Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:16, контрольная работа
Целью данной работы являются рассмотрение связи маркетинга и потребностей, изучение потребностей потребителя, а также методов их удовлетворения с помощью маркетинговых исследований.
Введение 3
Цели, задачи и функции маркетинга 4
Классификация нужд, потребностей и ценностей в маркетинге. История вопроса. 8
Потребности в маркетинге 22
Удовлетворение потребностей в маркетинге 25
Выявление потребностей 27
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Теория Генри Мюррея. В 1938 году психолог Генри Мюррей опубликовал список психологических нужд, которые использовались как базовые конструкции для личностного тестирования, например, с помощью теста тематической апперцепции.
Таким образом, список психогенных нужд по Г.Мюррею выглядит следующим образом.
- приобретение,
- сохранность,
- порядок,
- хранение,
- конструирование, строительство.
- превосходство,
- достижение,
- признание,
- проявление,
- незыблемость,
-
непоколебимость (для
- защищенность (чувство защищенности, безопасности),
-
противодействие (
- влияние, доминирование,
- уважение,
- нравоучение.
- агрессия,
- унижение.
- уклонение от ответственности (желание избежать ответственности).
- сопричастность,
- отверженность,
- опека (кормить, помогать или защищать беспомощного),
- помощь (искать помощь, защиту или сочувствие),
- игра.
-
осознание (вопрошающая
- толкование (пояснительная позиция).
Этот список Мюррей составил на основе классификации нужд человека в соответствии с четырьмя аспектами: первичные и вторичные нужды, в зависимости от того, имеют ли они физиологическое происхождение или нет; позитивные и негативные нужды, в зависимости от того, привлекает ли объект индивида или отталкивает его; явные и латентные нужды, в зависимости от того, обуславливает ли потребность действительное или воображаемое поведение; осознанные или неосознанные нужды, в зависимости от того, связаны ли они с интроспективными процессами индивида или нет.
Теория Абрахама Маслоу. Психолог А. Маслоу в 1943 году выделил пять основных групп нужд человека. Пирамиду Маслоу сегодня знает любой более-менее успешный менеджер или маркетолог. Согласно теории пирамиды Маслоу, нужды более высокого уровня не будут удовлетворяться до тех пор, пока не будут удовлетворены нужды более низких уровней.
Маслоу был первым, кто предложил универсальную теорию иерархии нужд. Его теория определяет пять основных ступеней иерархии, которые выстроены по важности, начиная с нижнего (биогенные потребности) до верхнего уровня (психогенные потребности). Теория полагает, что прежде, чем возникнут потребности верхнего уровня, потребитель должен удовлетворить потребности нижнего уровня. Долгое время неудовлетворенная нужда нижнего уровня, которую испытывает человек, влияет на его поведение; когда эта нужда удовлетворена, то новая (высшего уровня) возникает и побуждает человека ее удовлетворить. Когда и эта нужда удовлетворена, то возникает новая, еще более высокого уровня) нужда и т.д. Конечно, если нужда нижнего уровня удовлетворена не полностью, то она может на время стать доминирующей. Однако в теории Маслоу существует пересечение всех уровней, поскольку ни одной потребности нельзя удовлетворить полностью. Поэтому, хотя на поведение человека в какой-то мере влияют все потребности ниже доминирующей, все же исходным побудителем – главной силой, побуждающей человека – является нижний уровень, который остается в значительной степени неудовлетворенным. Согласно теории Маслоу, большинству людей не удается в достаточной мере удовлетворить свои эго-потребности, чтобы достичь пятого уровня – потребности в самореализации. Эта нужда относится к желанию индивида полностью использовать свой потенциал – стать именно тем, кем он способен быть.
С теорией Маслоу спорят
В связи с тем, что оперировать длинным списком потребностей человека на практике затруднительно, иногда коротко выделяют 3 основных группы нужд: 1) аффективные: душевная теплота, гармония, эмоции; 2) нужды человека в комфорте: физический и психологический комфорт, поддержание имиджа, престижа; 3)нужды развития личности: доминирование, обретение престижа, достижения, возвышение и развитие, продвижение личности.
Давид Макклиланд выделил три группы нужд, они прослеживаются и в иерархии А.Маслоу.
Дж. Кейнс предложил различать абсолютные и относительные потребности. Согласно теории Дж.Кейнса, существуют «потребности абсолютные в том смысле, что мы ощущаем их безотносительно к тому, в какой ситуации оказываются люди, что мы ощущаем их лишь тогда, когда удовлетворение потребностей возвышает нас, заставляет чувствовать нас выше других людей». Насыщение абсолютных потребностей возможно, а относительных – нет. Относительные потребности нельзя насытить, потому что, чем выше общий их уровень, тем больше стремление этот уровень повысить. В таких условиях производство с целью удовлетворения относительных потребностей эквивалентно их развитию. В силу этого люди, чей жизненный уровень в абсолютном измерении повысился, склонны считать, что их положение ухудшилось, если те, кого они считали объектом сравнения (референтные группы), стали жить лучше. Особенно это необходимо учитывать в отечественных условиях Глобальное информационное поле позволяет отечественным потребителям получать новейшую информацию со всего мира.
Теория Л.Эббота. Эбботпредложил разграничивать родовые и производственные потребности, или квазипотребности. Производная потребность представляет собой технологический отклик на родовую потребность. Например, автомобиль представляет собой производную потребность относительно родовой потребности (нужды) в автономных индивидуальных средств передвижения. Насыщение не имеет отношения к родовой потребности, оно характеризует лишь потребность производную, или превалирующую в определенное время технологическую реакцию. При некоторых условиях можно наблюдать насыщение производной потребности как следствие возросшего потребления товара на определенной стадии его жизненного цикла. Предельная полезность производной потребности испытывает необходимость в снижении. Однако благодаря импульсу, приданному технологическим прогрессом, родовая потребность не насыщается, так как стремится к боле высоким уровням, обусловленным усовершенствованием товаров и, следовательно, новых производственных потребностей.
Таким
образом, производство товаров для
удовлетворения родовых потребностей
будет постоянно
Отечественные
специалисты в области
|