Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 17:16, курсовая работа
Для достижения выбора основных направлений повышения конкурентоспособности предприятий были сформулированы и решены следующие задачи:
- определение роли и значения конкуренции для повышения эффективности производства;
- изучение сущности и понятия «конкурентоспособность»;
- выявление факторов, влияющих на повышение уровня конкурентоспособности предприятий;
- анализ тенденций развития конкурентоспособности предприятий;
- изучение взаимосвязи уровня конкурентоспособности предприятий и качества продуктов;
- разработка методических подходов к определению уровня конкурентоспособности предприятий;
- разработка стратегии повышения конкурентного статуса предприятий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. ………………..3
ГЛАВА 1. Понятие конкурентоспособности предприятия 5
1.1. Конкурентоспособность предприятия 5
1.2.Механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия 6
ГЛАВА 2. Методы оценки конкурентоспособности предприятий…………….12
2.1. Метод оценки конкурентоспособности предприятий на основе интегрального показателя 12
2.2. Метод оценки конкурентоспособности организации на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке……………………………………..14
2.3. Оценка конкурентной позиции предприятия методами финансового анализа …………………………………………………………………….15
2.3.1.Стоимость компании как интегрированный показатель ее конкурентоспособности……………………………………………..........15
2.3.2.Оценка финансового состояния предприятия...............16
2.3.3.Вероятность наступления финансовых трудностей……………..19
ГЛАВА 3. Проблемы и пути повышения конкурентоспособности предприятий……………………………………………………………………. ..…22 3.1. Инновационная модель развития экономики и направления повышения конкурентоспособности предприятий и товаров………………………………..22
3.2. Выбор конкурентной стратегии из числа альтернативных………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …..…………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ
Федерального государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
в
г. Калуге
Кафедра
финансов и кредита
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине: «Финансы»
на
тему: «Методы обеспечения конкурентоспособности
предприятий»
Студент __дневного_ отделения
_3_курса __________ группы, специальности _____________Финансы и кредит___________
_______Касочкина О.И.________
ФИО
_______Косихина Ольга Петровна_____
ФИО,
ученая степень (или
ученое звание)
Дата поступления проекта
в деканат
______________
Подпись специалиста:
______________________
Допуск к защите:
______________________
Подпись преподавателя:
______________________
Дата _________________
Калуга 2010
Защита курсового проекта:
Оценка
________________
Подпись научного руководителя:
_______________________
Дата________________
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Понятие конкурентоспособности предприятия 5
1.1. Конкурентоспособность предприятия 5
1.2.Механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия 6
ГЛАВА 2. Методы оценки конкурентоспособности предприятий…………….12
2.1. Метод оценки конкурентоспособности предприятий на основе интегрального показателя 12
2.2. Метод оценки конкурентоспособности организации на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке……………………………………..14
2.3. Оценка конкурентной позиции предприятия методами финансового анализа …………………………………………………………………….15
2.3.1.Стоимость
компании как интегрированный показатель
ее конкурентоспособности………………………
2.3.2.
2.3.3.Вероятность наступления финансовых
трудностей……………..19
ГЛАВА
3. Проблемы и пути повышения конкурентоспособности
предприятий…………………………………………………
3.2. Выбор конкурентной стратегии из числа альтернативных………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …..…………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
Один из основополагающих принципов рыночной экономики - свободная конкуренция товаропроизводителей.
Конкуренция
возникла одновременно с товарным производством,
однако лишь при капитализме она
превратилась в главный рычаг
рыночного регулирования
В условиях формирующегося рынка преобладает стихийное начало конкуренции, сопровождающееся разрушительными процессами – банкротствами, кризисами и т.п. В условиях сформированного рынка конкуренция становится организованной.
Конкуренция
имеет важное значение в механизме
рынка. Она стимулирует деятельность
производителей. Через конкуренцию
они как бы контролируют друг друга.
Их борьба за потребителя приводит
к снижению цен, уменьшению издержек
производства, улучшению качества продукции,
усилению научно - технического прогресса.
Но следует учитывать, что конкуренция
обостряет противоречия экономических
интересов производителей, обуславливает
рост непроизводственных издержек, побуждает
создание монополий. Без вмешательства
государства конкуренция
Анализируя
развитие общества в целом, а также
его различных групп и
Предприятия
Российской Федерации находятся
на этапе структурных
Развитие
предприятий и их место в рыночной
экономике зависят от уровня конкурентоспособности,
а также умения адаптироваться к
сложившимся социально-
Вопросы
повышения
Для достижения выбора основных направлений повышения конкурентоспособности предприятий были сформулированы и решены следующие задачи:
-
определение роли и значения
конкуренции для повышения
- изучение сущности и понятия «конкурентоспособность»;
-
выявление факторов, влияющих на
повышение уровня
-
анализ тенденций развития
-
изучение взаимосвязи уровня
конкурентоспособности
-
разработка методических
-
разработка стратегии
Предмет исследования - производственная, организационно-экономическая деятельность предприятий.
Объект исследования – конкурентоспособность предприятия.
Теоретической и методологической основой исследования являются экономическая теория, научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам повышения конкурентоспособности предприятий.
Основной целью любой фирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке (или его сегменте), рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности.[3,c. 95]
Все большую актуальность эта проблема приобретает для российских предприятий, прежде всего в тех сферах экономики, где начинает формироваться конкурентная среда, — в розничной торговле, общественном питании, пищевой промышленности, сборке и продаже персональных компьютеров и др. Конкурентоспособность фирмы — это ее реальная и потенциальная способность изготовлять и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и неценовым (качественным) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других фирм-конкурентов.
Конкурентоспособность фирмы — понятие относительное. Она может быть выявлена и оценена только путем сравнения фирм, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом.
Теория
конкурентоспособности фирмы и
ее конкурентных преимуществ разработана
в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера,
Б. Олина и др. Однако новые тенденции
в развитии мировой экономики
потребовали пересмотра ортодоксальных
взглядов. В последнее десятилетие
наиболее значительный вклад в разработку
проблем конкурентоспособности
фирм внесли американские экономисты
И. Ансофф, М. Портер и др. Анализируя
причины высокой
Конкурентные преимущества фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с так называемыми пятью силами (направлениями) конкуренции, т.е. с другими продавцами аналогичной продукции, фирмами — потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции. Их можно рассматривать как основные рыночные силы. Аналитическую концепцию взаимодействия основных конкурентных сил можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).[5,c. 96]
Модель
пяти сил (направлений) конкуренции —
это эффективный метод анализа основных
конкурентных сил, влияющих на положение
фирмы на рынке. Эта модель дает возможность
более целенаправленно оценить конкурентную
обстановку на рынке и на этой основе разработать
такой вариант долгосрочной стратегии
фирмы, который в наибольшей мере обеспечит
ее защиту от воздействия конкурентных
сил и одновременно будет способствовать
созданию дополнительных конкурентных
преимуществ.
Информация о работе Методы обеспечения конкурентоспособности предприятий