Методы обеспечения конкурентоспособности предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Для достижения выбора основных направлений повышения конкурентоспособности предприятий были сформулированы и решены следующие задачи:
- определение роли и значения конкуренции для повышения эффективности производства;
- изучение сущности и понятия «конкурентоспособность»;
- выявление факторов, влияющих на повышение уровня конкурентоспособности предприятий;
- анализ тенденций развития конкурентоспособности предприятий;
- изучение взаимосвязи уровня конкурентоспособности предприятий и качества продуктов;
- разработка методических подходов к определению уровня конкурентоспособности предприятий;
- разработка стратегии повышения конкурентного статуса предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. ………………..3
ГЛАВА 1. Понятие конкурентоспособности предприятия 5
1.1. Конкурентоспособность предприятия 5
1.2.Механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия 6
ГЛАВА 2. Методы оценки конкурентоспособности предприятий…………….12
2.1. Метод оценки конкурентоспособности предприятий на основе интегрального показателя 12
2.2. Метод оценки конкурентоспособности организации на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке……………………………………..14
2.3. Оценка конкурентной позиции предприятия методами финансового анализа …………………………………………………………………….15
2.3.1.Стоимость компании как интегрированный показатель ее конкурентоспособности……………………………………………..........15
2.3.2.Оценка финансового состояния предприятия...............16
2.3.3.Вероятность наступления финансовых трудностей……………..19
ГЛАВА 3. Проблемы и пути повышения конкурентоспособности предприятий……………………………………………………………………. ..…22 3.1. Инновационная модель развития экономики и направления повышения конкурентоспособности предприятий и товаров………………………………..22
3.2. Выбор конкурентной стратегии из числа альтернативных………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …..…………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа содержит 1 файл

курсач финансы.docx

— 1.03 Мб (Скачать)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

      ФИЛИАЛ

      Федерального  государственного образовательного учреждения

      высшего профессионального образования

      «СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

      в г. Калуге 

      Кафедра финансов и кредита 
 

      КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

      по  дисциплине: «Финансы»

      на  тему: «Методы обеспечения конкурентоспособности предприятий» 
 
 

                                                                           Выполнил:

                  Студент      __дневного_                    отделения

                _3_курса __________ группы, специальности _____________Финансы и кредит___________

                      _______Касочкина О.И.________

                      ФИО

                                                                          Научный руководитель:

                _______Косихина Ольга Петровна_____

                      ФИО, ученая степень (или ученое звание) 
                 

Дата  поступления проекта

в деканат ______________ 
 

Подпись специалиста:

______________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Допуск  к защите:

______________________ 
 

Подпись преподавателя:

______________________

Дата _________________ 
 
 
 
 
 
 
 

Калуга 2010

Защита  курсового проекта:

Оценка ________________ 
 

Подпись научного руководителя:

_______________________

Дата________________ 

      Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. ………………..3

ГЛАВА 1. Понятие конкурентоспособности предприятия 5

    1.1. Конкурентоспособность предприятия 5

    1.2.Механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия 6

ГЛАВА 2. Методы оценки конкурентоспособности предприятий…………….12

    2.1. Метод оценки конкурентоспособности предприятий  на основе интегрального показателя 12

    2.2. Метод оценки конкурентоспособности организации на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке……………………………………..14

    2.3. Оценка конкурентной позиции предприятия методами финансового анализа …………………………………………………………………….15

    2.3.1.Стоимость компании как интегрированный показатель ее конкурентоспособности……………………………………………..........15  
    2.3.2.
    Оценка финансового состояния предприятия...............16 
    2.3.3.Вероятность наступления финансовых трудностей……………..19

ГЛАВА 3. Проблемы и пути повышения конкурентоспособности предприятий……………………………………………………………………. ..…22            3.1. Инновационная модель развития экономики и направления повышения конкурентоспособности предприятий и товаров………………………………..22

3.2. Выбор конкурентной стратегии из числа альтернативных………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …..…………………….38  

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 40

Введение

     Один  из основополагающих принципов рыночной экономики - свободная конкуренция  товаропроизводителей.

     Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она  превратилась в главный рычаг  рыночного регулирования общественного  производства. К середине XIX в. получил широкое развитие рынок свободной конкуренции, не регулируемый государством. Такой рынок воздействовал на товаропроизводителей исключительно через механизм спроса и предложения, колебания цен, постоянно заставляя считаться с требованиями потребителей, улучшать качество, повышать производительность труда, расширять производство, снижать издержки.

     В условиях формирующегося рынка преобладает  стихийное начало конкуренции, сопровождающееся разрушительными процессами – банкротствами, кризисами и т.п. В условиях сформированного рынка конкуренция становится организованной.

     Конкуренция имеет важное значение в механизме  рынка. Она стимулирует деятельность производителей. Через конкуренцию  они как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно - технического прогресса. Но следует учитывать, что конкуренция  обостряет противоречия экономических  интересов производителей, обуславливает  рост непроизводственных издержек, побуждает  создание монополий. Без вмешательства  государства конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики.

      Анализируя  развитие общества в целом, а также  его различных групп и составных  частей, можно выделить следующую  закономерность: постоянное возрастание конкуренции на всех уровнях, между всеми участниками общественных процессов, во всех отраслях и сферах жизни. Конкуренция никогда не исчезает, она может видоизменяться, эволюционировать, переходить из одной плоскости в другую, но всегда имеет четко выраженный вектор на усиление и обострение. Можно говорить о конкуренции между людьми, различными продуктами и услугами, о конкуренции между предприятиями, регионами и странами. Конкуренция является очень мощным двигателем развития, постоянного совершенствования, а значит, прогресса в обществе.

      Предприятия Российской Федерации находятся  на этапе структурных преобразований. Устойчивое функционирование предприятия  в значительной степени определяется эффективностью его развития. Стратегия  устойчивого развития предприятия  направлена на повышение конкурентоспособности  его продукции за счет умения предприятия  эффективно использовать финансовый, производственный, интеллектуальный и  трудовой потенциалы.[1,с. 46]

      Развитие  предприятий и их место в рыночной экономике зависят от уровня конкурентоспособности, а также умения адаптироваться к  сложившимся социально-экономическим  условиям.[2,с.54]. Конкурентоспособность каждого отдельного предприятия складывается под воздействием различных факторов производственно-экономической деятельности. Важное значение в этом занимают качество выпускаемой продукции, уровень используемой техники и технологии, организации производства, труда и управления, развития социальной среды. Отсутствие научно-методического обоснования повышения конкурентного статуса предприятия подтверждает актуальность данной работы.

      Вопросы повышения конкурентоспособности предприятий нашли определенное отражение в работах известных ученых. Однако, несмотря на важность проведенных ими исследований, многие аспекты этой проблемы не были изучены. Так, вопросы повышения качества продукции, надежности оборудования, их влияние на уровень конкурентоспособности предприятий не были проработаны в достаточной мере. Этим обосновывается выбор темы исследования и круг научных проблем, являющихся предметом изучения.

      Для достижения выбора основных направлений  повышения конкурентоспособности предприятий были сформулированы и решены следующие задачи:

      - определение роли и значения  конкуренции для повышения эффективности производства;

      - изучение сущности и понятия  «конкурентоспособность»;

      - выявление факторов, влияющих на  повышение уровня конкурентоспособности предприятий;

      - анализ тенденций развития конкурентоспособности  предприятий;

      - изучение взаимосвязи уровня  конкурентоспособности предприятий и качества продуктов;

      - разработка методических подходов  к определению уровня конкурентоспособности предприятий;

      - разработка стратегии повышения  конкурентного статуса предприятий.

      Предмет исследования - производственная, организационно-экономическая деятельность предприятий.

      Объект  исследования – конкурентоспособность предприятия.

      Теоретической и методологической основой исследования являются экономическая теория, научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам повышения конкурентоспособности предприятий.

Глава 1. Понятие конкурентоспособности предприятия

1.1. Конкурентоспособность предприятия

 

    Основной  целью любой фирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке (или его сегменте), рост или, по крайней мере, стабильное получение  прибыли. Это возможно только при  ориентации на максимизацию прибыли, главным  средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности.[3,c. 95]

      Все большую актуальность эта проблема приобретает для российских предприятий, прежде всего в тех сферах экономики, где начинает формироваться конкурентная среда, — в розничной торговле, общественном питании, пищевой промышленности, сборке и продаже персональных компьютеров и др. Конкурентоспособность фирмы — это ее реальная и потенциальная способность изготовлять и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и неценовым (качественным) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других фирм-конкурентов.

      Конкурентоспособность фирмы — понятие относительное. Она может быть выявлена и оценена только путем сравнения фирм, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом.

      Теория  конкурентоспособности фирмы и  ее конкурентных преимуществ разработана  в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина и др. Однако новые тенденции  в развитии мировой экономики  потребовали пересмотра ортодоксальных взглядов. В последнее десятилетие  наиболее значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности  фирм внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др. Анализируя причины высокой конкурентоспособности  фирм, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия  и эффективного использования сложившихся  в стране базирования условий: необходимых  факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной  политики и даже благоприятных случайностей.

1.2. Механизм  обеспечения конкурентоспособности  предприятия

 

      Конкурентные  преимущества фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с  так называемыми пятью силами (направлениями) конкуренции, т.е. с  другими продавцами аналогичной  продукции, фирмами — потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции. Их можно рассматривать как основные рыночные силы. Аналитическую концепцию взаимодействия основных конкурентных сил можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).[5,c. 96]

      Модель  пяти сил (направлений) конкуренции — это эффективный метод анализа основных конкурентных сил, влияющих на положение фирмы на рынке. Эта модель дает возможность более целенаправленно оценить конкурентную обстановку на рынке и на этой основе разработать такой вариант долгосрочной стратегии фирмы, который в наибольшей мере обеспечит ее защиту от воздействия конкурентных сил и одновременно будет способствовать созданию дополнительных конкурентных преимуществ. 

Информация о работе Методы обеспечения конкурентоспособности предприятий