Методы обеспечения конкурентоспособности предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Для достижения выбора основных направлений повышения конкурентоспособности предприятий были сформулированы и решены следующие задачи:
- определение роли и значения конкуренции для повышения эффективности производства;
- изучение сущности и понятия «конкурентоспособность»;
- выявление факторов, влияющих на повышение уровня конкурентоспособности предприятий;
- анализ тенденций развития конкурентоспособности предприятий;
- изучение взаимосвязи уровня конкурентоспособности предприятий и качества продуктов;
- разработка методических подходов к определению уровня конкурентоспособности предприятий;
- разработка стратегии повышения конкурентного статуса предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. ………………..3
ГЛАВА 1. Понятие конкурентоспособности предприятия 5
1.1. Конкурентоспособность предприятия 5
1.2.Механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия 6
ГЛАВА 2. Методы оценки конкурентоспособности предприятий…………….12
2.1. Метод оценки конкурентоспособности предприятий на основе интегрального показателя 12
2.2. Метод оценки конкурентоспособности организации на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке……………………………………..14
2.3. Оценка конкурентной позиции предприятия методами финансового анализа …………………………………………………………………….15
2.3.1.Стоимость компании как интегрированный показатель ее конкурентоспособности……………………………………………..........15
2.3.2.Оценка финансового состояния предприятия...............16
2.3.3.Вероятность наступления финансовых трудностей……………..19
ГЛАВА 3. Проблемы и пути повышения конкурентоспособности предприятий……………………………………………………………………. ..…22 3.1. Инновационная модель развития экономики и направления повышения конкурентоспособности предприятий и товаров………………………………..22
3.2. Выбор конкурентной стратегии из числа альтернативных………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …..…………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа содержит 1 файл

курсач финансы.docx

— 1.03 Мб (Скачать)

      Рис. 1. Модель пяти сил (направлений) конкуренции 

      Каким образом фирма отстаивает свои преимущества в противодействии основным конкурентным силам? Каковы особенности этого  процесса в современных российских условиях?

      Конкурентная  сила поставщиков экономических  ресурсов определяется в первую очередь уровнем цен и качеством поставляемых ресурсов. Особое значение это направление конкуренции приобретает в том случае, когда доля покупаемых ресурсов в издержках производства продукции велика, и от их качества во многом зависит качество конечной продукции фирмы. Позиции поставщиков ресурсов усиливаются также и в том случае, когда их предложение ограничено, что дает возможность поставлять ресурсы на менее выгодных для покупателей условиях. В свою очередь, усилению конкурентных позиций фирм — потребителей ресурсов способствует расширение круга поставщиков, включая возможность переключения фирмы на импортные поставки ресурсов на более выгодных условиях.[5,c. 98]

      Одним из наиболее эффективных методов  усиления позиции фирм — покупателей ресурсов является проведение стратегии, направленной на установление контроля над фирмами — производителями сырья или поставщиками комплектующих изделий путем создания вертикально-интегрированных компаний. К положительным моментам вертикальной интеграции относятся: большая защищенность от колебаний цен на ресурсы, большая надежность поставок, а также более эффективная координация различных этапов производства, объединенных в единую технологическую цепочку.

      В условиях современной России вертикальная интеграция получает значительное развитие посредством создания холдингов  или финансово-промышленных групп.

      Конкурентная  сила покупателей возникает вследствие того, что покупатели (торгово-посреднические фирмы, предприятия — потребители инвестиционных товаров, а также физические лица — конечные покупатели потребительских товаров) оказывают воздействие на фирмы-производители через влияние на цены потребляемых товаров и услуг, требования к их качеству и послепродажному обслуживанию. Для обеспечения устойчивого гарантированного спроса на свою продукцию и реализацию ее на благоприятных условиях фирмы-производители во многих случаях стремятся углубить дифференциацию производимой продукции с тем, чтобы занять новые ниши на рынке и снизить свою зависимость в первую очередь от покупателей крупных партий товаров.

      Немаловажное  значение, особенно в условиях России, имеет расширение прямых поставок с  предприятий, минуя торгово-посредническую сеть, предоставление отсрочек по платежам за приобретенную покупателями продукцию, применение различных схем льготного кредитования физических лиц — конечных потребителей товаров.

      Одним из наиболее эффективных средств  усиления позиций фирм-производителей в отношении покупателей является применение стратегии расширения сферы  деятельности фирм за счет: приобретения торгово-посреднических компаний или установления контроля над структурами, находящимися между фирмами и конечными потребителями их продукции, т.е. сбытовой сетью (каналами сбыта).

      Сила  фирм, потенциально готовых выйти  на данный рынок товаров и услуг, определяется тем, что появление новых фирм на нем приводит к перераспределению рынка (или его сегмента), обострению конкуренции и снижению цен. Реальность проникновения новых фирм на рынок зависит от уровня входных барьеров, препятствующих такому проникновению. Суть их состоит в том, что они могут вызвать повышение размеров первоначальных капиталовложений или увеличение степени риска для новых фирм. К входным барьерам относятся высокая монополизация рынка, эффект масштаба (при увеличении объема выпуска суммарные издержки производства единицы продукции снижаются), патентно-лицензионная защита ключевых технологий и ноу-хау, контроль над ограниченными видами экономических ресурсов и лучшими каналами сбыта. В условиях России дополнительные барьеры связаны с криминогенным влиянием на рынок, в том числе с разделом сфер влияния между криминальными структурами.

      Конкурентная  сила фирм, производящих товары-заменители, зависит прежде всего от соотношения  цен на изделия-оригиналы и товары-заменители, а также от различий в их качественных характеристиках. Противодействие  конкуренции со стороны товаров-заменителей — это прежде всего улучшение качества производимых изделий, поддержание на приемлемом уровне цен на изделия-оригиналы, а также придание им таких уникальных свойств, которые затрудняют переход к использованию товаров-заменителей. В России наибольшая угроза со стороны товаров-заменителей вызвана расширением импорта товаров, производство которых не освоено отечественными производителями, в частности отдельных видов продовольственных товаров, медикаментов, аудио- и видеотехники, промышленного оборудования.[5,c. 101]

      Сила  соперничества между компаниями, производящими аналогичные товары и услуги, является основной силой (направлением) конкурентной борьбы, так как в наиболее концентрированном виде выявляет успехи или неудачи фирмы в обеспечении дополнительных конкурентных преимуществ. При этом конкуренция между фирмами приобретает специфический черты в зависимости от ряда факторов. Она имеет .наиболее созидательный и плодотворный характер, если на рынке уже сложилась конкурентная среда, так как в этих условиях конкурентная борьба приводит к выпуску фирмами новых видов продукции, расширению круга оказываемых ими услуг, внедрению новой технологии. Однако в России конкурентная среда только начинает складываться и во многих секторах экономики еще сохраняется олигополистическая структура рынка, унаследованная от административно-командной системы.

      Конкуренция принимает явно выраженный наступательный, агрессивный характер, когда с  появлением новых видов товаров  формируются новые сегменты рынка, проникновение на которые сулит  возможность получать высокую прибыль. В этих условиях более крупные  фирмы, стремясь увеличить свою долю на рынке, действуют агрессивно, скупая более мелкие фирмы, внедряя на них  новые технологии и расширяя выпуск продукции под своей торговой маркой. В России подобный характер конкуренция приобретает в тех  пока немногочисленных отраслях экономики, которые раньше других вышли из кризиса (так называемые точки роста), ориентированы  на реальный платежеспособный спрос  и где в этой связи конкурентная борьба принимает агрессивные формы.

        Наконец, конкурентная борьба  носит наиболее ожесточенный  и драматический характер в  депрессивных отраслях с высокими  выходными барьерами, т.е. когда затраты на уход с рынка Консервацию производства, выплату компенсации увольняемому персоналу и т.д.) превышают расходы, связанные с продолжением Конкурентной борьбы. Оказавшиеся в тяжелом финансовом положении фирмы вынуждены проводить оборонительную стратегию, стремясь удержаться на плаву, сохранить свою нишу на рынке даже в условиях падающей рентабельности и отсутствия доходов на капитал. Подобная ситуация характерна для многих отраслей современной России.

      Все основные направления укрепления конкурентных позиций фирм находят отражение  при разработке ими долгосрочной стратегии, которая в современных  российских условиях имеет ряд особенностей по сравнению со стратегиями фирм, функционирующих в условиях развитой рыночной экономики. Во-первых, целевой  установкой фирм часто является не только обеспечение устойчивой прибыли, но и сохранение занятости, чтобы  избежать обострения социальной напряженности. Во-вторых, резко повышенная степень  и специфический характер рисков принимаемых решений, к которым  в первую очередь относятся частые изменения в государственной  финансово-кредитной, налоговой, таможенной политике, а также низкая платежеспособность покупателей продукции фирмы, включая  государственные ведомства и  учреждения. 

Глава 2. Методы оценки конкурентоспособности предприятий

 

     Конкурентоспособность предприятий может быть оценена тремя методами: а) интегральным показателем, который основан на ряде единичных показателей эффективного использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов; б) на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке; в) на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке.

2.1 Метод оценки конкурентоспособности предприяиий на основе интегрального показателя

 

     Интегральный  показатель конкурентоспособности  предприятий можно определить на основе соотношения ряда показателей, отражающих экономическую эффективность ресурсов двух конкурирующих предприятий. В общем виде конкурентоспособность предприятия представляет собой функцию трех составляющих:

      ,

     где ПР, ИР - сравнительная эффективность  использования производственных ресурсов (соотношения отдельных пар показателей  сравниваемых предприятий по производительности труда, фондоотдаче, материалоотдаче), информационных и интеллектуальных ресурсов;

     Кфин - коэффициент использования финансового ресурса, который определяется соотношением отдельных пар показателей сравниваемых показателей рентабельности продукции, производства, капитала, продаж, по платежеспособности и кредитоспособности предприятия.

     Интегральный  показатель КП рассчитывается как средневзвешенная величина, где каждый показатель имеет  свою весомость. Если окажется, что  КП1 > КП2, то предприятие 1 обладает конкурентным преимуществом по сравнению с  предприятием 2.

     Наряду  с преимуществами, которые определяются связью конкурентоспособности предприятия  с показателями эффективности и  результативности его деятельности, этот метод имеет и недостаток - трудоемкость и сложность расчета  интегрального показателя конкурентоспособности. Кроме этого, по ряду причин процедура  оценки уровня конкурентоспособности  предприятия при помощи интегрального  показателя имеет ряд других проблем, среди которых следует выделить:

  • выбор критерия эффективности использования ресурсов предприятия (рентабельность производства или продукции, или капитала, или труда, или продаж; или производительность труда, или материалоемкость; или показатели финансовой устойчивости предприятия и т.д.);
  • выбор базового объекта (предприятия-лидера) для сравнения с учетом соизмеримости характеристик выпускаемой продукции по идентичности удовлетворяемых потребностей, соизмеримости сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;
  • возможности сканирования (слежения) рынка товаров при недостаточности информации с целью обеспечения возможности адекватного отражения в методе оценки конкурентоспособности предприятия ситуаций на внутренних и внешних рынках.

2.2 Метод оценки конкурентоспособности организации на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке

 

     Второй  метод определения конкурентоспособности  предприятия предполагает ее оценку через конкурентоспособность его  товаров с учетом весомости реализуемых  товаров на рынках. При этом расчет КП осуществляется по формуле [15, с.112]

      (2.2)

     где - удельный вес i-го товара предприятия в объеме всех продаж за анализируемый период, доли единицы;

      - показатель значимости рынка,  на котором реализуются товары  предприятия (рынки США, Японии, Канады и страны Евросоюза  имеют значимость 1, внешние рынки  остальных стран - 0,7, внутренний  рынок - 0,5);

      - конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке.

2.3 Оценка конкурентной позиции предприятия методами финансового анализа

 

  2.3.1 Стоимость компании как интегрированный показатель ее конкурентоспособности 

  В настоящее время показатель стоимости  компании можно считать основным показателем ее конкурентоспособности. Это связано с тем, что стоимость  компании интегрирует в себе показатели, отражающие внутреннюю ситуацию фирмы  и ее внешнее окружение, и тем  самым позволяет сопоставлять результаты деятельности различных экономических  субъектов. Кроме того, использование  показателя стоимости как главного фактора конкурентоспособности  компании можно объяснить и изменением сущности компании. До конца 80-х годов  главной задачей любой коммерческой организации было получение прибыли. В настоящее время приоритеты несколько изменились. Проблема состоит  в изменении статуса самой  компании. Фактически она превратилась в товар, собственник которого желает получить за него максимальную цену. Для  собственников стоимость компании является единственным критерием оценки его финансового благополучия, который  дает комплексное представление  об эффективности управления бизнесом. Объем продаж, прибыль, себестоимость, финансовые показатели (ликвидность, финансовая устойчивость, оборачиваемость активов  и эффективность) являются как бы промежуточными характеристиками отдельных  экономических аспектов деятельности предприятия. И лишь его стоимость  служит общим показателем, единственной характеристикой ценности товара.

Информация о работе Методы обеспечения конкурентоспособности предприятий