Модели организации рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

В мировой истории рынок уже прошел путь, измеряемый тысячелетиями, и сегодня приуменьшать роль этого «экономического долгожителя» в развитии человеческой цивилизации достаточно наивно. Рыночные (обменные) процессы в экономике, объективно зародившись на базе общественного разделения труда еще в первобытную эпоху, всегда находились в состоянии известной трансформации.

Работа содержит 1 файл

1часть.doc

— 280.50 Кб (Скачать)

      Доля  в российском производстве........................…………..менее 2,5%

    • Прочие компании
 

      Среди небольших компаний, выпускающих  шампуни малыми объемами (до 100 тыс. шт. в год), при общей тенденции роста производства наблюдается ротация производителей, т.е. одни предприятия начинают выпуск шампуней, в то время как другие прекращают (Таблица 1.4).  

Таблица 1.4

Компании, выпускавшие шампуни  в 1998 году и прекратившие производство

Компания

Регион

АООТ "Химик" г. Луга, Ленинградская область
000 "МК Партнер" г. Москва
ЗАО "Дельтапласт" г. Москва
ЗАО "Ромул" - г. Москва
ЗАО "НПП "Модус" г. Москва
ГП "Нерехтский государственный механический завод" г. Нерехта, Костромская область
ОАО "Эфирное" г. Алексеевка, Белгородская область
ОАО "Финист" г. Воронеж, Воронежская область
ОАО "Уфахимпром" г. Уфа, Республика Башкортостан
ОАО "Сода" г. Березники, Пермская область

      Как видно из таблицы, ротация производителей происходит за счет компаний, не относящихся к косметической промышленности, т.е. предприятий, для которых выпуск шампуней не относится к профильному производству. Наиболее яркий пример - ГП "Нерехтский государственный механический завод"   (машиностроительное   предприятие)   и   ОАО   "Эфирное" (агропромышленная компания). 

      Опрос компаний производителей выявил, что  центры косметической промышленности - Москва, Санкт-Петербург - являются также и лидерами в региональном производстве шампуней (Таблица 1.5). К числу лидеров также относятся Свердловская, Нижегородская и Самарская области, но в каждой из них находится лишь по одному крупному предприятию-производителю шампуней.

Таблица 1.5

Производство  шампуней по регионам Российской Федерации (данные получены по результатам телефонного опроса)

Регион Количество  предприятий-производителей шампуней, принявших  участие в опросе Совокупное  производство шампуней в 2001 году, т
Российская  Федерация 39 57450,55
Северный  район 0 0
Северо-Западный район 6 10241
г. Санкт-Петербург 6 10241
Центральный район 16 32206,5
Владимирская  область 1 640
г. Москва 10 29746
Московская  область 3 1132
Смоленская  область 1 520,5
Ярославская область 1 168
Волго-Вятский  район 1 4000
Нижегородская область 1 4000
Центрально-Черноземный район 2 5
Белгородская  область 2 5
Поволжский  район 3 2753
Республика  Татарстан 2 453
Самарская область 1 2300
Северо-Кавказский район 3 21,25
Краснодарский край 2 11,25
Ставропольский  край 1 10
Уральский район 5 7429,8
Республика  Башкортостан 2 531
Регион Количество  предприятий-производителей шампуней, принявших  участие в опросе Совокупное  производство шампуней в 2001 году, т
Оренбургская  область 1 43,8
Пермская  область 1 30
Свердловская  область 1 6825
Западно-Сибирский  район 1 700
Новосибирская область 1 700
Восточно-Сибирский  район 0 0
Дальневосточный район 2 94
Республика  Саха (Якутия) 1 76
Хабаровский край 1 18
Калининградский район 0 0
 

      По  некоторым сведениям, значительное число небольших производителей располагается  в  Краснодарском  крае,  Ростовской,  Челябинской  и Новосибирской областях. Кроме того, как было замечено выше, мелкие предприятия, производящие шампуни, есть почти в каждом регионе.

      В процессе исследования выяснилось, что  два основных центра производства шампуней - Москва и Санкт-Петербург. При этом необходимо учитывать, что Москва традиционно является еще и центром импорта. Соответственно, предложение в этих городах значительно превышает спрос, и они являются центрами оптовых поставок шампуней в регионы РФ. Ряд крупных предприятий Москвы и Санкт-Петербурга, также как и ОАО "Калина" (г. Екатеринбург), ЗАО "Капелла" (г. Дзержинск, Нижегородская область) и ЗАО "КФ "Весна" (г. Самара), ориентированы на российский рынок в целом. Прочие компании ориентированы, как правило, на местный рынок своего региона и (или) нескольких близлежащих регионов. 
 
 

Таблица 1.6

Оценка  объемов производства шампуней по регионам Российской Федерации

Экономический район Совокупное  производство шампуней в 2001 году, тыс. т.
Российская  Федерация 79,5
Северный  район 0,3
Северо-Западный район 16,5
в том числе г. Санкт-Петербург 15
Центральный район 37
в том числе г. Москва 33
Волго-Вятский  район 5,5
Центрально-Черноземный  район 2
Поволжский  район 3
Северо-Кавказский район 2
Уральский район 10
Западно-Сибирский  район 2
Восточно-Сибирский  район 0,8
Дальневосточный район 0,3
Калининградский район 0,1
 
 

      В сложившейся экономической ситуации постепенного укрепления рубля, что означает снижение привлекательности экспорта и увеличение привлекательности импорта, предложение шампуней может приблизиться к значению верхней границы потребления (или к перенасыщению рынка). В данных условиях преимущество будут иметь компании-производители, располагающие развитой сбытовой сетью в регионах и предлагающие качественную продукцию во всех ценовых сегментах, увеличится значение торговых марок.

      Районов с избыточным внутренним производством  всего два — Северо-западный и Центральный. Именно в этих регионах, а точнее, в центрах этих районов — Санкт-Петербурге и Москве сосредоточены основные мощности по производству косметической продукции.

1.4 Импорт шампуней в Россию

       По данным Государственного таможенного комитета импортные поставки шампуней в Россию росли до 1997 года (Рисунок 1.3), что объясняется формированием среднего класса, потреблявшего качественную косметику, которая не могла производиться отечественной промышленностью. Кризис 1998 года и девальвация резко изменили эту ситуацию. Объемы импорта в 1999 году по сравнению с 1998 годом упали почти 4 раза.

                                                                                              

                                                                                                    Рисунок 1.3

      Динамика  официального импорта* шампуней в Россию в 1995-2001г.г., тыс.тон
 

* Включая ввоз из  республики Беларусь

      По  оценкам экспертов-таможенников, с 1994 по 1996 доля так называемого "черного импорта", т.е. проникающего в Россию без заполнения деклараций, а потому не учитывающегося ГТК составляла порядка 30% легальных поставок. В последние 3 года, после ужесточения налогового контроля, доля нелегального импорта составляет не более 20% от легальных поставок. Оценка динамики импорта с учетом нелегальных поставок показана на рисунке 1.4. 
 

      

                                                                          

                                                                                                 Рисунок 1.4

      Оценка  динамики импорта* шампуней в Россию в 1995-2001 г.г., тыс.тон. 

* Включая ввоз из Республики Беларусь 

      На  рисунке видно, что 1996 и 1997 годы были пиковыми по объему импорта. По мнению экспертов, не весь импорт был потреблен населением России в период 1996-1997 годы, и значительная часть импортной продукции пришлась на переходящие складские запасы. Кризис августа 1998 г. привел к увеличению складских запасов и снижению импорта в 1998 году (почти на 28%) и еще более резкому в 1999 (почти в 3 раза).

       

     1.5 Торговля с Республикой Беларусь

      После создания Единого Экономического Пространства России и Беларуси, Государственным таможенным комитетом РФ не фиксируются сделки по импорту и экспорту внутри этой территории. Ответственность за отчетность перевозок легла на Госкомстат РФ, который предоставляет общие цифры по основным позициям внешней торговли с Беларусью по данным отчетности российских и белорусских предприятий. Таким образом, не представляется возможным проследить реальное перемещение товара через российско-белорусскую границу и провести детальный анализ внешнеторговых операций.

      Так, по данным Госкомстата РФ, в 1999 году из Беларуси было ввезено 3486 т всех шампуней, что в 2Г раза больше, чем в 1998 году (1737т), стоимостью 3749 тыс. долл. (в 1998 году - 1724 тыс. долл.). При этом средняя контрактная цена сделок немного выросла по сравнению с 1998 годом (0,99 тыс. долл. за одну тонну) и составила 1,08 тыс. долл. за одну тонну. Основной причиной резкого роста ввоза шампуней из Беларуси стал кризис 1998 года, оказавший влияние на импорт в целом, склонивший чашу весов в сторону более дешевой продукции.

      В отличие от ввоза из Беларуси, вывоз в Беларусь упал в 1,5 раза и составил всего 69 т против 104 т в 1998 году, стоимостью 102 и 227 тыс. долл. соответственно (Таблица 1.7). Средняя контрактная цена выросла с 1,47 до 2,18 тыс. долл. за одну тонну. 

Таблица 1.7

Внешняя торговля шампунями  между Российской Федерацией и Республикой  Беларусь в 1998 и 1999 гг.

 
 
1998 1999
Количество, т. Стоимость, тыс. USD Количество, т. Стоимость, тыс. USD
Ввоз  из Беларуси 1737 1724 3486 3749
Вывоз в Беларусь 104 227 68 102

Информация о работе Модели организации рынка