Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа
Цель исследования – определение мер по усовершенствованию деятельности организаций по защите прав потребителей в городе и районе.
Задачи исследования – определить направления деятельности отдела по защите прав потребителей и общественной организации по защите потребительских прав и меры по усовершенствованию их деятельности на территории муниципального образования.
Введение…………………………………………………………………………………………...3
1.Законодательство РФ о защите прав потребителей……………………………………….5
1.1. Характеристика законодательства, регулирующего защиту прав потребителей….5
1.2. Общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей»……………………….6
1.3 Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей………..7
2. Государственная защита прав потребителей……………………………………………...10
2.1. Контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)………………….....12
3. Отдел защиты прав потребителей администрации муниципального образования….14
3.1 Структура, задачи, функции отдела……………………………………………………….14
3.2. Пропаганда законодательства и профилактика правонарушений…………………...18
3.3. Работа с жалобами и заявлениями………………………………………………………...19
4. Общественная организация по защите прав потребителей……………………………...22
4.1. Права общественных объединений потребителей……………………………………....22
4.2. Деятельность общественной организация по защите прав потребителей…………...23
4.3. Меры по усовершенствованию деятельности общественной организации………….26
Заключение………………………………………………………………………………………..29
Список литературы
-
в тексте отсутствовала
Уссурийская организация по защите прав потребителей обратилась в Приморское территориальное управление МАП России с жалобой на незаконное принятие постановления, в прокуратуру г. Уссурийска и Уссурийского района. Обращение было рассмотрено в вышеуказанных инстанциях. Было признано, что представленное постановление подпадает под действие Гражданского Кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей» и иных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере жилищно-коммунальных услуг [Приложение 9]. Постановление главы МО было признано недействительным, действие его приостановлено, тарифы пересмотрены в соответствии с экспертной оценкой.
В 2002 году в общественную организацию по защите прав потребителей обратился профсоюзный комитет угольщиков п. Новошахтинский Михайловского района с вопросом о помощи (консультации) при решении возникшего аналогичного прецедента, когда главой муниципального образования Михайловский район было принято постановление о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, тепловое снабжение, водоснабжение и водоотведение. В результате совместной деятельности общественной организации, профсоюза угольщиков, прокуратуры Михайловского района выяснилось, что комиссия по проведению экономической экспертизы, созданная по распоряжению главы администрации не являлась независимой. В неё вошли заместитель главы района, заведующий финансовым отделом, специалисты управления экономики и планирования администрации района. Такой состав нельзя признать независимым, отвечающим требованиям постановления Госстроя РФ от 21.05.1999 . Решением Михайловского районного суда постановление главы администрации было признано незаконным и отменено.
Более того, администрация Михайловского района была вынуждена вернуть жителям района деньги, уплаченные за время выхода незаконного постановления до его отмены [Приложение 10 ].
Как
видим, гражданский контроль общественных
объединений за нарушениями прав
потребителей эффективен и результативен.
Количество правонарушений на потребительском
рынке весьма значительно, а службы
по защите прав муниципальных образований
малочисленны, поэтому необходимо использовать
потенциальные возможности
4.3. Меры по усовершенствованию деятельности общественной организации
При обществе защиты прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района работают юристы, оказывающие помощь населению в решении потребительских проблем, они защищают их интересы в суде, помогают в составлении исковых заявлений. В качестве усовершенствования деятельности общественной организации по защите прав потребителей предлагается рассмотреть следующее:
1.
Наибольшее количество жалоб
населения приходится на сферу
жилищно-коммунального
За последние три года 65% опрошенных обратились в ЖЭУ в связи с недостатками предоставляемых услуг. 42% опрошенных обращались в ЖЭУ с требованиями о составлении актов по причине отсутствия либо некачественного предоставления услуг. 30% обратившихся получили отказ в составлении актов. 60% не знают, какие работы должны проводиться за счет средств, полученных от населения за «содержание и ремонт мест общего пользования».
На вопрос о том, что препятствует нормальному функционированию системы обслуживания жилых домов, потребители отмечали следующие факторы: отсутствие контроля со стороны населения за расходованием средств (42%), несоответствие уровня цен на услуги их качеству (28%), плохая работа ЖЭУ (8%), общая обстановка в стране, бюрократизм, незаключение с населением договоров социального найма (13%).
В
связи с этим общественная организация
по защите прав потребителей может
предоставлять населению
Например,
квалифицированный юрист
Вопрос оплаты нужд общественной организации по защите прав потребителей сегодня стоит особенно остро.
Пунктом 1.4 постановления Администрации Приморского края № 450 от 30.08.95 г.[17] Главам администраций городов и районов края рекомендовалось: «Выделять общественным организациям потребителей 50% средств, поступающих в местные бюджеты от штрафов, взыскиваемых административными комиссиями, судами с хозяйствующих субъектов за нарушение законодательства о защите прав потребителей по протоколам, предоставлениям обществ потребителей».
Судами и администрацией краевого центра эта рекомендация неукоснительно соблюдается в соответствии с положениями п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», однако на территории муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район Постановлением № 603 от 22.05.98 г. размер выделяемых средств уменьшен до 42,5%, а в 2001 году уменьшен до 30%. Что не соответствует судебной практике и рекомендациям администрации Приморского края.
В результате снизилась активность общественного объединения в работе административной комиссии. Если в 2000 году организация выполнила проверок и передала на административную комиссию 503 акта, по которым вынесено решений на 320 нарушителей и получено в бюджет взысканий по 111 актам в сумме 125 тыс. рублей (по данным Отделения Федерального казначейства в г. Уссурийске), из них общественная организация по защите прав потребителей профинансирована по ставке 42,5% на сумму 17 тыс. руб. за год, то уже в 2001 году в комиссию сдан всего один акт, по которому взыскано в бюджет 600 рублей и по ставке 30% организация вообще не финансировалась.
Одновременно за 2001 год организация передала в суды более 20-ти исков, на общую сумму 120 тыс. рублей. Судебным решением организация должна финансироваться по ставке 50% от взысканной суммы. Поэтому при существующем размере 30% отчислений от штрафов административных комиссий работа общественной организации по искам в суд является менее затратной, чем работа по составлению актов для административной комиссии. Однако, у судебного способа взыскания есть свои недостатки, это прежде всего длительность процедуры судебного разбирательства и последующего исполнительного производства по взысканию присуждённых судом сумм.
В то время как расходы по арендной плате общественной организации по защите прав потребителей составили: в 2000 году - 21 тыс. руб.; в 2001 году - 29 тыс. руб.; в 2002 году - 36 тыс. руб. Причем поступления от штрафов административных комиссий и по решению судов являются, в соответствии с ФЗ «Об общественных объединениях» [13], единственным источником доходов общественной организации.
Штрафы по решению административной комиссии, как правило, погашаются нарушителями прав потребителей добровольно в среднем на сумму 500-600 рублей, что при 100% взыскании по 500 актам, которые планирует ежегодно составлять общественная организация по защите прав потребителей, принесет в бюджет города доход 500 актов*600 руб.=300 тыс. рублей дохода.
22.10.02
г. Губернатором Приморского
В
качестве письменной гарантии для дополнительных
поступлений в бюджет Уссурийска
предлагается заключить общественный
договор (генеральное соглашение) с
соответствующим общественным объединением
потребителей, в котором оно принимает
на себя обязательство составлять и
передавать на рассмотрение административной
комиссии фиксированное (не менее 200 штук)
количество актов о выявленных нарушениях
прав потребителей.
Заключение
Выпускная квалификационная работа «Организации по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района и меры по усовершенствованию их деятельности» представлена с целью раскрытия направления деятельности организаций, обеспечивающих качество товаров и услуг, защиту прав потребителей на территории муниципального образования.
Необходимость знания своих прав потребителями очевидна, так же как и то, что обладать прочными знаниями в области предоставления качественных товаров, услуг должны, прежде всего, менеджеры, руководители предприятий, организаций, эти услуги предоставляющие. Знание законодательства о защите прав потребителей позволяет поднять уровень системы менеджмента, соблюсти баланс между интересами потребителей и предпринимателей, не опустившись до безнаказанности и вседозволенности бизнеса.
Сегодня
потребительское
Организации по защите прав потребителей призваны участвовать в разработке программ и проектов, направленных на защиту прав потребителей от некачественных товаров и услуг, осуществлять контроль за соблюдением Закона РФ «О защите прав потребителей», просвещать потребителей в вопросах защиты их прав, проводить работу с предпринимателями с целью разъяснения недопущения проникновения на потребительский рынок некачественных товаров, предоставления некачественных услуг.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы изучена законодательная база, правовое регулирование в области защиты потребительских прав, механизм государственной защиты прав потребителей.
Информация о работе Общественная организация по защите прав потребителей