Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:01, курсовая работа
Целью данной работы является анализ рекламной деятельности, изучение видов надлежащей рекламы и исследование имеющейся рекламы в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации « О рекламе» от 2006 г.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Дать общие характеристики рекламы:
а) Рассмотреть понятие и признаки рекламы;
б) Изучить виды, функции рекламы;
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1: Общие характеристики рекламы…………………………………………….4
1.1. Реклама: понятие, признаки……………………………………………………...4
1.2. Виды, функции рекламы……………………………………………………….....6
1.3. Общие требования к рекламе, понятие ненадлежащей рекламы…………….....9
1.4. Правовое регулирование рекламы……………………………………………....11
Вывод по главе 1……………………………………………………………………....14
Глава 2: Анализ примеров ненадлежащей рекламы………………………………...16
2.1. Примеры недобросовестной рекламы…………………………………………..16
2.2. Примеры недостоверной рекламы………………………………………………17
Вывод по главе 2………………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………….20
Библиографический список…………………………………………………………..21
Ознакомившись с рекламным законодательством, можно сделать вывод, что реклама не должна [8,- 11]:
1) побуждать граждан к насилию, агрессии;
2) возбуждать панику;
3) побуждать к опасным
действиям, способным нанести
вред здоровью физическим
Реклама должна:
1) быть распознаваемой;
2) при целенаправленном
обращении внимания
3) распространяться на русском языке;
4) содержать указание
на номер лицензии и орган
ее выдавший, если деятельность
рекламодателя подлежит
5) содержать пометку «подлежит
обязательной сертификации»,
Если реклама - это информация, то, следовательно, на нее распространяются все конституционные гарантии прав граждан РФ искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п.4 ст.29 Конституции РФ). При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах.
Таким образом, в рекламной практике довольно часто мы встречаемся с применением ненадлежащей рекламы, как недобросовестной, так и недостоверной.
Согласно Ст.3 п.4 Закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В новом законе РФ «О рекламе» понятие «ненадлежащая реклама» значительно упрощено и определяет как рекламу, не соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама теперь включает в себя недобросовестную и недостоверную рекламу. А в прежней редакции Закона РФ «О рекламе» ненадлежащая реклама определялась как недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации. Вместе с тем ст. 5 нового Закона РФ «О рекламе» устанавливает общие требования к рекламе и раскрывает содержание недобросовестной и недостоверной рекламы.
Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Недостоверная реклама (ст.5 ФЗ «О рекламе») – содержит сведения, которые не соответствуют действительности. К таким сведениям относятся: характеристики товара, состав и способ изготовления, место происхождения, знаки соответствия госстандартам, возможность приобретения товара в указанном объеме в период времени и в месте, стоимость товара не момент распространения рекламы, наличие у товара официальных наград, призов, дипломов, использование терминов в превосходной степени (лучший, абсолютный, единственный).
Недобросовестная реклама (ст. 5 ФЗ «О рекламе» ) - содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других лиц, а также, может содержать образы или высказывания, порочащие честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов. Представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.
1.4. Правовое регулирование рекламы
Реклама в наши дни является
необходимым условием для функционирования
различных предприятий. В современном
маркетинге реклама является наиболее
доступным методом
При изучении теоретической литературы и законодательных актов становится очевидным, что правовое государственное регулирование рекламы предусматривает разработку и принятие национальных законодательных и нормативных актов, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе производства, размещения, распределения и использования рекламы, определяющих принципы рекламной деятельности, предотвращающих и пресекающих недобросовестную рекламу и рекламу, посягающую на общественные ценности и общепринятые нормы морали.
В своем практическом пособии А. Назайкин выделяет 2 способа регулирования рекламной деятельности: внешнее регулирование и внутреннее.
Внешнее регулирование - это свод государственных и общественных актов, кодексов, законов и т.д. [5, -93]
Россия шла к правовому
Следующие 6 лет рекламная деятельность регулировалась законами «О средствах массовой информации», «О сертификации товаров и услуг». Только в 1995 г. был принят закон «О рекламе», который продолжает дорабатываться и совершенствоваться.
Конституция РФ определяет право граждан на достоверную информацию. Закон «О рекламе»- один из основных законодательных актов, регулирующий рекламную деятельность. Он дает определение понятия «реклама» и обосновывает границы его распространения. Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров и услуг. При этом он не распространяется на политическую рекламу и на объявления физических лиц.
Внутреннее регулирование Назайкин определяет как «свод норм, правил, принципов, определенных рекламораспространителями, а также самими рекламопроизводителями на базе внешнего регулирования. Так, например, газеты и журналы зачастую оставляют за собой право редакторской обработки объявлению. 5, -99].
Как определено в учебнике Ф.Г. Панкратова [6, -88]: «Основными целями закона являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы»
Различные законы, указы и инструкции обычно регулируют рекламную деятельность тех или иных сфер, аспектов бизнеса, а также конкретных территорий страны. По следующему отрывку из документа можно судить об их влиянии на рекламу:
Закон Российской Федерации «О конкуренции
и ограничении
«Статья 10. Формы недобросовестной конкуренции.
Не допускается
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
некорректное сравнение
В книге А. Назайкина приведена информация, по состоянию правового поля российской рекламы на рубеже XX и XXI вв. [5, - 98]:
«По данным комитета по антимонопольной политике наиболее распространенным видом нарушений явилось неисполнение субъектами рекламной деятельности общих Требований к рекламе, установленных ст. 6 ФЗ «О рекламе». На втором месте оказалась ст. 7. Она устанавливает запрет на распространение недостоверной информации о товарах и услугах, которая вводит потребителей в заблуждение...»
Изучение законодательных актов приводит к мысли, что реклама не должна создавать заблуждающее впечатление, она должна быть рассчитана на обыкновенных людей с заурядным мышлением, так и на интеллектуально одаренных. В рекламе не должно быть скрытых фактов и она должна быть легко понимаемой. Она не должна содержать текстовую, зрительную или звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали.
Вывод по главе 1
В современном обществе с каждым днем доведение до потребителей сведений, которые необходимы для покупки товаров с помощью рекламы становится все более актуальным. Множество источников дает большое количество разных определений термина «реклама», что может говорить о многогранности этого явления. Реклама сейчас вызывает ассоциации, как экономического характера, так и социокультурного.
В практике современной рекламной деятельности существует несколько классификаций рекламы. Она принимает тот или иной вид в зависимости от того, какая из ее характеристик в данной классификации является наиболее существенной.
Реклама в обществе выполняет огромный спектр самых разнообразных функций и выступает в качестве средства продвижения товаров и услуг на рынке массовой продукции.
Можно сделать вывод, что назначением любого рекламного сообщения является побуждение людей к конкретным действиям, оно воздействует на людей с целью побудить их приобрести те или иные товары или услуги. При этом реклама должна предоставлять достоверную информацию об ассортименте, качестве, свойствах своих продуктов, обязана опираться на духовные и культурные традиции, уважать моральные устои общества, на которое она направлена. В противном случае она будет вызывать не привлекающие, а скорее неприятные чувства, ассоциации и образы. Профессиональное поведение основывается на благородных мотивах, оно контролируется и оценивается в соответствии с принятым кодексом поведения, а действия профессионала направлены на достижение максимальных благ для клиентов и всего общества.
В наши дни различные предприятия уже не представляют своего функционирования без применения рекламы. Реклама в маркетинге представляет собой один из наиболее доступных методов стимулирования продаж.
Однако не всегда
реклама соответствует
Изучив некоторые законодательн
Невозможно допущение недобросо
Глава 2: Анализ примеров ненадлежащей рекламы
Рассмотрим и проанализируем примеры ненадлежащей рекламы, а именно: недостоверной и недобросовестной.
2.1. Примеры недобросовестной рекламы
Пример 1. Наружная реклама сухариков «Кириешки». Суть рекламы заключалась в плакате, на белом фоне которого были изображены засохшие корочки хлеба и кожура от апельсина или банана, а слоган гласил: «Настоящие сухарики корочками не назовут». Это заявление порочило честь и деловую репутацию конкурента «Три корочки» и в течение месяца было снято с мест распространения.
Пример 2. Информация средств по уходу за кожей «Лицо без проблем». Их слоган: «Кто не знает, тот многое теряет». То есть дискредитирует физическое лицо, которое не пользуется данными средствами.
Пример 3. Рекламная кампания МТС, прошедшая в след за кампанией Би Лайн. Сначала вышел рекламный ролик компании Би Лайн, которая продвигала свой новый тарифный план. Слоган кампании гласил: «Welcome, с днем жестянщика». Следом компания МТС выпустила ролик с тем же актером в главной роли, что и у Би Лайн, на стене висела надпись «Велкам», при этом у жестянщика работы не было, он спал, прикрывшись газетой, а голос за кадром говорил: «Тариф Летний. Конкуренты отдыхают». Использование негативной оценки товара-конкурента и утверждение, что товар конкурента хуже рекламируемого, также является ярким примером недобросовестной рекламы.