маркетинге. История вопроса. 8
Потребности в маркетинге 22
Удовлетворение потребностей в маркетинге 25
Выявление потребностей 27
Заключение 29
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

Маркетинг.doc

— 240.50 Кб (Скачать)
 

     Э. Фромм среди социальных потребностей человека выделил следующие группы: потребность в человеческих отношениях (отнесение себя к определенной группе, чувство «мы», предотвращение одиночества); в самоутверждении (потребность у подверженных собственной весомости), в благосклонности (теплые чувства к живому существу); в самосознании (ощущение себя уникальной личностью); в системе ориентации и объекте поклонения (причастность к культуре, идеологии и т.п.)

     Оригинальной  является классификация, предложенная Б.Ф.Ломовым. Он поделил все потребности человека на три группы: потребность в веществе, энергии и информации. Исходя из этой классификации, все мотивы человека связаны с недостатком перечисленных компонентов.

     По теории У.Макдаугола, исходя из понимания потребностей как инстинктов, можно выделить следующие инстинктоподобные мотивационные  диспозиции (готовые способы реагирования):

     - добывание пищи;

     - отвращенность;

     - сексуальность;

     - страх;

     - призывы о помощи;

     - создание;

     - любознательность;

     - заступничество и родительская  опека;

     - общение;

     - самоутверждение;

     - покорение;

     - накопление и получение;

     - улыбка;

     - комфорт;

     - отдых и сон;

     - передвижение в поиске новых  впечатлений.

     К.К.Платонов все многообразие потребностей человека представил в трех подструктурах:

     - социальные: труд, познавательные, эстетические, этические, правовые;

     - биологические: инстинктивные (безусловно-рефлекторные) и социализованные (условно-рефлекторные);

     - патологические: должны быть выделены в отдельную подструктуру, так как могут быть, как биологически, так и социально обусловленные.

     Теория У.Макгу  разделяет все потребности на классы по дихотомическому принципу – когнитивные-аффективные и сохранение-возрастание.  Третье распределение основано на обусловленности поведения потребителя.  В результате Макгу выделяет 16 распределений – основных элементов и мотивации человека.  

      МЕТОД Ориентация и стабильность      ИНИЦИАЦИЯ
     АКТИВНАЯ
     ВНУТРЕННЯЯ      ВНЕШНЯЯ
Когнитивный Сохранение 1.Последовательность  2. Компетенция 
Рост 5.Автономность  6. Стимулирование 
Аффективный Сохранение 9. Уменьшение  напряжения  10. Экспрессия 
Рост 13. Утверждение  14.Сопричастность
      МЕТОД Ориентация и стабильность      ИНИЦИАЦИЯ
     ПАССИВНАЯ
     ВНУТРЕННЯЯ      ВНЕШНЯЯ
Когнитивный Сохранение 3. Категоризация  4. Объективизация 
Рост 7. Религиозность   8.Утилитарность
Аффективный Сохранение 11. Комфорт  12. Подкрепление 
Рост 15. Отождествление  16. Моделирование 
 

  

     Милтон Рокич  выделил два основных типа ценностей: терминальные (или конечные) и инструментальные (или опосредованные).  Терминальные ценности - это наши убеждения о целых и конечных состояниях, к которым стремится человек (счастье, мудрость, благополучие и т.п.). Инструментальные ценности затрагивают представления о желательных методов достижения терминальных ценностей (например, честность, благородство, толерантность). Шкала ценностей по М.Рокичу выглядит следующим образом:

     Желательное конечное состояние (терминальные ценности)      Инструментальные компоненты (модели поведения)
     Комфортная  жизнь       Честолюбие 
     Захватывающая жизнь      Широта  взглядов
     Успех      Талант 
     Жизнь в мире      Бодрость 
     Жизнь в красоте       Чистота
     Равноправие      Смелость 
     Безопасность  семьи       Прощение 
     Свобода      Помощь 
     Счастье      Честность
     Внутренняя  гармония      Воображение
     Зрелая  любовь      Независимость
     Национальная  безопасность      Интеллект
     Наслаждение      Логика 
     Спасение       Любовь 
     Самоуважение       Послушание 
     Социальное  признание       Вежливость 
     Истинная  дружба      Ответственность
     Мудрость       Самоконтроль 
 

     Более расширенный список терминальных ценностей предложил Кайле, а именно: уважение  к себе, безопасность, теплые взаимоотношения, чувство достигнутого, удовлетворение собой, уважение со стороны других, чувство принадлежности, радость/удовлетворение/приятное возбуждение.

     С.Шварц  в своей концепции основное внимание уделил системам ценностей или универсальному содержимому структуры ценностей. Он отвергает простую классификацию ценностей Рокича и определяет структуру факторов мотивации. Основанная на эмпирических исследованиях в 35 странах мира теория Шварца утверждает, что ценности – это существующие вне ситуации задачи, которые служат интересам отдельных людей или коллективов и представляют одну из 10 мотиваций или типов ценностей. Ценности, по С.Шварцу, - это устойчивые мотивы, цели как состояние, которых люди стремятся достичь в своей жизни. Эти мотивации (типы ценностей) являются основными принципами, на которых построена жизнь человека. Смысл личной ценности отражается в схеме взаимодействия ее с другими ценностями. Ценности формируют направленность и самонаправленность личности, стимулируют. Интересы коллективные могут быть представлены в виде таких типов мотиваций, как доброжелательность, покорение, безопасность. Смешанные интересы типа «жить в мире», «мудрость» из системы ценностей по Рокичу описываются как универсальные.

     В отличие от социологизаторского  взгляда на личностные ценности (М.Рокич  и др.), подход школы А.Н.Леонтьева предполагает сближение ценностей не с убеждениями, а с мотивами (таким образом, в образовании ценностей повышается роль конкретной мотивируемой деятельности). Для этой школы характерно подразделение ценностей на: 1) декларируемые (ценностные ориентации); 2) реально действующие (собственно ценности). Именно реально действующие ценности признаются определяющими поведение личности – а значит, именно они должны рассматриваться и при изучении потребительского поведения.

     А.А.Бреусенко-Кузнецов  в разработанной им уровневой модели ценностно-смысловой сферы личности отталкивается от признания ценностей единицами «опыта экзистенциального действования». Согласно его воззрениям, подлинные ценности личности не тождественны ни ценностным ориентациям (как экстраполируемым на индивидуальный уровень социальным ценностям) – как следует из положений Рокича, ни обобщенным личностным смыслам (обретаемым в ходе усвоения социального опыта посредством деятельности) – как это предполагается школой А.Леонтьева. Формирование индивидуальных ценностей, по утверждению Бреусенко-Кузнецова, происходит не «извне», а «изнутри». Функция ценностей состоит не в направлении человека на некие социально заданные образцы поведения, а в ориентировании поступков на реализацию его индивидуальной сущности.

     Становление подлинных ценностей личности происходит как индивидуализирующее творческое переживание в ее собственном  опыте архетипов коллективного бессознательного. Рождающиеся в этом опыте ценности уникальны для каждой личности, поэтому рынок в принципе не может на них ориентироваться, но зато может отталкиваться от тех архетипов коллективного бессознательного, на базе которых эти индивидуальные ценности возникают. 

     Теория потребительских ценностей Шета-Ньюмана-Гросс. В процессе исследования вопросов поведения потребителей, Шет, Ньюман и Гросс описали ситуации выбора потребителем товара, как анализ ценностей, связанных непосредственно с этим товаром: функциональной, социальной, эпистемологической и условной. Данные ценности определяются этой группой ученых следующим образом.

     Функциональная ценность - воспринимаемая полезность товара, обусловленная его способностью выполнять свою утилитарную роль. Товары приобретают функциональную ценность вследствие обладания явными функциональными или физическими свойствами.

     Социальная ценность – воспринимаемая полезность товара, обусловленная его ассоциацией с какой-нибудь социальной группой или группами. Блага приобретают социальную ценность с помощью ассоциации с положительными или отрицательными стереотипами демографических, социально-культурных или культурно-этнических групп.

     Эмоциональная ценность – полезность товара, воспринятая потребителем и обусловленная его способностью возбуждать чувства или вызывать аффективные реакции. Товары приобретают эмоциональную ценность, если ассоциируются с особыми чувствами или если оказывают содействие выражению или изменению чувств.

     Эпистемическая ценность – воспринимаемая полезность товара, обусловленная его способностью возбуждать любопытство, создавать новизну и/или удовлетворять стремление к знаниям. Товары приобретают эпистемическую ценность, если они способны привнести что-то новое или отличное от известного.

     Условная ценность -  полезность товара, обусловленная специфической ситуацией, в которой осуществляется выбор. Товары приобретают условную ценность в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, которые подчеркивают функциональную или социальную значимость данных товаров.

     Пять  указанных ценностей вносят дифференцированный вклад в рыночный выбор потребителя. Данные ценности независимы, то есть соотносятся, по мнению разработчиков, аддитивно. Приведенные  классификации и перечни, безусловно, не являются исчерпывающими и универсальными. Тем не менее, они могут предоставить действенную помощь в исследовании рыночного поведения потребителей, помочь в дальнейшем усовершенствовании мотивационной теории. Для анализа товара с точки зрения удовлетворяемых нужд удобно пользоваться нижеприведенной матрицей анализа удовлетворения потребностей.

Информация о работе Общие понятия о маркетинге