Модели организации рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

В мировой истории рынок уже прошел путь, измеряемый тысячелетиями, и сегодня приуменьшать роль этого «экономического долгожителя» в развитии человеческой цивилизации достаточно наивно. Рыночные (обменные) процессы в экономике, объективно зародившись на базе общественного разделения труда еще в первобытную эпоху, всегда находились в состоянии известной трансформации.

Работа содержит 1 файл

1часть.doc

— 280.50 Кб (Скачать)

Глава 1.    Концепция современной рыночной экономики 

1.1 Модели организации  рынка

      В мировой истории рынок уже  прошел путь, измеряемый тысячелетиями, и сегодня приуменьшать роль этого  «экономического долгожителя» в развитии человеческой цивилизации достаточно наивно. Рыночные (обменные) процессы в экономике, объективно зародившись на базе общественного разделения труда еще в первобытную эпоху, всегда находились в состоянии известной трансформации. Причем изменчивость рыночных отношений (сначала чисто товарных, а позднее товарно-денежных) предопределялась двумя факторами:

  • уровнем развития натуральных форм производства;
  • степенью вмешательства государства в экономику.

      Их  действие приводило как к количественным, так и к качественным изменениям рынка даже в те времена, когда он существовал лишь в виде особой сферы воспроизводственного процесса, а не системы хозяйства.

      Поэтому с точки зрения общей экономической  истории допустимо выделение четырех ключевых моделей организации рынка:

    • неразвитый,
    • свободный,
    • регулируемый,
    • деформируемый.

      Причем  первая модель относится в этой классификации  к докапиталистическим способам производства, вторая — к капитализму свободной конкуренции (хотя абсолютно свободный рынок возможен лишь как теоретическая конструкция), третья — к современным высокоразвитым странам, четвертая — к странам с централизованно планируемой экономикой.

      Если  понимать под рынком целостную систему  общественного воспроизводства, основанного на обменных процессах, то придется обратиться к иной классификации моделей — уже не рынка как такового, а рыночных систем хозяйствования. В этом случае неразвитый и деформируемый рынки должны быть полностью исключены из рассмотрения, поскольку они не выступают в качестве экономических систем. Что же касается свободного рынка, то при всем его системном характере он не может быть отнесен к современным моделям организации рыночного хозяйства.

      Таким образом, все модели рыночных систем хозяйствования, сформировавшиеся на протяжении XX в. (а именно о них и должна теперь идти речь), объективно вырастают из регулируемой рыночной экономики, представляя собой ее разновидности. В основе же этих разновидностей лежат прежде всего особенности участия государства в регулировании общей совокупности хозяйственных процессов.

      Современный высокоразвитый рынок — это не хаос и разгул стихии, не отсутствие порядка и договорной дисциплины. С полным основанием его можно сегодня назвать «укрощенным хаосом», где в роли главного «укротителя» выступает государство. Разумеется, регулирование рыночных хозяйственных систем обеспечивается, с одной стороны, механизмами саморегуляции (через спрос, предложение, ценообразование и конкуренцию), а с другой — соответствующей государственной макроэкономической политикой.

        Не вдаваясь в подробности  участия государства в процессе воспроизводства, следует подчеркнуть, что известная дилемма «больше или меньше государства в экономике» — это прежде всего проблема не количества, а качества. В отличие от принципа «невидимой руки», обоснованного А. Смитом, государство опирается исключительно на принцип «руки видимой». Именно оно, обеспечивая эффективное функционирование различных рыночных структур, обязано с помощью всех имеющихся в его распоряжении инструментов содействовать развитию конкурентной системы предпринимательства, в которой при целенаправленном ограничении монополизма и олигархического обогащения формируется естественный экономический симбиоз большого, среднего и малого бизнеса, на достойном уровне удовлетворяются растущие потребности подавляющего большинства населения. Кроме того, государство превращается отныне в субъект рыночной экономики и в качестве такового должно соблюдать им же самим устанавливаемые «правила игры».

      Регулируемую  рыночную экономику принято еще  называть смешанной, поскольку в  ней происходит сложное переплетение государственных и частных «начал», которое может проявляться как в определенном сочетании государственного и частного секторов народного хозяйства (в смысле соотношения государственной и частной собственности), так и в достаточно ощутимом вмешательстве государства (даже без заметной доли его собственности) в регулирование хозяйственных и социальных процессов с помощью бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, социальной и внешнеэкономической политики.

      Отсюда  следует, что все современные модели организации рынка являются по своей сути смешанными: регулируемая рыночная система и система смешанной экономики — это тождественные понятия.

      Вряд  ли можно считать достаточно убедительным нередко встречающееся сегодня  выделение «смешанной экономики» в особую модель организации рыночного хозяйства. Не менее сомнительным представляется и обособление модели «корпоративной экономики», причем к ее характерным образцам относят, например, Японию и Швецию, из которых первая широко известна своим долгосрочным государственным стратегическим планированием, а вторая — активной социальной политикой государства в области перераспределения доходов. В этом же варианте классификации наряду с двумя названными моделями («смешанная экономика» и «корпоративная экономика») есть еще и третья — «социальное рыночное хозяйство». Что касается других попыток дифференциации моделей рынка, опирающихся преимущественно на количественный критерий (долю государственного сектора в экономике), то и они не вносят необходимой ясности в теоретическое моделирование экономической жизни общества на пороге нового тысячелетия.

      Однако  тогда возникает правомерный  вопрос: можно ли вообще подразделить организацию современной рыночной экономики (регулируемой и, конечно, смешанной и социально ориентированной) на какие-либо различные модели? Ответ однозначен: не только можно, но и необходимо.

      Отказавшись от условий схематизации сложных  хозяйственных структур, следует обратить главное внимание на факт реального существования многообразия национальных моделей рынка при явном отсутствии его единой эталонной модели. Прямым следствием такого подхода могло бы стать изучение конкретных национальных форм, в которых воплощаются общие принципы функционирования рыночной экономики, в частности принцип социальной справедливости.

      Рыночные  системы сегодняшнего, а тем более  завтрашнего дня — это системы социально ориентированного рынка. Разумеется, в разных странах степень этой ориентации различна, но проблема достижения социальной справедливости на базе рыночной системы хозяйства продолжает оставаться одной из самых главных и острых. И здесь опять-таки речь идет о смешанном подключении к решению этой проблемы как государства, так и рыночных структур.

      Путь  того или иного государства к  социальной справедливости не должен быть отделен от его пути к созиданию экономического благосостояния своих граждан'. Социальная справедливость не тождественна уравнительному распределению благ. Не тождественна она и всеобщему иждивенчеству (социальной благотворительности) в форме массового перевода населения на содержание к всесильному государству. Тотально огосударствленная экономика не вправе рассматриваться в качестве торжества социальной справедливости.

      И если говорить о рыночных отношениях в России, то лишь предельно вдумчивое использование богатого зарубежного опыта, рассредоточенного в различных национальных моделях организации рынка, а отнюдь не его механическая имитация с выборочным прицелом на какую-либо единственную модель позволит успешно завершить реформирование народного хозяйства. Однако даже наиболее ценный опыт других стран требует органического соединения с опытом отечественным  причем не на основе благих пожеланий или субъективных симпатий и пристрастий, а на твердом фундаменте теории рыночной экономики.

      Опираясь  на твердый фундамент теории рыночной экономики можно оценить развитие современного рынка парфюмерно-косметических  средств как пример «смешанной»  экономики. Который в последние  несколько лет стремительно развивает  и все больше приобретает черты  свободной модели рыночной организации. 
 
 

 1.2 Рынок парфюмерно-косметических  средств

      По  оценкам специалистов, в 1997 году российский розничный рынок парфюмерно-косметической продукции в денежном выражении составил около 3 млрд. долларов США и являлся наиболее перспективным в Восточной Европе. При этом потенциал рынка в период с 1993 по 1997 годы с каждым годом увеличивался, поэтому крупные косметические компании, такие как Procter&Gamble, Unilever, Schwarzkopf, L'Oreal и другие, стали активно бороться за рынок, часть компаний перенесла производство отдельных видов продукции в Россию.

      Доля  отечественных компаний в 1997 году составляла около 20% оборотов рынка (в долларовом эквиваленте). Российские производители были представлены в основном в дешевом секторе ("массмаркет") и среднем ценовом сегменте ("медиамаркет"). Доминирующее положение занимали 3 компании: "Свобода", "Невская Косметика", "Калина" (бывшие "Уральские Самоцветы").

      После кризиса 1998 года объем рынка в долларовом выражении сократился почти в два раза, цены на западные товары выросли в 2,5-4 раза, импорт резко сократился. Ряд крупных зарубежных компаний начал вывозить из России скопившуюся на складах продукцию. Больше всего сократился спрос в среднем ценовом сегменте. За счет этого резко увеличился нижний ценовой сегмент. Это позволило ряду российских фирм уже в сентябре 1998 года увеличить объемы производства на 60% в натуральном выражении.

      За  последний год рынок начал  медленно возвращаться к докризисному состоянию, увеличивается спрос, активизируются поставки импортных товаров. Если в стране не произойдет глобальных перемен (не будет резкого подъема курса доллара — более 34 руб. за $1, будет стабильной политическая обстановка), к концу 2002 года объемы рынка смогут восстановиться, а импорт, возможно, вернется на прежние позиции. 
 

1.3 Производство шампуней

      По  данным официальной статистики в  России в 1999 году произведено 58,5 млн. штук шампуней, что на 28% больше чем в 1998 году.                                                                     

                                                                                    

                                                                                                          Рисунок 1.1

Динамика  официального производства шампуней в России в 1995-2001 г.г., тыс. штук 

      

    Таблица 1.1

    Официальное производство шампуней в России в 1999 г.

Компания Город и  регион Объем производства в 1999 г., тыс. шт.
ЗАО "Северное Сияние" г. Санкт-Петербург 22277
ОАО "Мэзопласт" г. Москва 13993
ОАО "Концерн"Калина" (бывш. ОАО "Уральские Самоцветы") г. Екатеринбург, Свердловская область 9420
ОАО "Косметическое Объединение "Свобода" г. Москва 6613
000 "Гармония +" (бывший "Мосбытхим") г. Москва 1855
ОАО "УНПЗ" г. Уфа, Республика Башкортостан 763
АООТ "Аромат" г. Казань, Республика Татарстан 677
ОАО "Эфирное" г. Алексеевка, Белгородская область 674
ОАО "Хитон" г. Казань, Республика Татарстан 533
ЗАО "Веснянка" (бывшее ЗАО "Куйбышевазот") г. Тольятти, Самарская область 338
ОАО "Ярославский комбинат молочных продуктов" г. Ярославль 184
ОАО "Вяземский завод синтетических  продуктов" г. Вязьма, Смоленская область 126
ОАО "Воскресенские минеральные удобрения" г. Воскресенск  Московская область 100
ОАО Косметическая Фирма "Чародейка" г. Уфа, Республика Башкортостан 89
ЗАО "Невская Косметика" г. Санкт-Петербург 33
ТОО Фирма "Роза" г. Приморск-Ахтарский, Краснодарский край 32
Прочие 772
Итого: 58479

Информация о работе Модели организации рынка