Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа
В данной работе определяются методы по сбору информации
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Определение методов сбора данных……………………………………...5
1.Общая характеристика сбора данных………………………………………..5
2.Наблюдение и его роль при проведении маркетинговых
Исследований……………………………………………………………………………6
1.Этапы проведения наблюдения……………………………………………12
2.Фиксация результатов наблюдения………………………………………..14
3.Контроль и отчет о наблюдении……………………………………………15
1.3 Методы опроса……………………………………………………………………16
1.Панельный метод обследования…………………………………………..19
2.Метод фокус - групп…………………………………………………………..23
3.Методы получения данных от респондентов…………………………….26
1.3.4 Другие качественные методы…………………………………………………29
1.4 Эксперимент в системе маркетинга…………………………………………..33
Глава 2. Определение статуса конторских служащих…………………………...36
2.1 Метод исследования……………………………………………………………36
2.2 Виды работ……………………………………………………………………….38
2.3 Отношение к труду………………………………………………………………41
2.4 Проблема статуса…………………………………………………………………43
Заключение…………………………………………………………………………….45
Список используемых источников………………………………………………….46
4) члены панели интервьюируются через определенный промежуток времени, а внутри временного интервала высылают информацию по почте.
В ходе проведения панельных опросов:
— выявляют факторы и их динамику;
—
изучают мнения и оценки обследуемых относительно
товаров и организации
торговли, их изменение во времени;
— выявляют решения и намерения опрошенных и их реализацию;
— выявляют различия в поведении потребителей, принадлежащих к разным социальным слоям, живущих в разных регионах и городах и населенных пунктах разного типа;
—
изучают мотивы покупки и прогнозируют
их развитие и др.
Панели подразделяются на традиционные
и на нетрадиционные. К числу последних
относятся широко используемые общедоступные
панели (omnibus panels). При использовании традиционных
панелей одни и те же вопросы задаются
участникам панели при каждом обследовании.
При использовании общедоступной панели
каждое обследование может иметь разные
цели и при этом могут задаваться разные
вопросы, причем задается только один
или очень ограниченное число вопросов
большому числу опрашиваемых. Данный вид
панели представляет существующие источники
информации, которые могут быть быстро
задействованы с самыми разными исследовательскими
целями. Получается
как бы мгновенная фотография неких мнений, отношений и т.п. Например, маркетолог с помощью данного метода может быстро получить информацию о мнении определенной группы потребителей относительно продукта двух различных марок. На основе же традиционной панели эти же параметры изучаются в динамике; например, на основе изучения динамики покупок определенной марки товара, осуществляемых потребителями отдельных рыночных сегментов, можно исследовать количество проданных товаров, показатель рыночной доли, т.е. — рыночные тенденции.
Кроме того, можно изучать и изменение отношений потребителей к товару определенной марки, их переключение на использование товара другой марки.
Целесообразность использования тех или иных панелей определяется характером решаемых задач и выделяемым объемом средств. Поэтому перед проведением опросов потребителей исходя из целей исследования необходимо выбрать вид панели.
Большие по объему выборки панели дают более достоверные результаты или, при одинаковой достоверности, меньшие доверительные интервалы. Но более крупные по объему выборки требуют и больших затрат. Поэтому величина панели выбирается с учетом объема панельной выборки и затрат на ее формирование и эксплуатацию.
Задавшись доверительной вероятностью результатов опроса и необходимой точностью оценок, определяют объем панели.
Для анализа точности и надежности данных панельного опроса исходя из принципа минимума потерь от риска предложены пять классов надежности экспертных опросов по экономическим проблемам.
В качестве примера использования панельного метода опроса рассмотрим изучение медицинского обслуживания и рынка лекарств во Франции. В панель входило 1600 врачей (каждый двадцатый врач), работающих с частной клиентурой. Члены панели выписывали в течение одной недели раз в три месяца рецепты в специальной отрывной книжке с корешками. Это позволяло одновременно получать дубликат рецепта и определенную информацию, записанную на корешке: особенности больного, диагноз, терапевтическое воздействие, ожидаемое от выписанного лекарства, и т.д.
Процесс формирования панели в данном примере включал:
— разделение территории на регионы и категории городов;
Кроме
того, ежемесячно собирались статистические
сведения о продаже лекарств в аптеках
(в состав панели входило 307 аптек)
1.3.2 Метод фокус-группы
Можно выделить пять главных целей применения данного метода.
Обычно работу группы записывают с помощью аудио - и видеотехнических средств, а ее результаты являются основанием для проведения количественных исследований, например использования метода опроса.
Очевидно, что на возможности и эффективность использования данного метода сильное влияние оказывают культура, традиции общения и т.п. жителей разных регионов и стран. Это учитывается при формировании фокус-группы, например при определении ее численности, роли и степени активности ведущего.
Оптимальный размер фокус-
К сожалению, заранее трудно определить состав группы. Например, изъявляют желание принять участие в дискуссии 12 человек, а фактически присутствует только 6 человек.
Что касается состава группы, то рекомендуется ее формировать исходя из принципа гомогенности состава ее участников (по возрасту, виду деятельности, семейному положению и т.п.). В этом случае, считается, создаются лучшие условия для раскованной дискуссии.
Выбор участников группы прежде всего определяется целями проводимого исследования. Например, если целью является генерация новых идей об упаковке продукта, в качестве участников фокус-группы приглашаются потребители, которые покупали товары определенной марки. Обычно потенциальных участников приглашают принять участие в дискуссии с помощью телефона, хотя иногда покупателей приглашают принять участие в работе группы прямо в магазине. Желательно, чтобы в процессе формирования группы принял участие ведущий.
При «вербовке» участников группы используют как денежную форму оплаты их труда, так и натуральную в виде бесплатного предоставления определенных товаров. Очень часто накануне дня работы фокус-группы потенциальным участникам об этом напоминают. В этом случае при отказе принять участие в дискуссии существует возможность заменить таких участников.
Лучше всего в случае, когда предполагается, что дискуссия будет длиться более 1,5 часов, проводить ее в приспособленной для таких обсуждений комнате, предпочтительнее за круглым столом, в обстановке тишины и спокойствия, способствующей умственной работе.
Успешность работы фокус-группы во многом зависит от эффективности деятельности ведущего, который на основе глубокого понимания целей и задач дискуссии, без прямого вмешательства в ход дискуссии, управляет ее проведением. Он должен стремиться к балансу между естественной дискуссией среди участников и уходом от обсуждаемой темы. Ведущий должен быть высококоммуникабельным человеком, проявляющим глубокий интерес к позициям и комментариям участников группы. Обычно еще до начала дискуссии в фокус-группе ведущий готовит детальный план ее работы, стремится повысить уровень своих знаний по обсуждаемой проблематике.
При
анализе результатов работы группы
следует обратить внимание на два
важных фактора. Во-первых, на перевод
высказываний участников дискуссии
на язык категорий и понятий
К числу главных достоинств фокус-группы следует отнести следующие:
Подытоживая сказанное, к числу недостатков данного метода следует отнести возможную нерепрезентативность, субъективную интерпретацию полученных результатов, высокую стоимость на одного участника группы.
То, что результаты работы фокус-группы могут не являться репрезентативными по отношению к генеральной совокупности в целом, определяется следующим. В работе такой
группы, как
правило, принимают участие респонденты,
более активно, охотно реагирующие
на предложения подобного типа по
сравнению с генеральной
Субъективизм
интерпретации результатов
Затраты
на использование данного метода
определяются следующим. Так, в США
стоимость ведения
Использование
современных коммуникационных технологий
расширяет диапазон использования
фокус-групп. Например, позволяет организовать
взаимодействие двух групп, проводящих
сессию в различных городах.
1.3.3 Методы получения данных от респондентов
Можно
выделить следующие методы сбора
данных при проведении опросов с
участием интервьюеров или самостоятельном
заполнении анкет респондентами.
1. Интервью, осуществляемое на дому у респондента. Возможно предварительное согласование сроков интервью по телефону.
При этом методе обычно легче
установить доверительные