Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:40, контрольная работа
Экономический потенциал для развития туризма практически неограничен, однако он требует значительных капиталовложений и затрат.
Из-за международной конкуренции затраты на развитие индустрии туризма растут как в развивающихся, так и в промышленно развитых странах, где туризм рассматривается как одна из форм регионального развития. В этих условиях в государствах создаются различные организационные структуры управления туристской сферой услуг.
Введение
Классификация туризма
Правовой статус туристских агентств и туристских агентов
Национальные туристские администрации
Органы управления в туризме
Заключение
Список используемой литературы
Третья модель
государственного управления туризмом
предполагает, что НТА входит в состав
одного из многоотраслевых министерств,
чаще всего с «экономическим уклоном».
Так, в Испании вопросы туристской политики
курирует Министерство экономики (через
Государственный секретариат по торговле,
туризму и малому бизнесу). Во Франции
туризм на уровне исполнительной власти
относится к компетенции Министерства
транспорта и общественных работ, в структуру
которого входят Государственный секретариат
по вопросам туризма и Управление туризма.
В Италии Департамент по туризму, первоначально
подчинявшийся непосредственно Президенту
Со-вета министров, находится в составе
Министерства производственной деятельности.
Практика показывает, что наличие министерства,
которое занимается в первую очередь спортом
и физической культурой, а лишь потом вопросами
туризма, явно недостаточно для решения
проблемы комплексного развития системы
туризма, представляющей собой межотраслевой
социально- экономический комплекс со
сложной структурой и множеством компонентов,
а поэтому нуждающейся в координации и
регулировании как никакой другой сектор
экономики.
В рекомендациях
Всемирной туристской организации
отмечается, что орган государственного
управления туризмом должен заниматься
только туризмом. Это повысит приоритетность
задач и значимость данного сектора
в государственной структуре.
К основным функциям государственного органа в сфере туризма относятся:
формирование и обеспечение реализации государственной туристской политики и целевых программ развития туризма;
межотраслевая координация функционирования систем туризма;
разработка нормативных правовых актов и финансово – экономических параметров развития туризма;
лицензирование, сертификация и стандартизация в туристской индустрии;
маркетинг национального туристского продукта;
создание и обеспечение эффективного функционирования представительств органа государственного управления туризмом за рубежом;
организация международного сотрудничества в области туризма;
содействие участию туристов, туроператоров и турагентов и их объединений в международных туристских программах;
разработка практических мер по привлечению отечественных и иностранных инвестиций в туристскую индустрию;
разработка механизма инвестиций, вкладываемых государством в развитие приоритетных направлений инфрастуктуры туризма;
организация взаимодействия и делового партнерства с туристским бизнесом, объединениями туроператоров, турагентов и туристов;
разработка практических мер по поддержанию отечественных производителей туристского продукта;
содействие внедрению прогрессивных технологий туристского обслуживания;
оказание консультационной помощи субъектам хозяйствования, осуществляющим туристскую деятельность;
разработка мероприятий по защите, поддержанию целостности и обеспечению охраны туристских ресурсов;
содействие возрождению и развитию традиционных центров туризма, освоению новых туристских районов с обширным природным и историко-культурным потенциалом;
формирование
системы информационного
создание и обеспечение функционирования единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров;
регламентация профессиональной деятельности в туризме;
решение вопросов,
связанных с научным
Перечисленные
функции – это основные области,
в которых самостоятельный орган
государственного управления в сфере
туризма должен проявлять свою компетенцию
и нести возлагаемую на него ответственность
за состояние и развитие туризма.
Мировой опыт свидетельствует
о необходимости и
Вторая ветвь
– «маркетинговая». Это, как правило,
ведомство, которое подчиняется
или входит в состав НТА, но само
по себе органом управления не является.
В его компетенцию входят все вопросы,
связанные с маркетингом национального
туристического продукта, направленного
на формирование привлекательного имиджа
страны и продвижение его на внешних рынках.
Причем именно эти институты получают
основную долю государственного финансирования:
речь идет о десятках миллионов долларов
в год и сотнях специалистов, что гораздо
больше, чем у бюрократической ветви.
Встречаются попытки
сделать такие «маркетинговые»
ведомства частично самоокупаемыми,
в основном за счет коммерциализации
рекламно-информационных услуг. Но в любом
случае – речь идет лишь о привлечении
средств, дополняющих государственные
ассигнования.
Национальные
туристские администрации тесно
взаимодействуют с местными органами
власти и частным бизнесом. К этому
ведет общая мировая тенденция уменьшения
роли центральной исполнительной власти
в экономических процессах и сокращения
государственных расходов. В результате
возникают смешанные государственно-частные
институты в области регулирования туризма.
Их цель – привлечение к выполнению государственных
задач средств из частного сектора, поиск
взаимовыгодных форм сотрудничества между
органами управления различных уровней.
Приведенный перечень
является далеко не полным. По мере расширения
и усложнения процессов организации
туризма все новые отрасли и предприятия
национальной экономики вовлекаются в
туристское производство. Существуют,
например, фирмы, специализирующиеся на
организации конгрессов, информационные,
рекламные маркетинговые агентства, учреждения
по бронированию билетов в театры. Обслуживанием
туристов занимаются предприятия торговли,
банки, страховые компании. Косвенно формируют
туристскую индустрию предприятия, обслуживающие
не только туристов, но и другие группы
населения: учреждения культуры, лечебные
и медицинские учреждения, организации
связи, предприятия по производству и
т. д.
Исходя из этих
предпосылок, Федеральный закон
«Об основах туристской деятельности
в Российской Федерации» определяет
туристскую индустрию как совокупность
гостиниц и иных средств размещения, транспорта,
объектов общественного питания, объектов
познавательного, делового, оздоровительного,
спортивного и иного назначения, организаций,
осуществляющих туристскую и турагентскую
деятельность, а также организаций, предоставляющих
экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
Таким образом,
законодательные акты подчеркивают
необходимость комплексного подхода
ко всем элементам туристской индустрии
при осуществлении
Для туристской
индустрии характерны процессы специализации,
кооперирования и концентрации производства.
Специализация находит
Предоставлением
туристских услуг занимается все большее
количество отраслей, фирм и организаций,
каждая из которых специализируется на
выполнении отдельных функций туристского
обслуживания. Процессы специализации
обусловливают усложнение хозяйственных
связей между предприятиями туристской
индустрии.
Кооперирование
представляет собой форму организаций
постоянных экономических связей между
специализированными, но самостоятельными
предприятиями по производству и
организации туристских услуг и
товаров. В туристской практике оно
проявляется в форме
Процессы кооперирования
инициируются туристскими предприятиями
(туроператорами), формированием, продвижением
и реализацией туристского продукта.
При этом кооперирование выступает не
в качестве самоцели, а как средство повышения
качества туристского обслуживания, экономии
времени, сил и средств.
Кооперирование
в туризме может быть производственным
– по созданию туристского продукта
(например, между туристским предприятием
и транспортной организацией), и бытовым
– по его реализации (например, между туроператорами
и турагентами).
Массовое развитие
туризма обусловило развитие процессов
концентрации производства. В их основе
лежат те же причины, что и в других отраслях
экономики (прежде всего, эффект масштаба
производства).
Концентрация
производства в туристской индустрии
происходит путем как укрепления
отдельных производственных единиц
(например, во Франции пять ведущих
туроператоров контролируют около 50 %
продаж пэкидж-туров), так и сосредоточения
в рамках объединения широкого круга предприятий
(«гостиничные цепи»).
Для туризма
характерно также образование туристских
корпораций – крупных предприятий
туристского бизнеса, возникающих
в результате слияния, поглощения или
объединения нескольких туроператорских
фирм. Так, путём поглощения ряда фирм
образовался туристский гигант ТУИ
(TUI – Touristic Union International), являющийся крупнейшим
туроператором Германии. Во Франции, в
результате слияния крупнейшей гостиничной
компании «Жак Борель интернасьональ»
с другой такой же крупной компанией «Новотель»
была образована туристская корпорация
«Аккор», впоследствии поглотившая еще
15 туристских фирм. В Голландии, в результате
слияния восьми туристских фирм появилась
крупнейшая туристская корпорация «Холлацд
интернэшнл Трэвел», сосредоточившая
в своих руках значительную часть туристского
рынка страны. Туристские корпорации обычно
имеют широкую зарубежную турагентскую
сеть, через которую осуществляют реализацию
туров и отдельных видов туристских услуг.
Характерной особенностью
современного этапа развития туристской
индустрии является проникновение
в туристский бизнес как компаний, имеющих
с ним непосредственные производственные
связи (повышенную активность при этом
проявляют авиакомпании), так и предприятий
других отраслей экономики (банков, промышленных,
торговых, страховых компаний).
Активному внедрению в туристский бизнес капиталов из других отраслей способствуют следующие обстоятельства:
низкие барьеры выхода на рынок;
наличие избыточных финансовых средств;
высокие темпы развития туризма;
представление
(часто ошибочное) о туризме как о приятном
и легком виде деятельности.
Транспортные
предприятия предоставляют как
отдельные виды услуг, так и самостоятельно
разработанные туры на основе собственной
гостиничной базы. Особо выделяются
в этом отношении национальные компании.
Так, американская авиакомпания «ТВА»
приобрела зарубежные гостиницы корпорации
«Хилтон» и сформировала новую компанию
«Хилтон Интернэшнл». Французская авиакомпания
«Эр Франс» путем слияния двух своих филиалов
создала новую гостиничную цепь «Меридиан»,
имеющую более 50 гостиниц в разных странах.
Все большее
распространение получает создание
авиакомпаниями дочерних авиачартерных
и туроператорских фирм, специализирующихся
на формировании и продаже туров,
составным элементом которых
является перевозка на самолетах своей
авиационной компании. Такие фирмы уже
не довольствуются гостиничной базой
своей авиакомпании, а организуют обслуживание
туристов на основе деловых отношений
с гостиничными и другими предприятиями
на обычных условиях туроператора. Например,
«Эр Франс» основала туристскую фирму
«СОТЭР», занимающую второе место среди
французских туроператоров. Авиакомпании
«УТА» и «Эр Франс» совместно участвуют
в капитале туристкой фирмы «СФТА», входящей
в число пяти крупнейших туроператоров
Франции.
Характерен также
обратный процесс – приобретение туристскими
фирмами авиакомпаний. Например, в Англии
крупнейшая туроператорская фирма «Томсон
холидейз» имеет авиакомпанию «Бритиш
эйруэйз», а тур-ператор «Космос тур» владеет
авиакомпанией «Монарэк эйруэйз».
Активно внедряются
в туристский бизнес и другие транспортные
предприятия: судоходные организуют круизы;
железнодорожные предлагают туры по льготному
тарифу и с включением стоимости экскурсий
в городах по маршруту; автобусные самостоятельно
организуют автобусные туры.
Информация о работе НТА и ее роль в развитии российского туризма