Мотивационный анализ поведения покупателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:24, контрольная работа

Описание работы

Объект исследования потребительский рынок обуви.

В качестве предмета исследования рассматриваются мотивы покупок потребителей при выборе обуви.

Целью работы является исследование и использование покупательской мотивации в маркетинге.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава Ι. Изучение потребителей……………………………………………….5

1.1 Модель покупательского поведения……………………………….5

1.2 Факторы, влияющие на поведение покупателей………………….6

1.3 Теории мотивации………………………………………………......11

1.4 Процесс принятия решения о покупке……………………………..12

Глава ΙΙ. Мотивационный анализ покупательского поведения

потребителей обуви…………………………………………………...13

2.1 Стратегия построения и обновления обувного гардероба ………13

2.2 Отношение к моде…………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………….…….26

Список используемых источников…………………………………….…….28

Работа содержит 1 файл

конрольная.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

  Производители товаров, спрос на которые зависит от уровня доходов покупателей, постоянно следят за тенденциями в изменении личных доходов населения, нормы сбережений и процентных ставок.

  Стиль жизни. Принадлежащие к одной субкультуре, одному социальному классу и имеющие один род занятий индивиды могут вести совершенно разный образ жизни, придерживаться различных   его стилей. Стиль жизни — форма бытия человека в мире, выражающаяся в его деятельности, интересах и мнениях. Стиль жизни отражает «человека в целом» в его взаимодействии с окружающими. Маркетологи стремятся идентифицировать связи между продукцией компании и группами индивидов, объединенными по их стилям жизни.

Тип личности и самовосприятие. Покупательское поведение человека во многом определяется типом его личности. Под типом личности понимается совокупность отличительных психологических характеристик индивида, обусловливающих его относительно постоянные и последовательные реакции на воздействия внешней среды. [2;68]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

На выбор  покупателем товара влияют четыре основных психологических фактора — мотивация, восприятие, обучение, убеждения и установки.

  Мотивация. В любой момент жизни человек испытывает массу потребностей. Некоторые из них имеют биогенную природу, возникают при определенном физиологическом состоянии человека. Природа других является скорее психогенной, результатом таких состояний психологического дискомфорта, как потребность индивида в признании. Потребность становится мотивом в том случае, когда она заставляет индивида действовать, а ее удовлетворение снижает уровень психологического дискомфорта.[5;267]

  Восприятие. Восприятие — процесс отбора, организации и интерпретации индивидом поступающей извне информации и создание целостной картинки. Восприятие зависит не только от физических раздражителей, но и от отношения к окружающей среде и от личностных особенностей человека. Ключевое слово в определении понятия «восприятие» — «индивид».

Обучение. В процессе сознательной деятельности человек усваивает определенные знания. Обучение — определенные изменения в поведении человека, происходящие по мере накопления им опыта. Прежде всего человеческое поведение является результатом обучения. Теория обучения показывает маркетологам, что они имеют возможность добиться роста спроса на продвигаемые товары, если им удастся задействовать в своей кампании сильные побуждения, мотивирующие потребителей стимулы и обеспечить ей позитивное подкрепление. [4;63]

Убеждения и установки. Убеждения и установки индивида формируются через поступки и обучение и непосредственно влияют на поведение потребителей. Убеждения формируют в сознании образы товаров и марок, ориентируясь на которые потребители и совершают покупки.

    Маркетологов очень интересуют убеждения потребителей в отношении их товаров и торговых марок.

Установка — устойчивая положительная или негативная оценка человеком объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных по отношению к ним действий. У людей формируются установки в отношении религии и политики, одежды и музыки, продуктов питания и т. д. Установки по отношению к объекту заставляют людей любить его или ненавидеть, стремиться к нему или избегать. [7;52] 
 
 

1.3  Теории мотивации

  Теория  мотивации по 3. Фрейду. Великий психолог полагал, что люди по большей части не осознают психологические силы, которые руководят поведением индивида, а значит, они не в состоянии до конца понять мотивы своих действий. Когда потребитель изучает отдельные марки товаров, он обращает внимание не только на их основные характеристики, но и на менее заметные детали. Форма, размер, вес, цвет, название марки и материал вызывают определенные ассоциации и эмоции.

     Современные исследователи мотивации придерживаются традиционной фрейдистской интерпретации. [8;163]

Теория  мотивации А. Маслоу. Ученый-психолог попытался объяснить, почему в разное время индивид ощущает различные потребности. А. Маслоу объясняет это тем, что система человеческих потребностей выстроена в иерархическом порядке, в соответствии со степенью значимости ее элементов: физиологические потребности, потребность в чувстве безопасности, социальные потребности и потребности в самоактуализации. Индивид в первую очередь старается удовлетворить самые насущные потребности. Когда ему это удается, удовлетворенная потребность перестает быть мотивирующей и человек стремится к удовлетворению следующей по значимости.

Теория  мотивации по Ф. Герцбергу. Фредерик Герцберг — автор двухфакторной теории мотивации, в соответствии с которой недовольство человека и его удовлетворение определяются двумя группами принципиально различных факторов. Для того чтобы покупка состоялась, недостаточно отсутствия фактора недовольства — требуется активное присутствие фактора удовлетворения.  
 
 
 

1.4 Процесс принятия  решения о покупке

    • Осознание потребности

     Процесс принятия решения о покупке начинается с осознания покупателем потребности или нужды – потребитель осознает разницу между реальным и желаемым состояниями. Потребность может возникнуть под действием внутренних раздражителей, когда из естественных человеческих нужд – голод, жажда, половое влечение – становится настолько настоятельной, что превращается в побуждение.

    • Поиск информации

     Заинтересованный потребитель может приступить к поискам дополнительной информации. Если побуждение достаточно сильно, а товар, способный удовлетворить потребителя, находится под рукой, то обычно совершается покупка.

    • Решение о покупке

    В целом решение о покупке сводится к тому, что потребитель решает приобрести товар той марки, которая ему больше всего понравилась. Однако, превращению намерения о покупке в решение могут помешать два фактора. Первый из них – отношение других людей. Вторым фактором являются непредвиденные обстоятельства.

Реакция на покупку

    После покупки потребитель испытывает либо чувство удовлетворения, либо неудовлетворения. У него наступает реакция на покупку. Если товар не оправдывает ожиданий, то покупатель не удовлетворен; если товар им соответствует, покупатель удовлетворен; если товар превосходит ожидания, то покупатель более, чем в восторге. Почти каждая крупная покупка вызывает познавательный (когнитивный) диссонанс, т.е. чувство дискомфорта, которое вызвано сомнениями в правильности сделанного выбора; такие сомнения практически неизбежно посещают покупателя после совершения покупки. [3;46] 

Глава  ΙΙ. Мотивационный анализ покупательского поведения потребителей обуви

  2.1  Стратегия построения  и обновления обувного  гардероба 

  Результаты  исследования, проведены методом  глубинного интервью в четырех городах  России — Москве, Санкт-Петербурге, Ростове и Красноярске.

  Численность выборки — 200 респондентов, из них 152 женщины, и 48 мужчин. (В каждом городе опрошено по 38 женщин и 12 мужчин). Такая  численность выборки для качественного  исследования является весьма значительной.

  Среди женщин и мужчин в равной пропорции  представлены респонденты возрастных категорий: 20 — 28 лет и 29 — 50 лет. Дополнительным критерием отбора служил доход респондентов — от 200 до 1000 $ в месяц в расчете  на одного члена семьи. Параметры  отбора респондентов были установлены на основании предыдущих исследований целевой аудитории потребителей, интересующей Заказчика.

  Исследование, результаты которого представлены , проводились в июле 2009 года по заказу крупной обувной компании.

  Насколько те или иные стратегии распространены сегодня среди представителей различных целевых групп? Как менялись конкретные представления о моде, стилевые предпочтения и т.п.?

  Ответы  на эти вопросы — задача актуальных исследований, в проведении которых, как мы полагаем, может помочь изложенный подход. [10;36]

  Женщины. Для лучшего понимания потребительских стратегий необходимо опираться на некоторую классификацию. Мы предлагаем рассматривать стратегии покупки обуви, опираясь на простые критерии. Наша классификация построена на основании эмпирических данных по следующим основаниям:

  1. Прежде всего, мы оцениваем  объем потребления — количество  пар обуви, находящихся в постоянной  носке (исключается чисто спортивная  и другая обувь специального  назначения, а также старая обувь  — обувь, которая «донашивается» и не употребляется для повседневной носки).

  На  основании таких сведений респонденты  делятся на тех, кто имеет «маленький»  и «большой» обувной гардероб.

  «Маленьким» (М)5 – 10-  мы называем набор обуви, когда в постоянной носке находится не более 10 пар, т.е. в среднем по 3 пары для каждого сезона; «большим» (Б)  11 и более— набор обуви, включающий более 10 пар.

  2. Второй показатель, который мы  рассматриваем — сроки носки  или частота обновления обуви  (частота покупок). При этом учитывается, что разные типы обуви apriori рассчитаны на разные сроки носки. (Так, зимние сапоги, ввиду особенностей погоды и повсеместного использования реактивов, у абсолютного большинства опрошенных изнашиваются за 2 зимних сезона, в то же время ботинки и другая демисезонная обувь за 3-4 весенне-осенних сезона и т.п.).

  Проанализировав собранные сведения, мы считаем, что  обувь обновляется редко, если срок носки сапог — 3 сезона и более, демисезонной обуви — 4 сезона и  более, туфель — 4 и более, босоножек  — 2-3 сезона и более. Соответственно, часто обновляют обувной гардероб респондентки, которые покупают новые зимние сапоги после 1-2 сезонов носки, новую демисезонную обувь после 2-3 сезонов, туфли — 1-2, а «босоножки» после 1 сезона носки.

РЕДКО Зимние сапоги более 2 ЧАСТО Зимние сапоги 1-2
Демисезонная  обувь более 4 Демисезонная  обувь 1-3
Туфли более 4 Туфли 1-3
Туфли-босоножки  более 2 Туфли-босоножки 1-2
 

3. Третий  показатель, на основании которого  мы предлагаем анализировать  стратегии потребления обуви — «ведущий мотив» обновления, основной фактор, побуждающий приобретать новую пару обуви в большинстве случаев покупки.

  Ведущие мотивы определены нами следующим образом:

1.прагматический: обувь обновляется в процессе износа, новая пара должна выполнять функции предыдущей (при этом в силу разных причин один вид обуви может заменяться другим; например, вместо ботинок покупаются демисезонные туфли и т.п., но суть от этого не меняется). 

2.стремление следовать моде: обувь обновляется под влиянием модных тенденций, новая пара покупается для того, чтобы иметь в гардеробе модную в представлении респондентки обувь, независимо от степени износа старой, покупка стимулируется изменением моды.

3.стремление  к новизне, стремление к разнообразию: новая обувь приобретается не только и не столько в связи с износом старой, респондентка стремится к переменам, разнообразит гардероб, уходит от сугубо функционального прагматического подхода.

4.смешанный мотив: в этом случае факторами, побуждающими к покупке новой обуви, выступают два (или даже три) мотива. Например, большинство покупок совершается строго по мере необходимости, однако респондентка стремится иметь в своем гардеробе 1-2 новомодные, по ее представлениям, пары обуви, которые покупаются в связи с более резкими поворотами моды и т.п.

  Очевидно, что выделенные мотивы могут присутствовать в поведении практически любой  женщины. Каждая женщина хотя бы один раз в жизни купила обувь под  влиянием ситуативных факторов. Строя свою классификацию, мы рассматривали доминирующий мотив, присущий данной покупательнице базовый подход к покупке обуви, которым она руководствуется в большинстве случаев.

Информация о работе Мотивационный анализ поведения покупателя