Некоммерческий маркетинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Некоммерческий маркетинг – маркетинг, осуществляемый организациями и отдельными лицами, которые действуют в общественных интересах или выступают за какую-либо идею и не стремятся к получению финансовой прибыли. Некоммерческий маркетинг осуществляется такими организациями, как агентства по оказанию социальной помощи или благотворительные группы, а также участвующими в выборах политиками. При некоммерческом маркетинге может осуществляться пропаганда идей (например, прав человека), товаров и услуг, но чаще всего он проводится в рамках таких социальных программ, как безопасность на дорогах, охрана окружающей среды, ограничение продажи оружия, экономия энергии.

Содержание

1. Что такое некоммерческий маркетинг? 3
2. Маркетинг в некоммерческой сфере: теоретический аспект 7
3. Зачем нужен некоммерческий маркетинг? 13
4. Идея трехсекторной модели экономики на примере России 20
5. Эволюция понятия "маркетинг" в современных рыночных условиях 27
6. Актуальность применения концепции социального маркетинга в системе здравоохранения 30
Список литературы 34
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсач по маркетингу.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

                     Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО 

Институт сокращенной подготовки

Уральский государственный

  горно-геологический  университет 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По  дисциплине «Маркетинг» 

на тему:

Некоммерческий  маркетинг 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                          Преподаватель: Жуков В.Г.

                                                                                    Студент: гр.ЦЭМ-09
                                                                              Попова Д.А.

                                               
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург, 2011

Содержание

 

1. Что такое некоммерческий маркетинг?                                                            3

2. Маркетинг в некоммерческой сфере: теоретический аспект                         7

3. Зачем нужен некоммерческий маркетинг?                                                     13

4. Идея трехсекторной модели экономики на примере России                        20

5. Эволюция понятия "маркетинг" в современных рыночных условиях         27

6. Актуальность применения концепции социального маркетинга в системе здравоохранения                                                                                                    30

Список литературы                                                                                                34

Приложения                                                                                                           35 

 

      1. Что такое некоммерческий маркетинг? 

     Некоммерческий маркетинг маркетинг, осуществляемый организациями и отдельными лицами, которые действуют в общественных интересах или выступают за какую-либо идею и не стремятся к получению финансовой прибыли. Некоммерческий маркетинг осуществляется такими организациями, как агентства по оказанию социальной помощи или благотворительные группы, а также участвующими в выборах политиками. При некоммерческом маркетинге может осуществляться пропаганда идей (например, прав человека), товаров и услуг, но чаще всего он проводится в рамках таких социальных программ, как безопасность на дорогах, охрана окружающей среды, ограничение продажи оружия, экономия энергии.

     Из-за не вызывающего сомнения успеха коммерческого  маркетинга в отраслях, приносящих доход, родилась идея перенести маркетинговую концепцию на некоммерческие организации. В литературе об этом много писал Ф. Котлер. Для него было само собой разумеющимся, что некоммерческие организации по аналогии с коммерческими испытывают потребность в организации процессов обмена. Перенос маркетинга на данный тип организаций был связан с представлением о том, что и в некоммерческой области маркетинг может помочь достижению целей. Цели некоммерческих организаций касаются не только и не обязательно экономических параметров, но в той или иной форме всегда имеются. Некоммерческий маркетинг в данном случае рассматривается как технический прием, которым может пользоваться любой.

     Существует  другая точка зрения, рассматривающая  некоммерческий маркетинг как противовес коммерческому. Такая трактовка имеет хождение в тех областях, где влияние коммерческого маркетинга считается общественно вредным. В наиболее законченном виде эта позиция представлена социальным маркетингом, под которым понимают целенаправленное распространение информации для изменения социальных установок. Примерами могут служить кампании по бережному обращению с питьевой водой или по экономии электроэнергии в домашнем хозяйстве или на транспорте. Спортивное движение «Делай с нами …», акции солидарности типа «Хлеб для мира» также попадают в эту категорию. Цели социомаркетинга в конце концов направлены на улучшение жизни общества. Инициаторами и организаторами его могут быть государственные органы, например: федеральное министерство здравоохранения, организация потребителей, а также частные организации, например, гражданские инициативы, объединения по интересам и др. Социомаркетинг ориентирован, прежде всего, на распространение или изменение общественных установок, в то время как коммерческий и некоммерческий, как правило, учитывают интересы организации как таковой. Библиотека, которая использует инструментарий маркетинга, по большому счету также преследует цель изменения общественных установок – через влияние на чтение, однако ближайшая ее цель состоит в обеспечении общины библиотечными материалами и услугами.

     Некоммерческий  маркетинг не имеет единого внешнего выражения, его проявления зависят  от организации, которая прибегает  к нему. Спектр этих организаций  обширен. Он включает органы управления и предприятия обслуживания (железная дорога, почта, больницы), а также политические, культурные, общественные организации (партии, музеи, церковь и пр.). Некоммерческие предприятия могут применять философию и инструментарий маркетинга таким же образом, как и коммерческие. Они тоже должны находить и идентифицировать свои рынки, исследовать потребности покупателей, предлагать соответствующие услуги и продукты, создавать каналы распределения, заниматься рекламой и налаживать связи с общественностью. Однако имеются два очень важных различия.

     Во-первых, для общественных организаций получение  прибыли стоит не на первом месте  в иерархии целей. Тем самым ослаблено  использование ценовых и коммуникационно-политических стратегий.

     Во-вторых, у этих организаций есть конкуренты в лице коммерческих организаций. Данное определение еще раз подтверждает, что маркетинг – не только метод, но принципиальная позиция, «философии» организации. Он оказывает воздействие на ее структуру, предложения, методы работы. Типично маркетинговое мышление: не работник определяет заранее, с какими предложениями выйдет на рынок библиотека, решающее значение при принятии ей рыночного решения будут иметь потребности, пожелания, интересы тех, кому она должна служить. При этом, важно учитывать , что предложение должно «работать» на задачи и цели библиотеки. А значит, надо четко определить, что же входит в эти задачи, чтобы иметь некие рамки, внутри которых можно было бы делать те или иные предложения. В определении Котлера речь идет о «специфических рынках». Имеется в виду то, что маркетинг – это не попытка предложить все всем (что библиотеки и не в состоянии сделать, хотя тенденция такая наблюдается). Речь о том, чтобы по возможности эффективно обслужить отдельные части (сегменты) рынка. Рынок публичной библиотеки неоднороден (негомогенен), он состоит из множества рыночных сегментов, представители которых имеют различные потребности, желания, установки, и интересы. Эти сегменты можно дифференцировать по возрасту, доходу, образованию, профессии, национальности, мобильности, читательским пристрастиям и т.п. Целенаправленное выделение сегментов не должно приводить к тому, что библиотека станет доходить до меньшего числа читателей (пользователей), но может означать, что еще большая часть населения будет обслуживаться в соответствии со своими потребностями. В распоряжении библиотеки достаточно ограниченные ресурсы (финансовые, человеческие), и она должна, по возможности, рационально использовать их.

     Если, к примеру, университеты имеют почти  полную монополию на выдачу образовательных  сертификатов высшей категории, то библиотеки на рынке развлечения и досуга находятся в прямой конкуренции с другими организациями, которые также могут предоставить гражданам возможности отдыха. Отсутствие у такого рода организаций активных конкурентов, как правило, означает, что они мало заинтересованы в расширении своего сегмента рынка и совершенствовании производимых ими товаров и услуг.

     После того, как маркетинговая концепция  вошла в некоммерческую сферу, она  была уточнена и конкретизирована применительно  к различным типам некоммерческих организаций (об этом уже достаточно много написано). Важнейшие области применения некоммерческого маркетинга в немецкоязычном регионе:

  • Маркетинг общественного транспорта;
  • Маркетинг образования взрослых;
  • Маркетинг институтов по проверке товаров;
  • Маркетинг общественных организаций;
  • Маркетинг университетов;
  • Маркетинг политических партий;
  • Маркетинг народных университетов.

     Маркетинговая концепция нашла отражение пока только в американских и английских публикациях. Особенно интересна книга «Процесс планирования для публичных библиотек»1. Ныне она переработана: больше соответствует требованиям практики и содержит дополнительный материал. Опираясь на идеи планирования, авторы показывают, как можно воплотить теорию в практику. Книга написана в форме справочника, по принципу «делай это – для самого себя». Большое количество практических указаний и примеров помогает читателю понять процесс планирования. Термин «процесс планирования» в принципе только другое обозначение понятия «маркетинг». Термин избран по двум причинам: «планирование» указывает на действие, целенаправленное, ориентированное на будущее; «процесс» указывает на постоянную, непрекращающуюся обработку (переработку) в отличие от кратковременного или одновременного использования. Элементы процесса планирования будут подробно описаны в рамках стратегии реализации. 

     2. Маркетинг в некоммерческой сфере:  теоретический аспект

     В последние годы в Украине наблюдается расширение проникновения элементов маркетинга в сферу некоммерческой деятельности. Очевидно, что такая практика не носит целенаправленного систематического характера, а скорее является результатом интуитивных эпизодических инициатив руководителей некоммерческих субъектов.

     По  нашему убеждению, сегодня уже назрела  необходимость использования целостной концепции маркетинга некоммерческих субъектов в деятельности институтов государственной власти и управления, политических партий и движений, некоммерческих фондов и госбюджетных структур здравоохранения, образования, науки и культуры.

     Теория  и методология классического  маркетинга, как известно, исторически  развивались из практики бизнеса. Аналогично, маркетинг некоммерческих субъектов  развивается из практики деятельности в некоммерческой сфере. Однако существенное отличие данной разновидности маркетинга заключается в том, что для формирования его концепции уже имеется не только зрелая теоретико-методологическая база классического маркетинга, но и богатый опыт практического применения его методического инструментария. Это в значительной мере упрощает задачу специалистов, разрабатывающих концепцию маркетинга некоммерческих субъектов. Но есть и определенные трудности.

     За  последнее десятилетие появилось  достаточно много работ как зарубежных, так и отечественных авторов, посвященных маркетинговой деятельности в некоммерческой сфере. Как любая научная дисциплина в период своего становления, некоммерческий маркетинг переживает «болезнь роста», которая проявляется в отсутствии системности, неоднозначности понятий, терминологической путанице. Так, например, в разных источниках встречаются различные названия маркетинговой деятельности в некоммерческой сфере: «социальный маркетинг»1; «маркетинг некоммерческих организаций»2; «маркетинг неприбыльных организаций»3; «маркетинг неприбыльной сферы»4 и т.д.Чаще всего под этими, по существу, различными понятиями кроются представления авторов о маркетинговой деятельности отдельных видов субъектов некоммерческой сферы, реже — идеология создания, продвижения и реализации конкурентоспособных некоммерческих продуктов (последнее относится, в первую очередь, к Филипу Котлеру и его соавторам).

     Многие  работы сознательно ориентированы  на конкретные направления некоммерческой деятельности1, не содержат целостной маркетинговой концепции, а лишь отдельные процедуры и инструменты.

     Поскольку теоретико-методологические основы маркетинга в некоммерческой сфере в процессе своего становления уже достигли соответствующего этапа, мы считаем, что  назрела необходимость наведения  здесь порядка в основных понятиях и терминологии, подобного тому, который существует в классическом маркетинге.

Информация о работе Некоммерческий маркетинг