Общественная организация по защите прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение мер по усовершенствованию деятельности организаций по защите прав потребителей в городе и районе.
Задачи исследования – определить направления деятельности отдела по защите прав потребителей и общественной организации по защите потребительских прав и меры по усовершенствованию их деятельности на территории муниципального образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………...3
1.Законодательство РФ о защите прав потребителей……………………………………….5
1.1. Характеристика законодательства, регулирующего защиту прав потребителей….5
1.2. Общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей»……………………….6
1.3 Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей………..7
2. Государственная защита прав потребителей……………………………………………...10
2.1. Контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)………………….....12
3. Отдел защиты прав потребителей администрации муниципального образования….14
3.1 Структура, задачи, функции отдела……………………………………………………….14
3.2. Пропаганда законодательства и профилактика правонарушений…………………...18
3.3. Работа с жалобами и заявлениями………………………………………………………...19
4. Общественная организация по защите прав потребителей……………………………...22
4.1. Права общественных объединений потребителей……………………………………....22
4.2. Деятельность общественной организация по защите прав потребителей…………...23
4.3. Меры по усовершенствованию деятельности общественной организации………….26
Заключение………………………………………………………………………………………..29
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат Демидова.docx

— 80.17 Кб (Скачать)

    Общественные  объединения потребителей существуют во многих государствах мира не один десяток  лет. В нашей стране движение потребителей возникло в крупных городах. В  сентябре 1988 года появился Ленинградский  клуб потребителей, чуть позже –  Московский союз потребителей. Затем  стали возникать подобные объединения  в Новосибирске, Свердловске, Ростове, Челябинске. На сегодняшний день в  России зарегистрировано более 200 региональных общественных объединений потребителей1. Для координации своей деятельности общественные объединения создают национальные организации. Большинство российских региональных организаций объединены в Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ). Кроме того, создаются объединения потребителей в различных сферах деятельности: Союз вкладчиков сбербанка, Союз потребителей автотехники России, Лига защиты прав путешествующих и т.д.2 Движение потребителей существует не только в Российской Федерации, но и во многих странах СНГ. Для координации потребительского движения в этих странах была создана Международная конфедерация общества потребителей (КонфОП) – межгосударственная независимая организация. На сегодняшний день КонфОП объединяет 8 национальных и около 50 региональных организаций.3

    Каждое  общественное объединение потребителей (а также их ассоциации, союзы) осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» [10], другими законодательными актами и может пользоваться правами, предоставленными Законом РФ «О защите прав потребителей».

    В соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об общественных объединениях» (в  ред. 17.05.97) общественное объединение  граждан имеет право:

    - свободно распространять информацию  о своей деятельности;

    - участвовать в выработке решений  органов государственной власти  и органов местного самоуправления;

    - выступать с инициативами по  различным вопросам общественной  жизни, вносить предложения в  органы государственной власти;

    - представлять и защищать свои  права, законные интересы своих  членов и участников, а также  других граждан в органах государственной  власти, органах местного самоуправления  и общественных объединениях.

    В дополнение к этим полномочиям Закон  РФ «О защите прав потребителей» предоставляет  потребительским организациям дополнительные полномочия. Рассмотрим некоторые из них.

    Закон предоставляет потребительским  организациям право проводить экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг). Для реализации этого права  общественные объединения потребителей могут учреждать собственные  испытательные лаборатории, заключать  договоры с уже действующими лабораториями. Многие потребительские организации  активно используют это право  и проводят испытании различных  товаров, чтобы предоставить потребителям достоверную информацию о свойствах испытываемых товаров. Одно из достоинств потребительских испытаний – их независимость. Информируя о своём продукте, продавец или производитель старается предоставить лишь ту информацию, которая будет способствовать росту покупательского спроса. Задача же потребительских организаций – сравнить рекламируемый товар с аналогичными по характеристикам товарами других фирм и предоставить потребителю возможность осознанного выбора.

    Еще одно право общественного объединения  потребителей – это проверка соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, участие по поручению  потребителей в проведении экспертиз  по фактам нарушения прав потребителей. Потребительские организации вправе самостоятельно или вместе с уполномоченными  государственными органами проводить  проверки соблюдения прав потребителей, соблюдения требований законодательства при продаже товаров и оказании услуг. Проводить проверку могут  только уполномоченные представители  общественного объединения. Они  должны в обязательном порядке составить  акт проверки, указав в нём все  обнаруженные правонарушения. Если по результатам проверки составлен  протокол об административном правонарушении, то общественное объединение обязано  передать его в органы местной власти, а при серьёзных нарушениях – и в прокуратуру для принятия мер к нарушителю.

    Главное отличие общества потребителей от государственного органа по защите прав потребителей –  независимость. От государства, от политики, от бизнеса. К примеру, глава администрации  города выносит постановление, ущемляющее права потребителей. В этом случае отдел при администрации вряд ли сможет выступить против своего руководителя (который к тому же финансирует работу отдела), а общество потребителей в состоянии это  сделать и добиться отмены незаконного  постановления.

    Кроме того, общества потребителей очень  мобильны. Их деятельность не связывают  никакие инструкции и бюрократические  согласования. Если сотрудник отдела в течение дня столкнулся с  каким-то нарушением потребительских  прав (одного человека или целого города), то уже вечером общество может  начать их защищать. В последние  годы деятельность независимых организаций  потребителей осуществляется в информационном и правозащитном направлениях. Это  легко объяснимо: чем больше людей  через газеты, радио, телевидение  узнают о своих правах, тем труднее  будет их обманывать, продавать им некачественные товары и оказывать  «медвежьи услуги».

    Практически при всех обществах работают юристы, которые готовы помочь гражданам  по широкому кругу вопросов, связанных  с ущемлением их прав как потребителей.

4.2. Деятельность общественной организация по защите прав потребителей.

    Общественная  организация по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района (далее Организация) создана в 1997 году и в своих действиях руководствуется Гражданским кодексом РФ [3], [5] , Законом РФ «Об общественных объединениях» [10], Законом РФ «О защите прав потребителей» и иными законодательными и нормативными актами РФ и международными соглашениями, Уставом Общества. 10 октября 1997 года организация была зарегистрирована в Управлении юстиции Приморского края [Приложение 7].

    Общественная  организация защиты прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района является полноправным членом и представителем интересов Ассоциации общественных объединений потребителей Приморского края (далее Ассоциация), в которую входят общественные организации по защите прав потребителей городов Владивостока, Артёма, Лесозаводска, Уссурийска. В соответствии с сертификатом, выданным Ассоциацией [Приложение 8], организация готова вносить посильный вклад в развитие данной организации путём создания наиболее благоприятных условий для деятельности её членов, содействия органам власти, общественным организациям и иным организациям в осуществлении мер по защите прав потребителей, а также проведения исследований, участия в проектах и программах, связанных с развитием рынка товаров, работ и услуг для населения.

    Организация оказывает помощь не только жителям  г. Уссурийска и Уссурийского района в защите потребительских прав. В Уссурийскую организацию обращаются за помощью, консультациями жители Михайловского, Надеждинского, Пограничного, Октябрьского районов. В настоящее время Организация работает над проектом создания в г.Уссурийске базового филиала Ассоциации общественных объединений потребителей Приморского края.

    Штатные сотрудники организации – активные участники потребительского движения, их на сегодняшний день 10 человек. Всего  в организации более 100 членов. Они приглашаются для участия в деятельности общественной организации (проведения рейдов, участия в качестве представителя истца в суде, участия в независимой экспертизе) по мере необходимости. Внештатные сотрудники общественной организации по защите прав потребителей уплачивают членские взносы, имеют удостоверения общества и активно участвуют в пропаганде Закона РФ «О защите прав потребителей».

    В соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественная организация  по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района имеет право:

    - проверять соблюдение прав потребителей  и правил торгового, бытового  и иных видов обслуживания  потребителей, составлять акты о  выявленных правонарушениях и  направлять указанные акты для  рассмотрения в уполномоченные  органы государственной власти, участвовать по поручению потребителей  при проведении экспертиз по  фактам нарушения прав потребителей;

    - вносить в органы прокуратуры  и федеральные органы исполнительной  власти материалы о привлечении  к ответственности лиц, виновных  в выпуске и реализации товаров  (выполнении работ, оказании услуг), не соответствующих установленным  требованиям и качеству товаров  (работ, услуг), а также в нарушении  прав потребителей, установленных  Законами или иными правовыми  актами РФ;

    - обращаться в органы прокуратуры  с просьбами принести протесты  о признании недействительными  актов федеральных органов исполнительной  власти, актов органов исполнительной  власти субъектов РФ и актов  органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим  отношения в области защиты  прав потребителей.

    За  время деятельности организации  проделана большая работа по защите потребительских прав, пропаганде законодательства о защите прав потребителей. Только в 2002 году общественной организацией:

    - в досудебном порядке было  рассмотрено более 100 обращений,  из них по письменным заявлениям  – 58 обращений. В том числе  по вопросам нарушения прав  потребителей:

    жилищно-коммунальными  службами -18 обращений (ремонт кровель, залив квартир, некачественные услуги домоуправлений, службы заказчика, отсутствие горячей воды, тепла, энергоснабжения, вышедшее из строя бытовое оборудование из-за перенапряжения в электрических  сетях);

    медицинские услуги – 6 обращений (незаконное требование оплаты за лекарства при стационарном лечении, некачественная услуга зубопротезного кабинета и др.);

    продажа некачественного товара (продовольственных  товаров, промышленных товаров / в основном, обуви /, мебели, сложно-бытовой техники, дискет и пр.) [В Приложении 8 представлено исковое заявление в Уссурийский городской суд по факту продажи некачественной обуви];

    оказание  образовательных услуг – 2 обращения (незаконное требование внесения спонсорских  взносов в учебных заведениях);

    услуги  туристических фирм – 1обращение (нарушение  требований предоставления услуг визы);

    бытовое обслуживание – 4 обращения (парикмахерские услуги, ремонт обуви, услуги химчистки);

    услуги  общественного питания -5 обращений.

    - По распоряжению главы администрации  муниципального образования члены  общественной организации в составе  комиссии (Управления внутренних  дел, Управления потребительского  рынка товаров и услуг, санитарно-эпидемиологической  службы, налоговой инспекции) принимали  участие в совместных рейдах  по проверке торговых точек  города и района.

    - Работа в суде по защите  прав потребителей -23 раза, из них  как представители истца –  8 раз. Вынесено решений в пользу  потребителей - все.

    - Организация ведёт активную работу по разъяснению и пропаганде Закона РФ «О защите прав потребителей»:

    На  базе центральной городской библиотеки с 1999 года работает «Клуб потребителей». Проводятся встречи с жителями города, где члены организации дают консультации по вопросам защиты потребительских  прав. Совместно с работниками  библиотеки проводятся книжные выставки, обзоры журнала «Спрос».

    Председатель  общественной организации Глазунов Ю.Б. выступает на страницах газет  «Уссурийские новости», «Новая», «Жемчужина Приморья» с отчетами о работе организации, консультациями, отвечает на письма, вопросы, поступившие в  адрес организации.

    Члены общественной организации принимали  участие

    в семинаре-совещании с заведующими  отделами и специалистами по защите прав потребителей муниципальных образований  края, руководителями общественных объединений  потребителей;

    в конференции Гражданского форума в  г. Владивостоке.

    Как уже говорилось выше, главное отличие  и преимущество общественных потребительских  организаций - их независимость от государства, политики и, в том числе, от местной власти.

    В качестве примера можно привести тот факт, что в 2001 году общественная организация по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района обратилась в суд о признании недействительным Постановления главы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 30.01.2002 г. № 81 о повышении тарифов по оплате жилья и коммунальных услуг. Отдельные положения постановления противоречили требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, а именно:

Информация о работе Общественная организация по защите прав потребителей